Версия для печати

"Леопарду" служить еще долго

Филиппов Петр
Ровно 90 лет тому назад, в сентябре 1916 г., впервые на поле боя массово была использована бронетехника: 32 английских танка участвовали в сражении против германских войск на р. Сомме. Поэтому вполне закономерен вопрос, насколько далеко шагнула за эти годы бронетехника стран Западной Европы. Конечно, сравнивать нет смысла. Но обратим внимание на некие тенденции развития, которые преобладают в настоящее время.


ДЛЯ МНОГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ БОЕВЫХ ТАНКОВ


Ровно 90 лет тому назад, в сентябре 1916 г., впервые на поле боя массово была использована бронетехника: 32 английских танка участвовали в сражении против германских войск на р. Сомме. Поэтому вполне закономерен вопрос, насколько далеко шагнула за эти годы бронетехника стран Западной Европы. Конечно, сравнивать нет смысла. Но обратим внимание на некие тенденции развития, которые преобладают в настоящее время.
{{direct_hor}}

Швеция также усовершенствовала танк Leopard.
Фото из справочника Jane's ''Танки и боевые машины''
Страны Западной Европы в своих армиях имеют легкие, средние и тяжелые силы. На вооружении тяжелых сил по-прежнему остаются основные боевые танки (ОБТ) и боевые машины пехоты (БМП). Тяжелые силы - это пехотные (мотопехотные) и бронетанковые соединения и части, которые оснащены ОБТ и БМП.

Пока только одна европейская страна, входящая в НАТО, - Бельгия, решила отказаться от основных боевых танков. Бельгийская армия первоначально имела 334 танка Leopard 1. В настоящее время она имеет 132 усовершенствованных танка Leopard 1A5(BE), которые будут заменены на колесные бронированные боевые машины (ББМ) 8x8 с 90-мм пушкой. Правда, в Североатлантическом альянсе есть еще одна страна, которой больше не потребуются ОБТ, - Канада. Остальные государства НАТО сохраняют имеющиеся основные боевые танки и намерены их усовершенствовать, чтобы продлить срок службы ОБТ до 2020 г. и дальше.

Франция имеет программу усовершенствования 406 танков Leclerc. Германия и Нидерланды модернизируют некоторое количество танков Leopard 2 до уровня усовершенствованного ОБТ Leopard 2A6. С точки зрения использования и развертывания серийного производства танк Leopard 2 стал международной системой оружия. Более 3000 танков Leopard 2 находятся на вооружении армий 11 стран. Танк Leopard 2 производится в международном масштабе в рамках программы сотрудничества при содействии фирмы KMW. ОБТ Leopard 2 сегодня называют Euro Leopard, то есть фактически европейским танком.

Leopard 2 - результат последовательного целенаправленного развития танковой технологии, начатой с танка Leopard 1 и базирующейся на международном опыте основных танкостроящих стран. Скажем, Leopard 2 имеет высокую эксплуатационную готовность, перспективность развития и применения, низкую стоимость жизненного цикла. Испанская армия планирует получить 219 танков Leopard 2A6. Греция заказала 17 танков Leopard 2A6. Турция также решила приобрести танки Leopard 2.

По данным военных экспертов Великобритании, ОБТ Challenger 2 будет выполнять свои задачи до 2035 г. В связи с этим намечается 386 танков Challenger 2 обновить по специальной программе LIP (Lethality Improvement Programme). Для многих других европейских стран в настоящее время также существует проблема модернизации парков ОБТ и БМП, чтобы поддержать высокий уровень их боеспособности до поступления на вооружение нового поколения ББМ.

Средние силы европейских стран предназначаются для быстрой переброски перед большим конфликтом. Для их транспортировки широко применяется самолет С-130, максимальная полезная нагрузка которого составляет 16-17 т. Некоторые армии взамен С-130 применяют самолет А400М.

В последние годы растет число европейских стран, приобретающих легкие и средние колесные ББМ вместо гусеничных. Они имеют большую стратегическую подвижность и меньшую стоимость жизненного цикла, чем гусеничные машины. Так, французская армия в настоящее время располагает парком гусеничных БМП АМХ-10Р. После 2008 г. они будут заменены на колесные БМП VBCI 8x8 (боевой вес - до 28 т). Парк ББМ пополнится 700 машинами VBCI. Из них 550 будут в конфигурации с одноместной башней с 25-мм пушкой М811 и 150 командно-штабных машин - с одноместной башней с пулеметным вооружением. Основной контрактор программы VBCI - фирма Giat Industry, в паре с которой выступает фирма Renault Trucks Defense. Польша, Португалия, Бельгия, Хорватия, Венгрия также проявляют значительный интерес к колесным бронированным машинам. Польша уже остановила свой выбор на бронированной модульной машине АМХ 8x8 финской фирмы Patria Vehicles, а Португалия - на ББМ Pandur II австрийской фирмы Steyr-Daimler-Puch (АМХ 8x8 и Pandur II имеют боевой вес до 20 т). Продано около 300 бронетранспортеров Pandur 6x6 (боевой вес - свыше 15 т), которые собраны или произведены по лицензии в трех странах. Рынок в настоящее время сконцентрирован на ББМ Pandur II в вариантах 8x8 или 6x6. Основной покупатель машин Pandur II - Португалия, которая подписала в 2005 г. контракт на 260 машин Pandur II 8x8, а также на 33 машины с 105-мм пушкой. ББМ Patria AMV 8x8 разработана по заданию финской армии. После трудных конкурсных испытаний машина AMV была выбрана Польшей с оформлением заказа на 690 машин.

И все же лидером рынка колесных бронированных машин 8x8 является швейцарская компания Mowag Piranha, имеющая общий объем заказов около 8000 машин. Наряду с покупателями ББМ Piranha II (боевой вес - до 14 т) появились заказчики на улучшенные бронированные машины Piranha III (боевой вес - до 20 т). ББМ Piranha IV (боевой вес - 25 т) - последняя техническая разработка колесных машин военного назначения. Она имеет более высокий уровень защиты и вооружение большего калибра.

Из европейских ББМ наиболее мощное вооружение имеет итальянская ББМ Centauro 8x8 (боевой вес - 24 т) консорциума Iveco/Oto Melara. Эта машина представляет собой истребитель танков с 105-мм пушкой, управляемой дневной/ночной системой управления огнем (СУО) с компьютером. Итальянская армия получила 400 таких ББМ. Первым импортером Centauro стала Испания, которая планирует получить 84 машины. Для экспортных поставок консорциум Iveco разработал новый вариант Сеntauro с 120-мм гладкоствольной пушкой с малым откатом. На шасси этой ББМ разрабатывается новое семейство бронетранспортеров для итальянской армии.

Колесная ББМ Pars (Leopard) 8x8 турецкой фирмы FNSS, впервые показанная на выставке в 2005 г., представляет собой семейства модульных бронированных машин. Бронированная машина Pars базируется на американской бронированной колесной машине GPV. С использованием конструкции GPV разработаны семейства ББМ 4x4, 6x6, 8x8 и 10x10, весовые параметры которых находятся в пределах 16-30 т.

В 1984 г. началась реализация программы шведской гусеничной ББМ CV90 (разработка фирм BAE Systems Land Systems Hagglunds и Bofors Defence). Она имеет усиленную броневую защиту, высокую подвижность и повышенную огневую мощь. Шведская армия к сентябрю 2002 г. получила 509 машин CV90 (в 1997 г. было заказано 87 усовершенствованных БМП CV9040 с 40-мм пушкой L/70, боевой вес - 22,8 т). В апреле 1995 г. на конкурсных испытаниях ББМ CV9030 (Швеция), ASCOD (Австрия/Испания) и М2А2 Bradley (США) Норвегия выбрала для своей армии CV9030 с 30-мм пушкой Bushmaster II. Заказ составил 104 машины. Появились и новые покупатели CV9030 - Финляндия (102 машины) и Швейцария (186 машин).

Бундесвер получил 74 гусеничных БМП Marder IA5 (боевой вес - 29 т) с новой системой защиты от наземных мин. Однако большую часть немецкого парка БМП составляют Marder 1A3. В последнее время Германия приобретает колесные ББМ Dingo 2 4x4 (вес - 8,8 т). В Германии есть и программа гусеничной БМП Puma. Первая демонстрационная машина Puma уже сошла с конвейера. Всего намечается изготовить 5 предсерийных и 405 серийных машин. Базовая машина Puma имеет боевой вес 32,5 т, а с усиленным бронированием - до 43 т. Puma имеет ряд конструктивных особенностей, включая новый дизельный двигатель HPD (High Power Density Diesel) фирмы MTU, дистанционно управляемую башню с 30-мм пушкой Mauser Мк3О и спаренным 5,56-мм пулеметом.

Парк БМП британской армии составляют гусеничные ББМ Warrior с тепловизионной системой наблюдения и прицеливания. Для британской армии изготовлены 789 машин Warrior, 449 из них будут модернизированы по программе LIP (Lethality Improvement Programme) и 125 будут переделаны в бронированные машины поддержки.

На вооружении армий Австрии и Испании состоят гусеничные БМП ASCOD (боевой вес - 28,5 т). Фирма Steyr-Daimler-Puch поставила 112 машин ASCOD австрийской армии (под названием Ulan), а фирма GD Santa Barbara Systems - 150 БМП испанской армии. Ожидается дополнительная поставка в Испанию машин ASCOD до 2010 г.

В Европе известны три программы разработки перспективных систем бронированных боевых машин: французская, британская и шведская. Французская программа BOA (Bulle Operationnelle Aeroterrestre) начала воплощаться в жизнь в 2004 г., когда фирмы Giat Industries, Sagem и Thales подписали контракт на реализацию этапа исследований программы BOA. Она будет интегрировать множество воздушных и наземных боевых платформ, включая основной боевой танк Leclerc, колесную боевую машину VBCI и проектируемую колесную разведывательную машину ERBC.

В Великобритании ведутся работы в рамках программы FRES, целью которой является разработка ББМ для оснащения средних сил британской армии. Базовые боевые машины для средних сил могут появиться в 2012 г.

Шведская армия работает над программой SEP, реализация которой должна обеспечить замену устаревших гусеничных машин PbV 401, PbV 501, Bv 206 на новые. Великобритания и Швеция рассчитывают, что возможна подготовка совместной программы, которая соединит программы FRES и SEP.

Легкие силы европейских стран состоят из воздушно-десантных, десантно-диверсионных и легких пехотного типа соединений и частей. Из бронетехники в основном они оснащены легкими боевыми бронированными машинами. Так, в Германии легкие силы имеют гусеничные ББМ "Визель-1" и "Визель-2". В настоящее время на вооружении Бундесвера состоит "Визель-2" - многоцелевой бронетранспортер с пулеметным вооружением, имеющий боевой вес около 4 т.

Петр ФИЛИППОВ
бывший сотрудник ГБТУ

Опубликовано в выпуске № 34 (150) за 6 сентября 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц