Версия для печати

О военной подготовке местных органов власти

Оборона страны – дело не только главы государства и военных
Кочергин Геннадий

Автор предлагаемого вниманию читателей газеты «ВПК» материала полагает, что одним из важнейших вопросов в укреплении обороноспособности государства является привлечение руководителей регионов, глав муниципальных образований, сельских поселений и мэров городов к проводимым в соответствии с планами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ мероприятиям оперативной и мобилизационной подготовки для совместной работы в решении вопросов организации взаимодействия обороны и защиты государства.

Автор предлагаемого вниманию читателей газеты «ВПК» материала полагает, что одним из важнейших вопросов в укреплении обороноспособности государства является привлечение руководителей регионов, глав муниципальных образований, сельских поселений и мэров городов к проводимым в соответствии с планами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ мероприятиям оперативной и мобилизационной подготовки для совместной работы в решении вопросов организации взаимодействия обороны и защиты государства.

На мой взгляд, в целях всесторонней подготовки руководителей регионов, глав муниципальных образований, сельских поселений и мэров городов для решения мобилизационных вопросов и планирования соответствующих операций по защите государства, для отработки взаимодействия органов власти и военных органов управления по организации отпора агрессии извне или ликвидации бандформирований, а также последствий стихийных бедствий на территории страны необходимо участие указанных должностных лиц в стратегических командно-штабных учениях (СКШУ).

На каждое учение необходимо создавать группу для разработки доклада с оценочными показателями всех участвующих

Руководители всех масштабов и сотрудники любой администрации сегодня должны не только обладать социально-политическими и экономическими знаниями по вопросам хозяйственной и иной деятельности, но и иметь определенные административно-штабные и управленческие навыки в военном деле. Они обязаны свободно владеть определенной методикой определения замысла и выработки решения по выполнению различных задач, в том числе и по защите и обороне государства, которые необходимо отработать до автоматизма.

Если руководитель слабо владеет современной методикой при выработке решения и планировании выполнения задач, работ в ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий на предприятиях атомной, химической и биологической промышленности, особенно с применением силовых структур, а также проявляет пассивность, слабость и трусость в управлении людьми, то это может привести к паническим настроениям и бегству населения с мест проживания, а в целом к плачевным и ошибочным просчетам, за которые приходится тяжело и горько расплачиваться государству, а народу страдать и нести тяжкое бремя этих бездарно принятых или непринятых решений руководителем любого масштаба и ранга.

Крайне необходимы проводимые сейчас внезапные комплексные мероприятия по подъему войск военных округов с совершением длительных маршей и выводом их в районы сосредоточения в соответствии с планами, цель которых – проверка боевой готовности и боеспособности с практической отработкой боевых стрельб и пусков ракет, вождения боевой техники с выполнением упражнений.

Основной целью подобных масштабных учений является проверка способности командующих, командиров и их штабов грамотно оценивать обстановку, делать выводы и формулировать свои предложения, принимать верные решения в любой сложившейся ситуации, а для войск в целом – проверка боеспособности и профессионализма по владению оружием и боевой техникой, а также стойкость и выживание в различных условиях.

Проводимые сейчас мероприятия могут только радовать и вызывать гордость за возрождение союзников государства – армии и флота, за укрепление и повышение боевой мощи Вооруженных Сил РФ.

Молодежь не имеет управленческого опыта

Вместе с тем анализ работы на посту в должности депутата – заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения первого созыва в Волгоградской области проясняет многие проблемы и упущения в управленческой деятельности наших выборных руководителей регионов и особенно глав муниципальных районов, сельских поселений и мэров городов.

Указанные высшие должностные лица далеки в своей работе от вопросов защиты и обороны нашего государства: проведения практической мобилизации, развертывания пунктов приема личного состава, техники (ППЛС, ППТ) и поставки мобилизационных ресурсов; формирования различных команд, госпиталей, частей и их вывода в районы сбора и сосредоточения; подвоза и подгонки противогазов для населения; организации службы по поддержанию порядка среди населения; подготовки и оперативного оборудования своих территорий.

О военной подготовке местных органов власти
Фото: Леонид Якутин

В то же время они считают, что защита и оборона государства – это дело только главы государства и военных, но вовсе не их обязанность.

Необходимо срочно менять подходы и стереотипы мышления государственных и муниципальных служащих по отношению к этому важнейшему вопросу жизнедеятельности государства.

Полагаю, было бы целесообразно на всех проводимых совещаниях постоянно напоминать главам регионов, муниципальных образований, сельских поселений и городов, что защита Отечества, государства – священный долг и обязанность каждого гражданина РФ и тем более руководителя – высшего должностного лица вышеуказанных территорий.

Сегодня на выборные должности приходят молодые люди и женщины, многие из которых даже не служили в рядах Вооруженных Сил, не прошли армейскую школу закалки и подготовки к жизни, никогда и никем не управляли и совершенно не обладают методикой работы главы (руководителя) администрации, когда необходимо быстрое принятие решения по любому вопросу. Более того, пришедшая во власть молодежь не умеет формулировать и отдавать четко указания, распоряжения, а также осуществлять систематический контроль исполнения поставленных задач, распоряжений и постановлений, а сотрудники администраций муниципальных образований не знают основы муниципальной службы. Только поэтому отсутствует настоящая профессиональная штабная работа в органах местного самоуправления.

К сожалению, сейчас ни один вуз России не готовит будущих управленцев, руководителей высших должностных лиц регионов, глав муниципальных образований, сельских поселений и мэров городов с учетом указанных проблем.

Сегодня варится в собственном соку пришедшая во власть на выборные должности молодежь без управленческого опыта, а также не знающая азов науки управления. Поэтому работа видна только на бумаге и на словах, а реальных дел на подведомственных территориях зачастую нет.

Молодые управленцы на высших должностях думают, что управлять людьми на местах – это означает находиться в рабочем кабинете и порой только мечтать: «Дорога с твердым покрытием между пунктом А и Б, появись», или «Ямы и канавы на дорогах поселения, уберитесь», или «Внутренний порядок в поселении, наведись», или «Детский и спортивный городок, волейбольное и футбольное поля и корты в поселении, появитесь» и так далее. Так и живет сегодня народ с подобными управленцами.

Управлять – значит не только отдавать указания и распоряжения по телефону, хотя и это надо уметь делать уверенно и умело, без крика, брани и паники. Но, кроме того, руководитель должен четко ставить задачи своим подчиненным, а также при необходимости и другим лицам. В случае чрезвычайных ситуаций руководители обязаны своим присутствием лично влиять на обстановку и принимать решения на месте, отдавать указания и распоряжения по оказанию помощи пострадавшим при ликвидации последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий на вверенных им территориях.

Пришедшее во власть молодое поколение зачастую не знает своих прямых должностных обязанностей и занимается, как правило, второстепенными делами, но только не главнейшими, от которых зависит безопасность страны, граждан и их комфортное проживание на территории.

За свой четырехлетний стаж в должности депутата – заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения мной ни разу не было замечено, чтобы глава поселения сидел и ломал голову над изучением какого-нибудь плана, особенно мобилизационного, а ведь их только основных в администрации насчитывается около десяти. Более того, прием и сдача дел главами муниципальных образований и сельских поселений не проводятся в соответствии с законами и правилами. Это что же получается? Пришел – ушел, а от деятельности такого руководителя не осталось никакой документации. Вот такие дела происходят подчас в органах местного самоуправления. Одним словом, наши управленцы на местах не обладают даже минимальными знаниями для административной работы.

Ни один глава муниципальных образований и даже региона ни в период вступления в должность, ни во время дальнейшей работы не проводит на вверенных ему территориях проверок боевой готовности и практических действий всех служб, в том числе и внезапных, от которых зависят жизнь людей и их безопасность в целом.

Прибывающие из области руководители для проведения так называемых учений-посиделок в аудитории районной администрации заслушивают монотонные, заранее отпечатанные доклады глав поселений или их заместителей без практической отработки вопросов мобилизационных планов, без организации дежурства и решения вводных. А посему, когда мне однажды пришлось случайно зайти по долгу службы в аудиторию таких «учений» в обеденный перерыв, я был весьма удивлен: на столах брошены все документы, рабочие тетради, плакаты и, конечно, ни одного ответственного лица или дежурного. Одним словом, наблюдаются расхлябанность и безответственность в работе с документами не только на «учениях», но и в самих администрациях.

Более того, в них отсутствует профессиональная и физическая подготовка сотрудников наподобие той, которую имеют военные. Администрация в регионах, муниципальных образованиях, сельских и городских поселениях является основным органом управления в повседневной деятельности. В мирное и военное время именно она должна отвечать за своевременную организацию всех работ, обеспечение нормального функционирования всех систем жизнеобеспечения поселения, за мобилизационную готовность и поставку мобилизационных ресурсов, дисциплину и правопорядок, морально-психологическое состояние населения, санитарно-эпидемиологический контроль за состоянием территории, а также за контроль окружающей среды, водоемов, природных источников воды (родников, колодцев), непрерывное управление всеми силами и средствами, задействованными в этом процессе на селе или в городе в любых условиях.

Учения для местных руководителей

В этой связи, на мой взгляд, целесообразно провести со всеми военными округами поочередно стратегические командно-штабные учения без вывода боевой техники за исключением командно-штабных машин со средствами связи и управления (и по одной дивизии) в течение ближайших двух-трех лет продолжительностью семь-восемь суток каждые, с привлечением на них руководителей регионов, глав муниципальных образований, сельских поселений, мэров городов и их штабов из числа сотрудников администраций.

По моему мнению, необходимо выводить участников учений в установленные районы на защищенные пункты управления вблизи пунктов управления военных округов с отработкой всех вопросов отмобилизования соединений, частей и подразделений и приведения в полную боевую готовность, а также управления всеми структурами и объектами хозяйствования, организациями, учреждениями, предприятиями всех форм собственности и правоохранительными органами при объявлении чрезвычайного положения и в период проведения мобилизации, поставки ресурсов на пункт приема личного состава и пункт приема техники и поддержания правопорядка среди населения с организацией патрульной и комендантской службы, с обязательным заслушиванием всех должностных лиц, участвующих в учениях на каждом этапе их проведения руководителем учения.

В ходе проводимых СКШУ следует изучить и выработать методику работы руководителей регионов, глав муниципальных образований и сельских поселений, мэров городов, их взаимодействия со штабами военных округов при отмобилизовании и формировании частей, подразделений и команд и решении боевых и внезапно возникающих задач на территориях регионов, муниципальных образований, а также задач по вводным. То же самое необходимо для освоения методики действий при создании партизанских отрядов, отрядов специального назначения, подвозе и подгонке противогазов населению и его эвакуации, организации отрядов ополчения для борьбы с бандформированиями, проведении инженерных работ и поддержании порядка среди населения, организации широкой разведывательной сети и агентуры среди местного населения, организации и создании похоронных команд и решении других вопросов организации материально-технического, тылового, медицинского, финансового, социально-правового и торгово-бытового обеспечения.

Одновременно требуется изучить слабые и положительные стороны работы представителей местного самоуправления, недостатки и пробелы профессиональной подготовки, а также обобщить наработанный материал специально создаваемой для каждого учения рабочей группой из офицеров Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, преподавателей Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и Академии государственной службы при президенте РФ. Впоследствии следует выработать порядок работы руководителей регионов, глав муниципальных образований и сельских, городских поселений и их администраций для принятия решения в любой сложившейся обстановке.

На каждое учение необходимо создавать группу для разработки доклада с оценочными показателями всех участвующих. Материалы по итогам проведения учений и предложения из военных округов по основам методики выработки решений по выполнению задач и работы руководителей регионов, глав муниципальных образований, а также сельских и городских поселений и администраций как штабов представлять не позднее 15 суток после завершения учений в Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

По окончании проведенных со всеми военными округами СКШУ рабочая группа под руководством одного из заместителей начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ возвращается в Генеральный штаб и разрабатывает методическое пособие с приложением образцов всех документов, касающихся управления организациями, учреждениями, предприятиями, хозяйствующими объектами на территории регионов, муниципальных образований и сельских, городских поселений. Это пособие направляется в помощь для практической работы руководителям как высшим должностным лицам вышеуказанных территорий, их администрациям и всем государственным и муниципальным служащим при объявлении мобилизации, чрезвычайного положения в стране, в отдельных регионах или муниципальных районах.

Представляется целесообразным в целях оперативности и надежности управления, а также для повышения эффективности и экономической целесообразности продолжить реформирование муниципальных районов для их объединения и укрупнения. По моему мнению, главам муниципальных районов следует с 2015 года предоставить право депутатам районной думы осуществлять подбор и расстановку кадров и утверждение кандидатов на должность главы поселения. Необходимо предусмотреть запрет на выдвижение во все структуры лиц, имеющих родственные связи с главой муниципального района и главами сельских поселений, участковыми уполномоченными, а также имеющих судимость и не получивших высшего образования.

И в заключение. На мой взгляд, необходимо разработать и принять проект федерального закона о приравнивании военной службы к государственной, в котором предусмотреть изменение пенсий военнослужащим при их увольнении, а также поручить министру обороны РФ разработку нового проекта федерального закона о пенсиях военнослужащим как государственным служащим в соответствии с законом.

Геннадий Кочергин,
полковник, член Комитета по защите ветеранов военной службы, депутат сельского поселения

Опубликовано в выпуске № 12 (530) за 2 апреля 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
31 марта 2014
Ну ты полковник загнул! Кто ж им дат право самостоятельно принимать решения! У нас же вертикаль ... власти.
Аватар пользователя Совок
Совок
01 апреля 2014
Болтанул автор про число мобпланов в администрации сельсовета - быть беде...
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
01 апреля 2014
Привлекать региональные власти и ОМС к учениям необходимо, в прошлом году это уже началось с Нижегородской области. Однако автор похоже далек от реалий. Например, это самый настоящий прожект: //Они обязаны свободно владеть определенной методикой определения замысла и выработки решения по выполнению различных задач, в том числе и по защите и обороне государства, которые необходимо отработать до автоматизма//. Нет таких обязанностей у руководителей всех уровней и сотрудников администраций. Кроме того, даже военный человек, проучившийся в училище и академии, дослуживший до высокого звания, не всегда способен на такое и частенько пользуется "точниками". Главы администраций ежедневно и еженедельно принимают массу различных решений, даже больше, чем военный человек, а их собираются учить методике. Несерьезно это. Может их еще строем водить на службу или физзарядку проводить организованно? Вот научить их тому, что они должны конкретно делать при переводе на условия военного времени действительно надо. Для этого в регионах есть система подготовки.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
31 марта 2014
Ну ты полковник загнул! Кто ж им дат право самостоятельно принимать решения! У нас же вертикаль ... власти.
Аватар пользователя Совок
Совок
01 апреля 2014
Болтанул автор про число мобпланов в администрации сельсовета - быть беде...
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
01 апреля 2014
Привлекать региональные власти и ОМС к учениям необходимо, в прошлом году это уже началось с Нижегородской области. Однако автор похоже далек от реалий. Например, это самый настоящий прожект: //Они обязаны свободно владеть определенной методикой определения замысла и выработки решения по выполнению различных задач, в том числе и по защите и обороне государства, которые необходимо отработать до автоматизма//. Нет таких обязанностей у руководителей всех уровней и сотрудников администраций. Кроме того, даже военный человек, проучившийся в училище и академии, дослуживший до высокого звания, не всегда способен на такое и частенько пользуется "точниками". Главы администраций ежедневно и еженедельно принимают массу различных решений, даже больше, чем военный человек, а их собираются учить методике. Несерьезно это. Может их еще строем водить на службу или физзарядку проводить организованно? Вот научить их тому, что они должны конкретно делать при переводе на условия военного времени действительно надо. Для этого в регионах есть система подготовки.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц