Версия для печати

Военные тайны Второй мировой

Соколов Борис

Книга известных историков авиации Александра Заблотского и Романа Ларинцева посвящена военно-транспортной авиации люфтваффе. Авторы описывают главным образом деятельность немецкой авиации на советско-германском фронте. Другие театры боевых действий характеризуются только применительно к 1939–1941 годам.

А. Н. Заблотский, Р. И. Ларинцев «Воздушные мосты» Третьего рейха. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945». М., «Вече», 2013.

Книга известных историков авиации Александра Заблотского и Романа Ларинцева посвящена военно-транспортной авиации люфтваффе. Авторы описывают главным образом деятельность немецкой авиации на советско-германском фронте. Другие театры боевых действий характеризуются только применительно к 1939–1941 годам.

В книге рассказывается как о наиболее масштабных, так и о краткосрочных «воздушных мостах» люфтваффе к большим и малым «котлам». Особое внимание обращается на организационно-командную структуру германской военно-транспортной авиации, тактику ее применения, особенности использования различных типов самолетов для транспортных операций, равно как и влияние военно-транспортной авиации на ход наземных боевых действий.

Военные тайны Второй мировой

Интересен рассказ о неудачной попытке немцев высадить воздушный десант на Моонзундские острова – единственной за все время войны против СССР. Шесть попавших в плен десантников коммандос из полка «Бранденбург», включая двоих раненых, были расстреляны на месте, хотя и действовали в немецкой форме. Не хочу в чем-то обвинять советских защитников Моонзундских островов, война есть война. Но следует напомнить, что ряд германских офицеров и генералов были расстреляны по приговору трибуналов союзников по антигитлеровской коалиции по обвинению в том, что они выполняли приказ Гитлера о расстреле захваченных в плен американских и британских коммандос.

Заблотский и Ларинцев не ставили себе задачу осветить ход наземных операций, но из их книги мы узнаем немало нового и интересного о таких малоисследованных в отечественной историографии сражениях, как битвы за Демянск и Великие Луки. Эти «котлы» смогли так долго продержаться (соответственно 95 и 49 дней) только благодаря снабжению по воздуху. Но в описании борьбы за Великие Луки есть и некоторые неточности.

Авторы книги полагают, что для немцев удержание Великих Лук имело не столько стратегическое, сколько моральное значение, поскольку из-за обстрела советской артиллерией в качестве железнодорожного узла город все равно нельзя было использовать. Но можно предположить, что немцы не хотели, чтобы советская сторона могла использовать его после освобождения в качестве центра коммуникаций, так что определенный стратегический смысл в удержании Великих Лук все-таки был.

Военные тайны Второй мировой

В книге содержится утверждение, будто окруженный здесь противник получил «250 эстонцев из 8-го Эстонского корпуса, перешедших на его сторону 28 декабря… Если это не пропагандистская «утка», то «горячие эстонские парни» выбрали не лучшее время и место для перехода к новым «боевым камрадам». Среди вырвавшихся из кольца эстонцев не было. Вряд ли красноармейцы стали церемониться с попавшими к ним в руки перебежчиками».

Это никоим образом не геббельсовская «утка». Донесение о переходе к немцам 250 бойцов 249-й эстонской дивизии 28 декабря 1942 года составил Аугуст Пуста, комиссар 8-го Эстонского стрелкового корпуса, но эти 250 «горячих эстонских парней» бежали не в «котел», а к немецкой деблокирующей группировке, и судьба их была вполне благополучна.

Это не значит, что в «котел» эстонцы не бежали. По информации одного из руководителей прогерманской Эстонской полиции безопасности Эдуарда Раига, всего во время сражения за Великие Луки к немцам перешли или были взяты в плен 1887 эстонцев, в том числе 1204 человека – на внешнем фронте окружения и 683 человека – непосредственно в «котел». 1204 пленных были эвакуированы в тыл и освобождены 6 мая 1943 года с предоставлением месячного отпуска и обязательством служить в германской армии, которое, правда, подавляющее большинство не выполнило.

Судьба эстонцев, оказавшихся в «котле», была не столь завидна, но и не столь трагична, как полагают Заблотский и Ларинцев. Одному из перебежчиков – Иоанну Саарнииту посчастливилось перебежать к немцам дважды. Второй раз – в мае 1943 года под Смоленском. Он рассказал, что для немцев в Великих Луках они не были желанным подарком. Саарниит утверждал в мемуарах, что перебежчиков в Великих Луках было около 900, а когда они вновь попали в руки советских солдат, половину отправили в штрафные роты. Однако судя по документам, дезертиров было лишь 683 человека, а расстреляли из них, по данным особого отдела 8-го Эстонского корпуса, не более 54 человек. При этом в штрафные роты официально направлены всего 29 человек, но еще 147 человек были приговорены к пяти – десяти годам лагерей, что в условиях войны означало те же штрафные роты. Можно предположить, что остальные пленные и перебежчики, освобожденные в Великих Луках, были зачислены обратно в свои части.

Данные же о потерях Эстонского корпуса в ходе боев под Великими Луками весьма показательны. Согласно донесению командира 8-го Эстонского корпуса генерал-майора Лембита Пэрна от 20 января 1943 года, потери с 9 декабря 1942-го до 19 января 1943-го составили 2351 убитыми и 9560 ранеными, а всего 11 911 человек (о пропавших без вести генерал предпочел умолчать). А вот по донесению начальника Особого отдела корпуса Йоханнеса Типнера, потери корпуса в сражении за Великие Луки составили 3255 убитыми, 9721 ранеными и 3365 пленными, дезертирами и пропавшими без вести, а всего 16 253 человека. Если официальные потери советских войск в Великолукской операции, основанные на генеральских донесениях, отличаются от реальных в той же пропорции, как и у эстонского корпуса (по общим потерям – в 1,4 раза, а по безвозвратным – в 2,8 раза), то истинные потери Красной армии в сражении за Великие Луки можно оценить в 145,6 тысячи, в том числе 88,7 тысячи безвозвратно.

Оценка Заблотским и Ларинцевым потерь немцев в борьбе за Великие Луки в 25–30 тысяч человек, в том числе около 10 тысяч убитыми, пропавшими без вести и пленными, кажется близкой к действительности по части безвозвратных потерь, но является завышенной в полтора-два раза по числу раненых. Соотношение по общим потерям оказывается 7,7:1, а по безвозвратным – 8,9:1.

Описывая Сталинградский «мост», авторы книги вполне резонно полагают, что вплоть до неудачи прорыва к окруженным деблокирующей группировки Гота накануне Рождества 1942 года снабжение армии по воздуху должно было лишь поддержать жизнедеятельность армии Паулюса в условиях относительно спокойной обстановки на фронте. На то, чтобы обеспечить ведение 6-й армией полноценных боев в условиях полномасштабного советского наступления с целью ликвидации «котла», «воздушный мост» изначально не был рассчитан. Командование 4-го воздушного флота и 8-го авиакорпуса, занимавшихся снабжением моста, изначально считало задачу невыполнимой, равно как и не рассчитывало на быструю деблокаду. Главным минусом для немцев было то, что 6-я армия оставалась окруженной в Сталинграде сравнительно небольшими силами, в то время как ее дивизии были остро нужны на Дону, где рушился фронт, занимаемый германскими союзниками.

Опубликовано в выпуске № 9 (527) за 12 марта 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Андрей
Андрей
14 марта 2014
очередной "оценщик" легким движением пальца генерирующий тысячи (сотни тысяч) убитых, раненых и дезертиров на основании расчесывания пятки на левой ноге. Не исключено что и анализ действия авиации дан на том же уровне "аналитики"
Аватар пользователя Юрбан
Юрбан
05 мая 2014
А. Н. Заблотский, Р. И. Ларинцев нормальные хлопцы. обладают.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
14 марта 2014
очередной "оценщик" легким движением пальца генерирующий тысячи (сотни тысяч) убитых, раненых и дезертиров на основании расчесывания пятки на левой ноге. Не исключено что и анализ действия авиации дан на том же уровне "аналитики"
Аватар пользователя Юрбан
Юрбан
05 мая 2014
А. Н. Заблотский, Р. И. Ларинцев нормальные хлопцы. обладают.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц