Версия для печати

Созданная побеждать

«Лада» и ее экспортный вариант «Амур 1650» существенно усилят обороноспособность России и ее союзников
Карнозов Владимир

Подводная лодка четвертого поколения проекта 677 шифр «Лада» разработана коллективом ЦКБ «Рубин». Много лет работы вел генеральный конструктор Юрий Кормилицин. Этот корабль – квинтэссенция его инженерной мысли и таланта, воплощение огромного опыта, накопленногоим и его сподвижниками в ходе совершенствования НАПЛ второго поколения (проект 641Б), создания корабля третьего поколения (проект 877) и его улучшенного варианта (проект 636), ставших бестселлерами на мировом рынке морских вооружений. Разработка нового проекта началась в середине восьмидесятых годов прошлого века. Техническое задание вышло в 1988 году. Первый технический проект утвердили в 1993-м, а окончательный, с существенным повышением основных тактико-технических характеристик – в 1997-м.

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.

Подводная лодка четвертого поколения проекта 677 шифр «Лада» разработана коллективом ЦКБ «Рубин». Много лет работы вел генеральный конструктор Юрий Кормилицин. Этот корабль – квинтэссенция его инженерной мысли и таланта, воплощение огромного опыта, накопленногоим и его сподвижниками в ходе совершенствования НАПЛ второго поколения (проект 641Б), создания корабля третьего поколения (проект 877) и его улучшенного варианта (проект 636), ставших бестселлерами на мировом рынке морских вооружений. Разработка нового проекта началась в середине восьмидесятых годов прошлого века. Техническое задание вышло в 1988 году. Первый технический проект утвердили в 1993-м, а окончательный, с существенным повышением основных тактико-технических характеристик – в 1997-м.

Принципиальные отличия от лодок предыдущего поколения были следующими. Снижение стандартного водоизмещения с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн, а также численности экипажа с 52 до 35 человек, что сделало лодку более компактной и менее заметной. Существенное, в разы, понижение уровня акустического поля (притом что «Варшавянки» продолжают оставаться одними из самых малошумных субмарин в своем классе), достигнутое за счет применения механизмов с низкой виброактивностью, высокоэффективной амортизации и нового шумопоглощающего покрытия. Удалось добиться и значительного снижения неакустических полей. Ресурс оборудования в среднем повышен в два раза. «Лада» оснащена радиоэлектроникой нового поколения, управление кораблем, его вооружением и механизмами сведено в единую автоматизированную систему и осуществляется с пультов в командном пункте.

Созданная побеждать

Система управления позволяет оперативно контролировать параметры систем и механизмов всего корабля, диагностировать их состояние, не покидая центральный пост. Использован очень мощный для корабля такого водоизмещения гидроакустический комплекс. На «Ладе» нашел применение полностью автоматизированный ракетно-торпедный комплекс с беспрецедентной для корабля такого водоизмещения ударной мощью.

«Лада» – первая в истории отечественного флота лодка однокорпусного архитектурно-конструктивного типа. По мнению главного конструктора Игоря Молчанова, использование такой конструкции значительно сокращает водоизмещение, требует меньше металла, что влечет за собой и меньшую стоимость изготовления, а также улучшает акустические характеристики и делает подводную лодку менее заметной.

Новшества

Коэффициент новизны «Лады» как инженерного сооружения составляет порядка 0,7. В рамках работ по проекту выполнено около 200 НИОКР. Это позволило создать образцы современного оружия, вооружения и военной техники, почти 130 из которых нашли место на борту «Санкт-Петербурга». В результате выполнения этих работ создана новая кооперация науки и промышленности России, поскольку старая лишилась значительной части ее участников после развала СССР и начавшихся экономических трудностей в государстве. Тем самым обеспечено будущее неатомного подводного кораблестроения в нашей стране.

К сожалению, серьезные финансовые ограничения, действовавшие в годы создания «Лады», привели к увеличению времени доводки и сказались на сроках готовности к серийному строительству. «Мы приняли продуманное, осознанное решение напрямую связать судьбу головных лодок с проблемами опытной эксплуатации, доводкой, устранением возникших неполадок... Для многих это казалось неправильным и открыло возможность для критики», – прокомментировал ситуацию академик Игорь Спасский.

Остановимся на отдельных образцах комплектующего оборудования. Одним из новшеств, примененных на «Ладе», является всережимный гребной электродвигатель с высоким КПД на постоянных магнитах вместо двух – главного и экономического хода. Решение по его использованию приняли с целью уменьшить массу и снизить шумность. Главный электродвигатель СЭД-1 создавался НИИ ЭФА по типу Siemens Permasyn на германской субмарине тип 212. Подзарядка батареи ведется с помощью дизель-генераторов производства ОАО «Коломенский завод».

На «Ладе» установлен современный гидроакустический комплекс «Лира» с антенными системами, которые по своей площади сравнялись с применяемыми на атомных подводных лодках и превосходят таковые на дизель-электрических подлодках проекта 877.

Комплексная автоматизированная система управления боевыми и техническими средствами «Литий» разработана НПО «Аврора». Первая цифровая интегрированная система, построенная по сетевым и другим современным технологиям, объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. «Литий» обеспечивает жизнедеятельность корабля, управляя его энергетикой, а также всеми функциями, связанными с боевым применением оружия.

«Аппассионата» – инерциальный навигационный комплекс с низким энергопотреблением, создан специально для использования на неатомных субмаринах. Автоматизированный комплекс связи «Дистанция» также разработали с миниатюризацией его аппаратной части. Перископный комплекс «Парус-98» (командирский перескоп, оптронная мачта с телевизионным и тепловизионным каналами) от «Электроприбора» оказался очень удачным и нашел применение на других проектах.

Радиолокационная комплексная система КРМ-66 концерна «Гранит-Электрон» отличается повышенной помехоустойчивостью и точностью и способна работать в активном и пассивном режимах. Выдаются навигационная и тактическая обстановка, резервные целеуказания оружию, ведется обнаружение.

Общекорабельная система обмена данными в реальном масштабе времени выполняет сбор, передачу и вывод информации на жидкокристаллические мониторы операторских пунктов. Оборудование корабля имеет хорошие ресурсные показатели, что обеспечивает лодке общий срок службы не менее 25 лет и десятилетнюю службу до заводского ремонта. Процессы управления кораблем полностью автоматизированы. Установлены уникальные системы азотного пожаротушения и газового анализа для обнаружения задымления на начальной стадии развития аварии.

«Лада» имеет отличные модернизационные возможности. В первую очередь это относится к радиоэлектронному вооружению. В проекте выполнено необходимое для этого условие – открытая архитектура построения радиоэлектронных систем.

Испытания

Головной корабль проекта 677 под названием «Санкт-Петербург» построен на ОАО «Адмиралтейские верфи». Первые выходы на заводские ходовые испытания состоялись в 2006 году. На них проверялись работа главного двигателя на различных режимах хода, физические поля. Стало ясно, что лодка в целом обеспечивает выполнение требований, установленных техническим заданием и спецификацией. Вместе с тем обнаружился ряд недоработок в системе электродвижения и других сложных системах корабля. Испытания не раз останавливали, а лодку ставили в док на ремонт и доработки. В течение 2009–2010 годов выявлены и устранены моменты, влияющие на шумность, повышена жесткость кормовой оконечности.

Несмотря на обнаруженные недостатки, за четыре года испытаний лодка выполнила более десяти выходов в море общей продолжительностью около года. В конце 2009-го заводские ходовые и государственные испытания завершились. Продемонстрированные тактико-технические характеристики в основном соответствовали техзаданию. К редким исключениям относилась меньшая скорость хода, связанная с невыводом СЭД-1 на максимальные расчетные значения мощности. При этом шумовые характеристики оказались зачетными. «Санкт-Петербург» продолжил проходить опытную эксплуатацию с целью проверить конструкторские решения и работу отдельных систем с тем, чтобы получить и устранить замечания до начала строительства серии.

После передачи ВМФ в мае 2010 года корабль принял участие в нескольких учениях Балтийского флота. Выполнены совместное маневрирование с надводными и подводными кораблями, включая фрегат проекта 11356 класса Talwar, который построен для ВМС Индии, а также корветы проекта 20380, подлодки проектов 877 и 636.

Испытания на проверку функционала прошел и ГАК «Лира». Балтийское море мелкое, отличается высокой интенсивностью судоходства различного вида судов – от сравнительно крупных паромов и торговых судов до яхт и катеров. Тем не менее система справилась на «отлично». Во многих случаях глубина составляла всего-навсего 60–90 метров. В окружении источников многочисленных шумов, результата интенсивного судоходства, операторы «Лиры» смогли обнаружить и распознать типы судов, а командир – успешно выполнить атаку на надводные корабли, которые вели противолодочное патрулирование. В других случаях надводные корабли «охотились» за «Санкт-Петербургом», но не могли его обнаружить.

Командиры отличившихся в боях субмарин Первой и Второй мировых войн в своих мемуарах сетовали на мелководность Балтийского моря, что серьезно ограничивало возможности по маневрированию и снижало результативность действий подводников. В таких же условиях пришлось действовать и экипажу «Санкт-Петербурга». Вместе с тем наличие на борту мощного ГАК давало значительное преимущество в практике учебного боя, позволяло командиру лодки первому обнаруживать условного противника и переходить в атаку как по надводным, так и по подводным кораблям. Отметим, что «Лада» создавалась таким образом, чтобы ее экипаж выходил победителем из различных дуэльных ситуаций. С этой целью коллектив проектировщиков «Лады» под руководством Кормилицина приложил много усилий к тому, чтобы минимизировать размеры лодки – они минимально достаточны для установки «Лиры» и других сенсоров, определенных заказчиком.

Участники компаний 2011–2012 и первых месяцев 2013 года отмечают, что «Санкт-Петербург» действовал довольно активно в ряде учений Балтийского флота. Сначала лодкой управлял экипаж Балтийского флота. В 2012 году на базу в Балтийск прибыл экипаж Северного флота с целью изучения и освоения корабля. Североморцы получили уникальные шансы лучше узнать корабль и его системы во время пребывания «Санкт-Петербурга» в сухом доке для проведения планового докового ремонта. Они готовятся совершить переход на север, где «Санкт-Петербургу» предстоит пройти серьезные тесты в глубоководных полигонах Северного флота в Баренцевом и Белом морях.

Хотя «Лада» и была опробована на Балтике, мелководность и другие особенности Балтийского моря не давали возможности полностью опробовать все режимы работы бортовых систем. По ряду причин командование ВМФ России несколько раз переносило сроки перехода на север. Во-первых, тестирование на Балтике имеет такие преимущества, как близость к разработчику и строителю лодки. Во-вторых, в Санкт-Петербурге расположены поставщики многих систем. В-третьих, старейший из всех флотов России – Балтийский хранит традиции и имеет многочисленные научные и учебные центры. Это обстоятельство также работает в плюс при проведении испытаний головного корабля. Однако к настоящему времени все тесты, которые «Санкт-Петербург» мог пройти на Балтике, уже пройдены в течение 2010–2012 годов.

Последние достижения

Опытная эксплуатация «Санкт-Петербурга» позволила проверить функционирование всех систем и механизмов корабля, их взаимодействие. В ноябре 2011 года на совещании в Министерстве обороны принято решение о модернизации энергетической установки «Лады». В прошлом году ЦКБ «Рубин» завершило разработку измененного проекта, по которому будут достраиваться серийные корпуса с внедрением некоторых усовершенствований конструкций и систем.

В беседе с индийскими журналистами на IMDS 2013 главный конструктор Игорь Молчанов следующим образом обрисовал воздухонезависимую установку разработки ЦКБ «Рубин»: «Основное отличие нашей установки от имеющихся в мире состоит в том, что мы получаем водород непосредственно на борту лодки в количествах, необходимых для потребления, а не возим его как запас. Получение водорода происходит путем риформинга штатного дизельного топлива. Я думаю, что наша ВНЭУ найдет место на кораблях ВМФ России, флот сможет ее получить в течение следующих трех-четырех лет. Сегодня мы рассматриваем вопрос оснащения любой подводной лодки воздухонезависимой установкой только вместе с литий-ионной батареей, поскольку такое сочетание значительно упрощает построение электроэнергетической системы корабля и позволяет достичь требуемых параметров».

Индийские журналисты попросили Игоря Борисовича сформулировать основные отличия рубиновской лодки четвертого поколения от предыдущего. Вот что он ответил: «Новая лодка обладает более мощным ракетно-торпедным вооружением. Если на «Варшавянках» крылатые ракеты могут применяться только из двух торпедных аппаратов, то на НАПЛ класса «Амур 1650» – из всех шести, вместо двухракетного залпа можно выполнить шестиракетный. Также на «Амуре» более современные торпеды, все они имеют электроконтактный ввод данных, что позволяет их использовать более эффективно. На «Амуре 1650» размещен более совершенный гидроакустический комплекс, на котором применена квазиконформная антенна шумопеленгования. Это позволило значительно увеличить площадь антенны. Соответственно «Амур 1650» может обнаружить менее шумные цели. На нем уставлены совершенно новое радиоэлектронное оборудование, современный радиолокационный комплекс, новый перископный комплекс. Боевая система управления выполнена в виде интегрированной системы. «Амур 1650» отличает более низкий собственный уровень шума. Установленное на нем оборудование проектировалось в соответствии с жесткими требованиями по шумности. По сравнению с «Варшавянкой» «Амур 1650» даже без ВНЭУ и без литиевой батареи имеет большую дальность плавания в подводном положении экономическим ходом».

Поскольку у ВМС Индии были нарекания по температурному и влажностному режиму на подводных лодках проекта 877ЭКМ, Молчанов подробно остановился на условиях обитаемости «Амура 1650»: «На этой подводной лодке размещено более мощное, современное холодильное оборудование. Мы устанавливаем две холодильные машины большей мощности в провизионных кладовых (раньше была одна), при этом обеспечено их взаимное резервирование. Перепроектирована система вентиляции и кондиционирования, она стала более эффективной. На корабле имеется хорошо оборудованные камбуз и кают-компания, вмещающая одновременно половину экипажа. В целом условия обитаемости на кораблях класса «Амур» значительно лучше, чем на дизель-электрических подводных лодках предыдущих проектов».

К сказанному остается только добавить, что «Лада» и ее экспортный вариант «Амур 1650» представляют собой современные корабли с очень мощными для своего водоизмещения ракетно-торпедным и радиоэлектронным вооружением, поступление которых на вооружение России и ее союзников существенно усилит их обороноспособность на морском направлении. Для ЦКБ «Рубин» подготовка и обеспечение серийного строительства подводных лодок проекта 677 «Лада» сегодня является одним из ключевых направлений в выполнении государственного оборонного заказа.

Опубликовано в выпуске № 37 (505) за 25 сентября 2013 года

Аватар пользователя Солоникоед
Солоникоед
24 сентября 2013
Уря, вот такие лодки и нужны нам, штук 100-200, но 212 серию у Германии купить надо, без Siemens все равно не сделать главного мотора и ВНСУ
Аватар пользователя Шапкозакидатели
Шапкозакидатели
25 сентября 2013
Прежде чем оды тут расписывать, укажите - каковы поподробнее итоги эксплуатации головной "Лады" в ВМФ РФ. А то что-то после начальных бравурных маршшей потом тишина наступила. И еще бы очень интересно было узнать, а во что обхдится карману налогоплательщика данная подлодка? А рекламные материалы и так на сайте разработчика доступны.
Аватар пользователя Гость
Гость
26 сентября 2013
она до конца не испытана что до германии то может продать пл только местному соломону как ее почитателю
Аватар пользователя HZ66
HZ66
23 октября 2013
Перечислите, пожалуйста, всех союзников России и напомните, в чем выражается их союзнический долг.
Аватар пользователя Солоникоед
Солоникоед
24 сентября 2013
Уря, вот такие лодки и нужны нам, штук 100-200, но 212 серию у Германии купить надо, без Siemens все равно не сделать главного мотора и ВНСУ
Аватар пользователя Шапкозакидатели
Шапкозакидатели
25 сентября 2013
Прежде чем оды тут расписывать, укажите - каковы поподробнее итоги эксплуатации головной "Лады" в ВМФ РФ. А то что-то после начальных бравурных маршшей потом тишина наступила. И еще бы очень интересно было узнать, а во что обхдится карману налогоплательщика данная подлодка? А рекламные материалы и так на сайте разработчика доступны.
Аватар пользователя Гость
Гость
26 сентября 2013
она до конца не испытана что до германии то может продать пл только местному соломону как ее почитателю
Аватар пользователя HZ66
HZ66
23 октября 2013
Перечислите, пожалуйста, всех союзников России и напомните, в чем выражается их союзнический долг.

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц