Версия для печати

«Бережок» перспективной реки

Новейшая разработка Тульского КБ приборостроения позволит экипажу БМП-2 уничтожить наземного и воздушного врага днем и ночью в любую погоду
Рамм Алексей

Проблема модернизации боевых машин пехоты  БМП-2 за последние годы стала очень актуальной  не только для Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ,  но и для армий других стран, где эти неприхотливые подвижные гусеничные машины стоят на вооружении.  Но если ходовая часть, двигатель и т. д.  покупателей  и Минобороны России пока удовлетворяют,  то вооружение, прицельные комплексы  и средства связи однозначно требуют замены.

Проблема модернизации боевых машин пехоты БМП-2 за последние годы стала очень актуальной не только для Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ, но и для армий других стран, где эти неприхотливые подвижные гусеничные машины стоят на вооружении. Но если ходовая часть, двигатель и т. д. покупателей и Минобороны России пока удовлетворяют, то вооружение, прицельные комплексы и средства связи однозначно требуют замены.

Как известно, «спрос рождает предложение», поэтому на прошедшей в феврале нынешнего года в индийском Нью-Дели международной выставке Defexpo 2014 известный экспортер вооружений RAFAEL (Израиль) предложил боевое отделение Samson Mk II для модернизации боевых машин пехоты БМП-2. В частности, израильские разработчики утверждают, что помимо новой 30-мм пушки, их вариант предусматривает возможность установки противотанковых управляемых ракет в зависимости от желания заказчика. Кроме того, на «Самсоне» стоят достаточно современные системы управления огнем и связи. Примечательно, что RAFAEL предпочел сделать свое боевое отделение необитаемым, то есть наводчик-оператор не сидит в самой башне, а управляет комплексом вооружения дистанционно из десантного отделения.

В систему управления огнем вошли тепловизор, дальномер и командирская панорама – все, о чем мечтают российские военные

Если обратиться к каталогам продукции не только израильских, но и польских (в частности Grupa Bumar), чешских и других фирм – производителей вооружения для сухопутных войск, то в их линейках продукции так или иначе присутствуют варианты модернизации БМП-2, начиная от достаточно бюджетных, когда речь идет скорее о восстановлении технической готовности, нежели о полноценной модернизации, до проектов с серьезным увеличением огневых возможностей за счет установки новых систем управления огнем, пушечно-пулеметного вооружения, ПТУР и т. д.

Конечно, в парках ВВТ многих стран есть боевые машины пехоты БМП-2, которые надо не только модернизировать, но и банально поддерживать в технической исправности. Но все же в первую очередь такие предложения рассчитаны для продаж на международном рынке вооружения. В этом нет ничего удивительного, ведь несколько тысяч БМП-2 стоят на вооружении более чем в 40 странах мира.

Надо сразу сказать, что российские производители не только не отстают от своих иностранных конкурентов, но и уверенно лидируют по модернизации БМП-2. В частности, Тульское конструкторское бюро приборостроения, входящее в холдинг «Высокоточные комплексы», представляет на выставке «Оборонэкспорт-2014», которая проходит с 13 по 17 августа на подмосковном аэродроме Жуковский, обновленное боевое отделение для БМП-2 с довольно игривым наименованием «Бережок». Конечно, на фоне «Игл», «Стрел», «Панцирей», «Тайфунов» и т. д. такое название звучит вроде как несерьезно, но несмотря на это, изделие тульских оружейников пользуется заслуженной популярностью у иностранных заказчиков. Так же, по мнению не только отечественных, но и зарубежных военных специалистов, российский комплекс по критерию «стоимость-эффективность» не имеет аналогов в мире, что и определяет его большой экспортный успех.

Старые-новые «двойки»

Созданная в начале 80-х БМП-2 вооружена не только новейшей по тем временам скорострельной автоматической 30-мм пушкой 2А42, но и пулеметом ПКТ, а также противотанковыми ракетными комплексами. Правда, возможности прицела наводчика БПК 2-42 и командирского (он же зенитный) 1ПЗ-3 все же оставляли желать лучшего. В частности, на БМП-2 довольно слабый даже по меркам начала 80-х годов ночной прицельный канал, использовавший активную инфракрасную подсветку цели, что сильно демаскировало работу боевой машины в ночных условиях. Отсутствовал полноценный дальномер, замененный так называемой параболой, состоявшей из рисок определенной высоты, совмещая с которыми цель, командир или наводчик-оператор по «формуле тысячных» рассчитывает дальность. Правда, не стоит осуждать советских конструкторов, стремившихся максимально упростить боевую машину пехоты БМП-2, так как на тот момент основные БМП противника, в частности немецкие «Мардер», американские М2 «Брэдли» и английские FV510 «Уориор», были не намного более совершенными. В частности, только на штатовской М2 был установлен тепловизор.

«Бережок» перспективной реки
Коллаж Андрея Седых

«Я хорошо знаком с БМП-3 и БМП-2 и могу сравнивать эти две машины. Надо признать, что в современных условиях алгоритм работы экипажа БМП-2 – дикий анахронизм. Командир на ТКН-3Б (командирский прибор наблюдения на БМП-2. – Прим. А. Р.) обнаруживает цель «по формуле тысячных», как мы ее называем «дуй в тысячу», рассчитывает в уме дальность и дает целеуказание наводчику, который на своем прицеле выставляет на специальной шкале дальность. Причем шкалы там три – для бронебойных, осколочно-фугасных снарядов для пушки и отдельно для пулемета. И только после этого можно открыть огонь. Даже у подготовленного экипажа это отнимает 20–30 секунд, а фактически – до минуты, что в современном бою в условиях «дуэли» – почти верная смерть для нашей машины. Нет на БМП-2 ни тепловизора, ни дальномера, нет даже нормальной «панорамы» у командира. И это в сравнении с современными системами управления огнем, где после обнаружения цели автоматически рассчитывается не только дальность стрельбы, но и все поправки, а автомат сопровождения цели будет вести противника до последнего», – рассказал обозревателю газеты «Военно-промышленный курьер» офицер, проходящий службу в Южном военном округе.

По словам собеседника, ночной канал прицела существует скорее для самоуспокоения, так как попасть в цель очень сложно из-за несовершенства прибора.

«Не секрет, что у боевиков в Чечне были современные прицелы ночного видения. Один такой ПНВ мы захватили в 2000 году, и каково было наше удивление, когда мы обнаружили, что инфракрасная подсветка цели на БМП-2 видна с очень большого расстояния. Фактически нам нельзя было ею пользоваться, чтобы не демаскировать свои позиции, но без ИК-фары на БПК 2-42 не то что попасть в цель, даже контуры окружающих объектов разобрать сложно», – поделился с «Военно-промышленным курьером» воспоминаниями заместитель командира одной из воинских частей Западного военного округа.

Но больше всего нареканий у военных вызывает прицел противотанковых управляемых ракет.

«Наводчику-оператору приходится поворачиваться вбок, что в стесненных условиях БМП-2 достаточно трудно сделать. Неудобны и ручки управления противотанковой ракетой. Понятно, что для 80-х годов это были прорывные решения, но на современном этапе – еще как неудобно! Да и сами комплексы – «Конкурс» или «Фагот», установленные на БМП-2 в зависимости от их серий, все-таки не только морально, но и физически устарели», – пояснил изданию офицер из Южного военного округа.

В то же время все офицеры, проходившие службу на БМП-2, которых опросила газета «Военно-промышленный курьер», однозначно высказались за то, что боевая машина пехоты БМП-2 не только исключительно надежна и неприхотлива, но и отличается высокой проходимостью.

«Двигатель УТД-20С1 достаточно мощный. Подвеска обеспечивает высокую проходимость. Но главное, что машина проста в эксплуатации и, как мы говорим в войсках, «дуракоустойчивая», то есть прощает очень многие ошибки и недочеты в эксплуатации. На мой субъективный взгляд, все же БМП-2 менее капризна, чем БМП-3. Если установить новые прицелы, дальномеры, тепловизоры и т. д., то цены бы «двойкам» (сленговое название БМП-2. – Прим. А. Р.) не было», – признался в разговоре с обозревателем «ВПК» офицер Западного военного округа.

Мнение своего коллеги поддержали все опрошенные газетой военнослужащие, знакомые с эксплуатацией БМП-2.

В поисках золотой середины

Все эти проблемы известны специалистам Тульского конструкторского бюро приборостроения. В конце 90-х там начались работы по созданию боевого модуля для модернизации БМП-3. Результатом работ стал БМ «Бахча-У». В дальнейшем БМ «Бахча-У» был использован в составе новейшей боевой машины десанта БМД-4, но прошел испытания на шасси БМП-2 и БТР-90, а также адаптирован для установки на катера и надводные корабли. Комплекс вооружения (KB) БМ «Бахча-У» является следующим поколением по сравнению с KB БМП-3. Для него разработана новейшая унифицированная автоматическая система управления огнем (СУО).

И все же «Бахча-У» с двумя пушками – 30-мм 2А70 и 100-мм 2А72, современным прицельным комплексом с дальномером и тепловизором уменьшает десант БМП-2 до пяти человек. Стоит напомнить, что в обычную БМП-2 полностью входит мотострелковое отделение (мсо), а при установке БМ приходится уменьшать число военнослужащих в мсо, что маловероятно, либо искать другое решение для модернизированной машины.

Впервые оно было представлено на прошедшей в 2006 году Международной выставке сухопутных вооружений, а серийное производство ведется в КБП с 2007 года.

При разработке новейшего БО тульские конструкторы приняли довольно интересное решение: не делать новый модуль необитаемым. Стоит отметить, что такой подход вызвал критику со стороны экспертов, утверждающих, что обитаемое боевое отделение – серьезный шаг назад, снижающий экспортную привлекательность машины. Но давайте разберемся, насколько эти претензии обоснованны.

Для того чтобы снизить уязвимость боевой машины, конструкторы БМП сделали их достаточно приземистыми. Благодаря такому силуэту машину сложно обнаружить, но в то же время это накладывает серьезные ограничения по компоновке, заставляя размещать не только агрегаты, но и десант достаточно компактно. В башне БМП-2 сидят наводчик-оператор (НО) и командир машины, поэтому если устанавливать необитаемый модуль, их рабочие места надо переносить в другое место. Принимая во внимание компактность БМП-2, это значит, что фактически придется «выкинуть» из десанта двух бойцов. А с учетом установки необходимых узлов и агрегатов возникает необходимость ликвидировать еще одно место.

Напомним, что десантное отделение – это не единое пространство, а два отсека, разделенные топливным баком. Поэтому при переделке придется менять и его, что влечет неизбежную трансформацию всей топливной системы боевой машины.

При таком «апгрейде» конструкции о бюджетной переделке машины, когда меняется только стандартная башня, вместо которой устанавливается новое боевое отделение, речь уже не идет. Приходится фактически перепроектировать десантное отделение, топливные баки и т. д., что, естественно, приведет к значительному увеличению суммы всего заказа.

Стоит отметить, что конструкторы фирмы RAFAEL на своем модуле «Самсон-2» пошли по такому пути, и это, как следовало ожидать, привело к сокращению мест в десанте. Примечательно, что в специально сделанных окошках на демонстрационном образце БМП-2 с установленным «Самсоном» хорошо видно: для удобства работы наводчика-оператора и командира, чьи места размещены в десантном отделении, пришлось «урезать» топливный бак. Непонятно, как это сказалось на дальности хода машины, хотя сами израильтяне признают, что после установки «Самсона» речь идет не о БМП, а скорее о машине огневой поддержки при проведении противоповстанческих операций.

Итак, какими достоинствами обладает «Бережок»?

Для БМ было использовано «железо» штатной БМП-3, хорошо освоенное «серийниками»: бронеколпак, системы питания автоматической пушки и ПКТ, пол с подвесом, редукторы наведения и т. д. Установлена автоматическая СУО, унифицированная с СУО БМ «Бахча-У» и адаптированная для управления ПТУР «контейнерного» запуска.

В систему управления огнем вошли тепловизор, дальномер, а самое главное – командирская панорама, то есть все, о чем так мечтают российские военные. Если сравнить возможности СУО российского боевого отделения, то надо признать, что она по ряду показателей превосходит аналогичные системы российской БМД-4, американской БМП М2А3 «Брэдли» и немецкой «Пумы». А если сравнивать с системами управления, установленными на отечественной БМП-3, английских «Уориорах» и немецких «Мардерах», то БМП-2 с «Бережком» значительно превосходит их по своим возможностям.

Претерпело изменение и вооружение. В частности, тульские конструкторы оставили 30-мм автоматическую пушку 2А42 и пулемет ПКТ, но при этом расширили возможности по поражению укрытой танкоопасной живой силы (ТОЖС) в условиях городской застройки, растительности и полевых укреплений за счет установки автоматического гранатомета АГ-30М. А главное, что противотанковые ракетные комплексы «Конкурс» и «Фагот» заменены современными «Корнет-Э». Примечательно, что пусковые установки ПТУР вынесены на бока башни и не требуют перезарядки, как было на старой БМП-2.

По сравнению с БМ «Бережок», впервые показанным в 2006 году, представляемый на выставке «Оборонэкспорт-2014» современный образец способен поражать цели всеми модификациями УР «Корнет» на дальностях 5,5, 8 и 10 километров днем и ночью, с места и с хода, в том числе и на плаву.

Показательно, что согласно регламентирующим документам БМП-2 способна бороться с низколетящими воздушными целями – самолетами и вертолетами. Раньше для этого использовалась пушка 2А42, и для такой стрельбы в системе управления огнем был введен специальный режим, который на переключателе пульта (называемого на сленге военных «чебурашкой») может выбрать командир, на чьем рабочем месте и установлен зенитный прицел. Понятно, что доступ к 1ПЗ-3 в данном случае настолько затруднен, что в войсках предпочитают его вообще не использовать.

Надо признать: в условиях современного боя отстреляться по воздушным целям, не говоря уже о том, чтобы их сбить, используя комплекс вооружения БМП-2, довольно проблематично. В БМ «Бережок» эффективность стрельбы по низколетящим целям приближается к уровню специализированных зенитных средств. Обеспечивается стрельба в автоматическом режиме с использованием лазерного дальномера, автомата сопровождения, оригинального алгоритма цифрового баллистического вычислителя. Одна из модернизаций УР «Корнет» имеет фугасную БЧ с неконтактным датчиком цели (НДЦ).

Можно смело утверждать, что с установкой «Бережка» при минимальной переделке БМП-2 не теряет своих прекрасных ходовых качеств и возможности плавать, но получает СУО, вооружение и системы связи и навигации на уровне современных боевых машин пехоты типа БМД-4, М2А3 «Брэдли», «Пума».

«Бережок» – достаточно бюджетный вариант, когда за минимальные деньги заказчик значительно увеличивает боевые свойства машины. Надо признать, что израильские, чешские, польские и другие варианты модернизации гораздо дороже. Да, Чехия модернизировала часть своих БМП-2, но это достаточно дорогое удовольствие и только для нужд своей армии», – сообщил «ВПК» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов.

Еще в 2005 году был заключен достаточно дорогой контракт на модернизацию 400 БМП до уровня БМП-2М с установкой боевого отделения «Бережок». Помимо установки БО на машинах меняют неисправные узлы и агрегаты, двигатели и т. д.

Но этот контракт оказался для КБП и холдинга «Высокоточные системы» не единственным. Так, по словам заместителя управляющего директора КБП Юрия Хозяинова, интерес к «Бережку» в последнее время значительно усилился после того, как тульское предприятие подписало объемный контракт с иностранными заказчиками на его поставки.

«Контракт большого объема, рассчитан на четыре года, подписали в октябре 2013-го. Поэтому производственная линия загружена», – сообщил Юрий Хозяинов, отказавшись, впрочем, назвать заказчика, стоимость сделки и какие-либо другие параметры договора.

Тульское конструкторское бюро приборостроения и холдинг «Высокоточные комплексы» смогли найти оптимальное решение для модернизации зарекомендовавших себя БМП-2. Конструкторы нащупали ту золотую середину, когда соотношение «стоимость-эффективность» делает «Бережок» очень популярным среди покупателей и привлекает внимание новых заказчиков.

Будем надеяться, что КБП не остановится на достигнутом и продолжит выпускать и разрабатывать уникальные боевые отделения и модули.

Опубликовано в выпуске № 29 (547) за 13 августа 2014 года

Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
13 августа 2014
Нормативное время пуска после "вижу цель" у Иглы - 3 секунды. Вертолёт огневой поддержки способен на второй секунде произвести пуск. Не вижу ТТХ "бережка". И теперь "для тех, кто в танке". Я никогда с брони не буду производить пуск по воздушной цели- это смертный приговор самому себе. Да и не получится борьбы с воздушной целью из БМПшки- не успеешь оглядеться- вертушка твоё г...но с землёй перемешает.В наше время никакого металла, никакой тепловой и прочей демаскировки не должно быть у зенитчика. Из засады бить, и тут же менять позицию.
Аватар пользователя Cord
Cord
07 сентября 2014
комментарий удален
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
09 сентября 2014
Бессмысленная трата средств на изначально абсолютно не живучую на поле современного боя технику.
Аватар пользователя механик-вредитель 1 класса
механик-вредитель 1 класса
16 февраля 2015
в свое время отганял пол года на двойке в чечне...что сказать, первое, машина идеальна в городе, но безнадежна на пахоте.....но по порядку....первыми у меня вылетели задние аммортизаторы, из-за резкого торможения, которое иногда необходимо...через пару месяцев вылетели и передние аммортизаторы...периодически слетали гусеницы, приходилось одевать в экстремальных условиях, в результате одну гусеницу я погнул, пошли задиры на бандажах катков...как то разбил бандаж переднего катка...двигатель вырабатывается довольно быстро, эквивалентно падает его мощность...за пол года ежедневных разъездов он отказывается заводится воздухом...за пол года "интенсивной" эксплуатации, придется пробивать сетку или менять сам БЦН...и лучше это сделать еще до отправки в зону б\д, поскольку его поломка непредсказуема, а чистка занимает пол дня, плюс заглушенный дополнительный бак, и пустой основной...через пару месяцев потекли прокладки бортовых редукторов, пришлось доливать обычное моторное масло...как впрочем и везде, в коробку, в двигатель, в топливный насос и бортовые редукторы, шло то масло которое было в наличии...топливные фильтры я выкинул почти сразу, поскольку их все равно от зампотеха не дождешься. по вооружению....в засаду лучше не попадать, поскольку гирокомпаса разгоняются дольше минуты....можно ездить на башенном стопоре,..но тогда пехоту с брони придется сгонять, иначе кого нибудь если не примнет или порвет, так сбросит с машины...переговоры с пехотой это отдельная история.......пушка отличная но брезентового чехла с подачи я никогда не видел...сперва в подачу попал гаечный ключ, потом шнур от гарнитуры командира...расклинивание пушки, так же отдельная история.....загрузка, к.г. пол беды, вот дозагрузка беда, поскольку необходимо как то вытащить или куда то деть неизрасходованную ленту. стрельба, единственное занятие которое компенсирует все невысказанное об этой машине...одиночный ложит бетонный столб, очередью можно завалить стену...вот пожалуй и все, поскольку выковыривать пехоту из окопов эта пушка не может...кроме рикошетов, минус такого калибра в уводе огня вверх...13 тонн для 30 мм это маловато. теперь о грустном....засунуть украденного барана в десант можно, но бычка уже нет, как впрочем и раненого бойца...сколько помню, раненых все перевозили только на броне....десант для этого не приспособлен, поскольку разделен баком. пехота ничего не видит в положенные ей шесть тримплексов, и по прибытию на место чувствует себя обманутой. башенка птура, мешает обзору командира....в принципе в локальном конфликте абсолютно бесполезна....и хоть пусковая птура очень удобна для наблюдения, но только в ровном поле,поскольку она не корректируется по высоте. в ТКН и прицел ночью ничего не видно...при включенных лунах можно разве что ехать по колее и не столкнуться с бетонным блоком....стрелять возможно только по лампочкам. внутренняя связь, дело случая...может быть а может и не быть, в самый нужный момент, кто то из экипажа глохнет, поскольку разъемы р124, чувствительны к загрязнениям. ну и еще много чего интересного, мог бы рассказать, но нет времени. главное что необходимо сделать при модернизации бмп2, это убрать куда то бак и объединить десантные полуотделения.....начинать модернизацию с прицелов, смысла нет, поскольку пшка автоматическая и прекрасно корректируется в ходе стрельбы....боеприпасов предостаточно, что по чистой случайности несколько раз попасть куда надо.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
13 августа 2014
Нормативное время пуска после "вижу цель" у Иглы - 3 секунды. Вертолёт огневой поддержки способен на второй секунде произвести пуск. Не вижу ТТХ "бережка". И теперь "для тех, кто в танке". Я никогда с брони не буду производить пуск по воздушной цели- это смертный приговор самому себе. Да и не получится борьбы с воздушной целью из БМПшки- не успеешь оглядеться- вертушка твоё г...но с землёй перемешает.В наше время никакого металла, никакой тепловой и прочей демаскировки не должно быть у зенитчика. Из засады бить, и тут же менять позицию.
Аватар пользователя Cord
Cord
07 сентября 2014
комментарий удален
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
09 сентября 2014
Бессмысленная трата средств на изначально абсолютно не живучую на поле современного боя технику.
Аватар пользователя механик-вредитель 1 класса
механик-вредитель 1 класса
16 февраля 2015
в свое время отганял пол года на двойке в чечне...что сказать, первое, машина идеальна в городе, но безнадежна на пахоте.....но по порядку....первыми у меня вылетели задние аммортизаторы, из-за резкого торможения, которое иногда необходимо...через пару месяцев вылетели и передние аммортизаторы...периодически слетали гусеницы, приходилось одевать в экстремальных условиях, в результате одну гусеницу я погнул, пошли задиры на бандажах катков...как то разбил бандаж переднего катка...двигатель вырабатывается довольно быстро, эквивалентно падает его мощность...за пол года ежедневных разъездов он отказывается заводится воздухом...за пол года "интенсивной" эксплуатации, придется пробивать сетку или менять сам БЦН...и лучше это сделать еще до отправки в зону б\д, поскольку его поломка непредсказуема, а чистка занимает пол дня, плюс заглушенный дополнительный бак, и пустой основной...через пару месяцев потекли прокладки бортовых редукторов, пришлось доливать обычное моторное масло...как впрочем и везде, в коробку, в двигатель, в топливный насос и бортовые редукторы, шло то масло которое было в наличии...топливные фильтры я выкинул почти сразу, поскольку их все равно от зампотеха не дождешься. по вооружению....в засаду лучше не попадать, поскольку гирокомпаса разгоняются дольше минуты....можно ездить на башенном стопоре,..но тогда пехоту с брони придется сгонять, иначе кого нибудь если не примнет или порвет, так сбросит с машины...переговоры с пехотой это отдельная история.......пушка отличная но брезентового чехла с подачи я никогда не видел...сперва в подачу попал гаечный ключ, потом шнур от гарнитуры командира...расклинивание пушки, так же отдельная история.....загрузка, к.г. пол беды, вот дозагрузка беда, поскольку необходимо как то вытащить или куда то деть неизрасходованную ленту. стрельба, единственное занятие которое компенсирует все невысказанное об этой машине...одиночный ложит бетонный столб, очередью можно завалить стену...вот пожалуй и все, поскольку выковыривать пехоту из окопов эта пушка не может...кроме рикошетов, минус такого калибра в уводе огня вверх...13 тонн для 30 мм это маловато. теперь о грустном....засунуть украденного барана в десант можно, но бычка уже нет, как впрочем и раненого бойца...сколько помню, раненых все перевозили только на броне....десант для этого не приспособлен, поскольку разделен баком. пехота ничего не видит в положенные ей шесть тримплексов, и по прибытию на место чувствует себя обманутой. башенка птура, мешает обзору командира....в принципе в локальном конфликте абсолютно бесполезна....и хоть пусковая птура очень удобна для наблюдения, но только в ровном поле,поскольку она не корректируется по высоте. в ТКН и прицел ночью ничего не видно...при включенных лунах можно разве что ехать по колее и не столкнуться с бетонным блоком....стрелять возможно только по лампочкам. внутренняя связь, дело случая...может быть а может и не быть, в самый нужный момент, кто то из экипажа глохнет, поскольку разъемы р124, чувствительны к загрязнениям. ну и еще много чего интересного, мог бы рассказать, но нет времени. главное что необходимо сделать при модернизации бмп2, это убрать куда то бак и объединить десантные полуотделения.....начинать модернизацию с прицелов, смысла нет, поскольку пшка автоматическая и прекрасно корректируется в ходе стрельбы....боеприпасов предостаточно, что по чистой случайности несколько раз попасть куда надо.

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц