Версия для печати

Маршал Тито мечтал о НАТО

Качалин Константин
Одной из самых противоречивых и загадочных политических фигур двадцатого столетия был хорватский коммунист маршал Иосип Броз Тито. Он родился в местечке Кумровец, рядом со Словенией, 25 мая 1892 года. Официальная коммунистическая версия уверяла югославов, что его отец был бедным крестьянином, у которого было восемь детей. По сей день в местечке Кумровец действует мемориал, связанный с детством и юностью будущего маршала.


В КАЧЕСТВЕ "ЛАСКОВОГО ТЕЛЕНКА" ЮГОСЛАВИЯ СОСАЛА СРАЗУ ДВУХ МАТОК - СССР И США


Одной из самых противоречивых и загадочных политических фигур двадцатого столетия был хорватский коммунист маршал Иосип Броз Тито. Он родился в местечке Кумровец, рядом со Словенией, 25 мая 1892 года. Официальная коммунистическая версия уверяла югославов, что его отец был бедным крестьянином, у которого было восемь детей. По сей день в местечке Кумровец действует мемориал, связанный с детством и юностью будущего маршала.
{{direct_hor}}

Тито любил носить военные мундиры, расшитые золотом.
Фото с сайта members.lycos.nl
При первом президенте независимой Хорватии Франьо Туджмане было строго запрещено говорить о Тито. Товарищ Туджман во время войны был соратником Тито и даже получил из его рук звание генерала. Но затем их пути разошлись. Партизанский генерал Туджман неожиданно для многих стал националистом и диссидентом, за что дважды побывал в югославских тюрьмах.

В 1991 году с приходом к власти Туджман попытался стереть имя Тито раз и навсегда. Но не получилось. Даже в разгар националистического угара не сумели переименовать площадь Тито в центре Загреба. А в провинции практически в каждом городке и поселке есть улицы и набережные маршала Тито.

Франьо Туджман умер от рака в конце 1999 года. Сейчас о нем большинство хорватов даже и не вспоминает, а о маршале Тито, наоборот, - все чаще и чаще. И не только хорваты, но и сербы, и словенцы, и боснийцы, и даже македонцы. Одним словом, те, чьи родители, дедушки и бабушки жили при Иосипе Броз Тито.

НЕРАЗГАДАННЫЕ ЛЕГЕНДЫ

О Тито еще при его жизни ходило немало легенд. Поначалу говорили, что он креатура Москвы, советский военный из Белграда по фамилии Лебедев. Затем уверяли, что под аббревиатурой Тито скрывается "Тайная интернациональная террористическая организация" Коминтерна. Другие утверждали, что это псевдоним женщины. Ведь в самом начале действия компартии Югославии Тито многие не знали в лицо и не имели никакого представления о нем. Во время Второй мировой войны Тито первым поддержал СССР в борьбе против Гитлера и объявил беспощадную войну фашизму. С 1941 по 1945 год возглавлял Народно-освободительную армию и сдерживал на Балканах несколько гитлеровских дивизий. Не раз ускользал от рук эсэсовцев даже в самые критические моменты.

Верный ученик Сталина и большой его друг до 1948 года Тито шагал нога в ногу с вождем всех народов. Федеративная Народная Республика Югославия была скопирована с модели СССР не только в государственном, но и политическом устройстве. Сильная армия, на которую не жалели средств. Тайная полиция, скопированная с бериевского НКВД, борьба с инакомыслием и инакомыслящими. Индустриализация и создание колхозов со всеми сопутствующими издержками. И полная зависимость от Москвы. Но только до 1948 года.

Затем разрыв отношений со Сталиным и резкий поворот в сторону Запада. Крестьянская реформа, по которой в селах получали в частную собственность от 4 до 15 гектаров земли. Кстати, этот закон коммуниста Тито не осмелился отменить ни один из нынешних демократических президентов бывшей Югославии. С Советским Союзом Тито помирился во времена Хрущева, но отказался вступить в Варшавский договор. Имел одну из самых мощных и прекрасно вооруженных армий. Тито вместе с индийским лидером Джавахарлалом Неру и египетским президентом Насером в 60-е годы создает "Движение неприсоединения", ставшее противовесом НАТО и Варшавскому пакту.

БОГАТЫЙ МАРШАЛ - БОГАТЫЙ НАРОД

В Югославии при Тито жили богато и свободно, и весь мир удивлялся балканскому чуду маршала. С его смертью начала уходить в небытие и СФРЮ. Ученики Тито оказались намного слабее мудрого и хитрого маршала, который всю свою долгую жизнь (скончался в мае 1980 года в возрасте 88 лет) умело лавировал между СССР и США, получая финансовую и военную поддержку от обеих сторон.

Тито в жизни был сибаритом: любил красивые и дорогие вещи, роскошные виллы и охоту. Прекрасно играл на фортепьяно, увлекался фехтованием и верховой ездой. Откуда все это у обычного крестьянского сына и бывшего слесаря из Загреба? Историки даже откопали аристократические корни товарища Тито. Появилась версия, что он принадлежит к старинному дворянскому роду Кеглевичей - одному из самых богатых и именитых. Отсюда и таланты, и природный ум, дипломатическая и военная смекалка.

Только в Белграде у Тито было 200 автомашин. Что-что, а роскошь маршал любил и буквально до последнего дня сам сидел за рулем. В техническом музее словенского городка Бистри собраны 12 лучших автомобилей Тито. Один из них - бронированный ЗИС -110, подаренный Хрущевым в знак примирения в 1956 году. ЗИС весит 6 тонн. Стекла толщиной в 8 сантиметров поднимает специальная гидравлика. В то время забота о руководстве в странах социализма была особая. Первое лицо партии должно выжить, даже если будут стрелять из противотанкового пулемета. Правда, говорят, что маршал скептически относился к подобным вещам и иногда шутил со своими подчиненными: "Если ЦРУ решило меня убрать, то сделает это обязательно, и ничего не спасет, даже подарок Хрущева и его забота".

У маршала был еще один раритет - машина Адольфа Гитлера, которую фюрер подарил своему хорватскому сподвижнику Анте Павеличу. После Второй мировой войны "Мерседес 540-к" 1939 года выпуска достался, естественно, коммунистическому вождю. Сейчас подобных экземпляров в Европе не найдешь. Машина имеет специальный механический компрессор, повышающий в экстремальных случаях мощность двигателя. Нижняя часть защищена от всевозможных попаданий на мины. Ручная сборка, объем двигателя - 5400 кубиков, мощность - 180 лошадиных сил и скорость - 170 километров. Для 1939 года - это немало. На этом "Мерседесе" Тито ездил только однажды - с официальным визитом в соседнюю Румынию. Знаменитая машина Анте Павелича и Иосипа Броз Тито не раз использовалась для съемок в фильмах о Второй мировой войне.

А военный корабль под именем "Чайка" достался маршалу Тито после Второй мировой войны. Он был построен на верфи в городе Генуя в 1938 году для перевозки заморских фруктов. В 1943 году его переоборудовали в минный тральщик, и он стал плавать под флагом фашистской Германии, затем был потоплен американцами и пролежал на дне до 1948 года. На судоверфи в Риеке его отремонтировали и подарили новому хозяину Югославии. Удобные каюты, ресторан и бассейн, салон для приема высоких гостей - все было на корабле. Первое плавание на нем Тито совершил в Великобританию в 1953 году, куда его пригласил знаменитый сэр Уинстон Черчилль. Как создатель и один из лидеров "Движения неприсоединения", маршал Тито проплыл на своем любимце полмира. Самым длительным морским путешествием (97 дней) стал визит в Индию, Шри-Ланку, Бирму, а также в страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки в 1958 году. На "Чайке" маршал Тито провел в общей сложности 496 дней и ночей, посетив 32 страны. Вместе с ним для увеселения путешествовали симфонический и народный оркестры. В море не должно быть скучно. "Чайка" буквально ломилась от роскоши и изобилия. Последний раз корабль принимал своего хозяина за год до смерти, в 1979-м, когда больной и очень старый Тито возвращался из своей резиденции на островах Бриони в город Задар. После распада Югославии "Чайка" оказалась на военно-морской базе в Черногории. Первоначально ее планировали сделать музеем, но то ли денег не нашли, то ли не захотели долго возиться со старым и знаменитым кораблем. Поэтому и решили продать "Чайку" маршала Тито за два миллиона долларов. Нашелся и покупатель - американский миллионер, живущий во Франции.

ТИТО БОЯЛСЯ СТАЛИНА ВСЮ ЖИЗНЬ

После разрыва отношений со Сталиным в 1948 году Тито решил пойти своим собственным социалистическим путем, получая материальную поддержку от США и Европы. Говорят, что еще в годы Второй мировой войны, попав в окружение в районе реки Неретвы, Тито умудрился провести переговоры с немцами. Лондонские архивы хранят немало документов о гениальном диктаторе Тито, готовом ради спасения самого себя и своей коммунистической идеи пойти на сотрудничество не только с верными ленинцами и сталинцами, но и с еще недавними противниками.

Тито больше всего боялся мести со стороны Иосифа Виссарионовича. За непослушание Тито был объявлен врагом номер один в Советском Союзе. Им и его кликой в начале 50-х годов пугали даже маленьких детей. Палач югославского народа, как называла в то время Тито главная советская газета "Правда", в 1950 и 1951 гг. встречался с американцами и готов был вступить в НАТО. Вместе с США он рассматривал план атомного нападения на СССР и страны соцлагеря. В первую очередь он мечтал обезвредить промышленный комплекс в Чехословакии и нефтеперерабатывающий в Румынии. В случае "братской" интервенции Тито рассматривал и вариант нападения на Румынию. Разрушив Джердапские ворота на Дунае, он затопил бы всю Сербию, тем самым парализовал бы наступление Советской армии.

Тито сумел понравиться и США, и Великобритании, которые даже после его примирения с Никитой Сергеевичем Хрущевым всегда старались поддерживать маршала и морально, и материально. При всех своих политических вывертах товарищ Тито всегда был верен коммунистическим идеям. Он никогда не уступал американцам в идеологии - деньги ваши, а страна моя. Умудряясь одновременно сосать двух маток - США и СССР, маршал добился для Югославии самого высокого уровня жизни в соцлагере. Он просто соединил социализм и капитализм.

Но через 10 лет после смерти маршала словенцы, хорваты и боснийцы растащили его детище на мелкие и нищие государства, которые сейчас хотят поправить свои дела за счет Евросоюза и США. Пока лишь словенцев впустили в НАТО и ЕС. Остальных просят подождать до лучших времен, пока они не подтянутся до западных стандартов. А заодно по выгодной цене не отдадут свои военные базы, порты и аэродромы, а их Тито строил по всей Югославии много и качественно, для нужд Вашингтона и Брюсселя. Так что давняя мечта товарища Иосипа Броз Тито о вступлении в Североатлантический альянс очень скоро может стать реальностью.

Константин КАЧАЛИН

Опубликовано в выпуске № 38 (254) за 24 сентября 2008 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц