Версия для печати

Вместе - к новым перспективам

Максимов Иван
В одном из недавних номеров "ВПК" мы рассказали о попытках НПО "Сатурн" (г. Рыбинск Ярославской обл.) выкрутить руки ФГУП "ММПП "Салют" и УМПО, установить административный контроль над ними, выстроить "под себя" двигателестроительную корпорацию. Но есть и альтернативные варианты интеграции, которые, в отличие от рыбинских прожектов, реально воплощены в жизнь. В соответствии с Постановлением правительства России "О Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" и планом-графиком, утвержденным Комиссией правительства РФ по военно-промышленным вопросам, завершается процесс создания интегрированной структуры на базе ФГУП "ММПП "Салют". Накануне предстоящей структурной перестройки российского авиапрома, связанной с ожидаемым подписанием Указа президента РФ о создании Объединенной авиастроительной компании (ОАК), опыт "Салюта" представляется особенно ценным.


ЗАВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ НА БАЗЕ ФГУП "ММПП "САЛЮТ"


В одном из недавних номеров "ВПК" мы рассказали о попытках НПО "Сатурн" (г. Рыбинск Ярославской обл.) выкрутить руки ФГУП "ММПП "Салют" и УМПО, установить административный контроль над ними, выстроить "под себя" двигателестроительную корпорацию. Но есть и альтернативные варианты интеграции, которые, в отличие от рыбинских прожектов, реально воплощены в жизнь. В соответствии с Постановлением правительства России "О Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" и планом-графиком, утвержденным Комиссией правительства РФ по военно-промышленным вопросам, завершается процесс создания интегрированной структуры на базе ФГУП "ММПП "Салют". Накануне предстоящей структурной перестройки российского авиапрома, связанной с ожидаемым подписанием Указа президента РФ о создании Объединенной авиастроительной компании (ОАК), опыт "Салюта" представляется особенно ценным.
{{direct_hor}}

Двигатель АЛ-31ФН - пример высоких технологий ФГУП "ММПП "Салют".
Фотоархив ''ВПК''
Современное двигателестроение во многом определяет возможности и перспективы развития отечественной авиапромышленности. Поэтому сохранение и наращивание научно-технического и производственного потенциала авиационного двигателестроения - не просто лозунг, а настоятельная потребность сегодняшнего дня. А это, в свою очередь, невозможно без запуска механизмов интеграции, которая должна обеспечить решение таких задач, как консолидация ресурсов на приоритетных направлениях, сокращение сроков и затрат на освоение новых изделий, оптимальная специализация производственных площадок, снижение производственных расходов.

Один из лидеров российского двигателестроения - ФГУП "ММПП "Салют" вот уже несколько лет без шума и лишней рекламы последовательно реализует проект создания вертикально интегрированной структуры. Напомним, "Салют" - крупнейшее специализированное предприятие по изготовлению и сервисному обслуживанию авиадвигателей АЛ-31Ф/ФН (для самолетов семейства "Су"), ремонту двигателей АЛ-21Ф (для Су-22 и Су-24), Р-15Б-300 (для МиГ-25), изготовлению узлов и деталей двигателей Д-436Т1/ТП (для Ту-334-100, Ту-134М, Бе-200), Д-27 (для Ан-70), АИ-222 (для Як-130) и промышленных энергетических и газоперекачивающих установок.

"Салют" входит в элиту крупнейших оборонных предприятий страны и имеет статус Федерального научно-производственного центра (Распоряжение правительства России от 18 июня 1999 г. №952-р, статус подтвержден Распоряжением правительства РФ от 10 февраля 2004 г. №188-р). Стратегией развития ФГУП "ММПП "Салют" является создание крупного научно-производственного комплекса, выполняющего весь цикл работ по маркетингу, разработке, производству, сопровождению в эксплуатации газотурбинных двигателей различного назначения. В настоящее время в состав интегрированной структуры входят:

- машиностроительное конструкторское бюро "Гранит" (Москва);

- научно-производственное предприятие "ЭГА" (Москва);

- Гаврилов-Ямский машиностроительный завод "Агат" (Ярославская область);

- Воскресенский машиностроительный завод "Салют";

- ОАО "Агрегат" (г. Сим);

- НИИД - филиал ФГУП "ММПП "Салют";

- ОАО "Топаз" (Кишинев);

- ОКБ "Горизонт" (Московская обл.);

- завод "Прибор" (Бендеры).

Осуществление функций головной организации интегрированной структуры взяло на себя ФГУП "ММПП "Салют", которое отвечает за выполнение НИОКР по созданию авиационных двигателей, стационарных энергетических установок, серийное производство основных узлов и деталей, окончательную сборку двигателей, их реализацию, послепродажное обслуживание, ремонт и утилизацию.

В июле 2005 г. руководителями ФГУП "ММПП "Салют" и омского ФГУП "ОМО им. Баранова" было подписано соглашение о вхождении "ОМО им. Баранова" в создаваемую интегрированную структуру. При этом ОМО им. Баранова станет филиалом ФГУП "ММПП "Салют". Специализация филиала - производство и ремонт авиационных двигателей, производство индустриальных установок. Организационная процедура продлится не менее года.

Справка "ВПК". ФГУП "ОМО им. Баранова" производит авиационные двигатели разных модификаций для самолетов семейства "Су". Последней разработкой стал двигатель ТВД-20, который может быть использован на самолетах Ан-3 и Ан-38. В последние годы предприятие в основном выполняет иностранные заказы по капитальному ремонту двигателей для самолетов "Су", стоящих на вооружении ряда стран, в том числе Ирана и Алжира.

Отсутствие стабильных заказов у ОМО им. Баранова привело к тяжелому финансовому положению предприятия. Специалисты не исключали даже возможности банкротства. Когда-то там работали более 30 тысяч человек. Сегодня - менее 7 тысяч сотрудников. Этот огромный высвободившийся потенциал можно с пользой для всех использовать, если передать в Омск серийное производство, сохранив за Москвой создание новых технологий, наукоемких изделий, к которым относятся газотурбинные двигатели. В Омске, в свою очередь, будут созданы дополнительные рабочие места.

Отметим, что создание филиала ФГУП "ММПП "Салют" в Омске не только сохраняет все налоговые платежи в бюджет области, но и увеличивает налогооблагаемую базу благодаря дополнительной загрузке ФГУП "ОМО". Как сообщила газета "Коммерсантъ-Омск", ФГУП "ММПП "Салют" и ОМО им. Баранова уже заявили о запуске производства газотурбинных установок (ГТУ) для выработки тепла и электроэнергии. Рынок ГТУ на предприятиях оценивают как "очень перспективный". "Салют" уже получил заказы от ОАО "Газпром". "С этим партнером мы надеемся и далее развивать отношения", - сообщил директор по наземно-промышленным программам ФГУП "ММПП "Салют" Сергей Кузнецов.

Указанный совместный проект производства газотурбинных установок для производства тепловой и электрической энергии будет основан на использовании авиадвигателей, отработавших авиационный ресурс. По мнению аналитиков, "это магистральное направление в мировом газотурбостроении". "После внесения конструктивных изменений двигатели от самолетов типа "Су" могут работать на природном газе. На этом топливе и будут функционировать газотурбинные установки", - рассказал главный инженер ОМО им. Баранова Евгений Шарапов. В производстве энергогенерирующей наземной техники моторостроители Москвы и Омска видят большие перспективы. По словам Кузнецова, уже разработана документация на ГТУ мощностью от 20 до 60 МВт. Причем производители гарантируют окупаемость установки за 8 лет. По данным газеты "Коммерсантъ-Омск", производство ГТУ на омском заводе будет запущено уже в 2006 году.

Отметим, что вхождение ОМО им. Баранова в состав интегрированной структуры и новые контракты позволят существенно повысить уровень жизни и благосостояния сотрудников в связи с увеличением доходов предприятия, а также обеспечит сохранение и развитие социальной сферы. Гарантией этого является то, что ФГУП "ММПП "Салют" всегда имело репутацию предприятия, сохраняющего и развивающего социальную сферу.

Еще один важный фактор, работающий за вхождение ОМО им. Баранова в состав интегрированной структуры под эгидой ФГУП "ММПП "Салют", - повышение квалификации сотрудников как необходимое условие перевода части высокотехнологичного производства в регион. Вообще инвестиции в подготовку и переподготовку кадров, создание учебных центров всегда были одной из самых сильных сторон деятельности ФГУП "ММПП "Салют", что не раз отмечалось на уровне руководства отрасли и правительства Москвы.

В беседе с корреспондентом "ВПК" генеральный директор "Салюта" Юрий Елисеев отметил: "Омский завод важно сохранить как двигателестроительный, с учетом востребованности его мощностей и продукции в различных отраслях промышленности: авиационной, энергетической, железнодорожной и т.д. Объединение с ФГУП "ММПП "Салют" для омского завода является одним из очень немногих вариантов сохранения и выживания. Время работает не в нашу пользу, и чем позднее произойдет объединение, тем больше сил и средств придется вкладывать в будущем".

Какие же перспективы открываются у омских моторостроителей после вхождения в состав интегрированной структуры? Ожидаемое увеличение спроса на двигатель РД-33 (МиГ-29) и его модификации позволит увеличить объемы его производства и ремонта на ОМО им. Баранова. Так же планируется сохранение и наращивание объемов производства и ремонта двигателей ВСУ-10 (Ил-86, Ил-96), ТВД-20 (Ан-3 и Ан-38), ТВ7-117С (Ил-114). В перспективе возможно серийное производство и ремонт двигателя ВК2500 (вертолеты марки "Ми"). Указанные мероприятия позволят увеличить объемы производства на омском заводе к 2015 г. до 16 млрд. рублей в год.

Идею создания интегрированной структуры на базе ФГУП "ММПП "Салют" активно поддерживает один из крупнейших отечественных специалистов в сфере двигателестроения президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) доктор наук, профессор Виктор Чуйко. По его мнению, наиболее эффективный вариант процесса интегрирования в авиационном двигателестроении - это создание двух холдингов - одного на базе ФГУП "ММПП "Салют", а другого - на базе НПО "Сатурн". Как считает Виктор Чуйко, объединение же под одной крышей всех двигателестроительных предприятий приведет к потере существующих школ российского авиационного двигателестроения.

Итак, создание на базе ФГУП "ММПП "Салют" полноценной самодостаточной научно-производственной структуры позволит полностью обеспечить замкнутый цикл: научные исследования - опытно-конструкторские работы - базовые технологии - производство - реализация - сопровождение в эксплуатации - утилизация продукции. Экспертные оценки основных технико-экономических показателей создаваемой интегрированной структуры показывают, что объемы производства конечной продукции в 2006 г. могут составить около 16 млрд. руб., а в 2015 г. - возрасти до 36,8 млрд. руб. при рентабельности 17,1% и 31,2% соответственно. А это означает, что у России будут моторы, способные возвратить ей былую славу одной из великих авиационных держав мира. Только для этого необходима политическая воля. Создание корпоративной структуры на базе ФГУП "ММПП "Салют" в качестве системного интегратора, кооперация всех имеющихся сил и ресурсов позволят создать центр компетентности, способный обеспечить цикл "разработка - производство - поддержка эксплуатации", конкурентный мировым производителям.

Иван МАКСИМОВ

Опубликовано в выпуске № 48 (115) за 21 декабря 2005 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц