Версия для печати

Оружие бескровной войны

Азаров Владимир

По городам России проходит Третий Международный фестиваль военного кино имени Юрия Озерова, посвященный 60-летию Великой Победы. Следует заметить, что это явление хоть и новое, но вполне закономерное. Ведь на Руси испокон веков русские люди воевали за свою свободу и независимость, и искусство, каким бы и в какие времена оно ни было, всегда пыталось отражать реальные события нашей истории.



ЧЕМУ УЧИТ СОВРЕМЕННОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО


По городам России проходит Третий Международный фестиваль военного кино имени Юрия Озерова, посвященный 60-летию Великой Победы. Следует заметить, что это явление хоть и новое, но вполне закономерное. Ведь на Руси испокон веков русские люди воевали за свою свободу и независимость, и искусство, каким бы и в какие времена оно ни было, всегда пыталось отражать реальные события нашей истории.
{{direct_hor}}
Совсем не случайно, что первая игровая полнометражная лента дореволюционной России - "Оборона Севастополя" - была снята Александром Ханжонковым по высочайшему соизволению Николая II, поскольку имела колоссальное нравственно-воспитательное значение. С развитием технического прогресса воздействие кинематографа на умы и сознание людей многократно увеличилось. Это прекрасно понимали в советское время, отлично знали и в США. Именно кинематограф стал оружием бескровной войны, ведущейся против России вот уже многие годы. Опираясь на мощь Голливуда, американцы формировали у своих граждан представления о нашей стране. Перенесенные на кинопленку, они были далеки от реальности. Но сходства и не требовалось. Цель стояла в дискредитации великой державы в глазах остального мира. Для этого годились любые средства. И значительная часть этого удара обрушилась на нашу армию.

Поэтому, когда говорят, что в нынешнем кино нет никакой идеологии и пропаганды, слышать это странно и смешно. Давно уже нет "железного занавеса", но в зарубежных кинолентах последних лет образ россиянина, особенно в погонах, зачастую все так же карикатурен: пьяная небритая личность в ушанке, и даже неважно, кого он представляет - подводника, милиционера или космонавта. Если же проанализировать фильмы последних лет отечественного кинематографа, то легко заметить, что все они сделаны по голливудскому шаблону, который, как известно, состоит из определенных атрибутов: закрученный сюжет, сцены насилия, откровенный секс, убийства и развязка, либо хеппи-энд и минорное окончание. Но зачастую все забывают и еще об одной важной составляющей голливудских штампов, которые наши режиссеры не могут выполнить по ряду причин. Прежде всего потому, что те, кто им платит, не позволяют этого делать.

ПОЧЕМУ У НИХ "ПАТРИОТ"?

В голливудских военных лентах зрителю всегда подается сильнейший воспитательный посыл глубокого патриотического содержания. Взять, к примеру, фильмы "Спасти рядового Райана" или "Патриот". В качестве апофеоза сложных хитросплетений всегда подводится один итог - добро, справедливость, которые несет герой-одиночка: солдат, полицейский, простой человек на фоне всеобщего зла и, казалось бы, безысходности. Он побеждает, потому что он достойный гражданин, патриот Америки.

А чему учит наше военное кино? Ведь до сих пор не сформирован современный образ защитника Отечества, низок престиж военной службы, нет положительного образа героя нашего времени. Между тем мировой опыт показывает, что даже один фильм на этом поприще может принести неоценимую пользу. Когда в США начал резко падать конкурс в учебные заведения по подготовке пилотов, Пентагон перечислил одной из киностудий миллионы долларов. В результате появились фильм о летчиках палубной авиации "Топ ган" с Томом Крузом в главной роли, несколько документальных лент на ту же тему - и от желающих стать авиатором вскоре не было отбоя. В выигрыше оказались не только ВВС, но и государство.

Наверное, нечто подобное можно было бы делать и в России. Ведь воспитание патриотов Отечества прежде всего должно быть выгодно государству. То, что кинематограф является мощнейшим оружием идеологического воздействия на умы и сознание людей, считается неоспоримым фактом. Главная задача состоит в том, как эту силу использовать. Как ею пользуются наши недруги, мы знаем. Отечественные кинематографисты в деле разложения морально-нравственных христианских норм стараются им не уступать, руководствуясь прежде всего лишь личной материальной выгодой. С этой целью используются современные маркетинговые технологии и приемы заманивания людей на сеанс, которые отрабатываются на рекламных клипах, показом низменных инстинктов человеческой натуры на экране: секс, удовольствие, наслаждение. Порой они стараются действовать более изощренно и тонко, профанируя саму ту или иную историческую тему, либо показывая на экране частичную правду. А полуправда хуже откровенной лжи. Потому что ложь распознаваема, а полуправда - нет.

Просмотр наших фильмов по военной тематике последних лет показывает происходящий в стране процесс перекраивания истории, гиперболизацию отдельных редких случаев из жизни людей и преподнесение их в качестве обыденных фактов поведения граждан того или иного исторического периода. Поиск негативного частного и преобразование его в общее. Стоит лишь вглядеться в экран телевизора. Одна из излюбленных здесь мишеней - армия. В России она всегда была не только важнейшим государственным институтом, но и зеркалом происходящих в стране процессов, жила одной судьбой с народом. Поэтому шельмование прошлого может серьезно пошатнуть устои настоящего, размыть в сознании граждан свою идентификацию с народом, с Россией. Теперь правду стало не модно показывать, идет интенсивный поиск компромата в историческом прошлом и "вбрасывание" его на потребу зрителя.

НЕ ТА "РОТА"

В череде вышедших на большой экран фильмов хотелось бы остановиться более подробно на двух: художественном - "9 рота" и телевизионном - "Курсанты" как наиболее знаковых в своих жанрах. Конкретный разбор их - дело неблагодарное и утомительное для читателя, поэтому возникает желание сказать о главном - способствуют ли они формированию духовно-патриотического мировоззрения граждан, прежде всего молодежи, или нет?

В широко разрекламированном фильме "9 рота" достаточно четко прослеживается антипатриотическая линия. Война в Афганистане выдвигается как бессмысленная бойня, тем более концовка подтверждает это, указывая на то, что через два года страна перестала существовать. Это не правда! Изменилось название страны. Но Россия, народ остались. Геополитические цели и задачи не изменились. В абсолютном большинстве люди в возрасте под сорок прекрасно разобрались в истинной сущности этого отечественного боевика. Судя по публикациям в печати и Интернете, можно сделать вывод, что у думающей части нашего населения реакция отрицательная. Это показатель того, что у нас еще есть в народе те, кто может правильно объяснить те или иные явления нашей истории.

В фильме нет самого главного - русского солдата. Тема войны не раскрыта. Как пишут многие журналисты, этот фильм о неизвестной войне неизвестного народа на территории неизвестной страны. Афганистан был взят в качестве фона. Мне представляется, что в оценках любого фильма на военную тему людям следует подняться выше своих субъективистских позиций и посмотреть на фильм с точки зрения гражданина страны. К чему он нас призывает? А если он направлен не к поколению взрослых людей, то к кому? Наверное, к молодежи. После просмотра "9 роты" ее сознание может серьезно виртуализироваться, что приведет к созданию ряда негативных выводов об армии, не соответствующих реалиям жизни.

Другой задачей мастеров кино является показ реализма войны. Пусть тот или иной эпизод картины не будет точной копией какого-то конкретного боя или битвы. Это и не обязательно для художественного фильма, но художник должен показать своему зрителю, какой мог произойти бой, как бы он проходил вообще в то время. Для этой цели у него есть возможность поработать с историческим материалом. К тому же для этой цели существуют военные консультанты. В их отсутствии в одном из интервью о фильме "Штрафбат" кинорежиссер Николай Досталь честно признался: "Военных консультантов у нас практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя. Были технические консультанты - по костюмам, по эпохе. Но только не из тех, которых раньше назначало Министерство обороны, - докторов исторических наук, генералов и прочих важных особ. А с участниками войны Володарский встречался во время написания сценария. Только они его не консультировали, а просто рассказывали, а он записывал".

После просмотров фильмов о войне резонно задаешься вопросами. С каким чувством выйдет из кинозала молодой человек, родившийся в 1991 году? За кого пойдут на смерть нынешние мальчишки, если им не будет прививаться патриотизм? За олигархов, киллеров, которых молодежь постоянно видит на экранах телевизоров, за вороватых бизнесменов, удачно обворовывающих страну, коррумпированных чиновников, за изнеженную космополитичную лжеэлиту, за прогнившие государственные институты: милицию, суд, прокуратуру, СМИ? За кого?

Кто бы и как ни ругал советское время, но руководство той страны делало все, чтобы воспитать законопослушных граждан Отечества, патриотов государства. Можно всегда возразить, что им это было удобно. Пусть горсть этих людей жила при коммунизме, но проведение такой мудрой политики давало хорошие плоды. Не случайно почти все читатели православных сайтов подтверждают, что во времена афганской войны они и их сверстники писали рапорта, чтобы их отправили в Афганистан. Так были воспитаны люди! И в этом заслуга правящего в то время режима. Разве мог бы двадцать лет назад Союз кинематографистов допустить выход на экраны фильмов, подобных "Курсантам" или "9 роте"? Разве осталось бы безучастным Министерство обороны СССР с его всемогущим партийно-политическим аппаратом? Исключено! Там бы задали вполне резонный вопрос: "А что несет ваш фильм народу?".

Я заранее соглашусь со многими оппонентами, утверждающими, что и раньше были большие перегибы. Да, были! Мне довелось брать интервью у дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Виталия Ивановича Попкова - прототипа Маэстро в замечательном фильме "В бой идут одни старики" Леонида Быкова. Генерал рассказывал, что после просмотра фильма министр культуры Украины наложил на него "вето". "Такого на войне не могло быть", - заявил он. "А вы были на войне?" - спросил его Виталий Иванович. "Нет, не был, но это не имеет значения. Я знаю, что так быть не могло. Они там все поют, танцуют и влюбляются. А кто же тогда Родину защищал?". Образец чиновничьей глупости налицо. "Но переубедить его никому не удалось, - вспоминал мой собеседник. - Леонид Быков был расстроен до слез. Но мы рук не опустили и дали решительный бой чиновничеству, как в войну, ходили по инстанциям, доказывали, что это нужная и хорошая картина. Нам удалось добиться повторной демонстрации, на которую пригласили Павла Степановича Кутахова, в ту пору главкома ВВС. После просмотра этого фильма Кутахов оглядел собравшихся в зале и с присущей военному человеку прямотой задал вопрос: "Ну какой же дурак не выпускает этот фильм?".

"БРИГАДНЫЙ" ПОДРЯД

Если фильму "9 рота" с полной ответственностью могу, как бывший офицер-афганец, дать полный анализ, то рецензию на "Курсантов" хотел бы предоставить сделать фронтовику, выпускнику Саратовского (передислоцированного из Киева) артиллерийского училища. По нашей просьбе полковник в отставке Кулаков Иван Яковлевич прислал отзыв на этот фильм.

Не могу не привести выдержки из его гневной статьи: "В киносериале "Курсанты" я не нашел ни единой картины правды о том суровом и сложнейшем периоде жизни СССР. И хотя в нем показано неведомое мне артиллерийско-минометное Саратовское военное училище, я ничего похожего на военное училище в нем не увидел. На экране проходила жизнь каких-то заключенных, да еще в окружении девиц легкого поведения. Я даже успел за время просмотра сериала возненавидеть когда-то любимых мною артистов, играющих от начала и до конца лживые роли.

Я даже усомнился в том, что господин Тодоровский рассказывает о себе и о своем неизвестном мне училище. Скорее всего, это похоже на кем-то заказанный пасквиль, чтобы в год 60-летия Победы морально "добить" мое поколение. Уверен, что и эта очередная попытка вылить на нас ушат грязи закончится безуспешно, хотя в сознании молодых людей наверняка зародится убеждение, позволяющее найти оправдания, чтобы уклониться от хлопот о судьбе Родины, а стало быть, от службы в Вооруженных Силах. В сериале не была показана настоящая боевая подготовка будущих артиллерийских командиров. Вместо нее демонстрировались лишь отдельные эпизоды непонятных простому человеку элементов штыкового боя, который в артиллерийских училищах не практиковался, и стрельба из батальонного 82-мм миномета с непонятными для артиллеристов командами и выкриками "Выстрел". Невольно возникал вопрос: "А был ли у создателей фильма консультант, хотя бы в звании сержанта-артиллериста?".

В сериале очень натурально представлены морально разложившиеся типы офицеров и курсантов - пьяниц и воров. Если подобные факты и имели место где-либо в учебном заведении того времени, то они недостойны того, чтобы посвящать им киносериал. Я не стану конкретно останавливаться на многочисленных мелких погрешностях фильма, таких, например, как поедание овса, вокруг которого развернулась целая цепочка преступлений. Хотелось бы сказать о главном. Из числа преподавателей в училищах действительно были побывавшие в боях и имевшие тяжелые ранения офицеры, но среди них я никогда не видел пьяниц и припадочных людей: Что достойного воспоминания останется в памяти молодых людей от просмотренного сериала? Как могли воры, пьяницы и морально разложившиеся типы победить такого сильного врага? Моему и друзей ветеранов-артиллеристов возмущению нет предела".

Мне могут возразить оппоненты, что те или иные случаи, показанные в военных кинолентах, были. Да, конечно, могли происходить! Но разве можно выносить на большой экран эпизодические, явно негативного содержания события, случавшиеся крайне редко в жизни прежде единого, духовно и нравственно здорового общества. Конечно, нет! Не следует забывать, что эти фильмы рассчитаны не на домашнее видео, а на огромную аудиторию под названием российский народ.

Думаю, что общественные организации, творческие коллективы, Вооруженные Силы, МВД, силовые ведомства дадут соответствующую оценку отечественной военной кинопродукции. Нельзя постоянно развращать молодежь, не имеющую твердого морально-нравственного жизненного стрежня, провоцируя ее на подлость, низость, предательство и преступления, постоянным показом на телеэкранах "красивой" притягательной жизни главных героев таких сериалов, как "Бригада", "Охота на изюбра", "Банкирши" и многих, многих других. Разве у нас нет патриотов военных, честных милиционеров, добросовестных ученых, порядочных учителей или врачей? Почему на экранах страны главные герои - преступники, воры, убийцы и падшие женщины?

Владимир АЗАРОВ

Опубликовано в выпуске № 48 (115) за 21 декабря 2005 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Владимир Александрович Гладков
Владимир Александрович Гладков
16 января 2011
Владимир!Ты ли это?Я часто бываю в Севастополе-иногда 2-3 раза,в прошлом году аж 4-очень хотелось бы встретиться с однокашником.Мой адрес"[email protected]" .В Севастополе тесно общаюсь с Мартынюком Павлом,тебя вспоминали,а нашел в интернете,отзовись.
Аватар пользователя Владимир Александрович Гладков
Владимир Александрович Гладков
16 января 2011
Владимир!Ты ли это?Я часто бываю в Севастополе-иногда 2-3 раза,в прошлом году аж 4-очень хотелось бы встретиться с однокашником.Мой адрес"[email protected]" .В Севастополе тесно общаюсь с Мартынюком Павлом,тебя вспоминали,а нашел в интернете,отзовись.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц