Версия для печати

Между крутым пике и горкой — часть II

Не будем вкладываться в авиацию, останемся безоружными
Волк Игорь Колмогоров Георгий Джанибеков Владимир Раевский Сергей Калыгин Игорь Тарнаев Александр Тетекин Вячеслав

«Будущее отечественного самолетостроения: Ту-334 или «Суперджет» – первый из серии намеченных  фракцией КПРФ «круглых столов», посвященных обсуждению состояния авиационной промышленности нашей страны. В № 40 газеты «ВПК» опубликована первая часть выступлений на эту тему, прозвучавших в Государственной думе 3 октября 2013 года. Публикуем вторую, заключительную часть докладов.

«Будущее отечественного самолетостроения: Ту-334 или «Суперджет» – первый из серии намеченных фракцией КПРФ «круглых столов», посвященных обсуждению состояния авиационной промышленности нашей страны. В № 40 газеты «ВПК» опубликована первая часть выступлений на эту тему, прозвучавших в Государственной думе 3 октября 2013 года. Публикуем вторую, заключительную часть докладов.

Время возможностей сжимается

Я убежден, что наши самолеты лучше французских и американских. Тем не менее деградация в области нашего самолетостроения уже заметна и мы должны понимать: обрушение авиационной промышленности означает прекращение существования российской государственности. Пока исправить ситуацию еще можно, но время наших возможностей уже сжимается.

Совет безопасности, руководители нашей страны должны твердо заявить о том, что нас не устраивает экспансия европейского самолетостроения. Только осознав это, можно приступить к созданию Министерства авиационной промышленности. К сожалению, судя по той скорости, с которой была прикрыта Академия наук, наше правительство скорее всего считает, что авиационную промышленность мы уже уничтожили.

Игорь Волк,
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель

 

Не покупаем, не берем, не делаем

С авиацией мы действительно докатились до ручки. При этом все понимают, что именно она является локомотивом всех отраслей народного хозяйства. И пока этот локомотив не тронется с места, они не начнут развиваться.

Между крутым пике и горкой — часть II
Коллаж Андрея Седых

Отставание в развитии, отсутствие собственной комплектации особенно заметны на примере электронно-компонентной базы. С 1990 года мы остановились на разрешении один микрон, тогда как американцы и японцы за это время уже перешли на разрешение 0,12 микрона. На праздновании 50-летия Военно-промышленной комиссии я говорил об этом с Сергеем Ивановым и предложил ему создать хотя бы экспертный совет при ВПК. Мы же не просто доктора и академики, мы специалисты, которые проработали всю жизнь в «оборонке». Иванов обещал вернуться к этому разговору после выборов. Но дозвониться до него мне так и не удалось. О том, сколько с того времени у нас взорвалось и упало ракет, говорить не буду.

Только развивая авиационную промышленность, создав соответствующее министерство, мы сможем дать развитию авиационной техники новое направление. А пока мы ничего не покупаем, ничего не берем и ничего не делаем. В отличие от американцев, которые уверенно переходят с одного уровня на другой. Нам необходимо развивать собственное производство, иначе не выживем.

Георгий Колмогоров,
в 1984–1989 годах председатель Государственного комитета СССР по стандартам

 

Надо пригласить Шойгу

Хочу напомнить вам о том, как именно подтверждалось качество Ил-76. Когда после 20 лет эксплуатации нашими десантниками (понятно, в каких условиях) одну из этих машин разобрали в Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова, оказалось, что ее основные элементы можно было эксплуатировать еще 20 лет. Единственные проблемы у самолета, прослужившего в тяжелейших условиях два десятилетия, были связаны с некоторыми видами клеев и резинотехнических изделий.

Американцы на МКС летают с нами, наступив на горло собственной гордости, потому что им отправиться в космос не на чем. Было время, когда они весьма иронично относились к нашему «Союзу», а сегодня счастливы лететь вместе с нами на этом маленьком трехместном кораблике, потому что он хоть какая-то гарантия вернуться живым.

Пока мы еще действительно что-то умеем, нам удалось сохранить хоть какие-то крохи. Необходимо не дать опустить их в сердюковское болото, хотя сердюковщина насквозь пронизала всю нашу экономику.

Государство обязано обеспечить нормальные заказы нашей авиационной техники. Без этого оно просто обнулится, перестанет быть таковым.

Нам необходима авиационная фирма-заказчик типа «Аэрофлота», только государственная. Слава богу, в Минобороны появился Шойгу, он умеет делать министерства и наводить порядок. Возможно, именно его и нужно пригласить для создания Министерства авиационной промышленности.

Владимир Джанибеков,
летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза

 

Вопрос государственной компетенции

Сегодня ключевым направлением деятельности нашей дирекции по гражданской тематике является продвижение самолета Ту-204СМ. На МАКСе подписано два меморандума о поставке 20 самолетов: с авиакомпанией Red Wings и «ВИМ-АВИА». Все это стало возможным благодаря непосредственной поддержке Минпромторга.

Замечательно, что созданную Дмитрием Рогозиным рабочую группу по подготовке планов развития гражданской авиации возглавил гендиректор «Ильюшин финанс» Александр Рубцов – один из тех, кто действительно озабочен тем, как поставить самолет отечественного производства в эксплуатацию через операцию лизинга.

Тезис о том, что наши самолеты дешевые, давно не соответствует действительности. Они в два раза дороже того, что предлагает рынок, и добиться снижения себестоимости изделий без серийности не удастся.

Позиция «Туполева» – поставить в коммерческую эксплуатацию два самолета – обречена на неуспех, несмотря на то, что вопрос по собственности действительно пока не урегулирован. Даже теоретически серийное производство этого самолета – вопрос государственной компетенции.

Сергей Раевский,
директор дирекции маркетинга и внешних связей ОАО «Туполев»

 

ОАК упускает все решения

Часто приходится слышать мнения, что, мол, Ту-334 не отвечает современным требованиям. Хочу напомнить: самолет Ан-148, который был поднят в воздух примерно на восемь лет позже Ту-334, всю свою пилотажную систему, а именно автопилот, а также системы штурвального управления и электронной индикации – все взял именно с этой машины.

Те, кто говорит, что Ту-334 устарел, либо не владеют вопросом, либо умышленно говорят неправду. Но и о развитии авиационной промышленности и поддержании программы Ту-334 говорить тоже нельзя. У меня на руках документ, в котором указано порядка 30 позиций невыполнения решений президента, председателя правительства, Министерства торговли. Корпорация, которой мы все подчинены, постоянно упускает все необходимые решения.

Ту-334 поднят в воздух в 1999 году. Никогда на этой машине не вываливались во время полета входные двери, ни разу не отказывали в полете двигатели и не было посадки с гладким крылом. А сегодня у нас с гладким крылом садятся самолеты с пассажирами.

Игорь Калыгин,
главный конструктор Ту-334 ОАО «Туполев»

 

Мы занимаемся показухой

Чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, в каком месте оказалась наша страна и мы все после этих двадцатилетних реформ. Мы проводили парламентские слушания по МиГ-31. Я долго не мог понять, почему он был выведен из строя и перестал производиться? 550 самолетов было изготовлено на заводе «Сокол», а дальше все остановилось. Начал разбираться. Оказывается, нет двигателя к машине. Американцы в свое время скупили акции Пермского завода и цех, который их производил, действительно ликвидировали.

Выезжаем в Пермь к директору «Авиадвигателя» Александру Иноземцеву. В наличии не менее 700 двигателей, из них порядка 300 новых. То есть около 350 новых МиГ-31 можно сделать.

А дальше начинаешь сомневаться в целесообразности того, что происходит в нашей стране. Оказывается, наши ВВС в лице Александра Зелина, Владимира Михайлова и Виктора Бондарева больше всего не приемлют именно МиГ-31. За последний год 130 самолетов выведено из боевого состава и списано. Осталось около 100.

Начинаем разбираться. Двигатель есть, завод «Сокол» существует, ведет модернизацию, технологическая цепочка сохранена. А Бондарев на слушаниях говорит об отсутствии фонаря, который выдерживает сверхзвук, а также стоек и шасси. Что это за промышленность у нас, которая такие вещи не сможет сделать? Неужели опять «договорились»? Только что с Владимиром Петровичем Комоедовым были в Архангельске, посмотрели центр атомного судостроения, космодром. «Звездочка» там наша, Беломорская военно-морская база Северного флота. С воздуха все эти объекты ничем не прикрыты.

Целая дивизия ПВО на Новой Земле прикрывала, как зонтиком, выход наших атомных подводных ракетных лодок в районы несения боевой службы. Однако в этом регионе ликвидировано пять полков авиации и МиГ-31 в первую очередь. Радиолокационное поле на Крайнем Севере практически отсутствует. Этим сейчас и обеспокоен Комитет по обороне.

Зачем мы занимаемся показухой? Что это за учения военные, когда вся страна борется с 250 террористами? 20 миллионов человек служили в армии и прекрасно понимают, какими должны быть настоящие военные учения.

Александр Тарнаев,
член Комитета Государственной думы по обороне

 

Раздолбают, как Сирию

С точки зрения размывания ответственности генеральных конструкторов КБ создание центров компетентности вызывает большие сомнения прежде всего у специалистов. Идея пришла со стороны, звучит красиво. Но создается впечатление, что она, мягко говоря, сырая.

Уничтожена, помимо всего прочего, и система профессионально-технического образования. Те, кто занимался промышленностью, знают, что при каждом авиационном заводе существовало базовое предприятие, которое готовило специалистов. Возможно, при авиационных заводах еще что-то осталось, но вот такое могучее предприятие, как Севмаш, ищет сварщиков для постройки атомной подводной лодки по всей стране. Подготовка рабочих кадров – колоссальнейших размеров проблема.

Я глубоко убежден в том, что забота о развитии авиационной промышленности должна быть предметом не коммерческого интереса, а заботы государства. Здесь нужно опираться не на правило «выгодно-невыгодно», а на политическое решение. Если мы хотим развиваться как великая держава, а иной мы не можем быть, особенно с учетом сегодняшнего значения воздушно-космических средств нападения, если мы не будем вкладывать силы в авиацию, мы в скором времени окажемся безоружными. И нас раздолбают, как Сирию, а перед этим Ливию и Югославию.

Самолетостроение – это не одна из многих отраслей промышленности. Это звено, потянув за которое, можно вытащить наверх все остальное. Государственное руководство вполне справедливо говорит о модернизации и особенно об инновации, но нельзя употреблять эти термины абстрактно. Это должно быть применимо к чему-то. И самое главное поле применения – аэрокосмическая промышленность. Мы просто не сможем существовать как единая нация, если у нас не будет собственной мощной авиационной промышленности. Ее состояние, вне всякого сомнения, станет определять состояние нашей экономики и нашей науки и культуры в целом.

Разумеется, мы обратимся к государственному руководству с соответствующими посланиями, включая Верховного главнокомандующего, министра обороны, председателя правительства и так далее, с информацией о том, что у общественности существует такая глубокая тревога по поводу состояния дел в нашем авиапроме.

Вячеслав Тетекин,
депутат Государственной думы, член Комитета ГД по обороне

Опубликовано в выпуске № 41 (509) за 23 октября 2013 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Игорь
Игорь
22 октября 2013
Только осознав это, можно приступить к созданию Министерства авиационной промышленности. - это лейтматив всех выступлений - наплодить еще 1000 чиновников, которые будут всем управлять и ни за что не отвечать, будут распределять денежные потоки идущие в авиационную промышленность. Будут появляться проекты замечачельных самолетов, которые так и не будут запущены в производство, никому не нужны, и опять нужны будут деньги на следующие проекты. Такое мы уже видели в 90, нулевые
Аватар пользователя Юрий
Юрий
22 октября 2013
По-моему, всё просто: авиапром, как и все другие стратегические отрасли страны, должны быть строго государственными... Иначе - вспомните "Капитал" К.Маркса насчёт процентов прибыли и преступлений капитала ради их получения
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
25 октября 2013
Джан! Вам только сейчас это стало ясно? А когда шла приватизация авиапредприятий, что мешало Вам высказаться? Уверен, Вас бы послушали. Недаром Вас раз за разом слали на ДОС. Вот на севере Урала не так прошла приватизация. Она как бы для всех специалистов там и социалку сохранили! Вам бы тогда Г.И.Северену об этом сказать...Промолчали. А теперь чего "крылами" махать...
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
25 октября 2013
Калугин, а когда фирма Туполева была монстром среди авиапредприятий - чего Вы и Ваши сотрудники промолчали? Ну, да. Теперь у Вас "Туполев-плаза" и где теперь Ваше предприятие? На кого Вы ругаетесь? Сами чем лучше?
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
25 октября 2013
Тарнаев. Дело пишете. Действительно, МиГ-31 очень нужная позиция. Так ведь Медведев -юрист, Путин и Иванов - чекисты, Сердюков..., ну сами знаете кто. Кого убеждать-то? Вот Батька с "Урал-калием" разобрался...
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
25 октября 2013
Раевский, ну Вам от родственника ( я по деду Михаилу - Раевский). Те же претензии к фирме Туполева - Вы её не сохранили, а потенциал потеряли! Вам напомнить сколько у вас было подчиненных Вам предприятий? Вот где это все? А теперь вместо неплохих Ту-204, Ту-214 летаем по России на Боингах и Эрбасах. Мифический МД-21 впереди? да у Вас были наработки. Все растеряли, продали, "приватизнули". Вот и Ливанов "пыжится"...
Аватар пользователя Игорь
Игорь
22 октября 2013
Только осознав это, можно приступить к созданию Министерства авиационной промышленности. - это лейтматив всех выступлений - наплодить еще 1000 чиновников, которые будут всем управлять и ни за что не отвечать, будут распределять денежные потоки идущие в авиационную промышленность. Будут появляться проекты замечачельных самолетов, которые так и не будут запущены в производство, никому не нужны, и опять нужны будут деньги на следующие проекты. Такое мы уже видели в 90, нулевые
Аватар пользователя Юрий
Юрий
22 октября 2013
По-моему, всё просто: авиапром, как и все другие стратегические отрасли страны, должны быть строго государственными... Иначе - вспомните "Капитал" К.Маркса насчёт процентов прибыли и преступлений капитала ради их получения
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
25 октября 2013
Джан! Вам только сейчас это стало ясно? А когда шла приватизация авиапредприятий, что мешало Вам высказаться? Уверен, Вас бы послушали. Недаром Вас раз за разом слали на ДОС. Вот на севере Урала не так прошла приватизация. Она как бы для всех специалистов там и социалку сохранили! Вам бы тогда Г.И.Северену об этом сказать...Промолчали. А теперь чего "крылами" махать...
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
25 октября 2013
Калугин, а когда фирма Туполева была монстром среди авиапредприятий - чего Вы и Ваши сотрудники промолчали? Ну, да. Теперь у Вас "Туполев-плаза" и где теперь Ваше предприятие? На кого Вы ругаетесь? Сами чем лучше?
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
25 октября 2013
Тарнаев. Дело пишете. Действительно, МиГ-31 очень нужная позиция. Так ведь Медведев -юрист, Путин и Иванов - чекисты, Сердюков..., ну сами знаете кто. Кого убеждать-то? Вот Батька с "Урал-калием" разобрался...
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
25 октября 2013
Раевский, ну Вам от родственника ( я по деду Михаилу - Раевский). Те же претензии к фирме Туполева - Вы её не сохранили, а потенциал потеряли! Вам напомнить сколько у вас было подчиненных Вам предприятий? Вот где это все? А теперь вместо неплохих Ту-204, Ту-214 летаем по России на Боингах и Эрбасах. Мифический МД-21 впереди? да у Вас были наработки. Все растеряли, продали, "приватизнули". Вот и Ливанов "пыжится"...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...