Версия для печати

Сроки подготовки операции изменить можно

Деятельность оперативного управления штаба фронта в процессе принятия решения на операцию в условиях постепенного наращивания военной угрозы
Яценко Владимир Сапожников Евгений

В условиях современных войн совершенствование управления войсками на всех уровнях – одна из главных задач, решаемых военной наукой. При огромном объеме, разнородности и динамизме развития поступающей информации принятие оптимального решения становится все более трудоемким процессом, выполнение которого без современных средств связи и автоматизации крайне сложно. Мы же продолжаем отставать от передовых государств в деле построения эффективной автоматизированной системы управления войсками.

В условиях современных войн совершенствование управления войсками на всех уровнях – одна из главных задач, решаемых военной наукой. При огромном объеме, разнородности и динамизме развития поступающей информации принятие оптимального решения становится все более трудоемким процессом, выполнение которого без современных средств связи и автоматизации крайне сложно. Мы же продолжаем отставать от передовых государств в деле построения эффективной автоматизированной системы управления войсками.

Помимо несоответствия разработанных ранее управленческих алгоритмов характеру современных операций существуют и другие трудности. Как показали проведенные в 2013 году учения, они обусловлены отсутствием должного опыта в подготовке операций с участием совместных видовых группировок войск, а также недостаточной научной разработкой методов работы командующих (командиров) и штабов в процессе принятия решения на операцию (боевые действия).

Резервы повышения качества управления

Наиболее эффективное решение проблемы управления пока возможно только в области комплексной интеллектуализации процессов. Как показывает практика, резервы повышения качества управления за счет прорыва в развитии технической базы автоматизации процессов управления войсками как в тактическом, так и в оперативном звене в ближайшей перспективе весьма незначительны. Ведущий принцип при определении соотношения деятельности человека и технических средств автоматизации управления будет, как и прежде, заключаться в том, чтобы уяснить все возможности техники, оставив человеку то, с чем справится только он. Пока наш мозг остается самой современной системой.

С поступлением в войска новой техники связи и автоматизированных систем управления (АСУ) роль технических средств будет повышаться. Это усилит творческие возможности человека за счет освобождения его от рутинных функций и позволит ему более полно сосредоточить внимание на вопросах, требующих высокого профессионализма, опыта, разума, воли и предвидения.

В наше время сохраняют значение сам подход к решению задач, методы конкретной работы каждого исполнителя, уровень подготовки к реализации своих функций в процессе принятия командованием решения.

На примере опыта исследовательских учений, проводимых в 70–90-е годы под руководством министра обороны и начальника Генерального штаба, рассмотрим работу оперативного управления штаба фронта в процессе принятия решения на отражение агрессии противника в условиях постепенного наращивания военной угрозы.

С возникновением непосредственной угрозы

С момента зарождения военного конфликта и обострения обстановки в регионе главная задача оперативного управления заключалась в выполнении практических мероприятий на первых фазах его развития, а также в подготовке к выполнению задач по планированию новой операции, если разработанный в мирное время план не соответствовал сложившейся обстановке.

Сроки подготовки операции изменить можно

Решая практические задачи, оперативное управление свои усилия сосредоточивало на сборе, изучении и анализе обстановки с целью выявления возможного характера и масштаба агрессии противника, а также на выработке предложений по ответным мерам, докладах руководству об изменениях в обстановке и на информации подчиненных командиров и штабов. По мере наращивания военной угрозы оперативное управление готовило предложения по реагированию на создавшуюся обстановку.

Командующий войсками фронта, заслушав предложения начштаба или начальников оперативного управления, а также родов войск, специальных войск и служб, принимал решение о выполнении неотложных задач и уточнял порядок дальнейшей работы. Оперативное управление доводило поставленные задачи до исполнителей.

С возникновением непосредственной угрозы развязывания войны соединения и части округа приводились по распоряжению или установленному сигналу в состояние полной боевой готовности. Оперативное и другие управления, а также отделы и службы продолжали уточнять разработанные в мирное время документы оперативного плана.

Окончательное уточнение плана операции или разработка нового осуществлялись, как правило, в короткие сроки, когда обстановка была достаточно изучена.

В этих условиях наиболее целесообразным был параллельный метод работы. Будучи максимально сложным, он требовал от исполнителей тщательной подготовки.

Значительную помощь в разработке операции оказывало заблаговременное четкое распределение функциональных задач между исполнителями.

Регламентация деятельности

Основным документом, регламентирующим деятельность оперативного управления, являлось «Положение об оперативном управлении». В этом документе указывались задачи управления, отделов и всех подразделений, входящих в состав оперативного управления, а также конкретные задачи начальника управления и его заместителя. «Положение…» утверждалось начштаба округа. В отделах, входящих в состав оперативного управления, на основании «Положения…» разрабатывались функциональные обязанности. В них определялись конкретные задачи рабочих групп, а также начальника отдела.

На основании этих документов распределялись функциональные обязанности рабочих групп (группы планирования, направлений информации и организационной группы) и каждого исполнителя. Во всех документах они определялись на мирное и военное время (они же и на учения).

Высокое качество в работе достигалось также наличием у исполнителей формализованных документов, соответствующих возложенным на них в мирное и военное время задачам.

Опыт показывает: офицеры, знающие свои задачи и постоянно работающие над их совершенствованием, становились профессионалами своего дела. Это в свою очередь позволяло значительно повысить качество разрабатываемых документов и сократить время на их исполнение.

Большое значение для обеспечения живучести, оперативности и удобства работы имело продуманное размещение пунктов управления. Это также входило в задачи оперативного управления. Типовые схемы расположения ПУ и их элементов на местности составлялись в мирное время в нескольких вариантах в зависимости от складывающейся обстановки. И в каждом основой командного и передового КП становились центры боевого управления (ЦБУ).

Вблизи ЦБУ разворачивались ПУ начальника разведки (разведывательный центр), начальника РВиА, пункт управления связью, а также основные управления: оперативное, разведывательное, оперативные группы других войск. Все обеспечивающие подразделения располагались за пределами КП (столовая, зона отдыха, подразделения охраны и т. д.). КП ВВС и ПВО размещались в 10–15 километрах от КП фронта, а передающий центр – в 20–30.

С целью обеспечить более организованную работу в процессе принятия решения для совместной деятельности с командующими войсками фронта на различных этапах подготовки операции составлялись списки должностных лиц: список № 1 – для изучения оперативной директивы и определения замысла операции, список № 2 – для объявления решения, список № 3 – для участия в оперативном ориентировании, список № 4 – для планирования комплексного огневого поражения.

Один экземпляр списков находился у оперативного дежурного, который по указанию начальника оперативного управления осуществлял сбор офицеров в ЦБУ.

Никаких длительных выступлений

С получением оперативной директивы на операцию в ЦБУ прибывали генералы и офицеры согласно списку № 1 и размещались на отведенных им рабочих местах.

Из состава оперативного управления в ЦБУ с самого начала работы по принятию решения с начальником оперативного управления находились его заместитель, начальники отделов и один-два офицера группы планирования.

Зачитывал директиву, как правило, командующий войсками фронта. В процессе читки наносились задачи на карту.

Процессы уяснения задачи, оценки обстановки и выработки замысла решения осуществлялись практически одновременно в ходе заслушивания командующим начальников управлений, родов войск и служб. В этот период требовалось докладывать кратко, отвечая только на вопросы командующего. Никаких длительных выступлений не допускалось. На основании коллективной оценки обстановки и необходимых предварительных расчетов командующий объявлял замысел операции и давал указания начальнику штаба по отдаче предварительных боевых распоряжений войскам, озвучивал расчет времени на подготовку операции.

Начальник оперативного управления в это время организовывал работу по написанию предварительных боевых распоряжений. Начальники направлений оформляли их и контролировали доставку в подчиненные штабы.

Одновременно эти распоряжения доводились до подчиненных командиров по засекреченным каналам связи путем прямых переговоров лично командующим, начальниками штаба и оперативного управления.

После определения замысла и отдачи предварительных боевых распоряжений проводилось оперативное ориентирование руководящего состава управления, не участвующего в ЦБУ при определении замысла. Обычно эту работу выполнял начальник штаба или его заместитель.

Оперативное управление (группа планирования) приступало к оформлению карты решения. Практиковался следующий метод организации работы. Главными исполнителями этого важнейшего документа были начальники управлений, отделов, служб, а также начальники штабов родов войск. После доклада командующему и утверждения их предложений по применению подчиненных войск каждый начальник прибывал в ЦБУ и совместно с начальником оперативного управления наносил задачи подчиненным войскам на карту решения. Такой порядок работы значительно сокращает время на оформление карты решения и гарантирует точность изображения принятого решения.

Аналогично организовывалась работа и с оформлением текста решения. Для этого бланки формализованного текста оперативное управление готовило заблаговременно в соответствии с предстоящей операцией. Текст решения для каждого раздела распечатывался на отдельном листе: противник, замысел решения, задачи объединениям (соединениям) и другим войскам фронта, порядок организации управления и т. д., чтобы их можно было выдать каждому исполнителю.

Замысел операции формулировал и фиксировал, как правило, лично командующий. Начштаба вместе с начальником оперативного управления записывал задачи общевойсковым объединениям (соединениям). Начальники родов войск и служб в своих разделах указывали задачи подчиненным им войскам. Организация управления и общее оформление этого документа возлагались на начальника оперативного управления.

Опыт учений показал, что при такой организации работы карта решения и текст могут быть готовы через пять-шесть часов после получения директивы.

Для объявления решения начальник оперативного управления организовывал сбор руководящего состава фронта по списку № 2. После чего начальник оперативного управления давал начштаба и командующему на подпись оперативные директивы армиям и другим подчиненным командующим (командирам) и осуществлял контроль за их прохождением. Одновременно дублировались задачи по закрытым каналам связи.

Группа планирования оперативного управления к этому времени завершала оформление карты и текста-решения для доклада в Генеральный штаб и размножала эти документы для отправки на ПКП, ЗКП и ТПУ.

На основании принятого решения оперативное управление совместно с другими управлениями, родами войск и служб приступало к отработке плана операции.

Соответствие решения обстановке

Кроме перечисленных мероприятий оперативное управление организовывало и принимало участие в работе командующего на местности при проведении рекогносцировки, готовило макет для организации взаимодействия, осуществляло постоянный контроль за исполнением всех изданных распоряжений командующего войсками.

В период работы командующего войсками фронта на местности с ним, как правило, работали начальник оперативного, разведывательного управлений, начальник связи, командующие родами войск, начальники направлений оперативного управления по указанию командующего.

На КП на это время оставался начальник штаба, который решал задачи, возникавшие в период работы командующего на местности.

На оформление документов – планов операций методом параллельной работы фронту на основании учений того времени, как правило, отводилось до суток. Сегодня это невозможно. Для сокращения сроков на подготовку операции ОСК в современных условиях предлагаем:

1. Оперативную часть плана операции (на карте с приложениями к ней) не отрабатывать, а ограничиться картой решения и текстом решения.

2. Текстуальный план взаимодействия на всю операцию не разрабатывать, оформлять его в виде схем и удобным для использования командующим ОСК при работе его на местности (например при вводе сражения вторых эшелонов и т. п.).

3. При оформлении карты решения и текста решения непосредственное участие принимать лично начальникам управлений, родов войск и служб, командующим (НШ) видов и родов войск.

4. Опыт показывает, что при определении оргструктуры органов управления всегда учитывались их возможности по выполнению своих обязанностей в военное время. Современная их численность не отвечает этим требованиям, так как определена по штатам мирного времени (например в оперативном отделе бригады всего два офицера-оператора).

5. Целесообразно организовать подготовку офицеров-операторов на курсах в академии ГШ и ОВА. Особое внимание желательно обратить на их техническую подготовку, умение пользоваться поступающими в войска новыми средствами связи и АСУ, а также разработку документов, не допуская их перегрузки излишними деталями.

Расчеты показывают: эти альтернативные пути позволяют более экономно решать задачи в процессе подготовки операции.

Самый большой враг военного искусства – это шаблон и схематизм. Описанные выше предложения следует рассматривать как возможный вариант деятельности, направленной на достижение главной цели – соответствие решения конкретной обстановке. Это важнейший закон и суть военного искусства.

Владимир Яценко,
генерал-майор, кандидат военных наук, член-корреспондент АВН
Евгений Сапожников,
начальник лаборатории 3-го ЦНИИ Минобороны России

Опубликовано в выпуске № 4 (522) за 5 февраля 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
04 февраля 2014
Уважаемые авторы. Необходимо обратить внимание на некоторые неточности относительно ПУ. Не могут подразделения обеспечения располагаться за пределами КП, потому что они входят в группу обеспечения, которая является одним из его элементов. КП включает в своем составе группу управления, узел связи и группу обеспечения. При размещении на местности эти три элемента объединены в одних границах. Кроме того элементами КП являются ППУ и ВЗПУ. ППУ, являясь элементом КП, не может иметь свой ЦБУ - просто не было таких возможностей.
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
04 февраля 2014
Уважаемые авторы. Необходимо обратить внимание на некоторые неточности относительно ПУ. Не могут подразделения обеспечения располагаться за пределами КП, потому что они входят в группу обеспечения, которая является одним из его элементов. КП включает в своем составе группу управления, узел связи и группу обеспечения. При размещении на местности эти три элемента объединены в одних границах. Кроме того элементами КП являются ППУ и ВЗПУ. ППУ, являясь элементом КП, не может иметь свой ЦБУ - просто не было таких возможностей.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц