Версия для печати

Уйти от «Ведомственного эгоизма»

Прохоров Владимир
Президент России Дмитрий Медведев на расширенном заседании коллегии Министерства обороны 17 марта отметил, что нам необходимо дальнейшее совершенствование системы военного образования. Сеть военно-учебных заведений должна быть приведена в соответствие с реальными потребностями в офицерских кадрах. А военные институты – активнее включаться в системную модернизацию высшего профобразования, процессы интеграции образования, науки и производства. Что все это означает на практике? Какие этапные изменения в системе военного образования ожидаются в 2009 году?


К 2013 ГОДУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИИ БУДЕТ ИМЕТЬ 10 СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ВУЗОВ


Президент России Дмитрий Медведев на расширенном заседании коллегии Министерства обороны 17 марта отметил, что нам необходимо дальнейшее совершенствование системы военного образования. Сеть военно-учебных заведений должна быть приведена в соответствие с реальными потребностями в офицерских кадрах. А военные институты – активнее включаться в системную модернизацию высшего профобразования, процессы интеграции образования, науки и производства. Что все это означает на практике? Какие этапные изменения в системе военного образования ожидаются в 2009 году?
{{direct_hor}}

Отработка боевых задач на тренажерах
ФОТО Олега ФАЛИЧЕВА
Причины намеченных масштабных преобразований лежат, что называется, на поверхности. По мнению статс-секретаря – заместителя министра обороны Российской Федерации генерала армии Николая Панкова, от Советского Союза нам досталась одна из лучших в мире систем подготовки офицерских кадров, которой по праву можно гордиться. 166 военно-учебных заведений ежегодно выпускали свыше 60 тысяч хорошо образованных и профессионально подготовленных офицеров для более чем 4-миллионных Вооруженных Сил. Но за последние 20 лет в государстве и Вооруженных Силах произошли коренные изменения.

За сравнительно короткий период времени численность ВС сократилась более чем в три с половиной раза. На столько же сократился и ежегодный заказ на подготовку офицерских кадров. Он уменьшился до 15–17 тысяч, однако при этом не произошло пропорционального сокращения количества военно-учебных заведений. Сеть вузов нуждается в дальнейшей оптимизации.

Например, с одной стороны, характерная отличительная черта некоторых наших вузов – маленькая емкость переменного состава. В 30 военно-учебных заведениях обучаются от 400 до тысячи человек.

Как следствие, 25–30 процентов учебного времени уходит на наряды, караулы, хозяйственные работы и прочее. В этих вузах маломощные кафедральные коллективы, насчитывающие всего 8–10 человек.

С другой стороны, военные вузы стали избыточно фондоемкими. Анализ показал, что на содержание и ремонт объектов учебно-материальной базы ежегодно расходуется до 46 процентов от общего объема средств, выделяемых на военное образование. В абсолютных цифрах это составляет до 14–15 млрд рублей. Учитывая, что загруженность фондов вузов составляет не более

60–70 процентов, почти треть этой суммы, то есть около 5 млрд рублей, мы выбрасываем, что называется, на ветер.

«Ведомственный эгоизм» привел к тому, что получило широкое распространение дублирование подготовки офицеров по родственным военным специальностям в военно-учебных заведениях различной подчиненности. Это не только увеличивает стоимость обучения, но и приводит к различным подходам в подготовке однотипных специалистов. С учетом этого, а также в связи с системными изменениями Вооруженных Сил, приведением численности офицерского состава в соответствие с потребностями военной организации государства и были подготовлены, а президентом Российской Федерации 21 июля 2008 года одобрены предложения по формированию перспективной сети военно-учебных заведений.

Как говорит генерал армии Николай Панков, в основу этой работы «мы положили принципы, которые были выработаны в ходе научных исследований, проведенных на первом этапе Федеральной программы реформирования системы военного образования». Это укрупнение вузов, создание военных учебно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей; межвидовое и межродовое объединение военно-учебных заведений; интеграция военного образования и военной науки, сохранение научных школ, диссертационных советов, профессорско-преподавательского состава, а также ряд других.

С учетом этих подходов к 2013 году Минобороны России будет иметь 10 системообразующих вузов, в том числе три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет.

Первым шагом в формировании новой сети вузов стало распоряжение правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года. При его подготовке руководствовались принципом «Не навреди». Поэтому все существующие военные училища и институты на первом этапе сохраняются, но присоединяются к системообразующим вузам в качестве обособленных структурных подразделений без изменения пунктов дислокации. Исключение составят Кемеровское училище связи, решение о ликвидации которого было принято еще в 2006 году, и Иркутское авиационное инженерное училище.

Военные учебно-научные центры – новая форма интеграции военного образования и военной науки. Они создаются для повышения эффективности и качества образовательного процесса, рационального использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития военной науки, вооружения и военной техники.

В качестве примера можно привести Военный учебно-научный центр Военно-морского флота. Он создается на базе Военно-морской академии и будет объединять пять военно-морских институтов (Балтийский, Санкт-Петербургский и Тихоокеанский ВМИ, ВМИ РЭ, ВМИИ); Высшие специальные офицерские классы; три научно-исследовательских института. В дальнейшем в состав центра войдут учреждения начального и среднего профессионального образования для подготовки военнослужащих-контрактников и гражданских специалистов для вспомогательного флота, а также учреждения с довузовской военной подготовкой – объединенные Нахимовское военно-морское училище и Кронштадтский морской кадетский корпус.

Таким образом, впервые под единым руководством концентрируются подготовка, переподготовка и повышение квалификации практически всех специалистов для Военно-морского флота, а также объединяются усилия научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений.

Сегодня уже принято решение и подписан меморандум между Минобороны России, администрацией Санкт-Петербурга и банком ВТБ о строительстве военного учебно-научного центра Военно-морского флота – Военно-морской академии в совершенно новом месте, в Кронштадте. Об амбициозности и масштабности этого мероприятия говорит многое. В том числе и масштабы инвестируемых сумм, а главное – то, что получится на выходе. С аналогичных позиций будет осуществляться подход к созданию военных учебно-научных центров Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.

Распоряжением правительства предусмотрена также реорганизация восьми военных академий и университетов путем присоединения к ним ряда военно-учебных заведений. В частности, к Военной академии РВСН (Москва) присоединяются Ростовский и Серпуховской военные институты Ракетных войск. В Военно-космическую академию (Санкт-Петербург) войдут Московский военный институт ра-диоэлектроники Космических войск и Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники. Военная академия связи (Санкт-Петербург) объединит Кемеровское, Новочеркасское и Рязанское высшие военные командные училища связи, Ставропольский военный институт связи Ракетных войск и Краснодарское высшее военное училище. К Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск (Кострома) присоединяются Нижегородское и Тюменское высшие военно-инженерные командные училища и Саратовский военный институт биологической и химической безопасности.

В Военную академию тыла и транспорта (Санкт-Петербург) войдут Военно-транспортный университет Железнодорожных войск и военных сообщений, Военный инженерно-технический университет, Вольское высшее военное училище тыла, Ульяновское высшее военно-техническое училище, Военно-ветеринарный институт и Тольяттинский военный технический институт. Военно-медицинская академия (Санкт-Петербург) объединит Военный институт физической культуры, Самарский, Саратовский и Томский военно-медицинские институты. К Военному авиационному инженерному университету (Воронеж) присоединяются Иркутское и Ставропольское высшие военные авиационные инженерные училища и Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники. В состав Военного университета (Москва) войдут Военная финансово-экономическая академия и Пансион воспитанниц Минобороны России.

Таким образом, сеть вузов будет включать 3 военных учебно-научных центра, 11 военных академий и два военных университета.

Перечисленные меры – только первый шаг в формировании новой сети военно-учебных заведений. По мере создания необходимых условий в системообразующих вузах в них будет сосредоточиваться подготовка слушателей и курсантов с последующей ликвидацией соответствующих обособленных структурных подразделений. В состав вузов предстоит ввести профильные научно-исследовательские организации, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, суворовские училища и кадетские корпуса.

Как видим, изменяются и количественные, и качественные параметры системы военного образования. Это неизбежно скажется и на качестве подготовки специалистов.

Владимир ПРОХОРОВ

Опубликовано в выпуске № 11 (277) за 25 марта 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...