Версия для печати

17 полетов секретного «Юнкерса»

Экспериментальный немецкий бомбардировщик был недосягаем для истребителей своего времени
Рощупкин Владимир

16 августа 1944 года летчик-испытатель фирмы «Юнкерс» Зигфрид Хольцбауер (Siegfried Holzbauer) впервые поднял в воздух необычную во всех отношениях машину. Это был Junkers Ju-287 – первый в мире бомбардировщик с обратной стреловидностью крыла, причем с турбореактивными двигателями.

16 августа 1944 года летчик-испытатель фирмы «Юнкерс» Зигфрид Хольцбауер (Siegfried Holzbauer) впервые поднял в воздух необычную во всех отношениях машину. Это был Junkers Ju-287 – первый в мире бомбардировщик с обратной стреловидностью крыла, причем с турбореактивными двигателями.

Конец 1942-го. До краха немецкой группировки под Сталинградом – полтора месяца. А до конца войны – долгих два с половиной года. У высшего руководства Третьего рейха и командования вермахта пока и в мыслях нет, что стратегическая ситуация изменится не в пользу Германии. Более того, вовсю идет разработка новых видов вооружений и боевой техники, в том числе авиационной, чтобы использовать их для захвата новых территорий. Именно тогда главный аэродинамик фирмы «Юнкерс» Ганс Вокке (Hans Wocke) получил ответственное задание.

17 полетов секретного «Юнкерса»

Кандидатуру выбрали не случайно. Этот талантливый инженер и конструктор был ближайшим помощником известного специалиста в области авиации Брунольфа Бааде (Brunolf Baade, 1904–1969, профессор, доктор наук, главный конструктор реактивных самолетов фирмы «Юнкерс», работал в данной сфере с 1936 года). Суть поставленной герру Вокке задачи – разработать проект бомбардировщика, равного которому в мире не было бы. Оснащенный четырьмя турбореактивными двигателями Jumo-004, самолет должен был обладать небывалой по тому времени скоростью – не менее 800 километров в час.

Фантастика? Не будем торопиться с выводами. Министерство авиации одобрило проект, получивший наименование Ju-287. Его главная особенность состояла в том, что в нем решили применить крыло изменяемой стреловидности. Экспериментальные исследования проводились с крыльями как прямой, так и обратной стреловидности. Хотя и у первых, и у вторых были свои недостатки…

Итак, 16 августа 1944 года летчик-испытатель Зигфрид Хольцбауер с аэродрома Брандис близ Лейпцига впервые поднял в воздух необычную машину. Это был Junkers Ju-287 – первый в мире бомбардировщик с крылом обратной стреловидности. Всего таких полетов было выполнено 17.

Новый «Юнкерс» показал невиданную доселе скорость, тем более для своего класса машин – 780 километров в час. Это означало, что он практически недосягаем для всех западных истребителей. Дальность полета бомбардировщика превышала полторы тысячи километров, скороподъемность – 580 метров в минуту. Длина аппарата – 18,3 метра, высота – 4,7, размах крыльев – 20,11 метра. Масса незагруженного самолета – 12,5 тонны, снаряженного – 20.

Большим плюсом Ju-287 со стреловидным крылом специалисты считают размещение бомбоотсека длиной 4,6 метра перед центропланом, вблизи центра тяжести. Бомболюк мог вмещать до четырех тонн бомб. Стрелково-пушечное вооружение самолета составляло две авиационные пулеметные установки MG-131 (Maschinengewehr 131) калибра 13 миллиметров (разработка 1938 года фирмы Rheinmetall AG). Бомбардировщик был оснащен четырьмя двигателями Jumo-004B. Весь запас горючего размещался в емкостях, расположенных в фюзеляже.

Для ускорения работ по выпуску «двести восемьдесят седьмого» в ход пошли готовые узлы от серийных самолетов. Однако крыло обратной стреловидности, достигавшее 25 градусов по передней кромке, было разработано специально для новой машины. За основу взяли фюзеляж от «Хейнкеля» Не-177АЗ, а хвостовое оперение позаимствовали у Ju-188. Так как шасси спрятать в крыло, требовавшее повышенной жесткости, было проблематично, выход нашли, применив неубираемые опоры. А двухколесную носовую стойку шасси, не мудрствуя лукаво, взяли с захваченного американского бомбардировщика «Либерейтор» В-24. Основные же стойки с колесами заимствовали от транспортного самолета Ju-352 Herkules. Как говорится, с миру по нитке. Все эти и другие доработки были выполнены в апреле 1944 года.

В мае 1944-го в Оберзальцбурге состоялось совещание, на котором обсуждался ход работ по проекту Ju-287. Ведущий конструктор фирмы «Юнкерс» профессор Гертель доложил рейхсминистру авиации Герингу: сборка заканчивается, в ближайшие дни самолет доставят на аэродром Брандис. Спустя три месяца Ju-287 впервые поднялся в воздух.

Интересно, что исследования, проведенные гораздо позднее в нашем Центральном гидроаэродинамическом институте (ЦАГИ), показали: развитие срывного обтекания в корневой части крыла обратной стреловидной можно ослабить установкой горизонтального оперения перед крылом или с помощью переднего наплыва крыла. К слову, эти идеи реализованы уже в наши дни на экспериментальном самолете ОКБ им. Сухого Су-47 «Беркут».

Однако путь от проекта герра Вокке к его реализации оказался непростым. В октябре 1944 года Геринг распорядился прекратить работы по бомбардировщику, а все усилия перенацелить на выпуск истребителей ПВО. Но на старте 1945-го неожиданно последовало новое указание: готовить крупносерийное производство самолета.

Работы на опытном Ju-287 V2 и прототипе серии продолжались на небольших заводах фирмы «Юнкерс» на окраинах Лейпцига, близ аэродрома Брандис. Крылья у Ju-287 V2 остались те же, что и на первом самолете, но фюзеляж, оперение и шасси, полностью убиравшееся в фюзеляж, были новыми. При этом колесо передней стойки при уборке поворачивалось на 90 градусов.

На летающей лаборатории Ju-287 V1 были только два члена экипажа, на Ju-287 V2 и V3 – по три человека, причем на последней машине они размещались в гермокабине. На варианте V3 предусматривалась хвостовая башня с двумя уже упоминавшимися 13-мм дистанционно управляемыми пулеметами MG-131. Они наводились на цель с помощью перископического прицела. Когда полеты в Брандисе завершились, Ju-287 V1 перегнали на авиабазу в Рехлин, где испытания продолжились.

При подготовке серийного производства на стендах заводов фирмы «Юнкерс» провели испытания различных агрегатов и систем, в том числе топливной. При этом моделировались всевозможные эволюции в полете, в том числе и вверх килем. Так же тщательно исследовалась и гидросистема с учетом предполагаемых повреждений, рывков давления и ненормированных перегрузок. Конструкторско-технологическая документация была полностью подготовлена и частично направлена на заводы.

Несмотря на бомбежки и в этой связи постоянные передислокации предприятий по стране, в производственных подразделениях лежали готовые для монтажа узлы и агрегаты самолетов. На территории земель Саксония, Анхальт и Тюрингия десятки небольших заводов и фабрик были готовы к началу серийного выпуска Ju-287.

Но время неумолимо работало против авторов и создателей проекта. Случилось так, что именно в Саксонии, у города Торгау на берегах Эльбы 25 апреля 1945 года впервые встретились советские и американские войска. В мире эта встреча была воспринята как свидетельство того, что до краха «тысячелетнего рейха» и окончания войны остались считаные дни.

После капитуляции Германии секреты четырехмоторного реактивного «Юнкерса-287» перестали быть таковыми. Им завладели англо-американские союзники. Достался такой самолет и советской стороне. Позднее наши специалисты ознакомились с отчетами летчиков-испытателей Пангерца и Вендта о полетах, выполненных 8 и 13 сентября 1944 года. А уже после войны, в 1947-м на аэродроме подмосковного ЛИИ бывший летчик-испытатель фирмы «Юнкерс», а затем завода № 1 Пауль Юльге рассказывал, что он также выполнил несколько полетов на этом самолете.

Как бы то ни было, в истории германской и мировой авиации Ju-287 остался в качестве экспериментального самолета оригинальной конструкции, хотя некоторые найденные решения были реализованы и усовершенствованы позднее – на новых этапах развития мировой авиации.

Владимир Рощупкин,
кандидат политических наук, профессор Академии военных наук

Опубликовано в выпуске № 28 (546) за 6 августа 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
07 августа 2014
Странная история, как и вся история нашей авиации, если её сравнивать с историей авиации третьего рейха. Третий рейх рушится, но в небо поднимаются невиданные бомбардировщики, группировка Паулюса ликвидирована, но реактивные истребители готовятся к серийному производству, стратегические бомбардировки англосаксов, стирают в пыль города Германии, а её ракетчики делают управляемые зенитные ракеты и пробуют попасть в Лондон баллистическими ракетами и утверждают планы строительства ракетной ПВО Берлина. В чем же странность? А в том, что и нашей стране, приходилось находится в таких же тяжелых условиях войны, но НИКАКИХ новых видов ВиВТ, на вооружение принято не было. Не были приняты на вооружение даже ни какие то там реактивные самолеты, а вполне поршневые, но более лучшие чем леталки Яковлева и Лавочкина. Причины? Они просты... ни в коем случае не снижать темпы выпуска вооружений... пусть они не эффективны как ППШ или не отвечают требованиям времени как Т-34-76, но ни в коем случае, не менять их, на более совершенные образцы, пусть они хоть трижды прошли все испытания. Из этой статьи становится понятным, что третий рейх в общем то не собирался проигрывать войну и его ученые и конструкторы, создавали новое и более эффективные образцы, во всех областях ВиВТ. А они что, дураки были и не знали, что ни в коем случае нельзя снижать выпуск старого хлама? Ведь Гитлер же хотел закончить войну тем оружием, которым и начал, не правда ли? Но хотел этого Гитлер, а сделали это у нас... и причины сверх потерь РККА, лежат в плоскости военно-технической политики, которую делали великие организаторы военного строительства. Ни автоматы Булкина, ни ПП Судаева, ни самолеты Сухого, ни импульсные РЛС, ни РПГ, так никогда и повоевали, хотя испытания прошли успешно. Не странно ли?
Аватар пользователя Фома
Фома
07 августа 2014
А что странного-то? Опытные образцы - это одно, а вот пустить их в серию - это как пропасть перепрыгнуть ... Отсталые технологии, недостаток квалифицированной рабочей силы, убогий станочный парк, ограниченная номенклатура сырья и комплектующих, и проч., и проч. - как были все эти проблемы при царе-батюшке, так до сих пор и решить не можем...
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
07 августа 2014
Не получается Фома у вас, спеть старую либеральную песенку, про дико отсталую рашку, в которой ни станков, ни сырья (sic!), ни прочего ни прочего, ни прочего. Самолеты выпускались ещё до войны, самолеты Поликарпова типа И-18(х), в 36-ом году была принята на вооружение ЗИС-2 и АВС-36 и 10-ти сантиметровый магнетрон был у нас еще до войны. Спасибо вам Фома, что не стали сетовать на россиянское быдло, которое может только заваливать трупами. А это значит, что и конструктора у нас были и заводов хватало, а во времена индустриализации, было освоено столько бабла, что Рогозину и не снилось. Всё то у нас было, но Берлин штурмовали с трещетками Шпагина, сидя на т-34-76. Ну ладно, допустим что все именно так, как и пытается доказать Фома. Ну а зачем же в таком случае, делать совершенно не подъемный по сложности дизель в2 и как же всё то, что проходило испытания и принималось на вооружение, производилось... станков и сырья ведь не было! И откуда всё это взялось для атомного проекта, начатого в 43-ем? Опять сталинская паранойя... но ППШ приняло на вооружение ГАУ и без испытаний, а просто с деревянного макета, привезенного в Москву в тряпочке, на заднем сидении ЗИСа Токарева и никаких проблем с испытаниями!
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
07 августа 2014
Странно, но как только заходит разговор о ВиВТ СССР, то тут же складывается два лагеря. Лагерь уря патриотов, со сказками про всепобеждающей тридцатьчетверке и лагерь покаянцев, сетующих на отсутствие того и сего. Точка зрения ура патриотов понятна и даже приятна и мы не должны забывать свое оружие. Но точка зрения покаянцев, требует чтобы с ней разобраться. Именно эта точка зрения, прикрывает действия врагов народа, разоружавших РККА и разорявших СССР.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
08 августа 2014
Заврался я окончательно, на заднем сидении не Токарева конечно, а Дегтярёва. Откуда у Токарева ЗИСу взяться.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
08 августа 2014
АВС 36 выпускалась серийно, для её выпуска и за наши деньги были построены заводы, но сначала, проведены испытания и разработка, а еще раньше, ГАУ выпустило ТТТ на автоматическую винтовку которую и сделал Симонов, победив своих конкурентов в почти пяти летней борьбе и тоже за наши деньги. И вот, РККА вооружена автоматической винтовкой, участвует с ней в финской зимней компании. И вот теперь, разного рода Фомы, будут нас уверять, что 70000 автоматических винтовок, это опытный образец? Для серийного выпуска чего бы то ни было, нужны не сетования на отсталый Русский народ, а заводы, которые и отнимали перед войной у Поликарпова и Симонова. После этих акций, РККА оказалась разоружена.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
08 августа 2014
На одном из совещаний по атомной проблеме, кто то из великих организаторов, очень удивил Сталина. Сказав, что по его мнению, нам в этом вопросе помогут союзнички и нечего тут велосипед изобретать. Да, даже на таких совещаниях, находились такие наивные люди. Но наивность ли это была? Или пикирующий на Москву шаттл, с открытым грузовым люком, это тоже наивность? А может и перестройка была такой же наивностью? Так кто же рулит этой страной, простые и наивные люди, разоружающие по недомыслию РККА и сносящие на свалку истории СССР? Пусть будет так, но а где же процессы над наивными... наивных стрелочников в метро, быстренько арестовали, а горбач на свободе.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
09 августа 2014
"На одном из совещаний по атомной проблеме, кто то из великих организаторов, очень удивил Сталина. Сказав, что по его мнению, нам в этом вопросе помогут союзнички и нечего тут велосипед изобретать". Он всего лишь руководствовался опытом 30-х годов, когда ВСЕ наши авиаацилонные, автомобильные, тракторные и многие другие заводы были построены по иностранным проектам, с участием иностранных специалистов, использовали иностранное оборудование
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
10 августа 2014
Нет друг мой, именно опыт 30-х годов и не должен был позволить оставаться наивными дурачками, по крайней мере на столь высоком уровне. Ведь не случай но же, в такую ересь как англосаксонская помощь в атомном проекте, не верил и сам Капица. А уж он то не был наивным мечтателем и прекрасно осознавая, во что превратилась так называемая индустриализация, заявил: наша страна, превратилась в технологическую колонию запада. Забавно и то, что светоч отказался участвовать в том проекте о котором мы говорим сейчас, он хотел делать свой собственный проект, поскольку был уверен, что у этих, всё равно ничего не получится. Но еврей всегда перпендикулярен, как верно сказано это Пушкиным.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
10 августа 2014
Забавно и то, что над нашим А-проектом, плечем к плечу, трудились немецкие атомщики, вчерашние лютые враги, а после войны, верные союзники, которых Сталин своими премиями награждал и бабла давал не мало. Отто Ган аж институт свой сам построил... или не Отто Ган, а какой то другой вражина? А вот англосаксы ничегошеньки нам не дали, ну кроме легендарного плана атомных бомбардировок СССР в 49-ом году. Но спасибо большое развитым демократиям, что струхнули малясь, когда русско немецкая бомба, а не невадский котел, прогремела как символ окончательного решения атомной проблемы. Жаль только, что вечно перпендикулярные, разнесли СССР безо всяких бомб... поскольку тиран был добрым и не решил их вопрос окончательно.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
07 августа 2014
Странная история, как и вся история нашей авиации, если её сравнивать с историей авиации третьего рейха. Третий рейх рушится, но в небо поднимаются невиданные бомбардировщики, группировка Паулюса ликвидирована, но реактивные истребители готовятся к серийному производству, стратегические бомбардировки англосаксов, стирают в пыль города Германии, а её ракетчики делают управляемые зенитные ракеты и пробуют попасть в Лондон баллистическими ракетами и утверждают планы строительства ракетной ПВО Берлина. В чем же странность? А в том, что и нашей стране, приходилось находится в таких же тяжелых условиях войны, но НИКАКИХ новых видов ВиВТ, на вооружение принято не было. Не были приняты на вооружение даже ни какие то там реактивные самолеты, а вполне поршневые, но более лучшие чем леталки Яковлева и Лавочкина. Причины? Они просты... ни в коем случае не снижать темпы выпуска вооружений... пусть они не эффективны как ППШ или не отвечают требованиям времени как Т-34-76, но ни в коем случае, не менять их, на более совершенные образцы, пусть они хоть трижды прошли все испытания. Из этой статьи становится понятным, что третий рейх в общем то не собирался проигрывать войну и его ученые и конструкторы, создавали новое и более эффективные образцы, во всех областях ВиВТ. А они что, дураки были и не знали, что ни в коем случае нельзя снижать выпуск старого хлама? Ведь Гитлер же хотел закончить войну тем оружием, которым и начал, не правда ли? Но хотел этого Гитлер, а сделали это у нас... и причины сверх потерь РККА, лежат в плоскости военно-технической политики, которую делали великие организаторы военного строительства. Ни автоматы Булкина, ни ПП Судаева, ни самолеты Сухого, ни импульсные РЛС, ни РПГ, так никогда и повоевали, хотя испытания прошли успешно. Не странно ли?
Аватар пользователя Фома
Фома
07 августа 2014
А что странного-то? Опытные образцы - это одно, а вот пустить их в серию - это как пропасть перепрыгнуть ... Отсталые технологии, недостаток квалифицированной рабочей силы, убогий станочный парк, ограниченная номенклатура сырья и комплектующих, и проч., и проч. - как были все эти проблемы при царе-батюшке, так до сих пор и решить не можем...
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
07 августа 2014
Не получается Фома у вас, спеть старую либеральную песенку, про дико отсталую рашку, в которой ни станков, ни сырья (sic!), ни прочего ни прочего, ни прочего. Самолеты выпускались ещё до войны, самолеты Поликарпова типа И-18(х), в 36-ом году была принята на вооружение ЗИС-2 и АВС-36 и 10-ти сантиметровый магнетрон был у нас еще до войны. Спасибо вам Фома, что не стали сетовать на россиянское быдло, которое может только заваливать трупами. А это значит, что и конструктора у нас были и заводов хватало, а во времена индустриализации, было освоено столько бабла, что Рогозину и не снилось. Всё то у нас было, но Берлин штурмовали с трещетками Шпагина, сидя на т-34-76. Ну ладно, допустим что все именно так, как и пытается доказать Фома. Ну а зачем же в таком случае, делать совершенно не подъемный по сложности дизель в2 и как же всё то, что проходило испытания и принималось на вооружение, производилось... станков и сырья ведь не было! И откуда всё это взялось для атомного проекта, начатого в 43-ем? Опять сталинская паранойя... но ППШ приняло на вооружение ГАУ и без испытаний, а просто с деревянного макета, привезенного в Москву в тряпочке, на заднем сидении ЗИСа Токарева и никаких проблем с испытаниями!
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
07 августа 2014
Странно, но как только заходит разговор о ВиВТ СССР, то тут же складывается два лагеря. Лагерь уря патриотов, со сказками про всепобеждающей тридцатьчетверке и лагерь покаянцев, сетующих на отсутствие того и сего. Точка зрения ура патриотов понятна и даже приятна и мы не должны забывать свое оружие. Но точка зрения покаянцев, требует чтобы с ней разобраться. Именно эта точка зрения, прикрывает действия врагов народа, разоружавших РККА и разорявших СССР.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
08 августа 2014
Заврался я окончательно, на заднем сидении не Токарева конечно, а Дегтярёва. Откуда у Токарева ЗИСу взяться.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
08 августа 2014
АВС 36 выпускалась серийно, для её выпуска и за наши деньги были построены заводы, но сначала, проведены испытания и разработка, а еще раньше, ГАУ выпустило ТТТ на автоматическую винтовку которую и сделал Симонов, победив своих конкурентов в почти пяти летней борьбе и тоже за наши деньги. И вот, РККА вооружена автоматической винтовкой, участвует с ней в финской зимней компании. И вот теперь, разного рода Фомы, будут нас уверять, что 70000 автоматических винтовок, это опытный образец? Для серийного выпуска чего бы то ни было, нужны не сетования на отсталый Русский народ, а заводы, которые и отнимали перед войной у Поликарпова и Симонова. После этих акций, РККА оказалась разоружена.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
08 августа 2014
На одном из совещаний по атомной проблеме, кто то из великих организаторов, очень удивил Сталина. Сказав, что по его мнению, нам в этом вопросе помогут союзнички и нечего тут велосипед изобретать. Да, даже на таких совещаниях, находились такие наивные люди. Но наивность ли это была? Или пикирующий на Москву шаттл, с открытым грузовым люком, это тоже наивность? А может и перестройка была такой же наивностью? Так кто же рулит этой страной, простые и наивные люди, разоружающие по недомыслию РККА и сносящие на свалку истории СССР? Пусть будет так, но а где же процессы над наивными... наивных стрелочников в метро, быстренько арестовали, а горбач на свободе.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
09 августа 2014
"На одном из совещаний по атомной проблеме, кто то из великих организаторов, очень удивил Сталина. Сказав, что по его мнению, нам в этом вопросе помогут союзнички и нечего тут велосипед изобретать". Он всего лишь руководствовался опытом 30-х годов, когда ВСЕ наши авиаацилонные, автомобильные, тракторные и многие другие заводы были построены по иностранным проектам, с участием иностранных специалистов, использовали иностранное оборудование
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
10 августа 2014
Нет друг мой, именно опыт 30-х годов и не должен был позволить оставаться наивными дурачками, по крайней мере на столь высоком уровне. Ведь не случай но же, в такую ересь как англосаксонская помощь в атомном проекте, не верил и сам Капица. А уж он то не был наивным мечтателем и прекрасно осознавая, во что превратилась так называемая индустриализация, заявил: наша страна, превратилась в технологическую колонию запада. Забавно и то, что светоч отказался участвовать в том проекте о котором мы говорим сейчас, он хотел делать свой собственный проект, поскольку был уверен, что у этих, всё равно ничего не получится. Но еврей всегда перпендикулярен, как верно сказано это Пушкиным.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
10 августа 2014
Забавно и то, что над нашим А-проектом, плечем к плечу, трудились немецкие атомщики, вчерашние лютые враги, а после войны, верные союзники, которых Сталин своими премиями награждал и бабла давал не мало. Отто Ган аж институт свой сам построил... или не Отто Ган, а какой то другой вражина? А вот англосаксы ничегошеньки нам не дали, ну кроме легендарного плана атомных бомбардировок СССР в 49-ом году. Но спасибо большое развитым демократиям, что струхнули малясь, когда русско немецкая бомба, а не невадский котел, прогремела как символ окончательного решения атомной проблемы. Жаль только, что вечно перпендикулярные, разнесли СССР безо всяких бомб... поскольку тиран был добрым и не решил их вопрос окончательно.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц