Версия для печати

Равнение - на Андреевский флаг

Воскресенский Николай
В Вооруженных Силах Российской Федерации начался очередной учебный год. О том, чего удалось добиться личному составу самой крупной военной группировки РФ за рубежом в 2003 г. и какие задачи ей предстоит решить в ближайшем будущем, рассказывает командующий Черноморским флотом адмирал Владимир МАСОРИН.

Адмирал Владимир Масорин.
Фото ИТАР-ТАСС


СЕВАСТОПОЛЬ ОСТАНЕТСЯ ГЛАВНОЙ БАЗОЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ДО 2017 ГОДА


В Вооруженных Силах Российской Федерации начался очередной учебный год. О том, чего удалось добиться личному составу самой крупной военной группировки РФ за рубежом в 2003 г. и какие задачи ей предстоит решить в ближайшем будущем, рассказывает командующий Черноморским флотом адмирал Владимир МАСОРИН.
{{direct_hor}}
- Владимир Васильевич, прошедший год для Черноморского флота был юбилейным: исполнилось 220 лет со дня его основания. Как встретили моряки-черноморцы знаменательную дату?

- У Черноморского флота богатая и славная история. В ней много громких побед, великих имен, бессмертных подвигов. И в 2003 году черноморцы не раз продемонстрировали свои лучшие качества. Корабли много ходили в дальние походы, выполняли сложные боевые упражнения. Особенно хочу отметить, что помимо плановых ЧФ трижды ставились внезапные задачи по подготовке сил к походам. Флот выполнил важную военно-дипломатическую миссию демонстрации Андреевского флага в Индийском океане, в Средиземном море и подтвердил, что он по своим возможностям остается мощным оперативно-стратегическим объединением, способным оказывать стабилизирующее воздействие на международную ситуацию и отстаивать интересы России в регионе и за его пределами.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МАСОРИН Владимир Васильевич

Родился 24 августа 1947 г. в городе Белый Тверской области. Окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова, Военно-морскую академию, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Служил с 1970 г. на Северном флоте. В 1977-1983 гг. занимал должности старшего помощника командира большого ракетного корабля, командира большого противолодочного корабля, командира эскадренного миноносца 1 ранга. В 1983-1989 гг. - начальник штаба, командир бригады эскадренных миноносцев. С 1989 г. - начальник штаба - заместитель командира оперативной эскадры. В 1993 г. назначен начальником штаба - первым заместителем командующего Кольской флотилией, а в 1996 г. - командующим Каспийской флотилией. С 9 октября 2002 г. - командующий Черноморским флотом. Воинское звание - адмирал. Награжден орденами "За службу Родине в ВС" 3-й степени, Трудового Красного Знамени, "За военные заслуги" и медалями. Женат, имеет двух сыновей.


- Подкрепляется ли рост активности флота улучшением подготовки личного состава?

- Могу констатировать, что в 2003 году задачи боевой подготовки флотом выполнены. Корабли стали больше и дальше плавать, увеличилось количество боеготовых экипажей в морской авиации, возросла интенсивность боевой учебы береговых войск. Наши пилоты при жестких лимитах топлива выполнили большую часть своего учебного плана. Успешно провела батальонное тактическое учение с боевой стрельбой морская пехота. Мы гордимся тем, что именно морские пехотинцы Черноморского флота под командованием полковника Дмитрия Краева уже второй раз принимали участие в параде в честь Дня Победы на Красной площади в Москве 9 мая 2003 года. Не подкачали и силы противовоздушной обороны ЧФ. Расчеты зенитно-ракетного полка, в командование которым всего год назад вступил полковник Михаил Глушич, получили высокую оценку в ходе полкового тактического учения с боевой стрельбой на российском государственном полигоне "Ашулук".

В 2003 году черноморцы ходили в четыре дальних похода. Отряд, в который вошли гвардейский ракетный крейсер "Москва", сторожевые корабли "Сметливый", "Пытливый", большой десантный корабль "Цезарь Куников" и два больших противолодочных корабля Тихоокеанского флота, участвовал в совместных с ВМС Индии военно-морских учениях "Индра-2003". Корабли ВМФ под флагом заместителя командующего Черноморским флотом вице-адмирала Евгения Орлова в океанской зоне успешно взаимодействовали с самолетами стратегической авиации России. Самым волнующим эпизодом этого похода стала стрельба крейсера "Москва" главным ракетным комплексом. Более 10 лет это упражнение по объективным причинам не выполнялось.

Особое значение для черноморцев имел поход крейсера "Москва" и сторожевого корабля "Сметливый" в Итальянскую Республику, где они выполняли представительские функции во время рабочего визита президента России Владимира Путина и его встречи с премьер-министром Сильвио Берлускони. Руководитель нашего государства уже в третий раз посетил "Москву". Такой чести со стороны Верховного главнокомандующего не удостаивался ни один корабль российского ВМФ. Не сомневаюсь, что свое достойное место в истории флота займут походы большого десантного корабля "Ямал" в Египет и Греческую Республику.

Положительными являются и результаты весеннего сбор-похода бригады ракетных катеров, который проводился во взаимодействии с корабельными, авиационными группами и частями береговых войск ЧФ. Подчиненные капитана 1 ранга Алексея Сурова наглядно показали, что ударное ядро флота боеготово. Традиционно сильно ЧФ был представлен в ходе третьей активации Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия "Блэксифор". Всего в прошлом году силами флота выполнено более 350 упражнений, против 200 с небольшим в 2002-м.

Конечно, масштабы сегодняшнего Черноморского флота не те, что были в советские времена, и проводить какие-либо параллели неуместно. Однако если в 1990 году корабли ЧФ в течение года прошли 1160000 миль, то в 2003 году этот показатель составляет около 170 тысяч миль. Наплаванность в расчете на один корабль сократилась более чем в 3 раза. Но и это очень неплохая цифра, если учесть, что по сравнению с прошлым годом показатели увеличились в два с половиной раза и имеют устойчивую тенденцию к росту. Закономерно, что основной груз ответственности лег на плечи моряков надводных кораблей под командованием контр-адмирала Владимира Васюкова. Это основное и самое крупное соединение флота. Такой статус ко многому обязывает и предполагает повышенную требовательность.

Непростую миссию пришлось выполнять спасательному судну "ЭПРОН" и киллекторному судну КИЛ-158. Наши специалисты совместно с болгарскими водолазами обследовали и идентифицировали погибшую во время Великой Отечественной войны у берегов Болгарии в 1941 году советскую подводную лодку Щ-211. Очень символично, что такой поход состоялся именно сейчас, когда Россия и флот все крепче становятся на ноги, утверждая в своем перспективном развитии ориентацию не только на материальные ценности, но и ценности духовные. Такие плавания лучше всего доказывают, что мы, россияне, не "Иваны, не помнящие родства", а люди, которые чтят историю своего государства. Корабли и суда ЧФ и сегодня выполняют задачи в Средиземном море. Этот факт не может не радовать тех, кто искренне ратует за сильный Черноморский флот и гордится его успехами. Заслуги черноморцев признаны и в Министерстве обороны, и в Главкомате ВМФ. По итогам 2003 года наши соединения, части и корабли получили шесть призов Военно-морского флота. Каждый из них - свидетельство высокого мастерства наших моряков.

- Есть ли проблемы, которые особенно тревожат командующего ЧФ?

- Не буду скрывать, что у флота имеются и слабые позиции. Одна из основных, на мой взгляд, - недостаточно грамотно организованная командирская подготовка. Проверки различного уровня показали, что планы на ее проведение составляются большей частью формально, не сомневаюсь, что так же проводятся и занятия. Недостаточный контроль за этим процессом со стороны вышестоящих штабов дает о себе знать. Как следствие - плохое знание офицерами руководящих документов и отсутствие твердых навыков по выполнению обязанностей при несении ходовых вахт. Забыта методика проведения командирских выходов. Такое положение дел недопустимо. О каком личном примере может идти речь в этом случае? С кого спрашивать за подготовку молодых офицеров, мичманов?

Остро стоит вопрос с частыми переносами сроков сдачи курсовых задач кораблями. Не во всех соединениях на должном уровне находится штурманская подготовка. Существуют другие узко специфичные проблемы. Отдельно хочу остановиться на состоянии воинской дисциплины на кораблях и в частях флота. В целом оно характеризуется как удовлетворительное и сохраняет тенденцию к улучшению, однако есть моменты, на которые стоит обратить внимание. В частности, на ЧФ в уходящем году наблюдался рост общего количества правонарушений и случаев искривления дисциплинарной практики. Это наиболее характерно для частей Новороссийской военно-морской базы, бригады кораблей охраны водного района.

Нельзя не сказать и о дефиците топлива, денежных средств, запасных частей, необходимости обновления стареющего корабельного состава. Не могут не беспокоить трудности большинства семей черноморцев, которые из-за несогласованности отдельных положений украинского и российского законодательств не имеют возможности официально изменить свое место жительства и зарегистрироваться там, где они фактически проживают. Я вынужден об этом постоянно говорить, потому что от совокупности этих факторов во многом зависит боеготовность подчиненных мне кораблей и частей. А это то, ради чего флот существует.


Флагманский корабль Черноморского флота ракетный крейсер "Москва".
Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА
- Вы упомянули о том, что Черноморский флот стареет. Насколько эта проблема глобальна, и какие она может иметь последствия?

- Проблема действительно существует, но, на мой взгляд, не стоит ее преувеличивать. Я бы не стал утверждать, что Черноморский флот совсем уж старый. Да, у нас есть корабли и суда, которым за 30 лет. Но большинство из них даже в столь почтенном возрасте успешно справляются с поставленными задачами. И кстати отмечу: ЧФ выгодно отличается от других флотов тем, что в его составе служат старые корабли и суда, которые содержатся в хорошем состоянии. К примеру, спасательное судно "ЭПРОН". Ему 42 года, но там все, включая механизмы, связанные со спасением людей (колокола, барокамеры, гидравлика), исправны. Вдобавок судно в последнее время укомплектовано современным водолазным снаряжением, на нем установлен малогабаритный телеуправляемый аппарат "Тайгер", хорошо себя зарекомендовавший при работах на АПРК "Курск". Так что сейчас "ЭПРОН" по уровню технического оснащения один из лучших в ВМФ России. Другой пример - спасательное судно "Коммуна". Сейчас оно не используется с той интенсивностью, как прежде, однако находится в приличном состоянии и при вложении определенных денежных средств может быть задействовано по прямому предназначению. Но самое главное, что "Коммуне" не 10 и не 15 лет, а все 90! Далеко не новые у нас некоторые десантные корабли, однако в соединении капитана 1 ранга Валерия Куликова практически все они интенсивно используются на учениях для высадки десанта, то есть в тех целях, для которых создавались. Среди долгожителей вспомогательные и гидрографические суда. Так что возраст корабля или судна не всегда является определяющим фактором. Многое зависит от условий эксплуатации и, конечно, от людей. Но это отнюдь не значит, что строительство новых кораблей можно откладывать на длительный срок. Того, что есть, на ближайшие 10 лет хватит, мы эти корабли сохраним в должной степени боевой готовности, ну, а позднее, надеюсь, будем принимать новые. Это объективный процесс, и его ничто не сможет остановить.

- Российские Вооруженные Силы уже длительное время находятся в стадии реформирования. В какой мере оно затронуло черноморцев, что изменилось на флоте?

- Реформа - это не революция, а продуманное поступательное движение, имеющее четкую цель. На флоте мы, как и везде в Вооруженных Силах России, берем за основу принцип: лучше меньше да лучше. Исходя из этого, выстраиваем политику реформирования. В этот переходный период, который переживает флот, нам действительно не просто. Не всегда хватает денег на судоремонт и топливо, мы иногда не можем в полной мере удовлетворить потребности кораблей и частей. Сегодня Черноморский флот живет в условиях строгого нормирования и экономии ресурсов. На текущий момент это полностью оправданно и не свидетельствует ни о слабости ЧФ, ни о снижении его боевого потенциала. У нас флот небольшой, и сегодня его состояние, настроение людей внушают мне оптимизм. Будут у нас со временем и части, полностью укомплектованные контрактниками, и новое оружие, и зарплаты, за которые не стыдно. Это реальная перспектива. Причем позитивные изменения уже есть, и только ради них эту реформу стоило проводить. Многое начало воплощаться в жизнь. К примеру, в эти дни завершаются испытания современного мобильного берегового артиллерийского комплекса. После его принятия на вооружение артиллеристы Черноморского флота будут располагать уникальной системой, способной на большом удалении с завидной точностью поражать как береговые, так и морские цели. Аналогов этой боевой технике в мире нет. Пока в небольшом количестве, но в части начало поступать новое стрелковое оружие, которое моряки имеют возможность изучать на практике.

- В последнее время нередко можно услышать разговоры о том, что в судьбе черноморцев вот-вот произойдут радикальные изменения. А именно, флот сменит свою главную базу в Севастополе на Новороссийск. Как вы можете прокомментировать эту информацию?

- Она не соответствует действительности. Полагаю, что эти слухи возникли после решения правительства России по развитию и усилению инфраструктуры Новороссийской военно-морской базы, которое мы восприняли с оптимизмом. Флот, к сведению тех, кто распространяет подобную "информацию", это не автомобиль: сел в него, завел двигатель и поехал. Это - сложнейший организм, на полную адаптацию которого к иным условиям базирования потребуются десятка полтора лет и десятки миллиардов рублей.

Перебазирование флота - проблема не только геополитическая, но и экономическая. Я не пророк и допускаю, что ситуация в какой-то момент может измениться. Но даже если это и произойдет, то не раньше 2017 года, когда истечет срок действия российско-украинского Соглашения по Черноморскому флоту. В Новороссийской базе имеются достаточные силы для того, чтобы самостоятельно обеспечивать безопасность и интересы государства в зоне их ответственности. Но есть определенный круг проблем, который мешает этой ВМБ нормально функционировать. Главнейшая из них - отсутствие хороших, защищенных от капризов погоды причалов. По этой причине корабли вынуждены зимовать в других базах или при каждом мало-мальски серьезном шторме уходить на внешний рейд порта. Строительство нового причального фронта и станет одной из приоритетных задач при создании в Новороссийске нормальной системы базирования. Но там будут дислоцироваться лишь те корабли и суда, которые уже приписаны к НВМБ. О чем-то другом и речи пока не идет.

- Традиционный вопрос - о нынешнем уровне отношений между Черноморским флотом и ВМС Украины...

- Отношения нормальные, и в них все предельно ясно. Политика раз и навсегда отдана на откуп тем, кто ею профессионально занимается, мы же, военные, профессионалы в других вопросах, их и решаем. Часто общаемся с руководством ВМС Украины, встречаемся, обсуждаем те или иные проблемы. Непосредственный контакт, в том числе и в рамках учений, очень помогает без проволочек согласовывать позиции. Как еще один шаг навстречу друг другу расцениваю подписанный мной и главнокомандующим ВМС Вооруженных Сил Украины контр-адмиралом Игорем Князем совместный приказ "О введении в действие Правил рейдовой службы двух флотов на рейдах пункта базирования "Севастополь". Этот документ определяет механизм взаимодействия Командного пункта управления рейдами и Центра регулирования движением судов Севастопольской региональной службы регулирования движением судов.

- Каким для флота обещает быть наступивший год?

- По количеству планируемых мероприятий, числу походов и боевых упражнений 2004 год имеет все шансы стать самым сложным и насыщенным за всю новейшую историю ЧФ. Флоту предстоит отчитаться сразу по двум серьезным проверкам - инспекции Министерства обороны и инспекции Тыла. Хочется, чтобы черноморцы выглядели достойно, ведь по итогам проверок будут судить не только о нашей работе, но и в какой-то степени о работе всего ВМФ.

У нас обширный план по дальним походам. Если не произойдет никаких изменений, то боевые корабли и вспомогательные суда ЧФ посетят порты Средиземноморья. К этим походам мы начали готовиться уже сейчас. Должен сказать и о том, что в следующем году спланированы наши совместные учения с ВМС иностранных государств. Надеемся, что осенью состоится ставший уже традиционным поход десантного корабля в Греческую Республику. Обязательно примем участие в очередном развертывании Черноморской военно-морской группировки. Спланирован ряд учений с выполнением ракетных и артиллерийских стрельб, полевые выходы для частей. В числе главнейших задач 2004 года по-прежнему будут организация технического обеспечения сил, поддержание в технически исправном состоянии корабельного состава, вооружения и техники. Планируем провести доковый ремонт некоторых кораблей, на нескольких боевых единицах продолжится заводской ремонт.

Очевидно, что в ближайшие месяцы черноморцам потребуются мастерство, терпение, крепкое здоровье, выучка, решительность и, конечно, удача. Этого я всем нам и желаю в нынешнем году.

Николай ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Севастополь

Опубликовано в выпуске № 2 (19) за 21 января 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц