Версия для печати

В небе Сталинграда

Соколов Борис

Книга Владимира Раткина посвящена боевому применению авиации, в первую очередь советской, в Сталинградской битве. Поскольку автор имеет самое непосредственное отношение к конструированию и производству авиатехники, воздушные схватки, развернувшиеся в небе над Сталинградом, рассматриваются в том числе и с точки зрения того, насколько те или иные конструктивные особенности наших и немецких самолетов сказываются на их применении. Раткин начинает анализ с несчастливого для Красной армии Харьковского сражения в мае 1942 года, после которого германские войска и их союзники и начали свой поход на Сталинград.

Владимир Раткин. «Авиация в Сталинградской битве». М., фонд содействия авиации «Русские витязи», 2013, 288 стр., илл.

Книга Владимира Раткина посвящена боевому применению авиации, в первую очередь советской, в Сталинградской битве. Поскольку автор имеет самое непосредственное отношение к конструированию и производству авиатехники, воздушные схватки, развернувшиеся в небе над Сталинградом, рассматриваются в том числе и с точки зрения того, насколько те или иные конструктивные особенности наших и немецких самолетов сказываются на их применении. Раткин начинает анализ с несчастливого для Красной армии Харьковского сражения в мае 1942 года, после которого германские войска и их союзники и начали свой поход на Сталинград.

 «Авиация в Сталинградской битве»

Особенно подробно описаны налеты на Сталинград с 23 по 27 августа 1942-го. Причины неудачных действий советской ПВО автор книги сводит к недостаткам, отмеченным в документах того времени: «Навязать истребителям противника воздушный бой на самолете ЛаГГ-5 из-за меньшей горизонтальной скорости нельзя… Имея превосходство в скороподъемности, истребители противника имеют преимущество в высоте во время боя, а следовательно, и лучшую позицию для атаки», «Обучение летного состава в основном сводилось только к изучению кабины… Сплошь и рядом летчики, вылетая на боевые задания, забывали закрывать кран заливки цилиндров, отсюда, безусловно, богатая смесь, перегрев, тряска и тому подобное… за счет ограниченных знаний летным составом матчасти получения максимума от мотора было невозможно… не говоря уже о том, что преподносимые указания инженерно-технического состава в пылу боя забывались». Надо сказать, что ВВС Красной армии уступали противнику не только по уровню подготовки летного состава, но и по качеству авиамоторов. За эти дни немцы потеряли не более 10 самолетов против 113 советских. Замечу, что при описании августовских бомбардировок Сталинграда автор сам себе противоречит. С одной стороны, ссылаясь на советские документы, он говорит «о приоритетах боевых целей противника». А с другой – утверждает, что «основной целью было уничтожить как можно больше гражданского населения». Тут надо все-таки определиться, что именно было главной целью германских бомбардировок. Кстати сказать, единственным серьезным недочетом книги является недостаточное использование немецких источников, что не позволяет создать двустороннюю картину боев. В отдельных случаях такого двустороннего взгляда автор достигает, например, при описании рейда 24-го танкового корпуса на аэродром в Тацинской.

Особенно подробные данные Раткин приводит из советских архивов. Согласно его подсчетам с 17 июля по 18 ноября советская авиация потеряла безвозвратно 1441 самолет. Замечу, что есть и другие данные о потерях советской авиации под Сталинградом в этот период. М. В. Зефриров, Н. Н. Баженов и Д. М. Дегтев полагают: советские безвозвратные потери составили 2063 машины, что «примерно в десять раз превышало немецкие потери» («Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО». М., АСТ, 2007, стр. 398). Возможно, разница образовалась за счет небоевых потерь. В любом случае очевидно: необходимы дальнейшие исследования первичных архивных источников как в России, так и в Германии.

Основной вывод автора сводится к тому, что «при оценке боевой эффективности авиации противоборствующих сторон в Сталинградской битве следовало бы выбрать в качестве критерия не количество побед (поскольку в данную оценку серьезно вмешивается субъективный фактор), а число самолетовылетов на одну боевую потерю по «видам» авиации: истребителям, бомбардировщикам, штурмовикам, ночным бомбардировщикам. Но при этом придется считаться с тем, что, к примеру, штурмовиков немцы практически не имели, действия ночной авиации противника были незначительны по сравнению с аналогичными действиями воздушных сил Красной армии, плюс к тому значительные потери несла транспортная и связная авиация, которую обычно к боевой не относят». С этим можно согласиться. Стоит привести соответствующую статистику 1944 года, касающуюся люфтваффе. В 1944-м немецкая авиация совершила на тех фронтах, где действовали западные союзники, 182 тысячи вылетов, а на Восточном фронте – 342,5 тысячи. А вот соотношение потерь было прямо противоположным. На западе люфтваффе потеряло в 1944 году 9768 боевых самолетов, а на востоке – только 2406. Вероятность быть сбитым для пилотов люфтваффе на западе была почти в восемь раз выше, чем на востоке (Grohler O. Starke, Verteilung und Verluste der deutschen Luftwaffe im zweiten Weltkrieg // Militargeschichte 17, 1978, pp. 316–336). И это притом что в 1944-м на Восточном фронте сражались главным образом немецкие пилоты, только что выпущенные из летных школ, а опытные летчики сконцентрированы на западе. В период Сталинградской битвы ситуация была иная. Здесь сражались признанные асы люфтваффе. И тем большего уважения заслуживает подвиг наших летчиков и зенитчиков, которые смогли сорвать «воздушный мост» к армии Паулюса. А вот утверждение Раткина, будто «лучше всего о работе летчиков судит пехота», вряд ли справедливо. Пехотинец чувствует себя спокойнее, когда в небе над ним летают свои самолеты. Тактика советского командования как раз и была направлена на моральное одобрение своих войск. В результате советские истребители барражировали по всему фронту, по образному выражению, «утюжили воздух», тогда как в тех местах, где люфтваффе реально проводило боевые операции, советских самолетов зачастую не хватало.

Почти треть рецензируемой книги-альбома составляют иллюстрации самолетов, в том числе цветные, с их тактико-техническими данными, что, несомненно, будет полезно всем специалистам в области авиации.

Опубликовано в выпуске № 49 (517) за 18 декабря 2013 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
17 декабря 2013
Как прежде ,так и теперь.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
17 декабря 2013
Ну прежде хоть бы дело авиаторов было, Рычагова расстреляли, а ща? Эх... нету Хозяина.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
25 декабря 2013
Если в заголовке книги фигурирует слово "сталин" - типа "10 сталинских ударов" или "...сталинское ПВО" то использовать такую книгу в качестве пруфа нельзя. Впрочем многим "историкам" лишь бы побольше набить "совков"
Аватар пользователя попов
попов
30 декабря 2013
что раткин,что соколов,что всякие иные залкинды--одно дерьмо в прочтении!такой порой бред!мы потеряли несколько сот танков или самолетов,немцы 2-3.немцы отошли!идтотизм полный.ощущение ,что своим моразмов ставят задачу разложить идиотов.хоть бы скромнее ,что-то излагали,чай не в израиле.
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
31 декабря 2013
А в чем вопрос-то? Причины "неудачных действий советских ВВС" давно выявлены. Описаны и подписаны самим товарищем Сталиным (он вроде бы не залкинд по фамилии?) ---------------- " Директива Ставки ВГК № 170549, 4 августа 1942 г. Командующим войсками Западного и Калининского фронтов, ВВС Красной Армии. Копии: командующим войсками фронтов, 7-й Отдельной и Воздушными армиями, представителям Ставки--------------------------- По докладу командующего ВВС Красной Армии т. Новикова, из числа 400 истребителей, выделенных для участия в операциях Калининского и Западного фронтов, за четыре-пять дней операции до 140 самолетов вышло из строя. По тому же докладу, при полном отсутствии авиации противника в первый день боя и при тройном превосходстве над противником в последующие дни, наши боевые потери составляли 51 истребитель, 89 истребителей считаются вышедшими из строя по техническим неисправностям.---------------------------- Считая невероятным такой недопустимо высокий процент самолетов, вышедших из строя в течение 4-5 дней по техническим причинам, Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны некоторой части летнего состава, которая, изыскивая отдельные мелкие неполадки в самолете, стремится уклониться от боя. Безобразно поставленный в авиачастях технический надзор и контроль за материальной частью, а также за выполнением боевых заданий летчиками, не только допускает, но и способствует этим преступным, нетерпимым в армии явлениям.
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
31 декабря 2013
"Приказ НКО СССР № 0685, 9 сентября 1942 г., Москва "Об установлении понятия боевого вылета для истребителей"---------------------------- Фактами на Калининском, Западном, Сталинградском, Юго-Восточном и других фронтах установлено, что наша истребительная авиация, как правило, действует очень плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет. Истребители наши не только не вступают в бой с истребителями противника, но избегают атаковывать бомбардировщиков. При выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков наши истребители даже при количественном превосходстве над истребителями противника уклоняются от боя, ходят в стороне и допускают безнаказанно сбивать наших штурмовиков и бомбардировщиков..."
Аватар пользователя Гость
Гость
14 января 2014
Воевать на наших самолётах с немецкими, это как на наших машинах с мерседесами гоняться, потому то в бой и не вступали в начале войны, но и в конце войны тоже... иди повоюй на Ла-5 с реактивными истребителями, да с FW-190D. А вопрос вот в чём вась, нашим истребителям, приходилось не вступать в бой не потому что они трусы, а потому что в нашем народе нет культуры камикадзе... что же или кто же именно, помешал нашему государству, поиметь годную авиацию, если как трубят резунисты, индустриЯлизация полностью удалась и ВВС РККА были до зубов вооружены и собирались Европу матушку захватить.
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
17 декабря 2013
Как прежде ,так и теперь.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
17 декабря 2013
Ну прежде хоть бы дело авиаторов было, Рычагова расстреляли, а ща? Эх... нету Хозяина.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
25 декабря 2013
Если в заголовке книги фигурирует слово "сталин" - типа "10 сталинских ударов" или "...сталинское ПВО" то использовать такую книгу в качестве пруфа нельзя. Впрочем многим "историкам" лишь бы побольше набить "совков"
Аватар пользователя попов
попов
30 декабря 2013
что раткин,что соколов,что всякие иные залкинды--одно дерьмо в прочтении!такой порой бред!мы потеряли несколько сот танков или самолетов,немцы 2-3.немцы отошли!идтотизм полный.ощущение ,что своим моразмов ставят задачу разложить идиотов.хоть бы скромнее ,что-то излагали,чай не в израиле.
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
31 декабря 2013
А в чем вопрос-то? Причины "неудачных действий советских ВВС" давно выявлены. Описаны и подписаны самим товарищем Сталиным (он вроде бы не залкинд по фамилии?) ---------------- " Директива Ставки ВГК № 170549, 4 августа 1942 г. Командующим войсками Западного и Калининского фронтов, ВВС Красной Армии. Копии: командующим войсками фронтов, 7-й Отдельной и Воздушными армиями, представителям Ставки--------------------------- По докладу командующего ВВС Красной Армии т. Новикова, из числа 400 истребителей, выделенных для участия в операциях Калининского и Западного фронтов, за четыре-пять дней операции до 140 самолетов вышло из строя. По тому же докладу, при полном отсутствии авиации противника в первый день боя и при тройном превосходстве над противником в последующие дни, наши боевые потери составляли 51 истребитель, 89 истребителей считаются вышедшими из строя по техническим неисправностям.---------------------------- Считая невероятным такой недопустимо высокий процент самолетов, вышедших из строя в течение 4-5 дней по техническим причинам, Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны некоторой части летнего состава, которая, изыскивая отдельные мелкие неполадки в самолете, стремится уклониться от боя. Безобразно поставленный в авиачастях технический надзор и контроль за материальной частью, а также за выполнением боевых заданий летчиками, не только допускает, но и способствует этим преступным, нетерпимым в армии явлениям.
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
31 декабря 2013
"Приказ НКО СССР № 0685, 9 сентября 1942 г., Москва "Об установлении понятия боевого вылета для истребителей"---------------------------- Фактами на Калининском, Западном, Сталинградском, Юго-Восточном и других фронтах установлено, что наша истребительная авиация, как правило, действует очень плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет. Истребители наши не только не вступают в бой с истребителями противника, но избегают атаковывать бомбардировщиков. При выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков наши истребители даже при количественном превосходстве над истребителями противника уклоняются от боя, ходят в стороне и допускают безнаказанно сбивать наших штурмовиков и бомбардировщиков..."
Аватар пользователя Гость
Гость
14 января 2014
Воевать на наших самолётах с немецкими, это как на наших машинах с мерседесами гоняться, потому то в бой и не вступали в начале войны, но и в конце войны тоже... иди повоюй на Ла-5 с реактивными истребителями, да с FW-190D. А вопрос вот в чём вась, нашим истребителям, приходилось не вступать в бой не потому что они трусы, а потому что в нашем народе нет культуры камикадзе... что же или кто же именно, помешал нашему государству, поиметь годную авиацию, если как трубят резунисты, индустриЯлизация полностью удалась и ВВС РККА были до зубов вооружены и собирались Европу матушку захватить.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц