Версия для печати

Минфин опять схитрил

Михайлов Виктор
22 сентября Государственная Дума рассмотрит в первом чтении проект бюджета на 2006 г. Первое чтение - это принятие концепции документа в целом. То есть рассмотрение депутатами по сути лишь двух цифр: доходов и расходов бюджета. Обсуждение проекта по разделам и статьям - прерогатива второго и третьего чтений. Корреспонденту "ВПК" удалось познакомиться с проектом бюджета. И вот что он выяснил. Широко разрекламированная прибавка к денежному довольствию ждет военных только с начала следующего года, а не 1 сентября года нынешнего, как обещалось. Да и увеличение будет всего на 15%. Горюче-смазочных материалов Вооруженные Силы РФ получат столько же, сколько и в 2005 г. Так что на "взлет" интенсивности боевой учебы вряд ли следует рассчитывать. И этот ряд еще долго можно перечислять: На что же тогда будет потрачен увеличенный почти на четверть военный бюджет?

Министр финансов РФ Алексей Кудрин
Иллюстрация www.vpk-news.ru


ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ 2006 ГОДА НЕ ОТНЕСЕН К ЧИСЛУ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ПРАВИТЕЛЬСТВА


22 сентября Государственная Дума рассмотрит в первом чтении проект бюджета на 2006 г. Первое чтение - это принятие концепции документа в целом. То есть рассмотрение депутатами по сути лишь двух цифр: доходов и расходов бюджета. Обсуждение проекта по разделам и статьям - прерогатива второго и третьего чтений. Корреспонденту "ВПК" удалось познакомиться с проектом бюджета. И вот что он выяснил. Широко разрекламированная прибавка к денежному довольствию ждет военных только с начала следующего года, а не 1 сентября года нынешнего, как обещалось. Да и увеличение будет всего на 15%. Горюче-смазочных материалов Вооруженные Силы РФ получат столько же, сколько и в 2005 г. Так что на "взлет" интенсивности боевой учебы вряд ли следует рассчитывать. И этот ряд еще долго можно перечислять: На что же тогда будет потрачен увеличенный почти на четверть военный бюджет?
{{direct_hor}}
Начнем, как и депутаты при рассмотрении проекта федерального бюджета, с общих цифр. Доходы в 2006 г. предусматриваются в сумме 5 трлн. 46,1 млрд. рублей, что соответствует 20,7% от ВВП. Расходы - 4 трлн. 270,1 млрд. рублей. Заложенный профицит бюджета - 776 млрд. рублей. На обеспечение национальной обороны планируется выделить 667,3 млрд. рублей. Это на 21,4% (117,6 млрд. рублей) больше, чем в текущем году, и составляет 2,74% от ВВП, или 15,6% от общих расходов проекта бюджета. Однако отметим, что ни национальная оборона, ни правоохранительная деятельность не были отнесены "на стадии формирования федерального бюджета" к числу приоритетных задач.

УВЕЛИЧЕННАЯ ПОЛУЧКА - ТОЛЬКО С 1 ЯНВАРЯ

По подразделам деньги, выделяемые на оборону, правительство предлагает разделить следующим образом. По подразделу "Вооруженные Силы Российской Федерации" расходы определены в сумме 497 млрд. 771,2 млн. рублей, что на 23% выше уровня 2005 г. Данный подраздел предусматривает расходы на текущее содержание и обеспечение ВС РФ, а также на закупку и ремонт вооружения и военной техники в целях обеспечения Государственной программы вооружения в рамках гособоронзаказа.

По мнению чиновников Минфина, где готовился проект бюджета, "предлагаемые параметры полностью обеспечивают выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу" (цитируем по пояснительной записке к проекту бюджета-2006). В целом на выплату денежного довольствия военнослужащих предполагается затратить 106,6 млрд. рублей. Это с учетом того, что в наступающем году военнослужащих, причем сразу с 1 января, ждет повышение денежного довольствия на 15% (соответственно, будут увеличены и военные пенсии). В этой связи процитируем пояснительную записку к проекту бюджета: "Размер увеличения денежного довольствия военнослужащих превышает прогнозируемый уровень инфляции на 2006 г., что обеспечивает как реализацию законодательной нормы повышения размеров денежного довольствия военнослужащих с учетом уровня инфляции и одновременно, в одинаковой пропорции с увеличением размеров денежного содержания федеральных государственных служащих, так и повышение социального статуса военнослужащих за счет реального роста уровня денежного довольствия".

Тут сразу нужно напомнить, что в соответствии с указаниями президента РФ денежное содержание военнослужащих за три года должно быть увеличено в 1,5 раза. Итак, с 1 января 2006 г. военнослужащих ждет прибавка в 15%. Следующее повышение планируется в два этапа - с 1 января и 1 ноября 2007 г. (соответственно на 10 и 15%), а затем и еще с 1 сентября 2008 г. (на 15%). Для сравнения: судьям и прокурорам денежное содержание повысили с 1 июля текущего года сразу на 80%, а с 1 января 2006 г. намечается увеличение еще на 30%. Что касается военных, то в начале лета нынешнего года на уровне правительства не раз говорилось, что прибавка в 15% их ждет с 1 сентября с.г. Правда, при этом в документах указывалось, что это произойдет лишь "исходя из наполняемости бюджета". Удивляет, что этой самой наполняемости (при нынешних ценах на нефть!) не произошло. Понятно, что гарнизонный люд ждал повышения получки именно с 1 сентября. И то, что его "просят подождать" целых четыре месяца, не повышает в глазах офицеров, прапорщиков и солдат-контрактников, мягко говоря, авторитет правительства и государства в целом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МИЛЛИАРДЫ ДЛЯ... ОЛИГАРХОВ

В будущем году, согласно проекту бюджета, увеличится и стоимость продовольственного пайка - с сегодняшних 56 рублей до 63,6 рублей в сутки. Однако это касается только тех военных, кто питается по месту службы или получает продпаек (офицеры и прапорщики, проходящие службу в районах Крайнего Севера). Всем остальным, получающим денежную компенсацию взамен продпайка (более 90% действующих офицеров и прапорщиков), будут по-прежнему платить по 20 рублей в сутки. Эта сумма остается и для расчетов военных пенсий. Заметим, что Конституционный суд России уже признал данную практику незаконной. Даже направил соответствующее представление в правительство, потребовав изменить подход к выплате денежной компенсации, которая должна соответствовать "стоимости продовольственного пайка" ("ВПК" писал об этом в №28 за 2005 г.). Однако правительство в очередной раз проигнорировало мнение высшей судебной инстанции страны. Обратят ли на это внимание депутаты?


В 2006-м году армия получит ГСМ столько же, сколько и в нынешнем.
Фото Леонида ЯКУТИНА
В целом на продовольственное обеспечение ВС РФ в будущем году запланировано истратить 21 млрд. 818,6 млн. рублей. 8 млрд. 524,6 млн. рублей намечено выделить на вещевое обеспечение. Здесь нужно пояснить, что под последним бюджет подразумевает вещевое имущество (форменная одежда, полевая одежда, белье, обувь, снаряжение) и инвентарное имущество (теплые вещи, постельные принадлежности, предметы снаряжения, лагерные и специальные палатки, специальную и летно-техническую одежду, санитарно-хозяйственное имущество).

Более чем на четверть (на 27,4%) в 2006 г. будут увеличены расходы на специальное топливо и горюче-смазочные материалы. Однако, как следует из пояснительной записки к проекту бюджета, военным не стоит ожидать увеличения объемов ГСМ, так как "в расчет принята сложившаяся на 2005 год потребность на закупку нефтепродуктов, в том числе - автобензин, авиабензин, дизельное топливо, авиакеросин, мазут, без увеличения физических объемов этих закупок против уровня 2005 года".

Но даже это позволяет, по определению минфиновских чиновников, "обеспечить уровень и интенсивность проведения боевой подготовки войск (сил)". Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительные миллиарды на ГСМ (увеличение финансирования по этой статье составит около 8 млрд. рублей по сравнению с текущим годом) "предназначены" нефтяным олигархам, регулярно повышающим цены на горючее даже для армии, предназначенной их защищать. В целом на ГСМ планируется выделить 29 млрд. 269,2 млн. рублей.

Транспортные расходы Вооруженных Сил - это грузовые перевозки, проезд военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей в отпуска и на лечение, прочие воинские перевозки, а также ремонт собственного подвижного состава и подъездных путей - определены в размере 19,3 млрд. рублей. При этом, как подчеркивается в проекте, ассигнования, связанные с реализацией законодательства о бесплатном проезде, "увеличены в 2006 году исходя из реального роста цен на проезд в купейных вагонах". Коммунальные услуги Минобороны планируются на уровне почти 24 млрд. рублей, а на услуги связи - почти 2,5 млрд. рублей. Последние в 1,6 раза больше, чем в текущем году.

90 МИЛЛИАРДОВ НА РАЗРАБОТКУ ОРУЖИЯ

Наибольшее увеличение расходов - сразу в 3,3 раза - ожидается по подразделу "Мобилизационная и вневойсковая подготовка": с 1,895 млрд. рублей в текущем году до 6,181 млрд. Как следует из проекта, здесь учтены средства на проведение медицинского освидетельствования граждан, на мероприятия по первоначальной постановке граждан на воинский учет и их призыв на военную службу, повседневную деятельность военных комиссариатов, подготовку граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ), на проведение военных сборов с офицерами, сержантами и солдатами, пребывающими в запасе. По последнему пункту только на компенсацию среднего заработка проходящим военные сборы предусматривается 1,2 млрд. рублей. А постановка граждан на первичный воинский учет обойдется казне в миллиард рублей.

Неизменными остаются ассигнования, выделяемые на мобилизационную подготовку экономики, - 3,5 млрд. рублей, как и в текущем году. Самый минимально финансируемый подраздел "военного бюджета" - подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности. "Борьба за мир" обойдется российской казне всего в 98,3 млн. рублей. Но и это на 60% больше, чем отпускалось на эти цели на текущий год. Увеличение связано с планируемым направлением миротворческого воинского контингента РФ в Судан.

Почти на четверть вырастут военные расходы по подразделу "Ядерно-оружейный комплекс". 10,7 млрд. рублей выделяется Федеральному агентству по атомной энергии для создания серийного производства ядерных боеприпасов, а также на обеспечение надежности и безопасности производства спецматериалов и комплектующих изделий.

Более шести миллиардов рублей готова затратить Россия в 2006 г. на реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества, а также на арендную плату за полигоны и военные базы за рубежом. В частности, годовая аренда "Байконура" обойдется нашей стране в 115 млн. долларов США, а Габалинской РЛС (РЛС "Дарьял") в Азербайджане - 13,2 млн. долларов США.

На прикладные научные исследования в области национальной обороны планируется выделить 93,6 млрд. рублей. 95% этих средств, отмечается в пояснительной записке к проекту, относится к расходам Минобороны и Росатома по реализации Государственной программы вооружений в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Около пятидесяти миллиардов рублей выделяется на подраздел "Другие вопросы в области национальной обороны". К последним, в частности, относятся расходы по федеральным целевым программам "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 гг.)", "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 гг." и другие.

60:40 В ПОЛЬЗУ СОДЕРЖАНИЯ

Экспресс-анализ военного бюджета страны показывает, что пока так и не удается выйти хотя бы на паритетное финансирование расходов по содержанию Вооруженных Сил и их развитию. Соотношение - 60:40 в пользу содержания. То есть мы опять проедаем больше, чем развиваемся. Военные же аналитики утверждают, что армия развивается только при другом, прямо противоположном соотношении: 40% военного бюджета - на содержание, а 60% - на развитие. Придем ли мы к этому?

Виктор МИХАЙЛОВ

Опубликовано в выпуске № 34 (101) за 14 сентября 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц