Версия для печати

Декларации и возможности

Александров Сергей
В последнее время активизируется деятельность руководства страны и ОПК Украины в сфере создания и производства бронетанковой техники. Эксперты связывают это с приходом на соответствующие посты новых лиц, имеющих веские основания более активно заниматься данным направлением. Вопрос о том, является ли это следствием личной заинтересованности причастных к этому людей или же это отражение потребностей рынка и потенциала страны, остается пока открытым.


БРОНЕТАНКОВАЯ ОТРАСЛЬ УКРАИНЫ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ


В последнее время активизируется деятельность руководства страны и ОПК Украины в сфере создания и производства бронетанковой техники. Эксперты связывают это с приходом на соответствующие посты новых лиц, имеющих веские основания более активно заниматься данным направлением. Вопрос о том, является ли это следствием личной заинтересованности причастных к этому людей или же это отражение потребностей рынка и потенциала страны, остается пока открытым.
{{direct_hor}}
Анализ образцов бронетанковой техники, представленных на различных оружейных выставках последних лет, позволяет сделать вывод: ведущие мировые разработчики боевых машин ведут поиск новых конструкторских и технологических решений, призванных существенно повысить боевые и другие свойства бронетехники. Не секрет, что многие известные боевые машины создавались в годы подготовки к крупномасштабной войне "двух миров".

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Но с конца прошлого столетия мир вступил в полосу малых войн, где войскам стали противостоять преимущественно незаконные вооруженные формирования, различные повстанческие и террористические группировки и т. п. В повестке дня стоит потребность в маневренных, хорошо вооруженных и защищенных бронетранспортерах, боевых машинах пехоты и другой легкой бронетехнике, в которой проблема защищенности экипажа и десанта будет решена на качественно новом уровне. Должна быть обеспечена защита от крупнокалиберного стрелкового оружия, осколков, кумулятивных боеприпасов, максимально снижено воздействие на экипаж в случае подрыва на мине или фугасе.

Что касается огневых возможностей, то обратимся к опыту армии США. Один из главных выводов, сделанных для себя ее командованием из операции "Иракская свобода", - в городском бою наиболее эффективным оружием боевых машин, даже известного танка "Абрамс", оказался 12,7-мм пулемет, установленный на башне. Обычно иракские повстанцы, замаскировавшись, подпускали танки и БМП на расстояние до 100 м и затем открывали огонь из крупнокалиберных пулеметов и РПГ. В таких ситуациях 12,7-мм пулемет оказался наиболее эффективным, поражая противника даже в укрытиях легкого типа. Также был сделан вывод, что необходимо предоставить в распоряжение экипажа боевой машины автоматический противопехотный гранатомет, который обеспечивает защиту от вражеской пехоты и гранатометчиков.

Несмотря на скептическое отношение некоторых специалистов к будущему бронетанковой техники в век ракетно-космических и информационных технологий, военные операции в Ираке, Афганистане, Чечне и других "горячих точках" планеты заставили вновь активно заговорить о потребностях армий в современной бронетанковой технике. Сейчас в мире наблюдается тенденция обновления парка бронетанковой техники, прежде всего легких колесных боевых машин.

Например, германский оборонный концерн "Краусс-Маффей Вегман" (КМW), один из ведущих в Европе производителей гусеничной и колесной бронетехники, ожидает в текущем году существенного увеличения объемов производства за счет крупных зарубежных заказов. В настоящее время портфель заказов концерна оценивается в 3,4 млрд. евро. КМW приступил к реализации контракта, предусматривающего поставку Греции 170 танков "Леопард-2А5" общей стоимостью около 1,7 млрд. евро. Около 620 млн. получит непосредственно мюнхенский концерн, остальную часть - его греческая дочерняя фирма, на предприятиях которой будут собираться боевые машины.

Примечательной в данном отношении можно считать недавнюю оружейную выставку IDEX-2005, которая считается ведущей в мире экспозицией вооружений для Сухопутных войск. На ней был продемонстрирован всего лишь один танк - французский "Леклерк", состоящий на вооружении армии Объединенных Арабских Эмиратов. Вместе с тем можно говорить о представленном на выставке обилии легких боевых машин. Причем речь идет не только о машинах на специализированных шасси, но и о различных бронированных и вооруженных версиях автомобильной техники повышенной проходимости. Помимо армейских машин, важной составляющей стали также многочисленные полицейские БТР, штурмовые машины для антитеррористических структур и подразделений "спецназа", бронированные машины для обеспечения безопасности VIP-персон и т. п. Все это является отражением общемировой тенденции обновления парка легкой бронетехники, обусловленного изменениями форм их применения в современных условиях.

Недавно Польша приняла решение о закупке колесных БТР AMV ("Росомаха") финской разработки. В соответствии с договором, подписанным в ноябре 2004 г., фирма Patria должна поставить Войску Польскому к 2013 г. 690 БТР "Росомаха" в различных версиях. Объявлена стоимость сделки - 4,925 млрд. злотых (около 1,3 млрд. долл.).

Также в апреле этого года Чехия приняла решение о закупке партии до 234 бронетранспортеров. Ожидаемая стоимость контракта составляет около 861 млн. долл. Все поставки должны завершиться в 4-5 лет. Согласно информации СМИ, удовлетворяют требованиям военных три машины: Piranha (швейцарской фирмы Mowag), Pandur (австрийской Steyr-Daimler-Puch) и AMV (финской Patria). Новые бронетранспортеры должны будут заменить OT-64, которые находятся на вооружении чешской армии более 40 лет.

Не отстают от европейских стран государства Ближнего Востока, традиционно имеющие значительное количество бронетехники в своих арсеналах. Например, на вооружении Сухопутных войск Сирии имеется 4700 танков (Т-72/Т-72М - 1700, Т-62/Т-62М - 1000, Т-55/Т-55МВ - 2000), из них до 1200 находятся на стационарных позициях или на консервации; 2350 БМП (БМП-1 - 2250, БМП-2 - 100); 1600 бронетранспортеров (БТР-152, БТР-60, БТР-50); 725 БРДМ-2, в т. ч. 85 БРДМ-2рх. Учитывая сроки их поставки и отсутствие возможностей для полноценного обслуживания, ремонта и модернизации, можно утверждать, что парк представлен в основном устаревшими машинами, находящимися в неудовлетворительном техническом состоянии.

Потребность в современной бронетехнике испытывают и другие страны региона. Ожидается, что скоро должен быть опубликован запрос предложений на поставку 60 (как минимум) бронетранспортеров для ВС Кувейта. Вероятнее всего, в испытаниях в Кувейте примут участие четыре бронетранспортера 8х8. Это Desert Piranha британской фирмы BAE Systems Land Systems, AMV финской Patria, Pandur II австрийской Steyr-Daimler-Puch и российский БТР-90.

Как видно из предложений фирм "с именем", реагируя на потребности рынка, ведущие мировые производители БТТ подготовили и продвигают обширную номенклатуру современной бронетехники. Помимо них, налицо появление на рынке БТТ новых игроков. С ведущими западными производителями активно конкурируют страны СНГ и Восточной Европы. По сути, хорошее качество и невысокие цены этой техники, имеющей советское происхождение, не позволяют фирмам западных стран свободно продавать свои современные образцы в мире.

Активное совершенствование легкой бронетехники и повышение ее характеристик приводят к тому, что некоторые страны мира начинают рассматривать боевые колесные машины с тяжелым вооружением в качестве альтернативы танкам. Так, Бельгия, например, вообще решила отказаться в перспективе от танков, выбрав взамен в качестве основного средства для вооружения подразделений Сухопутных войск колесную боевую машину с мощным вооружением. Также многими странами мира активно обновляется парк их боевых машин. Например, в ближайшие 10 лет, по оценкам экспертов, 25 армий стран Евросоюза закупят на менее 10 тыс. бронетранспортеров. Причем легкая бронетехника начинает рассматриваться уже в качестве универсальной боевой платформы для размещения на ней различных интегрированных между собой систем вооружений и аппаратуры, придающих войскам такие качества, как гибкость, универсальность, эффективность.

ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ

Очевидно, что украинская бронетанковая отрасль вынуждена следовать курсом на указанные ориентиры. Можно, конечно, вспомнить о внутреннем рынке Украины в плане потребностей страны в новой бронетанковой технике. Но на данный момент предложения превышают спрос, так как закупки вооружений силовыми структурами страны минимальны, и нет причин предполагать увеличение спроса на данный вид продукции ОПК.

Независимо от потребностей внутреннего рынка наличие на Украине потенциала по созданию и производству образцов бронетанковой техники является реальностью. Согласно оценкам Стокгольмского института оборонных исследований, Украина способна в полной мере обеспечить обновление около 90% номенклатуры собственного вооружения. В стране отработаны конструкторские и технологические решения, которые позволили создать за последнее время новые образцы бронетанковой техники и их комплектующие. Причем, как заявляют украинские разработчики, отличительными чертами техники являются ее достоинства в технологическом отношении (модульность, универсальность, простота изготовления, эксплуатации и ремонта), а также низкая стоимость.

В качестве примера можно назвать ОАО "Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе", которое предлагает заказчикам различные версии многоцелевого бронированного транспортера семейства МТ-ЛБ. Предложение имеет большую экспортно-ориентированную направленность, т. к. эти машины и их модификации находятся на вооружении более чем в 30 странах мира. На базе МТ-ЛБ разработан ряд новых машин, в том числе боевая машина МТ-ЛБР6 с одноместной вращающейся башней с вынесенной пушечной установкой, оснащенной 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1, с которой спарен 7,62-мм пулемет КТ-7,62. Защищенность машины усилена путем создания разнесенного бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Для повышения подвижности машины и компенсации ее возросшей массы установлен новый дизельный двигатель мощностью 310 л.с.

Международным консорциумом с участием Украины в 2000-2001 гг. разработан бронетранспортер БТР-3У. В число участвующих в данном проекте организаций входят Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. Морозова (Украина), ADCOM MANUFACTURING Company Limited WLL (ОАЭ), Государственный научно-технический центр артиллерии и стрелкового вооружения (Украина), "Дойц АГ" (Германия), "Аллисон Трансмишэн" (США) и некоторые другие. В данном проекте ХКБМ отвечало за разработку шасси и интеграцию всех систем машины и вооружения на нем.

Другим предложением ХКБМ им. А. Морозова является универсальный боевой модуль "Гром" для легких бронированных машин. Его вооружение включает 30-мм пушку, пулемет, противотанковый управляемый комплекс, гранатомет АГ-17. За счет применения вынесенного вооружения обеспечено повышение защищенности экипажа, снижена масса боевого модуля и улучшены условия обитаемости в боевом отделении (отсутствие загазованности при стрельбе). Также предприятием предлагается модернизация боевых машин БТР-60, БТР-70, БРДМ-2 до современного уровня, которая предусматривает установку дизельных двигателей IVECO, СМД-21 или УТД-20С1С, а также более мощное вооружение.

Среди последних разработок ХКБМ нужно назвать "ДОЗОР-Б" - многоцелевое бронированное колесное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и людей и обеспечивающее защиту от воздействия стрелкового вооружения и оружия массового поражения. "ДОЗОР-Б" может использоваться для оснащения специальных подразделений вооруженных сил и полиции в качестве транспортного средства или носителя различного вооружения, применяться при проведении миротворческих операций. Возможные варианты исполнения машины предполагают наличие бронетранспортера, бронеавтомобиля, машины радиационной и химической разведки, командирской машины, санитарного автомобиля и машины для ведения разведки.

Сейчас ХКБМ им. А. Морозова начало разработку БТР и БМП нового поколения. От генерального конструктора по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем генерал-лейтенанта М.Д. Борисюка стали известны некоторые подробности относительно разработки нового украинского бронетранспортера БТР-4. Новая машина имеет компоновочную схему, принципиально отличающуюся от схемы, которая была принята как основная при создании колесных бронетранспортеров в Советском Союзе. Будет решена проблема безопасного выхода экипажа и десанта из машины под огнем противника. Машина изначально проектируется как базовая для серии колесных бронированных машин различного назначения. Ее проектирование начато в инициативном порядке и ведется таким образом, чтобы была возможность последующего производства машины на предприятиях Украины, независимо от иностранных партнеров.

Необходимой конкурентоспособности машины планируется достичь по двум основным направлениям. Первое предполагает наличие высоких тактико-технических характеристик бронетранспортера. Вторая составляющая успеха - это невысокая цена машины по сравнению с иностранными аналогами. Интересно, что желание участвовать в проекте выразили зарубежные инвесторы.

Помимо готовой продукции, в последнее время украинские предприятия предлагают иностранным заказчикам программы послегарантийного обслуживания машин, которые предусматривают выезд специалистов к заказчикам, проведение на их базе регламентных работ и даже модернизации машин, восстановление ресурса с предоставлением гарантии, а в последующем - сервисное и гарантийное обслуживание.

ПОИСК НИШИ НА РЫНКЕ

Реализация бронетанковой техники традиционно является одним из основных направлений в деятельности украинского ОПК и спецэкспортеров страны. Речь идет не только об известном контракте на поставку 320 танков Т-80УД в Пакистан в 1996-1999 гг. Хотя и менее значительную, но в сумме ощутимую прибыль принесли другие контракты.

Справка "ВПК". За последние годы Украиной были подписаны контракты на поставку 11 БТР-80 в Анголу (2003 г.), 20 БРДМ-2 в Замбию (2002 г.), 36 БМП-2 и 32 Т-72 в Йемен (2003 г.), 32 БМП-2 в Алжир (1998 г.), 50 БТР-94 в Иорданию (2000 г.), 31 Т-72 в Македонию (2001 г.), 90 БТР-3У в ОАЭ (с 2001 г.) и сборку около 1000 боевых машин из украинских комплектующих в Бирме (Мьянме) (2003 г.). Также было передано 170 БТР для использования в миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне и др.

Специалисты отмечают, что за последние несколько месяцев на Украине наблюдается определенная активность деятельности структур ОПК, специализирующихся в области бронетанкостроения и продвижения продукции на мировом рынке. Уже в этом году это подтверждено новым контрактом, заключенным заводом им. Малышева на поставку в Иорданию 190 башен для бронетранспортеров на сумму 3,7 млн. долл.

Результатом визита украинского президента в Туркменистан в марте этого года стало подписание Программы сотрудничества между военными ведомствами обеих стран на 2005-2007 гг. Ее положениями предусмотрена разработка проекта строительства завода по ремонту и модернизации бронетанковой и другой специальной техники в Туркменистане.

Также правительство Украины готовит комплекс мер, направленных на поддержку и создание условий для развития бронетанковой отрасли. Об этом было официально заявлено первым вице-премьером страны Анатолием Кинахом на недавнем совещании по вопросам работы предприятий концерна "Бронетехника Украины". Прежде всего А. Кинах считает необходимым сформировать максимальный портфель заказов для внутреннего рынка. В перспективе планируется создать единую интегрированную структуру как по производству, так и по обслуживанию бронетанковой техники и другой спецтехники. Предложено внести изменения в госбюджет 2005 г. относительно восстановления госзаказа на модернизацию танков Т-64. Также во время совещания был рассмотрен комплекс мероприятий по улучшению работы Харьковского завода им. Малышева. Предприятие предлагается исключить из перечня объектов, не подлежащих приватизации, и начать подготовку предложений по продаже непрофильных производств на заводе.

Участие украинского миротворческого контингента в событиях в Ираке позволило продемонстрировать экспортные предложения страны в этом регионе. К тому же применение бронетанковой техники в составе украинских миротворческих контингентов позволило приобрести значительный опыт ее эксплуатации. Причем ряд новшеств был реализован прямо в "горячих" точках мира. Так, например, на бронетранспортерах БТР-80 украинского контингента в войсковых условиях были установлены дополнительные противокумулятивные экраны, защищающие экипаж и машину от выстрелов из РПГ или безоткатных орудий. При сопровождении колонн на боевые машины устанавливали станцию радиопомех, позволяющую обезопасить технику от взрывов радиоуправляемых фугасов и мин на дорогах. На некоторых БТРах установили кронштейны для крепления автоматических гранатометов АГС-17 прямо на броне, что повысило огневые возможности машины. В ходе поэтапного сокращения своего присутствия в этой стране Украина намерена вернуть все БТР-80 обратно в связи с их ограниченным количеством в составе украинской армии. Тем не менее другая бронетехника контингента, прежде всего БРДМ-2, активно предлагается новому иракскому военному руководству.

Очевидно, что подобная деятельность пересекается с интересами аналогичных структур оборонно-промышленного комплекса России. Некоторые эксперты утверждали, что в принципе возможна совместная деятельность Украины и России в данном сегменте рынка. Заявлялось даже, что речь может идти о реализации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, особенно по созданию танка нового поколения. Это не имеет под собой каких-либо оснований. Сегодня продолжает существовать одна советская школа танкостроения, методология которой используется как в Харькове, так и ведущими предприятиями России в области бронетанкостроения в Нижнем Тагиле, Омске и Санкт-Петербурге. Если к этому добавить структуры, занимающиеся созданием вооружения и защиты бронетехники, то налицо самодостаточность России и отсутствие объективной потребности в тесном взаимодействии с Украиной в данной отрасли.

Очевидно, что в обозримом будущем Россия и Украина будут работать в одних и тех же регионах мира, предлагая потенциальным покупателям примерно однотипную продукцию, а по некоторым позициям и одинаковые образцы. В данных условиях успех той или иной стороны будет обеспечен не только тактико-техническими и другими характеристиками машин, а преимущественно политической поддержкой продвижения продукции, привлекательной ценовой политикой, сопровождением эксплуатации машин на протяжении всего жизненного цикла. Также зарубежные заказчики ставят вопрос о сборке, модернизации и ремонте машин непосредственно в своей стране, что предполагает передачу технологий и оказание помощи в создании определенных мощностей. При грамотной маркетинговой политике, соответствующей рекламной поддержке, при одновременной защите прав интеллектуальной собственности от посягательств недобросовестных конкурентов можно говорить о цивилизованной конкуренции в области продукции бронетанкостроения. Видимо, страна, наиболее полно отработавшая данные направления, получит преимущество и успех.

Сергей АЛЕКСАНДРОВ
Киев

Опубликовано в выпуске № 45 (112) за 30 ноября 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...