Версия для печати

Опережая потенциальных конкурентов

Волохов Михаил
История создания предшественника ОКБ головного предприятия Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" берет свое начало с приказа министра авиационной промышленности СССР от 12 марта 1966 года, которым на базе КБ Калининградского (Московской области) завода №455 предписывалось создание "Опытно-конструкторского бюро завода №455". Основной целью создания этого ОКБ было решение задачи разработки первых советских управляемых ракет (УР) класса "воздух-земля". На основании распоряжения МАП директором завода М. Аржаковым был издан приказ от 26 июля 1966 года о создании ОКБ. Этот приказ и положил начало формированию ОКБ №455 (позднее переименованного в "ОКБ "Звезда").


ОТ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ РАКЕТ КЛАССА "ВОЗДУХ-ЗЕМЛЯ" - ДО ВСЕПОГОДНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЯЕМОГО ОРУЖИЯ ХХI ВЕКА


История создания предшественника ОКБ головного предприятия Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" берет свое начало с приказа министра авиационной промышленности СССР от 12 марта 1966 года, которым на базе КБ Калининградского (Московской области) завода №455 предписывалось создание "Опытно-конструкторского бюро завода №455". Основной целью создания этого ОКБ было решение задачи разработки первых советских управляемых ракет (УР) класса "воздух-земля". На основании распоряжения МАП директором завода М. Аржаковым был издан приказ от 26 июля 1966 года о создании ОКБ. Этот приказ и положил начало формированию ОКБ №455 (позднее переименованного в "ОКБ "Звезда").
{{direct_hor}}
Этому решению предшествовал ряд событий, связанных с опытом создания и применения первых образцов авиационного управляемого вооружения. Интенсивные работы по созданию первых авиационных УР в Советском Союзе были развернуты с начала 50-х гг. У их истоков стояли конструкторские школы А.Я. Березняка, М.Р. Бисновата, П.Д. Грушина, А.Л. Ляпина, Д.Л. Томашевича. Разработка авиационной ракеты класса "воздух-воздух" первого поколения, РС-1У, была начата в 1951 г. в КБ-1 под руководством авиаконструктора Д.Л. Томашевича. Задача на проведение этих работ была поставлена правительственным решением от 1 апреля 1952 г. №1587-590.

СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

РС-1У, также как и ее последующая версия, РС-2У, наводилась на цель за счет использования принципа равносигнальной зоны, которая формировалась радиолокационной станцией истребителя, удерживающей свой луч на самолете противника. Первый автономный пуск РС-1У с самолета МиГ-17П состоялся 8 октября 1953 г. в районе полигона Владимировка в Астраханской области.


Российские тактические ракеты по критерию "стоимость-эффективность" являются одними из лучших в мире.
Фото Михаила ВОЛОХОВА
Серийное производство первой отечественной авиационной управляемой ракеты РС-1У было начато заводом №455 в 1956 г. и продолжалось в течение двух лет. Глубокая модернизация первых УР "воздух-воздух" была поручена КБ завода №455. Коллектив с ней успешно справился, и с 1959 г. началось серийное производство ракеты РС-2УС, в 1960 г. она была принята на вооружение истребителя-перехватчика типа Су-9, а в 1962-м включена в состав вооружения фронтового истребителя МиГ-21ПФМ.

В 1963 г. в ходе проведения испытаний самолета с новой системой вооружения, включающей УР РС-2УС, были предприняты пробные пуски по оценке возможности применения этих ракет по наземным целям. Испытания продемонстрировали принципиальную возможность их применения по наземным целям, в то же время они показали, что для этого требуется существенная модернизация ракеты РС-2УС: в первую очередь необходимо повысить точность попадания и увеличить боевую часть. При этом ряд блоков мог быть использован и в новой версии ракеты, а применение уже отработанного способа наведения по радиолокационному лучу позволяло создать ракету нового класса "воздух-земля" достаточно быстро. Вопрос сокращения сроков создания УР класса "воздух-земля" был тогда весьма актуальным, поскольку разработка создаваемой ОКБ завода №134 (позднее ГосМКБ "Вымпел") ракеты Х-23 с радиокомандной системой наведения по наземным целям затянулась в связи со сложностями создания новой системы наведения.

Все это стало отправной точкой создания ракеты X-66, разработку которой поручили вновь созданному "Опытно-конструкторскому бюро завода №455". Ракета Х-66 предназначалась для поражения различных целей - бронетехники, укрытий, сооружений, живой силы противника - при решении задач авиационной поддержки войск в условиях фронта. Боевая часть весом 103 кг, содержащая 51 кг взрывчатого вещества, имела комбинированную конструкцию: кумулятивную головку и основной фугасный заряд, заключенный в осколочную рубашку. БЧ оснащалась контактным взрывателем.

Ракета Х-66 была создана очень быстро: менее чем за год ее разработали, испытали и запустили в серию. Уже в сентябре 1966 г. началась подготовка к проведению летных испытаний. А в ноябре начались испытания ракеты на самолете МиГ-21. Отказов техники не было. Летчики-испытатели Г.А. Горовой, М.М. Комаров, П.М. Остапенко, А.Г. Фастовец выполнили серию пусков ракет на самолете МиГ-21ПФМ с управлением по радиолучу. Преимущества Х-66 по сравнению с неуправляемыми ракетами были наглядно продемонстрированы правительству страны на показательных учениях 25 мая 1968 г. в ГК НИИ ВВС, когда военный летчик В.Г. Плюшкин с одного захода поразил ракетой Х-66 наземную цель - кабину радиолокационной станции. Успешно пройдя этап совместных государственных летных испытаний, первая отечественная ракета класса "воздух-поверхность" была рекомендована к принятию на вооружение.

В 1973-1974 гг. Х-66 трижды дорабатывалась в целях повышения ее тактико-технических характеристик. Завершение этих работ стало большой победой всего коллектива молодого ОКБ и главного конструктора Ю.Н. Королева. Ракету производили на Калининградском машиностроительном заводе до 1976 г. включительно.

В дальнейшем Х-66 стала основой для разработки ряда ракет класса "воздух-поверхность", созданных ОКБ "Звезда" в течение первого десятилетия своего существования ( Х-23, Х-25, Х-27). В этот период в ОКБ проводились работы и по другой тематике, в частности по созданию ракет-мишеней.

ВЫХОД НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Период с 1973 по 1990 г. в истории ОКБ "Звезда" отмечен выходом на качественно новый уровень конструкторской деятельности. Он характеризуется интенсивным творческим поиском, направленным на создание принципиально новых перспективных образцов ракетной техники. В это время в ОКБ "Звезда" впервые в мире была сформулирована и обоснована концепция построения модульного ряда многоцелевых ракет, получивших впоследствии наименование семейство ракет "воздух-поверхность" Х-25М.

Идея родилась из опыта работы над ракетами Х-23, Х-25 и Х-27, который выявил их значительную общность по основным подсистемам. Сущность модульной концепции заключается в выделении у группы ракет различного назначения общих подсистем, которые, будучи объединенными, образуют единый для всех УР данного ряда базовый модуль, тогда как стыкующиеся к ним сменные модули создают разнообразие типов ракет. Подготовка к серийному производству нового ряда ракет завершилась в конце 1981 г. За создание и запуск в серийное производство семейства модульных ракет Х-25М коллектив КПО "Стрела" был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В настоящее время линия развития многоцелевых тактических ракет типа Х-25М образует одно из основных направлений в разработке ракетного оружия ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". Новый этап деятельности ОКБ "Звезда" был открыт работами по созданию ракет типа Х-31 и Х-35Э. Он определялся новыми техническими решениями, новыми технологиями и более совершенной элементной базой и открыл для ОКБ и завода новое направление ракетостроения - создание систем противокорабельного ракетного управляемого вооружения. Работы по созданию ракет типа Х-31 были поручены ОКБ "Звезда" решением ВПК СМ СССР №79 от 7 апреля 1975 г. и приказом Министерства авиационной промышленности №196 от 19 мая 1975 г.

Ракета Х-31П рассматривалась как основное авиационное средство для борьбы с ЗРК противника. Решением №17 ВПК СМ СССР от 11 января 1978 г. и приказом МАП №60 от 15 февраля 1978 г. ОКБ "Звезда" было поручено создать на основе ракеты Х-31П ракету Х-31А, предназначенную для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 тонн.

В конструкции ракеты использован специально разработанный КБ4-300 (в дальнейшем ТМКБ "Союз") принципиально новый тип двигательной установки - комбинированной, с маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем на жидком топливе и твердотопливным стартовым ускорителем. Это существенно повышало энергетические возможности ракеты, позволяло выигрывать дуэль с ЗРК противника. Расчеты показывали, что высокая сверхзвуковая скорость обеспечивала уничтожение зенитного комплекса, например типа "Хок" (США), раньше, чем выпущенная им ракета поразит самолет-носитель. В то время в мире не существовало ни одной авиационной ракеты с подобными летно-техническими характеристиками. Отметим, что к этому времени по данной схеме уже существовала двигательная установка, разработанная для противокорабельной ракеты "Москит". Однако новый ПВРД для Х-31 создавался в существенно меньшей размерности. Кроме того, условия эксплуатации двух этих двигателей были принципиально разными - "Москит" запускался с борта корабля, в то время как для Х-31 должен был обеспечиваться высотный запуск.

В ходе работ по Х-31 потребовалось создание более совершенных пассивных (для Х31П) и активных (для Х-31А) головок самонаведения. Пассивные ГСН уже были применены на ракетах Х-27ПС и Х-25МП, однако в ходе создания ГСН для Х-31П был сделан серьезный шаг вперед в плане повышения их эффективности. Пассивные ГСН разрабатывались ЦКБ "Автоматика" в г. Омск. Активные головки самонаведения ранее вообще на тактических управляемых ракетах ОКБ "Звезда" не применялись. Активная ГСН Х-31А была разработана НПО "Ленинец", и она стала новым этапом в развитии систем наведения, способных самостоятельно наводиться на морские цели. К 1984 г. первые образцы ракеты начали поступать на испытания.

В период 1984-1986 гг. ОКБ интенсивно работало по доведению Х-31П до требуемого уровня. В этот период было проведено несколько значительных доработок конструкции, каждая из которых сопровождалась своим циклом испытаний.

Государственные летные испытания Х-31П проводились с 1986 по 1987 г., после их успешных завершений ракета была принята на вооружение. Государственные испытания противокорабельной Х-31А были завершены с положительными результатами в 1989 г. Они проводились на самолете Су-24М. В одиннадцати зачетных пусках получено одиннадцать прямых попаданий в малоразмерную надводную цель.

Управляемая авиационная противокорабельная ракета Х-31А во многом уникальна. Она обладает редким сочетанием основных тактико-технических характеристик: дальностью применения, высокой скоростью полета, точностью наведения и эффективностью боевого снаряжения. Именно Х-31А открыла новое для ОКБ "Звезда" направление - создание противокорабельного ракетного оружия.

Одним из перспективных направлений работ ОКБ по этому оружию явилось создание противокорабельной ракеты (ПКР) с высокой дозвуковой скоростью и предельно малой высотой полета. Низкий уровень заметности ракеты и ее помехоустойчивость должны были обеспечиваться комбинированной системой наведения и специальным алгоритмом работы активной головки самонаведения. Главная же особенность этого изделия - унификация по носителям: изначально оно разрабатывалось как боевой элемент корабельного ракетного комплекса, затем было использовано в береговом мобильном ракетном комплексе. Одновременно велись работы и по адаптации для применения на различных авиационных носителях.

Проработка ракеты велась с конца семидесятых годов. Именно тогда начались поисковые научно-исследовательские работы. В 1977 г. ОКБ разработало технические предложения по созданию ПКР, предназначенной для использования в составе корабельных, вертолетных и самолетных ракетных систем вооружения. В те годы военная концепция СССР была связана с применением мощных ударных комплексов для борьбы с не менее мощным противником. Ракета же типа Х-35Э сразу задумывалась как малогабаритный ракетный комплекс. Поэтому поначалу такой комплекс не находил поддержки у заказчика. К концу 1981 г. ОКБ был подготовлен эскизный проект, однако его защита не проводилась ни в текущем, ни в следующем году.

Толчком к интенсивной работе над комплексом явились Фолклендские события 1982 г., когда в ходе конфликта между Аргентиной и Англией впервые было показано применение ракеты, подобной Х-35Э. Это была малогабаритная ракета французского производства "Экзосет". Она поразила эсминец, и это произвело настоящий фурор во всем мире. Руководство нашей страны заинтересовалось проблемой создания подобного вооружения в СССР. Правительству было доложено, что проработки в этом направлении уже ведутся.

16 марта 1983 г. вышло постановление правительства, предписывающее ОКБ "Звезда" начать опытно-конструкторские работы по созданию корабельного ракетного комплекса с ПКР типа Х-35Э. На разработку и освоение этого оружия отводился очень жесткий срок - три года. Это резко ускорило темп проведения работ.

В конструктивном отношении ракета оказалась достаточно сложной. Серьезные проблемы возникли при создании надежного механизма раскрытия всех управляющих плоскостей. В процессе отработки пришлось даже изменить конструктивную схему раскрытия, отказавшись от пиротехнической и перейдя к пневматической. Применение цифровой вычислительной техники (БЦВМ, активной ГСН, РВ), использование нового типа двигательной установки (турбореактивного двигателя на маршевой ступени и стартового РДТТ) и др. требовали тщательной отработки изделия. Поэтому были разработаны специальные программы математического и полунатурного моделирования, наземных испытаний на безопасность, электромагнитную совместимость, стойкость к воздействию внешних факторов, надежность и др., а также летных испытаний.

Таким образом, "портфель заказов" ОКБ "Звезда" к концу 90-х гг. состоял из следующих направлений: авиационные многоцелевые ракеты, представленные семейством модульных ракет Х-25МЛ и Х-25МР, противорадиолокационные ракеты (Х-25МП и Х-31П), авиационные противокорабельные ракеты Х-31А и противокорабельные унифицированные по носителям ракеты типа Х-35Э. Отметим, что работы ОКБ этого периода по своему научно-техническому уровню значительно опередили мировое ракетостроение. Они не только обеспечили выживание предприятия в трудные 90-е гг., но и стали базой для развития новых разработок начала XXI века.

Малогабаритная комбинированная силовая установка, обеспечивающая высокий уровень ТТХ ракет типа Х-31, до сих пор не имеет мировых аналогов. Х-35Э по критерию "стоимость-эффективность" является одной из лучших в мире. Этой ракетой оснащаются корабельные ("Уран-Э"), мобильные береговые ("Бал-Э") и авиационные комплексы, при этом спектр их использования в авиационных комплексах весьма широк. Х-35Э адаптирована к применению на боевых вертолетах, патрульно-поисковых самолетах берегового базирования, а также современных боевых комплексах фронтовой авиации.

Противокорабельные ракеты и сегодня представляют одно из интенсивно развивающихся направлений деятельности предприятия по разработке высокоточного оружия. Многоцелевые легкие авиационные модульные управляемые ракеты малой дальности типа Х-25М за время своего существования прошли несколько этапов модернизации и показали высокие эксплуатационные и боевые качества в различных локальных конфликтах. В настоящее время проводится очередной этап их модернизации и предлагаются новые версии этих ракет: Х-25МАЭ - с активной головкой самонаведения и Х-25МСЭ - с бортовым комплексом управления, включающим в себя приемники навигационных сигналов космической навигационной системы и наземной станции дифференциальных поправок.

В ХХI ВЕКЕ

Новый этап развития ОКБ открылся в связи с преобразованием ФГУП "Государственный научно-производственный центр "Звезда-Стрела" (к этому времени ОКБ "Звезда" уже входило в состав предприятия "Звезда-Стрела") в ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". Корпорация была образована в соответствии с Указом президента РФ от 24 января 2002 г. №84. В нее также были включены еще пять предприятий ОПК, входящих в производственную кооперацию головного предприятия. Указ президента РФ №591 от 9 мая 2004 г. определил дальнейшее развитие корпорации, в соответствии с которым в ее состав были включены еще восемь предприятий. В результате реализации этих решений образована крупная научно-производственная структура, включившая в себя 14 ведущих предприятий ОПК России.

Сегодня перед ОКБ корпорации стоят более масштабные задачи консолидации деятельности всех предприятий, в первую очередь тех, которые производят финальную продукцию. В разрабатываемой в настоящее время стратегии развития корпорации сформулированы основные направления решения этих задач. Среди этих направлений наиболее важными являются:

- создание единой программы разработки перспективных образцов и систем вооружения;

- разработка и реализация проекта по созданию единой информационно-программной среды моделирования и проектирования перспективных вооружений;

- обеспечение единого управления разработкой продукции и услуг на основе единой информационной среды;

- разработка и реализация проекта создания единой базы наземной отработки перспективных систем вооружения, разработка и реализация проекта создания единой летно-испытательной базы;

- создание единой логистической системы сопровождения продукции и услуг на всех этапах их жизненного цикла от разработки до утилизации;

- разработка корпоративной программы повышения эффективности использования результатов научно-технической деятельности при создании конкурентоспособной продукции, наращивания объектов интеллектуальной собственности, введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот;

- разработка корпоративной программы обеспечения надежности продукции корпорации.

В настоящее время главное направление работы ОКБ головного предприятия корпорации связано с выполнением программы государственного оборонного заказа и созданием технического задела по НИОКР для оборонного заказа на перспективу. Продолжаются работы по поставкам и сдаче в эксплуатацию комплекса "Уран-Э" иностранным заказчикам. Завершаются работы по адаптации ракеты Х-35Э на носителе Ил-38SD по заказу индийской стороны и работы по применению Х-31 на самолетах фирмы РСК "МиГ". Выполнены работы по применению Х-31А на самолете типа Су-30.

Осенью 2005 г. проведены полигонные испытания авиационных комплексов с ракетами Х-31А, Х-31П, РВВ-АЕ и Р-73. Все задачи, которые ставились в ходе испытаний, были решены с высокой оценкой иностранных заказчиков. Выполнены необходимые работы по адаптации ракет Х-31 и Х-35Э на других авиационных носителях. В ближайшее время планируется завершить работы по проведению испытаний перспективных ракет классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" и по их адаптации на ряде российских истребителей.

Большое внимание в деятельности ОКБ было уделено вопросу дальнейшего развития корпоративных отношений. В течение года на совете корпорации рассматривались вопросы, подготовленные в том числе и в ОКБ, по определению подходов к интеграции потенциалов предприятий корпорации, созданию концепции развития единой корпоративной информационной системы, оптимизации внутрикорпоративных разработок, организации кооперации разработчиков при создании новых изделий, определению принципов и порядка финансирования работ, созданию изделий для перспективных носителей и другие. Разработано положение о дирекции программ НИОКР.

ОКБ принимало активное участие в формировании предложений и согласовании программ развития вооружений в рамках предприятий корпорации. Поставлена задача опережения потенциальных конкурентов в разработке перспективных и прорывных технологий и внедрении их в боевые системы, выхода на рынок с нетрадиционными видами вооружений и формирования рыночного спроса на них. В качестве особо актуальной рассматривается задача снижения стоимости жизненного цикла разрабатываемых и производимых вооружений при одновременном повышении их боевой эффективности и надежности, расширении функциональных возможностей и обеспечении универсальности, улучшении эксплуатационных характеристик и модернизационного потенциала.

Совершенствование корпорацией тактического вооружения в перспективе связывается с созданием высокоточных круглосуточных и всепогодных систем управляемого оружия невысокой стоимости, применяемых в интегрированных разведывательно-ударных системах высокоточного оружия, предназначенных для поражения воздушных, наземных и надводных целей, групповых и рассредоточенных, подвижных и неподвижных, а также защищенных стационарных объектов в пределах театра военных действий.

Михаил ВОЛОХОВ

Опубликовано в выпуске № 9 (125) за 8 марта 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц