Версия для печати

Одного сбили, девять приписали

Подвиги финских летчиков в ходе Второй мировой надо делить на десять
Шапошников Евгений

В статье Марка Солонина «Третья война», посвященной 70-летию Выборгско-Петрозаводской наступательной операции, говорится: «В период с 9 июня по 18 июля пилоты авиагрупп LLV-24 и LLV-34 выполнили 2168 боевых вылетов и сбили 425 советских самолетов». При этом потери, как утверждается, составили лишь 18 «Мессершмитов», из них в боях с советскими истребителями – 10.  Эти данные штаба финских ВВС более чем спорны.

В статье Марка Солонина «Третья война», посвященной 70-летию Выборгско-Петрозаводской наступательной операции, говорится: «В период с 9 июня по 18 июля пилоты авиагрупп LLV-24 и LLV-34 выполнили 2168 боевых вылетов и сбили 425 советских самолетов». При этом потери, как утверждается, составили лишь 18 «Мессершмитов», из них в боях с советскими истребителями – 10. Эти данные штаба финских ВВС более чем спорны.

Усомниться в подвигах соколов Маннергейма заставляет свидетельство участника Великой Отечественной войны полковника в отставке Владимира Всеволодовича Тыжнова.

Одного сбили, девять приписали

Осенью 1944 года он служил старшим инженером отдельного запасного авиаполка, расположенного в Иванове. Ветеран вспоминает, как получил телеграмму, в которой было сказано: «Инженер-капитана Тыжнова В. В. срочно рассчитать и откомандировать в Управление кадров ВВС для выполнения особого задания». Через несколько часов он был в Москве. В Управлении кадров ВВС его сразу же направили в кабинет начальника. Генерал-лейтенант Орехов, задав несколько вопросов о службе, сказал: «Наше правительство заключило с Финляндией Соглашение о перемирии. Для наблюдения за выполнением его условий создается Союзная контрольная комиссия. Возглавлять советскую часть комиссии назначен генерал-полковник и первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) товарищ Жданов… Вы включены в состав авиационного отдела». Через несколько дней всех членов созданной комиссии посадили в самолет Ли-2, который вылетел в Хельсинки.

Работая в составе авиационного отдела в штабе ВВС Финляндии, Тыжнов обнаружил интересную особенность: неимоверно большое число сбитых согласно сводкам советских самолетов. Начав разбираться, в чем дело, он выяснил, что противник вел статистику чрезвычайно оригинально. Если, например, группа в составе десяти финских истребителей вылетала на боевое задание и, встретив наш одиночный самолет, его сбивала, каждый летчик записывал уничтоженную машину на свой счет. Таким образом один советский самолет превращался в сводках в десять.

Такая у финских летчиков была «арифметика».

Опубликовано в выпуске № 27 (545) за 30 июля 2014 года

Аватар пользователя Роман
Роман
29 июля 2014
Ну наконец то обнаружились приписки у нагих противников!
Аватар пользователя HZ66
HZ66
29 июля 2014
1) Приписки были у всех, но в разных объемах. Солонин приводит две цифры: 425 самолетов якобы сбитых финнами советских самолетов, и 311 - реально потерянных с нашей стороны. Получается приписки составили 37%. Это чрезвычайно мало. С нашей стороны приписки исчислялись сотнями процентов. 2)Об учете. Практически во всех западноевропейских странах (за исключением Германии и Италии) один сбитый самолет в группе приписывался всем участникам группы, позже ввели дроби (пропорционально вкладу). Но это не отражается на общем количестве сбитых самолетов. В СССР вели два списка: персональные победы и в группе. 3) Но самый надежный источник информации - данные о потерях, которые каждая из сторон учитывает независимо от приписок другой. На них и опирался Солонин.
Аватар пользователя Дорофеев
Дорофеев
30 июля 2014
"С нашей стороны приписки исчислялись сотнями процентов." Это Вы о ком, о немцах? Действительно, с вашей, т.е. немецкой стороны приписки составляли сотни процентов.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
31 июля 2014
Йа, натюрлихь!
Аватар пользователя Ринат
Ринат
31 июля 2014
Это очень интересно, можно принять к сведению, но не более того. Есть общепризнанный сборник Кривошеева "Гриф секретности снят". Там можно прочитать, навскидку, что в Выборгско-Петрозаводской операции наши потери составили 311 самолетов.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
01 августа 2014
Дорофеев. Вы, видимо, один из авторов нового учебника "Истории", в котором главное мифы, а не факты. Все данные по действительным потерям немецкой авиации (доклады тыловиков - квартирмейстеров) сохранились и их неоднократно сравнивали с докладами наших командиров наших частей и соединений о количестве сбитых немецких самолетов, и в отношении противника делали то же. Недавно читал очередного дорофеева, который удивляется, как это Хартман мог сбить в 4-5 раз больше самолетов чем наш Кожедуб. Быть такого не может. Но ума не достает сравнить количество боевых вылетов и проведенных боев: 1525 к 330, 825 к 125 соответственно в пользу Хартмана. Но(!), при таких цифрах получается, что Хартман в каждом бою сбивал в среднем меньше самолетов чем Кожедуб! Поэтому удивление должно вызывать не количество сбитых самолетов, а причины, которые позволяли немецким летчикам совершать по 3-4-5, вылетов в день, в отличие от наших - 1-2. Именно большее количество вылетов позволяло немцам долгое время обеспечивать численное превосходство в воздухе, имея меньшее количество самолетов. К сожалению, никто из наших историков серьезный анализ в этом направлении не проводил.
Аватар пользователя Иван Сибиряков,
Иван Сибиряков,
04 августа 2014
HZ66.Хартман начинал свой счёт сбитым самолётам ещё за пределами СССР.Германия в то время ещё не объявляла войну нашей стране.А вы,претендуя на самого "объективного" на форуме,должны знать такие "мелочи".
Аватар пользователя HZ66
HZ66
04 августа 2014
Иван Сибиряков, так и написал именно об этом - о некорректности подобных сравнений и их использования для доказательства недобросовестности при подсчете сбитых самолетов.
Аватар пользователя иван сибиряков
иван сибиряков
05 августа 2014
HZ66.Прошу извинить.
Аватар пользователя Дыркин
Дыркин
05 августа 2014
HZ66 спасибо за интересную статистику!
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
15 августа 2014
Что касается приписок. Во время войны за каждый сбитый самолёт выплачивалась денежная премия. Это либеральные экономисты-демократы "поют", что в СССР не было материальной заинтересованности. А за казнокрадство (включая приписки) жестоко наказывали. Например, Василий Сталин за всё время войны сбил по разным источникам от 3 до 5 (от трёх до пяти) самолётов, а подхалимов, желающих "помочь" сыну вождя и тогда было немало, но страх был сильнее.
Аватар пользователя Роман
Роман
29 июля 2014
Ну наконец то обнаружились приписки у нагих противников!
Аватар пользователя HZ66
HZ66
29 июля 2014
1) Приписки были у всех, но в разных объемах. Солонин приводит две цифры: 425 самолетов якобы сбитых финнами советских самолетов, и 311 - реально потерянных с нашей стороны. Получается приписки составили 37%. Это чрезвычайно мало. С нашей стороны приписки исчислялись сотнями процентов. 2)Об учете. Практически во всех западноевропейских странах (за исключением Германии и Италии) один сбитый самолет в группе приписывался всем участникам группы, позже ввели дроби (пропорционально вкладу). Но это не отражается на общем количестве сбитых самолетов. В СССР вели два списка: персональные победы и в группе. 3) Но самый надежный источник информации - данные о потерях, которые каждая из сторон учитывает независимо от приписок другой. На них и опирался Солонин.
Аватар пользователя Дорофеев
Дорофеев
30 июля 2014
"С нашей стороны приписки исчислялись сотнями процентов." Это Вы о ком, о немцах? Действительно, с вашей, т.е. немецкой стороны приписки составляли сотни процентов.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
31 июля 2014
Йа, натюрлихь!
Аватар пользователя Ринат
Ринат
31 июля 2014
Это очень интересно, можно принять к сведению, но не более того. Есть общепризнанный сборник Кривошеева "Гриф секретности снят". Там можно прочитать, навскидку, что в Выборгско-Петрозаводской операции наши потери составили 311 самолетов.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
01 августа 2014
Дорофеев. Вы, видимо, один из авторов нового учебника "Истории", в котором главное мифы, а не факты. Все данные по действительным потерям немецкой авиации (доклады тыловиков - квартирмейстеров) сохранились и их неоднократно сравнивали с докладами наших командиров наших частей и соединений о количестве сбитых немецких самолетов, и в отношении противника делали то же. Недавно читал очередного дорофеева, который удивляется, как это Хартман мог сбить в 4-5 раз больше самолетов чем наш Кожедуб. Быть такого не может. Но ума не достает сравнить количество боевых вылетов и проведенных боев: 1525 к 330, 825 к 125 соответственно в пользу Хартмана. Но(!), при таких цифрах получается, что Хартман в каждом бою сбивал в среднем меньше самолетов чем Кожедуб! Поэтому удивление должно вызывать не количество сбитых самолетов, а причины, которые позволяли немецким летчикам совершать по 3-4-5, вылетов в день, в отличие от наших - 1-2. Именно большее количество вылетов позволяло немцам долгое время обеспечивать численное превосходство в воздухе, имея меньшее количество самолетов. К сожалению, никто из наших историков серьезный анализ в этом направлении не проводил.
Аватар пользователя Иван Сибиряков,
Иван Сибиряков,
04 августа 2014
HZ66.Хартман начинал свой счёт сбитым самолётам ещё за пределами СССР.Германия в то время ещё не объявляла войну нашей стране.А вы,претендуя на самого "объективного" на форуме,должны знать такие "мелочи".
Аватар пользователя HZ66
HZ66
04 августа 2014
Иван Сибиряков, так и написал именно об этом - о некорректности подобных сравнений и их использования для доказательства недобросовестности при подсчете сбитых самолетов.
Аватар пользователя иван сибиряков
иван сибиряков
05 августа 2014
HZ66.Прошу извинить.
Аватар пользователя Дыркин
Дыркин
05 августа 2014
HZ66 спасибо за интересную статистику!
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
15 августа 2014
Что касается приписок. Во время войны за каждый сбитый самолёт выплачивалась денежная премия. Это либеральные экономисты-демократы "поют", что в СССР не было материальной заинтересованности. А за казнокрадство (включая приписки) жестоко наказывали. Например, Василий Сталин за всё время войны сбил по разным источникам от 3 до 5 (от трёх до пяти) самолётов, а подхалимов, желающих "помочь" сыну вождя и тогда было немало, но страх был сильнее.

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц