Версия для печати

Проект 677

«Борей» в серии, на очереди «Лада»
Карнозов Владимир

Накал противостояния со странами Североатлантического блока существенно ослаб, однако полностью не исчез. Соответственно сохраняется необходимость в эффективных средствах обеспечения действий подводных ракетоносцев и других сил флота как в наших территориальных водах, так и за их пределами. Для решения этой задачи лучше всего подойдут неатомные подлодки проекта 677 «Лада». Они предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.

Накал противостояния со странами Североатлантического блока существенно ослаб, однако полностью не исчез. Соответственно сохраняется необходимость в эффективных средствах обеспечения действий подводных ракетоносцев и других сил флота как в наших территориальных водах, так и за их пределами («ВПК», №№ 31, 32, 2012). Для решения этой задачи лучше всего подойдут неатомные подлодки проекта 677 «Лада». Они предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.

Головной корабль проекта 955 «Борей» под названием «Юрий Долгорукий» уже находится в составе ВМФ России, а серийные «Александр Невский» и «Владимир Мономах» планируются к сдаче в конце года. Многие из тех, кто занят в отечественной судостроительной промышленности, вздохнули с облегчением.

Проект 677 — часть I

«Перед нами стоит задача сделать для Военно-морского флота России качественные, мощные, надежные, современные лодки, – говорит генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит. – Для нас это радость и гордость. С конструкторами ЦКБ «Рубин» эти чувства разделяют многие тысячи тружеников на заводе в Северодвинске, смежных предприятиях, все, кто участвовал в создании стратегических ракетоносцев нового поколения. А таких предприятий и людей очень много». При этом Вильнит подчеркивает, что отечественному флоту мало иметь лишь стратегические ракетоносцы. Для обеспечения их действий требуется определенное количество кораблей различных классов, включая неатомные подводные лодки.

В отличие от США, Великобритании и Франции у нас практически нет прямых выходов в океан. За исключением портов на Камчатке кораблям ВМФ России требуется пройти известные рубежи перед тем, как оказаться на просторах Мирового океана. В годы холодной войны американские субмарины несли непрерывное дежурство у военно-морских баз с целью обнаружить наши подводные крейсеры, выявить их характерные особенности, снять шумовые портреты. Обнаружение стратегического ракетоносца, особенно на выходе из базы или на переходе в зону патрулирования, срывало задание и замысел командования. А слежение за атомоходом нередко представляло серьезную опасность для экипажа из-за возможности столкновения с преследователем (подобные случаи в истории подводного флота исчисляются десятками).

Дизель-электрические подлодки советского ВМФ часто ходили в море именно для обеспечения действий стратегических ракетоносцев в ближней зоне. В своем первом выходе из базы на Камчатке только что принятая флотом первая тихоокеанская «Варшавянка» (подводная лодка проекта 877) обнаружила американскую атомную подводную лодку типа Los Angeles.

Повышенное внимание

Потенциал, заложенный конструкторами «Рубина» в новую лодку, дает возможность использовать ее как в прибрежных, так и в морских акваториях, в том числе на Балтике и Черном море, имеющих статус неядерных. На совещании в Северодвинске 30 июля 2012 года президент России Владимир Путин сказал: «До 2020 года в состав флота войдет 51 современный боевой надводный корабль, а также 16 многоцелевых подводных лодок». Часть из них будет типа «Лада».

Здесь уместно напомнить о принятой Соединенными Штатами концепции Air-Sea Battle по подавлению сил, препятствующих доступу ВМС США в прибрежные районы стран – возможных противников. Она заключается в содержании мощных корабельных группировок практически по всему миру, что вполне позволяет имеющийся флот из трехсот боевых кораблей, включая десяток авианосцев. С появлением в составе отечественного ВМФ дизель-электрических подлодок третьего поколения они (вместе с ракетоносной авиацией) стали, по признанию самих американских военных, очевидным источником опасности для их моряков. Согласно отчету Office of Naval Intelligence (ONI) за 2009 год за время серийного производства заметность «Варшавянок» снизилась. Оценка шумности головного корабля проекта 677 установлена ONI на уровне предыдущего (третьего) поколения. Это весьма странно и скорее всего является следствием недостатка у американцев достоверной информации. Можно предположить, что обнаружение и нейтрализация лодок типа «Лада» будет трудной задачей даже для ВМС США.

В октябре 2006 года китайская субмарина класса Song всплыла в непосредственной близости (пять миль) от авианосца Kitty Hawk (CV-63), когда ударная группа маневрировала возле островов Окинава. Лодка была обнаружена визуально летчиком одного из пролетавших самолетов, отрабатывавших учебное задание. Этот случай стал еще одним свидетельством недостаточной эффективности противолодочной обороны авианосного соединения даже по отношению к субмаринам типа Song, которые ONI считает менее опасными противниками в сравнении с проектами 636 и 677.

Новая российская субмарина представляет интерес и для наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Сегодня, когда гособоронзаказ на ряде ключевых предприятий отрасли в денежном выражении превзошел экспортные контракты, многие руководители и специалисты не забывают, что именно экспорт позволил пережить «перестройку» и ее последствия. «Продажа дизель-электрических подлодок за рубеж была определенным и, пожалуй, главным фактором в сохранении предприятия», – сказал в одном из интервью академик Игорь Спасский, вспоминая, что в те годы численный состав ЦКБ «Рубин» сократился наполовину. Тогда строительство большого количества кораблей проектов 877ЭКМ и 636 серьезно поддержало «Рубин», Адмиралтейские верфи и сотни компаний-поставщиков.

Повышенное внимание к рубиновским лодкам со стороны иностранных государств наблюдается со времени появления на их борту ракетного оружия. В первую очередь речь идет о Club-S, экспортном варианте комплекса «Калибр». Первый ракетный пуск (с ПЛ проекта 877ЭКМ) состоялся в июле 2000 года. Комплекс Club-S позволяет подлодке, находящейся в подводном положении, запускать ракеты нескольких типов, предназначенных для уничтожения надводных целей (3М-54Э), а также для нанесения ударов по берегу и далеко в глубь его территории (3М-14Э). В итоге общая боевая эффективность отечественных неатомных подводных лодок значительно выросла. Кроме Club-S, в арсенале российского и индийского флота появились мощные сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс» и BrahMos.

Малазийское зеркало

Участие в международных конкурсах и борьбе за контракты развивающихся стран на равных с европейскими судостроителями дает коллективу ЦКБ «Рубин» хороший стимул для дальнейшего развития и поиска новых решений. Большой интерес к российской военно-морской технике наблюдался в ходе выставки LIMA 2013, на которую традиционно собираются представители многих государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Считается, что на его долю придется более половины продаж неатомных подводных лодок в период до 2030 года.

Внимательно осмотрели российские стенды и представленные на них модели подлодок и высокопоставленные малайские военачальники. После известных событий в Сабахе их особенно интересуют различные виды военно-морской техники, способной действовать в водах, омывающих Малаккский полуостров и остров Борнео. «Они ведут активное изучение всего самого современного на рынке. Мы с удовольствием показали нашим гостям представленные на стенде экспонаты, рассказали об их характеристиках и особенностях. В первую очередь мы предлагаем «Амур 1650» как действительно очень мощное оружие. При этом добавляем, что у нас есть и корабль практически вдвое меньшего водоизмещения – «Амур 950». Малайзия и соседние с ней страны обращают особое внимание на «прибрежное оружие». В регионе Южно-Восточной Азии много мест, где вместо больших кораблей лучше применять небольшие подводные лодки. Ракетно-торпедное вооружение у «Амура 950» тоже очень серьезное, а ценовой показатель гораздо ниже. Закупка таких кораблей будет не столь обременительна для бюджета небольшой страны», – отмечает Игорь Вильнит.

Государствам региона также предлагается малая неатомная подводная лодка S1000, близкая по водоизмещению к «Амуру 950». На S1000 установлено европейское оборудование. «При его выборе, – уточняет Вильнит, – проектировщикам ЦКБ «Рубин» серьезно помогли итальянские партнеры из Fincantieri – Cantieri Navali Italiani S.p.A. Правда, российско-итальянская лодка не имеет ракетного оружия. И соответственно стоит еще дешевле».

Наличие в составе военно-морских сил государства неатомных подлодок сравнительно небольшого водоизмещения, отличающихся высокой скрытностью действий и обладающих мощным арсеналом высокоточного оружия, в современных условиях приобретает новый смысл. Здесь большое значение имеет существенное преимущество «Амура 1650» над европейскими конкурентами – его способность наносить залповые ракетные удары.

Продолжительное плавание

Известны два пути увеличения дальности и продолжительности подводного плавания неатомных подводных кораблей – использование более современных и мощных аккумуляторных батарей и применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). В настоящее время фирмы ведущих морских держав ведут разработку электрических аккумуляторов с улучшенными свойствами. Работа над созданием морских литий-ионных батарей прежде всего заключается в обеспечении необходимых параметров такого показателя, как электрическая емкость.

О проблемах с литиевыми батареями, которые имели место на авиалайнерах типа Boeing 787, известно многим. «Для моряков аккумуляторная батарея всегда является особой темой, – поясняет руководитель ЦКБ «Рубин». – Свинцово-кислотные батареи выделяют водород. Поэтому на подводных лодках действуют соответствующие системы контроля и утилизации. Литий-ионные батареи, которые мы сегодня разрабатываем вместе с нашими партнерами, такими отрицательными качествами не обладают».

При этом у литий-ионных батарей имеются и иные свойства, которые могут повысить эффективность работы на подводной лодке. «Речь идет о конкретных экземплярах, – подчеркивает Вильнит. – Про них мы можем сказать, что случаев, подобных тем, какие наблюдались на американских самолетах, у нас просто не может быть. Более того, мы уже достаточно проверили эти элементы питания на пробои, на быстрые разряды, на короткое замыкание. Проведенные испытания позволяют утверждать, что новые батареи работают без проблем. Мы не сомневаемся в том, что в ближайший год создадим для нашего флота литий-ионную модель. Работа идет по плану».

Установка новой батареи не потребует сложной модернизации проекта 677: ее можно легко установить на место штатной свинцово-кислотной, при этом лодка получит большую длительность подводного плавания. «Проведены опытные работы, выделено финансирование и изготовитель работает над производством штатной установки. Если она будет готова в срок, то обретет место на серийных корпусах ПЛ четвертого поколения», – говорит Вильнит.

В варианте со свинцово-кислотной батареей «Лада» имеет максимальную дальность подводного плавания 650 миль против 420 и 550 для германской Тип 212 (без использования штатной ВНЭУ) и французской Scorpene соответственно. Согласно расчетам специалистов ЦКБ «Рубин» при оснащении «Амура 1650» литий-ионной батареей значительно увеличивается длительность и дальность плавания в подводном положении экономической скоростью и полным подводным ходом. Применение ВНЭУ добавляет европейским неатомным подводным лодкам дальности до 1300–1700 миль, время непрерывного пребывания под водой до 14 суток. Однако это дорогого стоит. Данные в открытой печати по головной субмарине Тип 212, вступившей в строй в 2005 году, дают стоимость отсека с топливными элементами 120 миллионов долларов.

«Рубин» готов доработать базовую конструкцию своей новой лодки под конкретные требования заказчиков. В частности, ряд потенциальных покупателей проявляет большой интерес к субмаринам с ВНЭУ, например Индия. С оглядкой на ее пожелания «Рубин» ведет работу по соответствующему варианту исполнения «Амура 1650». На нем предусматривается использование технологий риформинга дизельного топлива для производства водорода непосредственно на борту лодки. По данному вопросу Игорь Вильнит сообщил следующее: «Экспериментальная установка уверенно работает много часов в заданных режимах, по полному циклу, с выработкой электрической энергии. Установка позволяет вести отработку всех принципов и компонентов. Она сравнительно небольшой мощности, но показала очень большой КПД, близкий к теоретическому, что нас порадовало. Наша дальнейшая задача – просто создавать реальный корабельный образец».

К словам руководителя ЦКБ «Рубин» можем добавить, что «Амур 1650» может оснащаться и другими типами ВНЭУ. Индийские ученые работают над собственным проектом воздухонезависимой установки, которая способна найти применение на перспективных лодках ВМС Индии. Кроме того, есть вариант использования двигателей Стирлинга. Возможно, уже в недалеком будущем сильной маркетинговой стороной рубиновских подлодок станет выбор нескольких вариантов исполнения базового корабля, отличающихся составом ракетного вооружения и способами обеспечения длительного подводного плавания.

Окончание читайте в следующем номере.

Опубликовано в выпуске № 36 (504) за 18 сентября 2013 года

Аватар пользователя Гость
Гость
18 сентября 2013
Для кого эта реклама ? Покажите товар лицом. Где его можно потрогать ?
Аватар пользователя Василь
Василь
18 сентября 2013
Нема товару
Аватар пользователя Сергей
Сергей
20 сентября 2013
Заданная техническими требованиями ВМФ пл пр. 677 "Лада" на флотах необходима, как основа группировок сил по завоеванию господства и поддержанию благоприятного оперативного режима в районах и на маршрутах развертывания подводных лодок противника. Но промышленность пока не дает такие лодки Министерству обороны. Более того, как и по типу "Бореев" "качает" средства из бюджета. Хотя надо отдать должное "заделы" для создания и серийного производства таких лодок уже давно созданы. Все дело в "коряво" выстроенной системы Государственным заказчиком: "ЗАКАЗЧИК-ИСПОЛНИТЕЛЬ". Сейчас ни автор, ни кто-то другой, никто не назовет фамилию ОТВЕТСТВЕННОГО лица. Хотя бы перед Министром обороны. Из-за этого "товара нэма".
Аватар пользователя Евгений
Евгений
20 сентября 2013
Это безобразие результат , того что очень интересно Государство формировало ОПК в условиях рыночной экономики. Конкуренция уничтожина."Рубин" монополист. Производитель тоже. Берите то , что дает.
Аватар пользователя Гость1
Гость1
25 сентября 2013
Гостю: Автор отрабатывает бонусы ОСК и ЦКБ МТ "Рубин", а сам к флоту имеет отношение настолько далекое, как балалайка к консерватории:)) Еще какие-то вопросы есть? У нас такая тенденция - все лезут в "военно-морские эксперты", закончив МАИ или Московский институт культуры:)
Аватар пользователя Реалист
Реалист
25 сентября 2013
Гостю1. Приветствую) Есть мнение, что ОСК и "Рубин" специально подменяют термин ДЭПЛ на НАПЛ. Потому что РОЭ не может впарить "Амуры" без ВНЭУ, а попилить в РОЭ и ОСК очень хочется. А ВПР в вопросах ВВТ не разбирается, даже грозный Олегыч. Вот так-то, юристы-юмористы.
Аватар пользователя Гость
Гость
05 октября 2013
Накал противостояния со странами Североатлантического блока существенно ослаб, однако полностью не исчез........Что-то не ощущается. Весь постсоветский период показал что в общем ничего не улучшилось в международных отношениях и военно-политическое давление на Рф только возросло и Советский союз исчез. Вероятность большой войны возросла. Если с СССР считались то теперь откровенно убирают режимы. традиционно относящиеся к нашему рынку ВВТ. НАТО граничит с Псковской областью..Завтра НАТО выйдет на границы Брянской,Белгородской Воронежской и Ростовской областей... Кто будет зачищать российские просторы известно. Обиженных на РФ достаточно... Та же Украина- вы нас содержите как при СССР тогда мы в НАТО не вступим (пока).. Грузия точит зубы.На западном направлении обиженная Польшча и балтийские "друзья" Все эти тлеющие угли в любой момент могут быть раздуты и организованы в поход... Поддерживать их будет длинная рука ВВС НАТО.. Мир давно не воевал. Накопились проблемы. Госдолг США зашкаливает.....Хорошо бы обнулить проблемы через формажор...
Аватар пользователя Гость
Гость
18 сентября 2013
Для кого эта реклама ? Покажите товар лицом. Где его можно потрогать ?
Аватар пользователя Василь
Василь
18 сентября 2013
Нема товару
Аватар пользователя Сергей
Сергей
20 сентября 2013
Заданная техническими требованиями ВМФ пл пр. 677 "Лада" на флотах необходима, как основа группировок сил по завоеванию господства и поддержанию благоприятного оперативного режима в районах и на маршрутах развертывания подводных лодок противника. Но промышленность пока не дает такие лодки Министерству обороны. Более того, как и по типу "Бореев" "качает" средства из бюджета. Хотя надо отдать должное "заделы" для создания и серийного производства таких лодок уже давно созданы. Все дело в "коряво" выстроенной системы Государственным заказчиком: "ЗАКАЗЧИК-ИСПОЛНИТЕЛЬ". Сейчас ни автор, ни кто-то другой, никто не назовет фамилию ОТВЕТСТВЕННОГО лица. Хотя бы перед Министром обороны. Из-за этого "товара нэма".
Аватар пользователя Евгений
Евгений
20 сентября 2013
Это безобразие результат , того что очень интересно Государство формировало ОПК в условиях рыночной экономики. Конкуренция уничтожина."Рубин" монополист. Производитель тоже. Берите то , что дает.
Аватар пользователя Гость1
Гость1
25 сентября 2013
Гостю: Автор отрабатывает бонусы ОСК и ЦКБ МТ "Рубин", а сам к флоту имеет отношение настолько далекое, как балалайка к консерватории:)) Еще какие-то вопросы есть? У нас такая тенденция - все лезут в "военно-морские эксперты", закончив МАИ или Московский институт культуры:)
Аватар пользователя Реалист
Реалист
25 сентября 2013
Гостю1. Приветствую) Есть мнение, что ОСК и "Рубин" специально подменяют термин ДЭПЛ на НАПЛ. Потому что РОЭ не может впарить "Амуры" без ВНЭУ, а попилить в РОЭ и ОСК очень хочется. А ВПР в вопросах ВВТ не разбирается, даже грозный Олегыч. Вот так-то, юристы-юмористы.
Аватар пользователя Гость
Гость
05 октября 2013
Накал противостояния со странами Североатлантического блока существенно ослаб, однако полностью не исчез........Что-то не ощущается. Весь постсоветский период показал что в общем ничего не улучшилось в международных отношениях и военно-политическое давление на Рф только возросло и Советский союз исчез. Вероятность большой войны возросла. Если с СССР считались то теперь откровенно убирают режимы. традиционно относящиеся к нашему рынку ВВТ. НАТО граничит с Псковской областью..Завтра НАТО выйдет на границы Брянской,Белгородской Воронежской и Ростовской областей... Кто будет зачищать российские просторы известно. Обиженных на РФ достаточно... Та же Украина- вы нас содержите как при СССР тогда мы в НАТО не вступим (пока).. Грузия точит зубы.На западном направлении обиженная Польшча и балтийские "друзья" Все эти тлеющие угли в любой момент могут быть раздуты и организованы в поход... Поддерживать их будет длинная рука ВВС НАТО.. Мир давно не воевал. Накопились проблемы. Госдолг США зашкаливает.....Хорошо бы обнулить проблемы через формажор...

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц