Версия для печати

Оружие сродни ядерному

Цыгичко Виталий
Конец XX и начало XXI веков ознаменовались очередным этапом научно-технической революции - внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитием глобальной компьютерной сети - Интернета. Информационные и сетевые телекоммуникационные технологии, быстрое распространение локальных и глобальных сетей обеспечивают новое качество информационного обмена, формируют новое мировое информационное пространство и оказывают мощное воздействие на все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру, международные отношения, сферу национальной и международной безопасности.

В информационной войне США при минимальных затратах могут нанести ущерб, сопоставимый с применением оружия массового поражения.
Фото МО США


ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ И ПРОБЛЕМА УСТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Конец XX и начало XXI веков ознаменовались очередным этапом научно-технической революции - внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитием глобальной компьютерной сети - Интернета. Информационные и сетевые телекоммуникационные технологии, быстрое распространение локальных и глобальных сетей обеспечивают новое качество информационного обмена, формируют новое мировое информационное пространство и оказывают мощное воздействие на все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру, международные отношения, сферу национальной и международной безопасности.
{{direct_hor}}
Изменение мирового информационного пространства выступает как глобальный фактор развития и определяет основные направления общественного прогресса. К наиболее важным из них относятся: ускорение научного, научно-технического, экономического, социального, культурного развития за счет увеличения объема и скорости информационного обмена вне зависимости от расстояния, резкого возрастания возможностей распространения новых идей и знаний, научных и технологических достижений; создание базы для разработки и внедрения новой научной и философской парадигмы XXI столетия, основанной на понимании единства многообразия мира и осознании общих глобальных проблем человечества; усиление мировых интеграционных тенденций, особенно в экономической, политической, информационной, научно-технической, образовательной, культурной и других сферах; появление условий для определения новых форм и методов обеспечения глобальной, региональной и национальной безопасности, их практического использования; прогресс в области политического, экономического, производственного и военного управления и международных отношений.

"ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ"

Вместе с тем развитие процесса информатизации мирового сообщества влечет за собой и целый комплекс негативных геополитических последствий. Прежде всего, это ускорение поляризации мира, увеличение разрыва между богатыми и бедными, технологически отсталыми и передовыми странами во всех областях, возрастание числа стран-маргиналов, находящихся на обочине развития цивилизации, что является главным источником нестабильности, сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе и глобального характера. Еще более мощным становится военный потенциал передовых в научно-техническом отношении стран, что ведет к изменению глобального и региональных балансов сил, усилению напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, появлению новых рубежей противостояния и возникновению военных конфликтов. Создаются условия для информационной, политической, экономической, культурной и военной экспансии со стороны развитых стран. Таким образом, информационная революция не только ускоряет прогресс цивилизации, но и плодит новые угрозы национальной, региональной и глобальной безопасности.

Крайнюю тревогу вызывают изменения, происходящие под воздействием новых информационных технологий в военной сфере. События последних лет ясно говорят о том, что военная мощь остается основным и наиболее весомым аргументом в мировой и региональной политике. Более того, значение военной силы в международных делах продолжает расти. После холодной войны мир вступил в полосу региональных вооруженных конфликтов и политической нестабильности, число крупномасштабных военных акций глобального, регионального и национального характера резко увеличилось. Не удается прекратить распространение ядерного оружия.

В этих условиях признанный лидер западного мира - США - и их союзники намерены бороться с вызовами безопасности и защищать свои национальные и групповые интересы с помощью установления и поддержания "нового мирового порядка", основанного главным образом на угрозе применения или прямом использовании военной силы. Данная стратегическая линия реализуется, прежде всего, путем наращивания военной мощи за счет реорганизации вооруженных сил в соответствии с изменившимися задачами и их переоснащения новым поколением вооружения и военной техники, в которых широко используются новые информационные технологии. Операция "Буря в пустыне", события в Югославии и последняя война в Ираке - наглядные примеры практической реализации этой стратегии.

Широкое внедрение новых информационных технологий значительно увеличивает боевые возможности традиционных видов вооружения и военной техники.

Под воздействием информационных технологий качественно изменяются возможности разведки и связи, во много раз возрастают скорости обработки больших массивов информации и принятия решений, что позволяет перейти к принципиально новым методам управления войсками и оружием на всех уровнях - от стратегического до тактического.

Новые информационные технологии обеспечили резкий качественный скачок в повышении эффективности средств радиоэлектронной борьбы и создание принципиально нового вида вооружений - информационного оружия, предназначенного для поражения военной и гражданской информационной инфраструктуры вероятного противника путем проникновения в его компьютерные сети. Таким образом, информационно-технологическая революция в военном деле изменяет саму традиционную парадигму вооруженной борьбы. Появление информационного оружия внесло принципиальные коррективы в схему эскалации военного конфликта. По мнению американских экспертов, даже выборочное применение информационного оружия по объектам военной и гражданской информационной инфраструктуры должно завершить противоборство на его ранней стадии, т. е. до начала активных боевых действий войск сторон, так как эскалация информационного нападения ведет к катастрофе. Обладание информационным оружием, так же как и ядерным, обеспечивает подавляющее военное преимущество над странами, его не имеющими. И если не сегодня, то уже в ближайшем будущем информационно-политические параметры противостояния держав будут доминировать над ядерными.

НОВЫЙ ВИД ОМП

По последствиям широкомасштабного военного применения информационное оружие можно с полным основанием отнести к новому виду оружия массового поражения со всеми вытекающими из этого факта реалиями и проблемами. Прежде всего, следует отметить уязвимость всех стран, в особенности высоко развитых, от его действия. Подобно ядерному, информационное оружие равно может служить и фактором политического давления, и фактором сдерживания.

Сегодня очевидно, что информационная война - это не виртуальная реальность компьютерных игр, а вполне осязаемый инструмент достижения победы в военном или политическом конфликте. Нет сомнения, что в современных условиях информационное оружие становится важнейшей частью военного потенциала государства и многие страны, прежде всего США и Китай, последовательно и активно готовятся к ведению информационных войн.

Важными особенностями информационного оружия являются его относительная дешевизна и доступность, возможность скрытой разработки, накапливания и внедрения, экстерриториальность и анонимность воздействия. Все это делает чрезвычайно опасным бесконтрольное распространение и особенно попадание в руки агрессивных режимов нового вида ОМП.

Появление информационного оружия ставит информационную безопасность в один ряд с такими проблемами, как распространение ядерного, химического и бактериологического оружия, международный терроризм, наркомания и др. Поскольку все эти проблемы объединяют глобальный характер и невозможность решения в рамках одной или нескольких стран.

ПРАВОВАЯ БРЕШЬ

Информационные войны, информационный терроризм и информационный криминал стали реальностью нашего времени. Сегодня международное сообщество осознало, в том числе благодаря российским инициативам в ООН, угрозу национальной и глобальной информационной безопасности и готово к практическим шагам по ее нейтрализации. Во многих странах предпринимаются порой весьма жесткие меры в этой сфере, но они оказываются малоэффективными, прежде всего вследствие трансграничного характера новых угроз и анонимности нарушителей. Никто не может чувствовать себя надежно защищенным, в одиночку сражаясь с информационными угрозами. Только создание международного режима обеспечения информационной безопасности и совместные действия его участников могут предотвратить распространение информационного оружия и опасность информационной войны, информационного терроризма и криминала.

Вместе с тем практические шаги по созданию международного правового режима в сфере информационной безопасности сталкиваются с весьма специфическими проблемами, не позволяющими в полной мере использовать предшествующий опыт, связанный с запрещением и нераспространением оружия массового поражения. Эти проблемы порождены коренными свойствами информационного оружия и особенностями его применения.

Началу переговорного процесса по практическим мерам обеспечения международной информационной безопасности препятствуют, главным образом, неясность и неоднозначность предмета и объекта переговоров. Предмет переговоров - обеспечение информационной безопасности, объекты переговоров - информационное оружие, информационная война, информационный терроризм, информационный криминал и др. в разных странах трактуются по-разному. Поэтому выработка единого, приемлемого для всех понятийного аппарата есть первый и чрезвычайно важный шаг на пути установления международного режима информационной безопасности.

Главной проблемой построения понятийного аппарата информационной безопасности являются определение понятия "информационное оружие" и выработка принципов его идентификации. Какие средства вооруженной борьбы считать информационным оружием? Каковы отличительные признаки информационного оружия? Какие разумные основания могут быть положены в основу определения и классификации информационного оружия? На эти вопросы пока нет удовлетворительных ответов, позволяющих выработать единую терминологическую базу для ведения конструктивных переговоров.

Сегодня можно выделить два основных подхода к определению понятия "информационное оружие".

Первый - в качестве основного признака информационного оружия выдвигает способность того или иного поражающего средства воздействовать на военную и гражданскую информационную инфраструктуру (линии и средства связи, банки и базы данных, автоматизированные информационные системы и системы управления, электронные СМИ и т. п.). Коренной недостаток этого подхода заключается в том, что, следуя его логике, любые виды оружия, в том числе традиционные средства поражения, можно отнести к информационному оружию, если они способны поражать элементы информационной инфраструктуры. Ведь, в конечном счете, не имеет значения, чем выведена из строя система управления городским хозяйством - оружием на основе программного кода, мощным электронным импульсом или прямым попаданием обычной авиационной бомбы.

Второй подход предлагает отнести к информационному оружию все средства поражения и системы оружия, в которых используются информационно-коммуникационные технологии. Но это характерно практически для всех современных систем ВВТ, и по данному признаку провести четкое выделение именно информационного оружия из всей массы вооружений не представляется возможным.

Делались попытки сочетать оба подхода. Например, предлагалось считать информационным оружием те средства поражения информационной инфраструктуры, в которых используются ИКТ. Однако и такие комбинированные варианты не снимают неопределенности.

В соответствии с упомянутыми подходами безоговорочно к информационному оружию могут быть отнесены только программные средства, предназначенные исключительно для поражения информационной инфраструктуры (различные вирусы, закладки и т. п.). Все остальные современные средства вооруженной борьбы, в которых используются ИКТ, являются многоцелевыми, т. е. они предназначены не только для поражения информационной инфраструктуры, но и для выполнения других боевых задач. Кроме того, эти средства отличаются от оружия прошлого поколения тем, что обладают большой избирательностью и точностью действия, следовательно, в определенном смысле, относятся к "гуманному" оружию и не входят в категорию средств массового поражения.

Страны, имеющие современные системы оружия, средства разведки, связи, навигации и управления, основанные на широком использовании ИКТ, обладают решающим военным преимуществом и, естественно, никогда не пойдут ни на какие соглашения, его ограничивающие. Яркий пример тому - позиция США, которые наотрез отказываются от переговоров по тематике, связанной с информационным оружием и препятствуют обсуждению данного вопроса в Комитете ООН по разоружению. Они готовы рассматривать только вопросы информационного терроризма и информационного криминала.

КАКОВ ВЫХОД?

В сложившейся ситуации найти какие-либо критерии идентификации информационного оружия (кроме программных средств), взаимоприемлемые для всех участников переговорного процесса по проблемам информационной безопасности, возможно только в том случае, если ставить вопрос не о запрещении многоцелевых систем вооружений, а об ограничении их применения по объектам гражданской информационной инфраструктуры.

В связи с этим естественно надо спросить, а возможна ли на международном уровне сама постановка вопроса о запрещении или ограничении производства, распространения и применения информационного оружия?

Также из вышесказанного следует, что переговоры о запрещении разработки, применения и распространения информационного оружия могут касаться главным образом одноцелевого оружия, предназначенного только для воздействия на элементы информационной инфраструктуры, например, оружия, основанного на программных кодах, т. е. различного рода вирусов и средств их доставки. Однако универсальность, скрытность, внезапность применения, обезличенность, возможность широкого трансграничного использования, экономичность и высокая эффективность воздействия делают такое оружие не только чрезвычайно опасным средством поражения информационной инфраструктуры, но и затрудняют создание системы международного контроля над ним. Ситуация усугубляется тем, что подавляющее большинство современных ИКТ, которые могут быть применены в военных, террористических и криминальных целях, разрабатываются в гражданской сфере и контроль за их созданием и распространением чрезвычайно затруднен.

Вместе с тем угроза задействования этого оружия реальна для всех, и особенно для развитых стран, сложная информационная инфраструктура которых определяет всю их жизнь. Сложилась ситуация, когда только совместные усилия международного сообщества по обеспечению безопасности национальных информационных инфраструктур могут снизить угрозу применения информационного оружия. Сегодня практически все члены ООН признают необходимость определить и согласовать на международном уровне перечень ключевых информационных систем (как государственных, так и негосударственных), функционирование которых является критически важным для обеспечения жизнедеятельности и национальной безопасности страны. Выделение такого класса информационных систем позволит определить по отношению к ним повышенные меры защиты, включая правомочность принятия ответных мер в случае проведения против них информационных операций. Это также даст возможность создать механизмы экстренного международного реагирования на угрозы в информационной сфере, учитывающие степень их воздействия на национальную безопасность различных стран.

В сложившихся условиях реальным шагом, призванным объединить усилия государств в деле обеспечения международной информационной безопасности, представляется разработка и принятие международным сообществом конвенции, предусматривающей
- отказ всех участников от ведения информационных войн, разработки и применения ИО, предназначенного для поражения информационной инфраструктуры, в том числе оружия, основанного на программных кодах;
- гармонизацию национальных законодательств по вопросам противодействия угрозам ИБ;
- разработку правовых, организационных, экономических, военных, технологических и других международных мер противодействия угрозам информационной войны, информационного терроризма и криминала и механизмов разрешения конфликтных ситуаций в сфере информационной безопасности;
- создание механизмов взаимодействия участников конвенции по совместному противодействию угрозам информационной безопасности, включающих обмен на постоянной основе результатами анализа сложившейся ситуации и информацией о потенциальных противниках и чрезвычайных происшествиях, связанных с работоспособностью информационных инфраструктур, с целью выработки адекватных мер противодействия потенциальным угрозам;
- определение перечня критически важных объектов национальной информационной инфраструктуры, поражение которых может привести к широкомасштабным техногенным катастрофам и большим человеческим жертвам;
- защиту критически важных объектов информационной инфраструктуры международным правом, когда нападение на них будет считаться преступлением против человечества;
- разработку системы международного контроля за выполнением конвенции и системы мониторинга информационной безопасности;
- меры ответственности нарушителей конвенции.


Для того чтобы избежать использования положений конвенции в интересах одной или группы стран целесообразно принять декларацию, предусматривающую принятие государствами обязательств воздерживаться от
- действий, ведущих к доминированию и контролю в информационном пространстве;
- противодействия доступу к новейшим информационным технологиям, создания условий технологической зависимости в сфере информатизации в ущерб другим государствам.


Принятие подобной декларации позволит снять сомнения развивающихся стран по поводу недискриминационного характера конвенции.

Для разработки и принятия конвенции обеспечения международной информационной безопасности необходимо сформировать в рамках ООН международную группу экспертов, на которую было бы возложено решение следующих задач:
- научная разработка согласованного понятийного аппарата сферы информационной безопасности, в том числе таких фундаментальных понятий, как "информационная война", "информационный терроризм", "информационный криминал", "информационное оружие" и др.;
- анализ, составление перечня и классификация угроз информационной безопасности и способов их реализации;
- разработка принципов классификации и признаков идентификации информационного оружия;
- разработка перечня критически важных объектов информационной инфраструктуры и описания возможных последствий нарушения их нормального функционирования;
- анализ и рекомендуемый перечень возможных мер противодействия угрозам информационной безопасности;
- основные принципы создания и функционирования международной системы обеспечения информационной безопасности;
- перечень добровольных обязательств участников конвенции и возможных мер применяемых к нарушителям конвенции.


Результатом первого этапа работы международной группы экспертов может быть согласованная концепция обеспечения международной информационной безопасности, которая определит дальнейшие направления усилий группы и послужит основой для подготовки основных положений конвенции по информационной безопасности.

Концепция обеспечения международной информационной безопасности должна включать:
- общий взгляд на проблему информационной безопасности;
- единый терминологический и понятийный аппарат, разработанный экспертами;
- оценку текущей ситуации в сфере информационной безопасности;
- оценку существующих и потенциальных угроз информационной безопасности;
- цели и задачи международного сообщества по обеспечению информационной безопасности;
- описание проблем, связанных с формированием международного правового режима контроля в сфере информационной безопасности;
- меры противодействия угрозам информационной безопасности;
- возможные механизмы взаимодействия государств по обеспечению информационной безопасности;
- рекомендации по принципам разработки и основным положениям конвенции международной информационной безопасности.


Разработка концепции обеспечения информационной безопасности могла бы стать важным практическим шагом на пути создания международного правового режима, регулирующего сферу создания, распространения и применения информационного оружия, препятствующего возникновению информационных войн и обеспечивающего эффективное противодействие информационному терроризму и информационному криминалу.

Виталий ЦЫГИЧКО
академик РАЕН, доктор технических наук, профессор

Опубликовано в выпуске № 42 (59) за 3 ноября 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц