Версия для печати

Дроны российского флота

Какие беспилотные летательные аппараты нужны отечественному ВМФ в первую очередь?
Сивков Константин

Сегодня России целесообразно сосредоточить усилия на разработке и принятии на вооружение беспилотных летательных аппаратов самолетного типа авианосного базирования и малогабаритных БЛА вертолетного типа для кораблей класса крейсер и меньше, которые контролировали бы воздушную и надводную обстановку.

Сегодня России целесообразно сосредоточить усилия на разработке и принятии на вооружение беспилотных летательных аппаратов самолетного типа авианосного базирования и малогабаритных БЛА вертолетного типа для кораблей класса крейсер и меньше, которые контролировали бы воздушную и надводную обстановку.

Последние два десятилетия со страниц военной прессы, а также других изданий, освещающих для широкого круга читателей проблемы современной вооруженной борьбы, не сходят публицистические и аналитические материалы, посвященные роли и месту в будущих войнах и вооруженных конфликтах беспилотных летательных аппаратов. Это неудивительно, поскольку их значение в современной вооруженной борьбе год от года растет.

Дроны российского флота

В России создание отечественных беспилотных летательных аппаратов, отвечающих всем современным требованиям, является одной из важнейших задач текущего этапа развития Вооруженных Сил. Предполагается, что этот вид вооружения должен найти применение практически во всех видах ВС нашей страны.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Чирков, характеризуя перспективы развития корабельного состава нашего флота и его морской авиации, указывал, что беспилотные летательные аппараты должны стать одним из важнейших видов вооружения будущих кораблей основных классов. Это вполне соответствует общему направлению развития морской авиации передовых стран мира. Так, на вооружение палубной авиации США принимается беспилотный летательный аппарат, предназначенный для базирования на авианосцах США. Недавно прошли его успешные испытания с палубы авианосца.

Однако в открытой печати, как специальной, так и рассчитанной на широкий круг читателей, никаких публикаций, посвященных облику будущих беспилотных летательных аппаратов для нашего ВМФ, их возможным характеристикам, пока нет.

В этой связи весьма интересно проанализировать, каковы могут быть роль и место беспилотных летательных аппаратов в составе нашего ВМФ, какие задачи на них целесообразно возложить и соответственно какими тактико-техническими характеристиками они должны обладать.

Ниша беспилотников

Определяя роль и место беспилотных летательных аппаратов в системе вооружения ВМФ России, следует исходить из того, что они должны использоваться там, где применение пилотируемых летательных аппаратов невозможно или нецелесообразно. По крайней мере на первом этапе развития этого вида вооружения.

Во-первых, беспилотники целесообразно применять для решения задач, сопряженных с высоким риском потерь авиации от воздействия сил и средств ПВО противника. Относительная простота беспилотников определяет их более низкую цену по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами.

Для современной вооруженной борьбы в воздухе особенно важно устранение риска потерь летного состава. Боеспособность группировок современной авиации в решающей степени определяется наличием подготовленного летного состава. Между тем на подготовку квалифицированного летчика необходимо более десяти лет, тогда как на производство одного летательного аппарата, даже самого сложного и дорогого, нужно максимум несколько недель.

Во-вторых, БЛА разумно использовать в интересах обеспечения деятельности таких кораблей, которые, не располагая возможностями базирования на борту достаточного количества летательных аппаратов, нуждаются для применения своего оружия в воздушной поддержке. Наличие на борту таких кораблей беспилотников позволит сделать их (и группы) независимыми от поддержки береговой авиации.

В-третьих, БЛА можно применять для решения относительно простых задач, позволяющих формализовать процессы выработки и принятия решения в ходе их выполнения и не требующих обязательного присутствия человека.

Наконец, беспилотные летательные аппараты способны обеспечить более высокую оперативную напряженность их использования, чем пилотируемые. Поэтому они могут найти применение для решения таких задач, которые требуют действий авиации с высокой напряженностью в течение длительного времени.

Рассмотрим основные тактические и оперативные задачи, в ходе решения которых целесообразно применять беспилотные летательные аппараты.

Против надводных кораблей и катеров

Одной такой задачей является борьба с соединениями надводных сил противника, прежде всего авианосными. Для этого создаются разнородные ударные соединения, включающие надводные корабли, подводные лодки и морскую авиацию.

Главная ударная сила таких соединений – противокорабельные ракеты большой и средней дальности, применяемые с надводных кораблей, подводных лодок и самолетов морской авиации. Их использование на полную дальность возможно только при условии своевременного получения целеуказания от внешних источников.

Решающим условием успешности действий таких соединений является своевременное обнаружение авианосной группы противника и длительное слежение за ней, без чего весьма проблематично создать необходимое оперативное построение разнородного ударного соединения, позволяющего организовать одновременный удар групп кораблей и подводных лодок с разных направлений.

Для решения задач разведки и целеуказания современные российские океанские флоты располагают лишь несколькими единицами самолетов-разведчиков, а также атомными подводными лодками.

Между тем авианосные соединения вероятного противника обладают мощной ПВО, эшелонированной по глубине до 500 и более километров от ядра их боевого порядка. Поэтому действуя одиночно или мелкими группами, самолеты-разведчики, оказавшись в дальней зоне ПВО такого соединения, под воздействием истребительной авиации противника будут быстро уничтожены и не смогут решить возлагаемые на них задачи.

Атомные подводные лодки для надежной классификации ордера противника должны будут войти как минимум в среднюю зону противолодочной обороны противника, откуда им еще предстоит периодически выходить на связь для передачи данных наведения или целеуказания. Это делает их весьма уязвимыми, а задачу обеспечения своевременными и точными разведданными боевых действий разнородных ударных соединений трудновыполнимой.

В этих условиях создание беспилотных летательных аппаратов, способных вести разведку соединений надводных кораблей противника в условиях противодействия ПВО (наряду с воссозданием системы морской космической разведки), является наиболее эффективным путем разрешения этой проблемы.

Такой беспилотный летательный аппарат самолетного типа должен иметь дальность полета не менее 2000–3000 километров. Его радиоэлектронное вооружение должно включать мощную радиолокационную станцию, позволяющую обнаруживать надводные цели на дальности не менее 400–500 километров, средства обнаружения истребителей, ракет класса «воздух-воздух» и «земля-воздух», радиоэлектронного подавления самообороны, а также дальней связи, дающие возможность передавать разведывательную информацию в реальном масштабе времени на корабли соединения.

Диапазон высот полета такого беспилотного летательного аппарата должен позволять ему действовать как на предельно малых высотах, так и в стратосфере, на высотах 25–30 километров и выше. Это весьма затруднит действия против него истребительной авиации противника, а также позволит реализовать предельные дальности обнаружения надводных целей.

Такой беспилотный летательный аппарат за вылет (пять-шесть часов) сможет обследовать оперативно важный район площадью до 800 тысяч квадратных миль или обеспечить наблюдение за корабельным соединением противника и выдачу разведывательных данных о нем в течение двух-трех часов.

При возможной напряженности применения три-четыре вылета в сутки для решения задачи разведки корабельного соединения противника потребуется около четырех беспилотных летательных аппаратов. Масса одного беспилотника при использовании современных технологий и материалов может составить от 5–7 до 15–20 тонн в зависимости от дальности полета и состава радиоэлектронного вооружения. Соответственно он может базироваться на авианосце или на наземном аэродроме.

При таких габаритах и весе БЛА теоретически возможно запустить из пусковой установки ракетного комплекса типа «Базальт»/«Гранит». Однако возникает проблема его возврата на корабль. Без ее решения беспилотник станет фактически одноразовым – после первого же пуска он либо будет потерян, либо вынужден возвратиться на береговой аэродром (или авианосец).

Не менее важной задачей является разведывательное обеспечение борьбы с легкими силами противника, прежде всего его ракетными катерами. Особенности действий последних – из засады, внезапно, малыми группами в прибрежной зоне делают ключевой в организации противокатерной обороны задачу непрерывного контроля морского пространства на глубину до 200–300 километров от ордера надводных кораблей. Существующими средствами группы надводных кораблей, особенно не располагающими возможностями группового базирования корабельной авиации, этого сделать не могут. Решить задачу способен малогабаритный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. При дальности полета 600–800 километров и скорости патрулирования 100–120 километров в час БЛА на удалении 100–150 километров сможет патрулировать два – четыре часа.

Если дальность бортовой РЛС позволит обнаруживать малоразмерные надводные цели на расстоянии до 100–150 километров, то будет обеспечен контроль надводной обстановки на требуемом удалении на угрожаемых направлениях. При этом для обеспечения непрерывности наблюдения достаточно до четырех таких беспилотников на кораблях ордера.

Малые размеры и небольшое удаление от кораблей ордера районов патрулирования сведут к минимуму угрозу со стороны системы ПВО противника, а также существенно снизят требования к возможностям системы связи, которая должна передавать данные об обстановке на удалении до 150 километров.

Соответственно габариты, в которых может быть выполнен такой беспилотник, будут относительно невелики – в пределах 500–700 килограммов. Это даст возможность иметь на каждом корабле классов эсминец, большой противолодочный и фрегат по два-три беспилотных летательных аппарата.

Могут быть использованы такие беспилотники и на кораблях классов корвет или малый ракетный корабль при одиночном базировании, что позволит создать полноценную боевую противокатерную систему на основе группы из трех-четырех кораблей, которые, используя свои беспилотники, смогут самостоятельно и своевременно обнаруживать группы ракетных катеров противника и наносить по ним упреждающие ракетные удары.

БЛА в системе контроля воздушного пространства

Другой важнейшей задачей, которая может быть возложена на морские беспилотные летательные аппараты, является контроль воздушного пространства в интересах обеспечения ПВО корабельных соединений.

Для ввода в бой корабельной истребительной авиации из положения дежурства на палубе необходимо иметь возможность обнаружить авиагруппы противника на удалении не менее 600–700 километров и обеспечить наведение на них истребителей. Это позволит ввести их в бой на удалении 250–300 километров от охраняемых кораблей, то есть до рубежа пуска самолетами противника противокорабельных и противорадиолокационных ракет.

Сегодня эта задача в ВМФ России решается за счет использования самолетов ДРЛО и У берегового базирования А-50 и его модификаций или вертолетов ДРЛО и У корабельного базирования Ка-31. Первые из них могут участвовать в обеспечении ПВО корабельных соединений только в пределах ближней морской зоны. Вторые обладают весьма ограниченными возможностями по дальности обнаружения воздушных целей, времени и дальности патрулирования. Поэтому в дальней морской и океанской зонах полноценное радиолокационное поле в интересах применения корабельных истребителей создать не удается.

Проблема может быть решена с помощью беспилотных самолетов РЛД. Их функции в системе ПВО корабельного соединения целесообразно ограничить только обнаружением на большом удалении воздушных целей и наблюдением за ними с трансляцией этих данных на корабельные посты управления средствами ПВО и истребительной авиацией. Это позволит минимизировать объем радиоэлектронного оборудования на борту беспилотного летательного аппарата. Его бортовая РЛС должна обеспечивать обнаружение воздушных целей типа истребитель на таком удалении, чтобы дать возможность уклониться беспилотнику от атак истребителей противника, то есть составлять не менее 300–400 километров. Дальность трансляции данных наблюдения на корабли должна быть не менее 300 километров.

Беспилотному летательному аппарату необходимо иметь такие скоростные данные, чтобы он мог уклониться от атак истребителей противника своевременным входом в зону действия своих сил и средств ПВО. Для этого достаточно иметь максимальную скорость до 1000 километров в час. Продолжительность патрулирования на удалении 200–250 километров от корабля базирования должна составлять не менее двух-трех часов.

Средствами самообороны такой беспилотный летательный аппарат оснащать необязательно, поскольку его боевая устойчивость будет обеспечиваться в общей системе ПВО корабельного соединения. При подобных характеристиках для возможности непрерывного патрулирования двух таких беспилотных самолетов на угрожаемых направлениях необходимо иметь четыре-пять машин. Масса этого беспилотного самолета может составить не более 15 тонн, что определяет его базирование на авианосцах.

Использование такого самолета в составе авиагруппы авианосца имеет ряд преимуществ по сравнению с пилотируемыми самолетами. В числе важнейших из них следует отметить более высокую боевую устойчивость, устранение риска потерь летного состава при решении задач контроля воздушного пространства, сравнительно низкую стоимость, а также значительно меньшие занимаемые ими объемы корабельных ангаров, что позволит разместить на авианосце большее количество летательных аппаратов.

Еще одной важной задачей обеспечения ПВО корабельных соединений, особенно не включающих в свой состав авианосцы, является своевременное обнаружение групп атакующих средств воздушного нападения, следующих на малых и предельно малых высотах. Для своевременного ввода в действие максимального количества средств ПВО (исходя из известных по открытым источникам их тактико-технических характеристик и противокорабельных ракет противника) они должны быть обнаружены на удалении не менее 200–250 километров от ордера. Имеющиеся на вооружении надводных кораблей средства наблюдения за воздушным пространством не позволяют это сделать – их дальность обнаружения ограничена радиогоризонтом.

Решить сегодня эту задачу возможно за счет разработки и принятия на вооружение малогабаритного беспилотного летательного аппарата вертолетного типа. Его радиоэлектронное вооружение вполне может быть ограничено РЛС обнаружения воздушных целей с дальностью действия по маловысотным малоразмерным целям до 100–120 километров и аппаратурой связи, обеспечивающей трансляцию информации о воздушной обстановке на удаление 150–200 километров.

Требования по дальности и продолжительности полета аналогичны тем, которые предъявлялись к малогабаритному беспилотнику для контроля надводной обстановки в интересах противокатерной обороны корабельных соединений. Это позволяет возложить эти две функции на один и тот же летательный аппарат.

Другие задачи, которые могут быть возложены на беспилотные летательные аппараты, не являются в настоящее время столь критичными. Поэтому сегодня целесообразно сосредоточить усилия на разработке и принятии на вооружение трех приоритетных типов беспилотных летательных аппаратов.

1. Самолетного типа авианосного базирования для воздушной разведки крупных корабельных соединений.

2. Самолетного типа авианосного базирования для контроля воздушной обстановки в дальней и средней зонах ПВО корабельных соединений.

3. Малогабаритный вертолетного типа для контроля воздушной и морской обстановки для кораблей класса крейсер и меньше.

В дальнейшем, по мере накопления опыта применения беспилотников и совершенствования технологий их создания возможна разработка широкого спектра таких летательных аппаратов не только разведывательного, но и ударного предназначения.

Константин Сивков,
первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 42 (510) за 30 октября 2013 года

Аватар пользователя HZ66
HZ66
28 октября 2013
Всё верно, но пока не решен вопрос с носителем БПЛА, все остальные рассуждения впустую.
Аватар пользователя АНС
АНС
29 октября 2013
Сейчас в ряде стран идет отработка типов и возможностей БПЛА. Подчеркиваю - отработка. Как они себя покажут в массовом применении пока предугадать сложно. И такому корифею, как Сивков, тем более. Не имея ни самих аппаратов, ни, тем более, носителей, ставить задачи нашему флоту просто безсмысленно. То, что показывалось на недавних выставках, это всего лишь опытные образцы ( если не макетные ), а до их работоспособности в серии, вы меня простите, как до Луны. Ну а с носителями, тут вообще мрак. Так что статья - пук в лужу. Теперь о главном во всех писаниях господина Сивкова. Это о вероятном противнике. По Сивкову это США, и никто больше. И если брать только морскую компоненту, то так и хочется сказать: ай Моська, знать она сильна, раз лает на слона. Когдаже наконец дойдет до господина Сивкова, что американцы не враги нам, а стратегические союзники. Были и раньше в двух войнах, будут и впредь. То, что мы периодически скатываемся в отношениях с ними на холодное противостояние, это грубейшие ошибки нашего политического руководства. И это безумное противостояние уже привело к распаду СССР. Ведь промышленный, военный, научный и финанцовый потенциал США в разы больше нашего. С намного сильными, априори, лучше дружить, а не пытаться мелко пакостить при каждом удобном случае. И, как правило, в конечном счете, себе вовред. И если всего этого господин Сивков не понимает, а если, еще хуже, понимает, но продолжает дуть в свою дуду, то с него давно пора содрать погоны. Потому как все его писания, под эгидой Академии, просто во вред, т.к. они дезоориентируют ркуоводство страны. Если оно конечно читает их опусы.
Аватар пользователя Гость
Гость
29 октября 2013
с АНС согласен
Аватар пользователя Фома
Фома
29 октября 2013
С течением времени появляется все больше публикаций на тему БПЛА. Дальше, очевидно, их будет еще больше. Тема перспективная и многообещающая, сами БПЛА выглядят ой как красиво ... Авторы в почти восторженных тонах красочно расписывают их ( БПЛА ) возможности и решаемые ими задачи ... И все скромно умалчивают о связанных с их производством и применением истинно собачьих проблемах, решать которые приходится ( и далее придется ) вовсе не борзописцам ... Возьмем одну такую, вполне самоочевидную проблему - обеспечения устойчивости и безопасности канала связи между оператором и БПЛА. До уровня искусственного интеллекта на борту БПЛА мы пока что еще не доросли, функционировать полностью в автономном режиме последние пока что еще не в состоянии, апокалиптические картины из "Терминатора" нам пока что еще не грозят. А значит, без канала связи с БПЛА, по которому идет передача данных и управление - ну никак не обойтись. Что будет, если противник забьет канал связи и весь прилегающий частотный диапазон мощнейшей помехой ? Ау, писатели, опишите ситуацию ... Хотя, с другой стороны, чего требовать от подобного рода публикаций, построенных в научно-популярном стиле, - красочно расписывая позитивные достоинства, деликатно умолчать о недостатках ...
Аватар пользователя Aleksey
Aleksey
29 октября 2013
Не просите у сильных мира сего, они сами предложат... Это я к тому, что дружбу не нужно искать с США. Развиваться должны сами. Дружить интересно с теми кто представляет из себя что то.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
29 октября 2013
Фома. Эта "проблема" относится ко всему ракетному управляемому оружию. И судя по результатам применения, вполне успешно решается.
Аватар пользователя Фома
Фома
29 октября 2013
Для HZ66 : Да, это проблема всего управляемого ракетного оружия. Об успешности ее решения по результатам применения : нужно учитывать очень существенный момент - оно до сих пор весьма успешно применялось СИЛЬНЫМИ против СЛАБЫХ в локальных конфликтах. И до сих пор не было возможности оценить его эффективность при его применении друг против друга равными по силе противниками. Очевидно, в этом случае его эффективность была бы несколько иной, похуже, не так ли ? Если бы вообще была бы хоть какая-то эффективность ...
Аватар пользователя Yuri
Yuri
29 октября 2013
АНСу. У США нет друзей, а только вассалы, по отношению к которым США действует по принципу: "Разделяй и властвуй". В этом убедилась на днях и Ангела Меркель.
Аватар пользователя АНС
АНС
30 октября 2013
Yuri.Не пори чушь.Все смешал в одну кучу. И, как минимум, подучи историю. А вообщето давай по теме. Если конечно есть что сказать.
Аватар пользователя Dante
Dante
30 октября 2013
Нам бы хоть для ведения разведки БПЛА осилить, уже хорошо.
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
30 октября 2013
Поддержу автора. Необходимо думать о разработке форм и способов применения роботизированных средств именно сейчас до момента их поступления в войска. В противном случае роботы либо сразу попадут на склад, либо будут применяться не по назначению (у нас до сих пор компьтеры - лишь печатные машинки). Что ксается уязвимых мест, то они есть. Канал связи одно из таких мест. Тем не менее, в случае подавления канала радиосвязи БЛА или другое роботизированное средство вооруженной борьбы выполнит заложенный в него алгоритм, закончит миссию и вернется на базу. Кроме того, если бы с подобным однобоким подходом подходили к уязвимым местам радиосвязи, то радиоприемники так и не были бы приняты на вооружение, а почту доставляли голубями или сигнальными флажками. Если бы с подобным подходом подходили к железнодорожному транспорту, который может быть выведен из строя путем уничтожения железнодорожных путей, то до сих пор бы в вооруженных силах использовали для перевозки грузов лошадей и ишаков. А, по большому счету, в роботизированных средствах вооруженной борьбы будущее. Для некоторых стран уже осязаемое.
Аватар пользователя АНС
АНС
31 октября 2013
Кондратьеву. Поддержи, поддержи, а то автор и так сильно перестарался. Трудная это задача ставить то, чего нет, на то, чего тоже нет. И не будет ни того, ни другого. И еще разрабатывать теорию применения. Разговор ведь о флоте, а не о сухопутчине. Где, к стати, тоже пока ничего нет. Купили у Израиля и выбросили, т.к. в наших условиях, да еще с нашими " специалистами " ничего не работает. Но бабло под это дело получить конечно ну просто необходимо. Только с Сивковым поделиться не забудте. А он еще что экстравагантное придумает, ну хотябы еще парочку страшилок. Так и проживет.
Аватар пользователя Владимир Щербаков
Владимир Щербаков
31 октября 2013
1. "Однако в открытой печати, как специальной, так и рассчитанной на широкий круг читателей, никаких публикаций, посвященных облику будущих беспилотных летательных аппаратов для нашего ВМФ, их возможным характеристикам, пока нет"|||Если гр-н Сивков читает только "труды" своей академии, то, может быть, и не видел таких материалов. Однако всен специалисты, интересующиеся тематикой БЛА (кстати, а не БПЛА, а то тогда давайте и ДПЛА пишите, чтобы все по-честному было), посещают ресурс UAV_ru и читают регуляррно выходящее такое же печатное издание - там эти вопросы уже поднимались и военными обозревателями и занимающимися профессионально данной тематикой специалистами. Не надо тут "шапку Мономаха" на себя напяливать. 2. "Во-вторых, БЛА разумно использовать в интересах обеспечения деятельности таких кораблей, которые, не располагая возможностями базирования на борту достаточного количества летательных аппаратов, нуждаются для применения своего оружия в воздушной поддержке. Наличие на борту таких кораблей беспилотников позволит сделать их (и группы) независимыми от поддержки береговой авиации"/// если корабль настолько мал, что не позволяет разместить на нем достаточное количество пилотируемых ЛА "для воздушной поддержки", то ЧТО за такие чудо-БЛА воздушной поддержки автор хочет разместить на этом же корабле?? Боевой БЛА от равноценного боевого пилотируемого ЛА особо различаться в массо-габаритных характеристиках не будет - отсутствие летчика с его креслом и сопутствующим оборудованием не столь критично, чтобы ББЛА стал при одинаковых возможностях существенно меньше и легче пилотируемого ЛА. Сказочник... 3. "Такой беспилотный летательный аппарат самолетного типа должен иметь дальность полета не менее 2000–3000 километров. Его радиоэлектронное вооружение должно включать мощную радиолокационную станцию, позволяющую обнаруживать надводные цели на дальности не менее 400–500 километров, средства обнаружения истребителей, ракет класса «воздух-воздух» и «земля-воздух», радиоэлектронного подавления самообороны, а также дальней связи, дающие возможность передавать разведывательную информацию в реальном масштабе времени на корабли соединения. Диапазон высот полета такого беспилотного летательного аппарата должен позволять ему действовать как на предельно малых высотах, так и в стратосфере, на высотах 25–30 километров и выше. Это весьма затруднит действия против него истребительной авиации противника, а также позволит реализовать предельные дальности обнаружения надводных целей. Такой беспилотный летательный аппарат за вылет (пять-шесть часов) сможет обследовать оперативно важный район площадью до 800 тысяч квадратных миль или обеспечить наблюдение за корабельным соединением противника и выдачу разведывательных данных о нем в течение двух-трех часов. При возможной напряженности применения три-четыре вылета в сутки для решения задачи разведки корабельного соединения противника потребуется около четырех беспилотных летательных аппаратов. Масса одного беспилотника при использовании современных технологий и материалов может составить от 5–7 до 15–20 тонн в зависимости от дальности полета и состава радиоэлектронного вооружения. Соответственно он может базироваться на авианосце или на наземном аэродроме. При таких габаритах и весе БЛА теоретически возможно запустить из пусковой установки ракетного комплекса типа «Базальт»/«Гранит». Однако возникает проблема его возврата на корабль. Без ее решения беспилотник станет фактически одноразовым – после первого же пуска он либо будет потерян, либо вынужден возвратиться на береговой аэродром (или авианосец)"//// Это вообще парень намешал все, что можно. Какие 3000 км и потолок 20 км?? Какие запуск из ПУ Гранит/Базальт??? Автор, вы думали, прежде чем написать это??? И потом - какие 6-8 часов полета?? зачем такой БЛА-разведчик нужен?? С такой "миссией" лучше справиться пилотируемый ЛА - т.е. самолет ДРЛОиУ. БЛА-разведчик должен "висеть" в воздухе не менее 24 часов, иначе его применение бессмысленно. А с другой стороны - не надо забывать о том, что с той стороны тоже БЛА и самолеты ДРЛОиУ летают и космическая система там работает как надо. Вторая мировая закончилась, а они все категориями сражения за Мидуэй мыслят... 4. "Не менее важной задачей является разведывательное обеспечение борьбы с легкими силами противника, прежде всего его ракетными катерами. Особенности действий последних – из засады, внезапно, малыми группами в прибрежной зоне делают ключевой в организации противокатерной обороны задачу непрерывного контроля морского пространства на глубину до 200–300 километров от ордера надводных кораблей. Существующими средствами группы надводных кораблей, особенно не располагающими возможностями группового базирования корабельной авиации, этого сделать не могут. Решить задачу способен малогабаритный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. При дальности полета 600–800 километров и скорости патрулирования 100–120 километров в час БЛА на удалении 100–150 километров сможет патрулировать два – четыре часа"// Хотелось бы узнать параметры такого "малогабаритного" БЛА с дальностью полета 600-800 км:))) Сдается мне, это уже на малогабаритный аппарат будет:) и потом.... что-то автор с угрозой от ракетных катеро переборщил - он таки с кем воеваь хочет? С США? там таких нема... 5. "При этом для обеспечения непрерывности наблюдения достаточно до четырех таких беспилотников на кораблях ордера"// какого ордера? четыре БЛА в воздухе одновременно или же сменяют друг друга? если сменяют - один БЛА сможет покрыть всю необходимую "зону угрозы"? расчеты в студию! 6. "Малые размеры и небольшое удаление от кораблей ордера районов патрулирования сведут к минимуму угрозу со стороны системы ПВО противника, а также существенно снизят требования к возможностям системы связи, которая должна передавать данные об обстановке на удалении до 150 километров"// Это как это, интересно? Если у противника есть деньги на ракетные катера, то их что - нет на более или менее приличный ЗРК или скорострельную АУ? БЛА у вас что - размеро с комара при дальности полета 600-800 км будет? Файр Скаут при дальности в разу меньше - несколько тонн весит, по нему точно не промахнешься:) Да и Камкоптер 100 тоже "не мальчик с пальчик", плюс к тому у него дальность также в разы (!!!) меньше чем предлагает автор. 7. "Могут быть использованы такие беспилотники и на кораблях классов корвет или малый ракетный корабль при одиночном базировании, что позволит создать полноценную боевую противокатерную систему на основе группы из трех-четырех кораблей, которые, используя свои беспилотники, смогут самостоятельно и своевременно обнаруживать группы ракетных катеров противника и наносить по ним упреждающие ракетные удары"// такое ощущение, что автор до сих пор не отойдет от "великого морского сражения" с грузинскими катерами в войне 08-08-08.... 8. "Проблема может быть решена с помощью беспилотных самолетов РЛД. Их функции в системе ПВО корабельного соединения целесообразно ограничить только обнаружением на большом удалении воздушных целей и наблюдением за ними с трансляцией этих данных на корабельные посты управления средствами ПВО и истребительной авиацией. Это позволит минимизировать объем радиоэлектронного оборудования на борту беспилотного летательного аппарата. Его бортовая РЛС должна обеспечивать обнаружение воздушных целей типа истребитель на таком удалении, чтобы дать возможность уклониться беспилотнику от атак истребителей противника, то есть составлять не менее 300–400 километров. Дальность трансляции данных наблюдения на корабли должна быть не менее 300 километров. Беспилотному летательному аппарату необходимо иметь такие скоростные данные, чтобы он мог уклониться от атак истребителей противника своевременным входом в зону действия своих сил и средств ПВО. Для этого достаточно иметь максимальную скорость до 1000 километров в час. Продолжительность патрулирования на удалении 200–250 километров от корабля базирования должна составлять не менее двух-трех часов"/// Автор... это.. ну уже и не смешно даже... Какие 1000 км/ч?? А это БЛА будет корабельного базирования или берегового? Корабельного? Вы его как создать хотите? И как он взлетать будет? Катапульт у нас на "авианосцах" нет:)) С трамплина? Ну-ну:)) ... дальше даже не стал читать - фантастические романы лучше у Снегова почитать или Головачева:)) а воообще так и виден "попил бабла" за такими материалами... вы бы, "эксперты", хотя бы зарубежный опыт изучили нормально, а потом уж.... а то пока сил и ума хватает только на закупки старого израильского барахла, д еще небольшого БЛА вертолетного типа у австрийской компании, которая начинала свою деятельность с поставки электронных блоков для стиральных маширнок и другой бытовой техники...
Аватар пользователя Владимир Щербаков
Владимир Щербаков
31 октября 2013
Кондратьеву. "Поддержу автора. Необходимо думать о разработке форм и способов применения роботизированных средств именно сейчас до момента их поступления в войска. В противном случае роботы либо сразу попадут на склад, либо будут применяться не по назначению (у нас до сих пор компьтеры - лишь печатные машинки)"/// Не надо изобретать велосипед - возьмите изданные в США труды по теме "БЛА для ВМС", материалы различных конференций (открытых совершенно) и материалы разного рода дискуссий на данную тему, а также можно почитать и статьи в ряде журналов (тоже все открытое), на основе чего вполне можно "написать на бумажке" формы и способы применения, "подрихтовав" их под наличные силы ВМФ и его задачи. И не надо для этого писать кандидатские, и тем более докторские диссертации и, тем более, осваивать деньги на НИР. ВСЕ УЖЕ ПРИДУМАНО там, "у проклятых капиталистов":)) Только вот беда - а флота то и нет, несмотря на многомиллиардные вливания, так что все эти "роботы" - как мертвому припарка!
Аватар пользователя Dante
Dante
31 октября 2013
Здравствуйте Владимир, давно вас не было:) Рад видеть. По БПЛА, нам сейчас нужен дальний разведчик, с возможностью брать нагрузку хотя бы 400-500 килограмм, способный висеть как минимум сутки, как максимум часов 40 - 50 как в лучших домах европы, в идеале модульный с возможностью замены нагрузки прямо в поле, в общем нам нужен свой глобах хоук, пока все упирается в двигатель в основном, ну насколько я знаю конечно. Это пожалуй единственная концепция в данной статье, с которой можно согласиться.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
31 октября 2013
2,08х(Ve + Vh) - это дальность видимости визуально, 2,19 для рлс, 4,12 - для средств связи. Фома, во Вы "растете", честно. Но сначала маленько истории. В "гнезде", на грот-мачте сидел самый дальнозоркий, потом ему дали трубу подзорную. Когда "волчьи стаи" пришли к Восточному побережью США, то в целях ПЛО, для освещения НАДВОДНОЙ обстановки один или несколько кораблей конвоя (американцы даже на прибрежных коммуникациях перевозки осуществляли, применяя конвоирование) несли привязанные дирижабли (чтобы при ветре не улетали). Все это делалось в целях увеличения дальности ОСВЕЩЕНИЯ ОБСТАНОВКИ. "Дроны" тоже можно. Нужно или нет? К сожалению автор не оценил слабые и сильные стороны этих средств (Фома, вот тот да, по крайней мере одну заценил). Кроме этого не оценены Боевые и Оперативные ВОЗМОЖНОСТИ. Требования, вроде как отмечены, но и то как-то с примесью, пока еще фантастики. А вот просто балаболить, как попугай, а вот у них есть - и нам надо, это глупость. Даже в США, на упоминаемых уважаемом мною Владимире, форумах и то неоднозначность "полезности" данных средств проскальзывает.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
31 октября 2013
Для примера. Я специально неделю учился управлять самыми простыми (в этом сентябре) подводными аппаратами на передаче сигналов по оптоволокну. Честно, задолбался, хотя и не страдаю плохими операторскими способностями и вроде в пространстве могу ориентироваться. Поэтому, считаю, что и управлять этими "дронами" тоже учиться нужно и очень долго, за две-три недели не получится.
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
А.Кондратьев : __-->" ...Тем не менее, в случае подавления канала радиосвязи БЛА или другое роботизированное средство вооруженной борьбы выполнит заложенный в него алгоритм, закончит миссию и вернется на базу."<--__ . Изложено верно, да только вот не учитывается, что сейчас, в настоящее время, нам до подобных алгоритмов дальше, чем до Марса ... Ну давайте прямо скажем - фактически, нужна система искусственного интеллекта, без которой от БПЛА толку нен будет. Вы верите, что она будет создана в ближайщие 20 лет ?
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
Владимиру Щербакову : Полностью согласен со всем изложенным Вами, хотя и получилось это У Вас, на мой взгляд, излишне длинновато. Автор в данной тематике явно чувствует себя неуверенно. Но, с другой стороны, надо учесть, что вся область БПЛА/ДПЛА находится в самой начальной стадии развития, у нее все еще впереди, невозможно предполагать, какие технологические прорывы произойдут здесь уже в ближайщем будущем ... Технологии не отработаны, для многих насущных задач разработки и использования БПЛА неизвестны решения, И поэтому сейчас состояние дел в данной области - такое же, как в авиации на заре ее развития. А все обсуждения этой темы - находятся на стадии дележки шкуры неубитого медведя. Для утверждения теоретических концепций применения БПЛА и постановки задач для них - нет достаточных обоснований, хотя постепенно таковые и появляются. А отсюда и появляются излишне фантастические выкрутасы насчет всемогущества БПЛА ...
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
31 октября 2013
1. Фоме - нам дальiе , "чем до Марса", а другие ушли уже очень далеко. 2. Щербакову - Владимир, мне смешно слышать, что ты указываешь мне на незнание документов США по БЛА. Уверяю тебя, что прекрасно осведомлен об этом. 3. АНСу - мы с вами пили на брудершафт? Нет? Тогда кто вам давал право тыкать? "А вообщето давай по теме. Если конечно есть что сказать." (с) АНС.
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
31 октября 2013
Фоме - алгоритм возвращения (в случае подавления канала управления) БЛА на базу довольно прост и с успехом реализуется уже сейчас. P.S. Конечно не у нас.
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
Кондратьеву : Да не в том дело - у нас или не у нас. Алгоритм возврата, может, и реализован успешно, но это - только одна из частных задач. А с остальными-то как ? А без ихнего решения - никак ...
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
Кондратьеву : Да и потом, канал связи - это только одно из уязвимых мест. А на самом деле таких мест у БПЛА - множество.
Аватар пользователя Владимир Щербаков
Владимир Щербаков
31 октября 2013
А. Кондратьеву. "Владимир, мне смешно слышать, что ты указываешь мне на незнание документов США по БЛА. Уверяю тебя, что прекрасно осведомлен об этом"// Смысл посыла был в том, что не надо изобретать велосипед, а не попытка обвинить тебя, Саша, в незнании доокументов США:) Ты - знаешь, а вот руководство заказчика и подрядчиков - судя по всему нет. Например, "главный по БЛА" из одной российской корпорации натурально уверен, что первым серийным беспилотным вертолетом корабельного базирования в мире стал то ли Файр Скаут, то ли Камкоптер 100. О программе DASH он и не знает даже:) Плюс к тому они до сих пор называют КРВБ/КРМБ "беспилотными летательными аппаратами":) По такой логике, все что летит и без пилота - БЛА. Ну так бумеранг тогда или "орудие пролетариата" булыжник - это тоже БЛА многоразового и одноразового применения. Да, а еще у них В-52 несет КРВБ "Томагавк" - вот как, американцы в шоке:) А если ты знаешь документы открытые - как в фильме, "пишите, Саша, пишите", причем не в "пуперсекретные талмуды", которые прочитают 2-3 человека, а в открытой печати - чтоб это все читали и учились. Возьми на себя роль Карла Сагана:)) Так что главная мысль - не изобретать велосипед и не надо "мучить попу", готовя НИР или диссертации по теме разработки "форм и способов" для БЛА - берите у ВМС США и адаптируйте, если есть правда к чему:) Сергею: вот и я про то, что в США/НАТО вопросы применения БЛА обсуждаются во многом в открытую и практически все проблемные моменты они там уже выявили и вынесли на обсуждение, включая даже такую тему, как "правомерность применения РУ БЛА для физического уничтожения врагов Америки на территории других стран". Надо просто "перенести" эту проблематику на русский язык с необходимой адаптацией для нашей ситуации. Однако вместо этого нам предлагают фантазировать вместе с автором данного материала:) Можно конечно - вечерком в пятницу:)
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
31 октября 2013
Вова, я подумаю над твоим предложением.
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
31 октября 2013
Фоме, действительно это лишь одна из частных задач. Привел ее в пример на Ваш частный вопрос о том, что будет делать БЛА при подавлении линии счязи.
Аватар пользователя Владимир Щербаков
Владимир Щербаков
31 октября 2013
Dante. "Здравствуйте Владимир, давно вас не было:)"/// Да я не хожу сюда давно - не имею лишнего времени спорить с разными "записными героями" здешнего форума, а тут по ссылке перешел на статью - думал почитать что "нового - интересного", но начал читать, брови стали ползти вверх - посмотрел автора и не выдержал, "отписался":) А. Кондратьеву. Саша, пока думать будешь - состаришься, а страна в каменном веке окажется:) Хотя бы в ЗВО или Морской сборник пиши пока их не засекретили:)
Аватар пользователя Dante
Dante
31 октября 2013
Владимиру Щербакову, да я сам тут "проездом", тоже иногда не могу промолчать, особенно когда про своё родное читаешь.
Аватар пользователя Dante
Dante
31 октября 2013
Фоме, канал связи ещё надо подавить, что вообще то уже оставляет достаточно небольшой список государств, которыена это способны.
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
Dante, ну так я уже говорил выше, что БПЛА и прочие высокотехнологические штучки - это оружие сильных против слабых. Россия к числу сильных, увы, не относится. С сильными воевать - чистое самоубийство, а против слабых - боюсь, руки тоже коротки окажутся ...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
31 октября 2013
Фома: " ... до сих пор не было возможности оценить его эффективность при его применении друг против друга равными по силе противниками". Каждая страна готовится к войне с конкретным противником, на это и рассчитывает при выборе и разработке оружия. Кроме того, большинство военных конфликтов происходит в мире между "неравносильными" сторонами. Какие конфликты, такое и оружие. Неразумно использовать управляемую бомбу за несколько сотен тысяч баксов там, где можно всё решить свободнопадающей.
Аватар пользователя Гость
Гость
02 ноября 2013
Не сомневаюсь , что на Мистралях начнется отработка отечественных БЛА.
Аватар пользователя Сноуден
Сноуден
02 ноября 2013
А: Ты что, не знаешь: у меня есть все последние секретные документы из Пентагона и Министерства ВВС по БЛА, выложенные на сайты mil_gov, uav_ru? Я хорошо владею английским, штабным командирским и немного эбониксом (по фильмам - «Роджер, я здесь»). Б: НЕУЖЕЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ ДОСТУП К САЙТАМ ЛОКХИДА, БОИНГА, НОРТРОПА? А: Не только: AIR AUSTRALIA, подписка на ИТАР-ТАСС, РИА и АВН. Еще последняя статья Печурова в НВО про Ирак 2003-го года. Б: ТЫ НАСТОЯЩИЙ ВОЕННЫЙ ЭКСПЕРТ И ВОЕННЫЙ УЧЕНЫЙ, НЕ ТО, ЧТО ФЕТУДДИНОВЫ, ДЕНИСЕНЦЕВЫ, BMPD, SOKOLFF, NOSIKOT И РАЗНЫЕ ТАМ ФОТОЩЕЛКАЛКИ ТИПА ЛЫСЦЕВОЙ И БАНКИРА АМИНОВА. А: Спасибо, я тебя тоже считаю великим. Б: КАК ЛИТОВКИНА-СТАРШЕГО? А: Нет, ну что ты, у тебя же нет фотографии на ракетной шахте.
Аватар пользователя Лео
Лео
03 ноября 2013
"По сообщению информационного агентства «Синьхуа», Heron TP совершил в мае 2013 года свой первый автономный (без участия оператора) взлет и посадку. Функции автономного взлета и посадки были изначально предусмотрены разработчиками в беспилотнике четвертого поколения. " Скоро эти штуки будут летать сами. Через 20 лет они будут составлять половину всех ВВС, по крайней мере там, где этим активно занимаются. А через 50 лет они будут летать со скоростями недоступными пилотам, переходить из космоса в атмосферу. ВКО и БПЛА - это будущее. Кстати, БПЛА может летать в районах радиационного заражения 8(
Аватар пользователя MstislavHrabr
MstislavHrabr
11 ноября 2013
Ребят, а не выгоднее ли поработать над мини подводными лодками которые будут выполнять те же функции...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
28 октября 2013
Всё верно, но пока не решен вопрос с носителем БПЛА, все остальные рассуждения впустую.
Аватар пользователя АНС
АНС
29 октября 2013
Сейчас в ряде стран идет отработка типов и возможностей БПЛА. Подчеркиваю - отработка. Как они себя покажут в массовом применении пока предугадать сложно. И такому корифею, как Сивков, тем более. Не имея ни самих аппаратов, ни, тем более, носителей, ставить задачи нашему флоту просто безсмысленно. То, что показывалось на недавних выставках, это всего лишь опытные образцы ( если не макетные ), а до их работоспособности в серии, вы меня простите, как до Луны. Ну а с носителями, тут вообще мрак. Так что статья - пук в лужу. Теперь о главном во всех писаниях господина Сивкова. Это о вероятном противнике. По Сивкову это США, и никто больше. И если брать только морскую компоненту, то так и хочется сказать: ай Моська, знать она сильна, раз лает на слона. Когдаже наконец дойдет до господина Сивкова, что американцы не враги нам, а стратегические союзники. Были и раньше в двух войнах, будут и впредь. То, что мы периодически скатываемся в отношениях с ними на холодное противостояние, это грубейшие ошибки нашего политического руководства. И это безумное противостояние уже привело к распаду СССР. Ведь промышленный, военный, научный и финанцовый потенциал США в разы больше нашего. С намного сильными, априори, лучше дружить, а не пытаться мелко пакостить при каждом удобном случае. И, как правило, в конечном счете, себе вовред. И если всего этого господин Сивков не понимает, а если, еще хуже, понимает, но продолжает дуть в свою дуду, то с него давно пора содрать погоны. Потому как все его писания, под эгидой Академии, просто во вред, т.к. они дезоориентируют ркуоводство страны. Если оно конечно читает их опусы.
Аватар пользователя Гость
Гость
29 октября 2013
с АНС согласен
Аватар пользователя Фома
Фома
29 октября 2013
С течением времени появляется все больше публикаций на тему БПЛА. Дальше, очевидно, их будет еще больше. Тема перспективная и многообещающая, сами БПЛА выглядят ой как красиво ... Авторы в почти восторженных тонах красочно расписывают их ( БПЛА ) возможности и решаемые ими задачи ... И все скромно умалчивают о связанных с их производством и применением истинно собачьих проблемах, решать которые приходится ( и далее придется ) вовсе не борзописцам ... Возьмем одну такую, вполне самоочевидную проблему - обеспечения устойчивости и безопасности канала связи между оператором и БПЛА. До уровня искусственного интеллекта на борту БПЛА мы пока что еще не доросли, функционировать полностью в автономном режиме последние пока что еще не в состоянии, апокалиптические картины из "Терминатора" нам пока что еще не грозят. А значит, без канала связи с БПЛА, по которому идет передача данных и управление - ну никак не обойтись. Что будет, если противник забьет канал связи и весь прилегающий частотный диапазон мощнейшей помехой ? Ау, писатели, опишите ситуацию ... Хотя, с другой стороны, чего требовать от подобного рода публикаций, построенных в научно-популярном стиле, - красочно расписывая позитивные достоинства, деликатно умолчать о недостатках ...
Аватар пользователя Aleksey
Aleksey
29 октября 2013
Не просите у сильных мира сего, они сами предложат... Это я к тому, что дружбу не нужно искать с США. Развиваться должны сами. Дружить интересно с теми кто представляет из себя что то.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
29 октября 2013
Фома. Эта "проблема" относится ко всему ракетному управляемому оружию. И судя по результатам применения, вполне успешно решается.
Аватар пользователя Фома
Фома
29 октября 2013
Для HZ66 : Да, это проблема всего управляемого ракетного оружия. Об успешности ее решения по результатам применения : нужно учитывать очень существенный момент - оно до сих пор весьма успешно применялось СИЛЬНЫМИ против СЛАБЫХ в локальных конфликтах. И до сих пор не было возможности оценить его эффективность при его применении друг против друга равными по силе противниками. Очевидно, в этом случае его эффективность была бы несколько иной, похуже, не так ли ? Если бы вообще была бы хоть какая-то эффективность ...
Аватар пользователя Yuri
Yuri
29 октября 2013
АНСу. У США нет друзей, а только вассалы, по отношению к которым США действует по принципу: "Разделяй и властвуй". В этом убедилась на днях и Ангела Меркель.
Аватар пользователя АНС
АНС
30 октября 2013
Yuri.Не пори чушь.Все смешал в одну кучу. И, как минимум, подучи историю. А вообщето давай по теме. Если конечно есть что сказать.
Аватар пользователя Dante
Dante
30 октября 2013
Нам бы хоть для ведения разведки БПЛА осилить, уже хорошо.
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
30 октября 2013
Поддержу автора. Необходимо думать о разработке форм и способов применения роботизированных средств именно сейчас до момента их поступления в войска. В противном случае роботы либо сразу попадут на склад, либо будут применяться не по назначению (у нас до сих пор компьтеры - лишь печатные машинки). Что ксается уязвимых мест, то они есть. Канал связи одно из таких мест. Тем не менее, в случае подавления канала радиосвязи БЛА или другое роботизированное средство вооруженной борьбы выполнит заложенный в него алгоритм, закончит миссию и вернется на базу. Кроме того, если бы с подобным однобоким подходом подходили к уязвимым местам радиосвязи, то радиоприемники так и не были бы приняты на вооружение, а почту доставляли голубями или сигнальными флажками. Если бы с подобным подходом подходили к железнодорожному транспорту, который может быть выведен из строя путем уничтожения железнодорожных путей, то до сих пор бы в вооруженных силах использовали для перевозки грузов лошадей и ишаков. А, по большому счету, в роботизированных средствах вооруженной борьбы будущее. Для некоторых стран уже осязаемое.
Аватар пользователя АНС
АНС
31 октября 2013
Кондратьеву. Поддержи, поддержи, а то автор и так сильно перестарался. Трудная это задача ставить то, чего нет, на то, чего тоже нет. И не будет ни того, ни другого. И еще разрабатывать теорию применения. Разговор ведь о флоте, а не о сухопутчине. Где, к стати, тоже пока ничего нет. Купили у Израиля и выбросили, т.к. в наших условиях, да еще с нашими " специалистами " ничего не работает. Но бабло под это дело получить конечно ну просто необходимо. Только с Сивковым поделиться не забудте. А он еще что экстравагантное придумает, ну хотябы еще парочку страшилок. Так и проживет.
Аватар пользователя Владимир Щербаков
Владимир Щербаков
31 октября 2013
1. "Однако в открытой печати, как специальной, так и рассчитанной на широкий круг читателей, никаких публикаций, посвященных облику будущих беспилотных летательных аппаратов для нашего ВМФ, их возможным характеристикам, пока нет"|||Если гр-н Сивков читает только "труды" своей академии, то, может быть, и не видел таких материалов. Однако всен специалисты, интересующиеся тематикой БЛА (кстати, а не БПЛА, а то тогда давайте и ДПЛА пишите, чтобы все по-честному было), посещают ресурс UAV_ru и читают регуляррно выходящее такое же печатное издание - там эти вопросы уже поднимались и военными обозревателями и занимающимися профессионально данной тематикой специалистами. Не надо тут "шапку Мономаха" на себя напяливать. 2. "Во-вторых, БЛА разумно использовать в интересах обеспечения деятельности таких кораблей, которые, не располагая возможностями базирования на борту достаточного количества летательных аппаратов, нуждаются для применения своего оружия в воздушной поддержке. Наличие на борту таких кораблей беспилотников позволит сделать их (и группы) независимыми от поддержки береговой авиации"/// если корабль настолько мал, что не позволяет разместить на нем достаточное количество пилотируемых ЛА "для воздушной поддержки", то ЧТО за такие чудо-БЛА воздушной поддержки автор хочет разместить на этом же корабле?? Боевой БЛА от равноценного боевого пилотируемого ЛА особо различаться в массо-габаритных характеристиках не будет - отсутствие летчика с его креслом и сопутствующим оборудованием не столь критично, чтобы ББЛА стал при одинаковых возможностях существенно меньше и легче пилотируемого ЛА. Сказочник... 3. "Такой беспилотный летательный аппарат самолетного типа должен иметь дальность полета не менее 2000–3000 километров. Его радиоэлектронное вооружение должно включать мощную радиолокационную станцию, позволяющую обнаруживать надводные цели на дальности не менее 400–500 километров, средства обнаружения истребителей, ракет класса «воздух-воздух» и «земля-воздух», радиоэлектронного подавления самообороны, а также дальней связи, дающие возможность передавать разведывательную информацию в реальном масштабе времени на корабли соединения. Диапазон высот полета такого беспилотного летательного аппарата должен позволять ему действовать как на предельно малых высотах, так и в стратосфере, на высотах 25–30 километров и выше. Это весьма затруднит действия против него истребительной авиации противника, а также позволит реализовать предельные дальности обнаружения надводных целей. Такой беспилотный летательный аппарат за вылет (пять-шесть часов) сможет обследовать оперативно важный район площадью до 800 тысяч квадратных миль или обеспечить наблюдение за корабельным соединением противника и выдачу разведывательных данных о нем в течение двух-трех часов. При возможной напряженности применения три-четыре вылета в сутки для решения задачи разведки корабельного соединения противника потребуется около четырех беспилотных летательных аппаратов. Масса одного беспилотника при использовании современных технологий и материалов может составить от 5–7 до 15–20 тонн в зависимости от дальности полета и состава радиоэлектронного вооружения. Соответственно он может базироваться на авианосце или на наземном аэродроме. При таких габаритах и весе БЛА теоретически возможно запустить из пусковой установки ракетного комплекса типа «Базальт»/«Гранит». Однако возникает проблема его возврата на корабль. Без ее решения беспилотник станет фактически одноразовым – после первого же пуска он либо будет потерян, либо вынужден возвратиться на береговой аэродром (или авианосец)"//// Это вообще парень намешал все, что можно. Какие 3000 км и потолок 20 км?? Какие запуск из ПУ Гранит/Базальт??? Автор, вы думали, прежде чем написать это??? И потом - какие 6-8 часов полета?? зачем такой БЛА-разведчик нужен?? С такой "миссией" лучше справиться пилотируемый ЛА - т.е. самолет ДРЛОиУ. БЛА-разведчик должен "висеть" в воздухе не менее 24 часов, иначе его применение бессмысленно. А с другой стороны - не надо забывать о том, что с той стороны тоже БЛА и самолеты ДРЛОиУ летают и космическая система там работает как надо. Вторая мировая закончилась, а они все категориями сражения за Мидуэй мыслят... 4. "Не менее важной задачей является разведывательное обеспечение борьбы с легкими силами противника, прежде всего его ракетными катерами. Особенности действий последних – из засады, внезапно, малыми группами в прибрежной зоне делают ключевой в организации противокатерной обороны задачу непрерывного контроля морского пространства на глубину до 200–300 километров от ордера надводных кораблей. Существующими средствами группы надводных кораблей, особенно не располагающими возможностями группового базирования корабельной авиации, этого сделать не могут. Решить задачу способен малогабаритный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. При дальности полета 600–800 километров и скорости патрулирования 100–120 километров в час БЛА на удалении 100–150 километров сможет патрулировать два – четыре часа"// Хотелось бы узнать параметры такого "малогабаритного" БЛА с дальностью полета 600-800 км:))) Сдается мне, это уже на малогабаритный аппарат будет:) и потом.... что-то автор с угрозой от ракетных катеро переборщил - он таки с кем воеваь хочет? С США? там таких нема... 5. "При этом для обеспечения непрерывности наблюдения достаточно до четырех таких беспилотников на кораблях ордера"// какого ордера? четыре БЛА в воздухе одновременно или же сменяют друг друга? если сменяют - один БЛА сможет покрыть всю необходимую "зону угрозы"? расчеты в студию! 6. "Малые размеры и небольшое удаление от кораблей ордера районов патрулирования сведут к минимуму угрозу со стороны системы ПВО противника, а также существенно снизят требования к возможностям системы связи, которая должна передавать данные об обстановке на удалении до 150 километров"// Это как это, интересно? Если у противника есть деньги на ракетные катера, то их что - нет на более или менее приличный ЗРК или скорострельную АУ? БЛА у вас что - размеро с комара при дальности полета 600-800 км будет? Файр Скаут при дальности в разу меньше - несколько тонн весит, по нему точно не промахнешься:) Да и Камкоптер 100 тоже "не мальчик с пальчик", плюс к тому у него дальность также в разы (!!!) меньше чем предлагает автор. 7. "Могут быть использованы такие беспилотники и на кораблях классов корвет или малый ракетный корабль при одиночном базировании, что позволит создать полноценную боевую противокатерную систему на основе группы из трех-четырех кораблей, которые, используя свои беспилотники, смогут самостоятельно и своевременно обнаруживать группы ракетных катеров противника и наносить по ним упреждающие ракетные удары"// такое ощущение, что автор до сих пор не отойдет от "великого морского сражения" с грузинскими катерами в войне 08-08-08.... 8. "Проблема может быть решена с помощью беспилотных самолетов РЛД. Их функции в системе ПВО корабельного соединения целесообразно ограничить только обнаружением на большом удалении воздушных целей и наблюдением за ними с трансляцией этих данных на корабельные посты управления средствами ПВО и истребительной авиацией. Это позволит минимизировать объем радиоэлектронного оборудования на борту беспилотного летательного аппарата. Его бортовая РЛС должна обеспечивать обнаружение воздушных целей типа истребитель на таком удалении, чтобы дать возможность уклониться беспилотнику от атак истребителей противника, то есть составлять не менее 300–400 километров. Дальность трансляции данных наблюдения на корабли должна быть не менее 300 километров. Беспилотному летательному аппарату необходимо иметь такие скоростные данные, чтобы он мог уклониться от атак истребителей противника своевременным входом в зону действия своих сил и средств ПВО. Для этого достаточно иметь максимальную скорость до 1000 километров в час. Продолжительность патрулирования на удалении 200–250 километров от корабля базирования должна составлять не менее двух-трех часов"/// Автор... это.. ну уже и не смешно даже... Какие 1000 км/ч?? А это БЛА будет корабельного базирования или берегового? Корабельного? Вы его как создать хотите? И как он взлетать будет? Катапульт у нас на "авианосцах" нет:)) С трамплина? Ну-ну:)) ... дальше даже не стал читать - фантастические романы лучше у Снегова почитать или Головачева:)) а воообще так и виден "попил бабла" за такими материалами... вы бы, "эксперты", хотя бы зарубежный опыт изучили нормально, а потом уж.... а то пока сил и ума хватает только на закупки старого израильского барахла, д еще небольшого БЛА вертолетного типа у австрийской компании, которая начинала свою деятельность с поставки электронных блоков для стиральных маширнок и другой бытовой техники...
Аватар пользователя Владимир Щербаков
Владимир Щербаков
31 октября 2013
Кондратьеву. "Поддержу автора. Необходимо думать о разработке форм и способов применения роботизированных средств именно сейчас до момента их поступления в войска. В противном случае роботы либо сразу попадут на склад, либо будут применяться не по назначению (у нас до сих пор компьтеры - лишь печатные машинки)"/// Не надо изобретать велосипед - возьмите изданные в США труды по теме "БЛА для ВМС", материалы различных конференций (открытых совершенно) и материалы разного рода дискуссий на данную тему, а также можно почитать и статьи в ряде журналов (тоже все открытое), на основе чего вполне можно "написать на бумажке" формы и способы применения, "подрихтовав" их под наличные силы ВМФ и его задачи. И не надо для этого писать кандидатские, и тем более докторские диссертации и, тем более, осваивать деньги на НИР. ВСЕ УЖЕ ПРИДУМАНО там, "у проклятых капиталистов":)) Только вот беда - а флота то и нет, несмотря на многомиллиардные вливания, так что все эти "роботы" - как мертвому припарка!
Аватар пользователя Dante
Dante
31 октября 2013
Здравствуйте Владимир, давно вас не было:) Рад видеть. По БПЛА, нам сейчас нужен дальний разведчик, с возможностью брать нагрузку хотя бы 400-500 килограмм, способный висеть как минимум сутки, как максимум часов 40 - 50 как в лучших домах европы, в идеале модульный с возможностью замены нагрузки прямо в поле, в общем нам нужен свой глобах хоук, пока все упирается в двигатель в основном, ну насколько я знаю конечно. Это пожалуй единственная концепция в данной статье, с которой можно согласиться.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
31 октября 2013
2,08х(Ve + Vh) - это дальность видимости визуально, 2,19 для рлс, 4,12 - для средств связи. Фома, во Вы "растете", честно. Но сначала маленько истории. В "гнезде", на грот-мачте сидел самый дальнозоркий, потом ему дали трубу подзорную. Когда "волчьи стаи" пришли к Восточному побережью США, то в целях ПЛО, для освещения НАДВОДНОЙ обстановки один или несколько кораблей конвоя (американцы даже на прибрежных коммуникациях перевозки осуществляли, применяя конвоирование) несли привязанные дирижабли (чтобы при ветре не улетали). Все это делалось в целях увеличения дальности ОСВЕЩЕНИЯ ОБСТАНОВКИ. "Дроны" тоже можно. Нужно или нет? К сожалению автор не оценил слабые и сильные стороны этих средств (Фома, вот тот да, по крайней мере одну заценил). Кроме этого не оценены Боевые и Оперативные ВОЗМОЖНОСТИ. Требования, вроде как отмечены, но и то как-то с примесью, пока еще фантастики. А вот просто балаболить, как попугай, а вот у них есть - и нам надо, это глупость. Даже в США, на упоминаемых уважаемом мною Владимире, форумах и то неоднозначность "полезности" данных средств проскальзывает.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
31 октября 2013
Для примера. Я специально неделю учился управлять самыми простыми (в этом сентябре) подводными аппаратами на передаче сигналов по оптоволокну. Честно, задолбался, хотя и не страдаю плохими операторскими способностями и вроде в пространстве могу ориентироваться. Поэтому, считаю, что и управлять этими "дронами" тоже учиться нужно и очень долго, за две-три недели не получится.
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
А.Кондратьев : __-->" ...Тем не менее, в случае подавления канала радиосвязи БЛА или другое роботизированное средство вооруженной борьбы выполнит заложенный в него алгоритм, закончит миссию и вернется на базу."<--__ . Изложено верно, да только вот не учитывается, что сейчас, в настоящее время, нам до подобных алгоритмов дальше, чем до Марса ... Ну давайте прямо скажем - фактически, нужна система искусственного интеллекта, без которой от БПЛА толку нен будет. Вы верите, что она будет создана в ближайщие 20 лет ?
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
Владимиру Щербакову : Полностью согласен со всем изложенным Вами, хотя и получилось это У Вас, на мой взгляд, излишне длинновато. Автор в данной тематике явно чувствует себя неуверенно. Но, с другой стороны, надо учесть, что вся область БПЛА/ДПЛА находится в самой начальной стадии развития, у нее все еще впереди, невозможно предполагать, какие технологические прорывы произойдут здесь уже в ближайщем будущем ... Технологии не отработаны, для многих насущных задач разработки и использования БПЛА неизвестны решения, И поэтому сейчас состояние дел в данной области - такое же, как в авиации на заре ее развития. А все обсуждения этой темы - находятся на стадии дележки шкуры неубитого медведя. Для утверждения теоретических концепций применения БПЛА и постановки задач для них - нет достаточных обоснований, хотя постепенно таковые и появляются. А отсюда и появляются излишне фантастические выкрутасы насчет всемогущества БПЛА ...
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
31 октября 2013
1. Фоме - нам дальiе , "чем до Марса", а другие ушли уже очень далеко. 2. Щербакову - Владимир, мне смешно слышать, что ты указываешь мне на незнание документов США по БЛА. Уверяю тебя, что прекрасно осведомлен об этом. 3. АНСу - мы с вами пили на брудершафт? Нет? Тогда кто вам давал право тыкать? "А вообщето давай по теме. Если конечно есть что сказать." (с) АНС.
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
31 октября 2013
Фоме - алгоритм возвращения (в случае подавления канала управления) БЛА на базу довольно прост и с успехом реализуется уже сейчас. P.S. Конечно не у нас.
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
Кондратьеву : Да не в том дело - у нас или не у нас. Алгоритм возврата, может, и реализован успешно, но это - только одна из частных задач. А с остальными-то как ? А без ихнего решения - никак ...
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
Кондратьеву : Да и потом, канал связи - это только одно из уязвимых мест. А на самом деле таких мест у БПЛА - множество.
Аватар пользователя Владимир Щербаков
Владимир Щербаков
31 октября 2013
А. Кондратьеву. "Владимир, мне смешно слышать, что ты указываешь мне на незнание документов США по БЛА. Уверяю тебя, что прекрасно осведомлен об этом"// Смысл посыла был в том, что не надо изобретать велосипед, а не попытка обвинить тебя, Саша, в незнании доокументов США:) Ты - знаешь, а вот руководство заказчика и подрядчиков - судя по всему нет. Например, "главный по БЛА" из одной российской корпорации натурально уверен, что первым серийным беспилотным вертолетом корабельного базирования в мире стал то ли Файр Скаут, то ли Камкоптер 100. О программе DASH он и не знает даже:) Плюс к тому они до сих пор называют КРВБ/КРМБ "беспилотными летательными аппаратами":) По такой логике, все что летит и без пилота - БЛА. Ну так бумеранг тогда или "орудие пролетариата" булыжник - это тоже БЛА многоразового и одноразового применения. Да, а еще у них В-52 несет КРВБ "Томагавк" - вот как, американцы в шоке:) А если ты знаешь документы открытые - как в фильме, "пишите, Саша, пишите", причем не в "пуперсекретные талмуды", которые прочитают 2-3 человека, а в открытой печати - чтоб это все читали и учились. Возьми на себя роль Карла Сагана:)) Так что главная мысль - не изобретать велосипед и не надо "мучить попу", готовя НИР или диссертации по теме разработки "форм и способов" для БЛА - берите у ВМС США и адаптируйте, если есть правда к чему:) Сергею: вот и я про то, что в США/НАТО вопросы применения БЛА обсуждаются во многом в открытую и практически все проблемные моменты они там уже выявили и вынесли на обсуждение, включая даже такую тему, как "правомерность применения РУ БЛА для физического уничтожения врагов Америки на территории других стран". Надо просто "перенести" эту проблематику на русский язык с необходимой адаптацией для нашей ситуации. Однако вместо этого нам предлагают фантазировать вместе с автором данного материала:) Можно конечно - вечерком в пятницу:)
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
31 октября 2013
Вова, я подумаю над твоим предложением.
Аватар пользователя А.Кондратьев
А.Кондратьев
31 октября 2013
Фоме, действительно это лишь одна из частных задач. Привел ее в пример на Ваш частный вопрос о том, что будет делать БЛА при подавлении линии счязи.
Аватар пользователя Владимир Щербаков
Владимир Щербаков
31 октября 2013
Dante. "Здравствуйте Владимир, давно вас не было:)"/// Да я не хожу сюда давно - не имею лишнего времени спорить с разными "записными героями" здешнего форума, а тут по ссылке перешел на статью - думал почитать что "нового - интересного", но начал читать, брови стали ползти вверх - посмотрел автора и не выдержал, "отписался":) А. Кондратьеву. Саша, пока думать будешь - состаришься, а страна в каменном веке окажется:) Хотя бы в ЗВО или Морской сборник пиши пока их не засекретили:)
Аватар пользователя Dante
Dante
31 октября 2013
Владимиру Щербакову, да я сам тут "проездом", тоже иногда не могу промолчать, особенно когда про своё родное читаешь.
Аватар пользователя Dante
Dante
31 октября 2013
Фоме, канал связи ещё надо подавить, что вообще то уже оставляет достаточно небольшой список государств, которыена это способны.
Аватар пользователя Фома
Фома
31 октября 2013
Dante, ну так я уже говорил выше, что БПЛА и прочие высокотехнологические штучки - это оружие сильных против слабых. Россия к числу сильных, увы, не относится. С сильными воевать - чистое самоубийство, а против слабых - боюсь, руки тоже коротки окажутся ...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
31 октября 2013
Фома: " ... до сих пор не было возможности оценить его эффективность при его применении друг против друга равными по силе противниками". Каждая страна готовится к войне с конкретным противником, на это и рассчитывает при выборе и разработке оружия. Кроме того, большинство военных конфликтов происходит в мире между "неравносильными" сторонами. Какие конфликты, такое и оружие. Неразумно использовать управляемую бомбу за несколько сотен тысяч баксов там, где можно всё решить свободнопадающей.
Аватар пользователя Гость
Гость
02 ноября 2013
Не сомневаюсь , что на Мистралях начнется отработка отечественных БЛА.
Аватар пользователя Сноуден
Сноуден
02 ноября 2013
А: Ты что, не знаешь: у меня есть все последние секретные документы из Пентагона и Министерства ВВС по БЛА, выложенные на сайты mil_gov, uav_ru? Я хорошо владею английским, штабным командирским и немного эбониксом (по фильмам - «Роджер, я здесь»). Б: НЕУЖЕЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ ДОСТУП К САЙТАМ ЛОКХИДА, БОИНГА, НОРТРОПА? А: Не только: AIR AUSTRALIA, подписка на ИТАР-ТАСС, РИА и АВН. Еще последняя статья Печурова в НВО про Ирак 2003-го года. Б: ТЫ НАСТОЯЩИЙ ВОЕННЫЙ ЭКСПЕРТ И ВОЕННЫЙ УЧЕНЫЙ, НЕ ТО, ЧТО ФЕТУДДИНОВЫ, ДЕНИСЕНЦЕВЫ, BMPD, SOKOLFF, NOSIKOT И РАЗНЫЕ ТАМ ФОТОЩЕЛКАЛКИ ТИПА ЛЫСЦЕВОЙ И БАНКИРА АМИНОВА. А: Спасибо, я тебя тоже считаю великим. Б: КАК ЛИТОВКИНА-СТАРШЕГО? А: Нет, ну что ты, у тебя же нет фотографии на ракетной шахте.
Аватар пользователя Лео
Лео
03 ноября 2013
"По сообщению информационного агентства «Синьхуа», Heron TP совершил в мае 2013 года свой первый автономный (без участия оператора) взлет и посадку. Функции автономного взлета и посадки были изначально предусмотрены разработчиками в беспилотнике четвертого поколения. " Скоро эти штуки будут летать сами. Через 20 лет они будут составлять половину всех ВВС, по крайней мере там, где этим активно занимаются. А через 50 лет они будут летать со скоростями недоступными пилотам, переходить из космоса в атмосферу. ВКО и БПЛА - это будущее. Кстати, БПЛА может летать в районах радиационного заражения 8(
Аватар пользователя MstislavHrabr
MstislavHrabr
11 ноября 2013
Ребят, а не выгоднее ли поработать над мини подводными лодками которые будут выполнять те же функции...

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц