Версия для печати

Воздушно-космический тупик — часть II

Понятийный аппарат – ключ к решению проблем строительства ВКО
Хюпенен Анатолий

А теперь есть смысл ответить В. Барвиненко и Ю. Аношко на их утверждение, что ТВД ВКО – «измышление», так как не принят ни официально, ни миром ученых.

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.

А теперь есть смысл ответить В. Барвиненко и Ю. Аношко на их утверждение, что ТВД ВКО – «измышление», так как не принят ни официально, ни миром ученых.

Чтобы не быть голословным, в отличие от авторов статьи «Фактор неуязвимости» приведу краткое содержание ТВД, данное ВЭС в 1999 году на странице 522: «Театр военных действий (ТВД) – обширная территория части континента с омывающими ее морями или акваториями океана (части океана, одного или нескольких морей) с островами и прилегающим побережьем континента, а также воздушное пространство над ними, в пределах которых могут быть развернуты и вести военные действия стратегические (оперативно-стратегические) группировки войск (сил) сторон».

Сегодня велика опасность «забалтывания» разговорами о ВКО необходимости ее своевременного создания. В качестве «отвлекающих» мероприятий проводятся различные переименования, слияния и т. п.

Для минувшей войны воздушное пространство являлось составной частью сухопутного ТВД. Это понятие закономерно: усилия авиации были направлены на обеспечение боевых действий Сухопутных войск в диапазоне высот от нескольких десятков метров до 10–12 километров и по глубине – в пределах возможностей, в том числе и Сухопутных войск. Такое главное предназначение ВВС указано, и до сего времени оно не опровергнуто, в научных трудах виднейшего советского военного теоретика авиации профессора А. Н. Лапчинского. Поэтому такой неглубокий слой воздушного пространства обоснованно стал составлять часть территории ТВД.

Однако быстрое и интенсивное развитие новых систем вооружения, в частности межконтинентальной и космической ракетной техники, увеличило высоты их действия до сотен километров, а в дальности – до тысяч, что потребовало создания принципиально новых средств, а значит, и сил для эффективного оборонительного противодействия. Это практически оторвало их от ТВД СВ и зон боевого применения ВВС прежде всего и главным образом по принципиально иному содержанию и целям выполняемых ими оперативно-тактических задач. Кроме того, повторим, и по значительному удалению от них по высотам и дальностям на сотни и тысячи километров.

Анатолий Хюпенен

Этот самостоятельный, третий ТВД (ТВД ВКО) – реально существующее, колоссальное по размерам пространство объемного характера, в пределах которого имеется множество подлежащих обороне от воздушно-космических ударов наземных объектов государства, а кроме того, на этом ТВД практически стационарно на околоземных орбитах размещены в качестве объектов защиты или поражения космические аппараты (КА). Это пространство (весь его объем) уже сейчас постоянно сканируется в разведывательно-информационных целях расположенными на земле или смонтированными на КА радиолокационными, телеоптическими, инфракрасными, лазерными или иными техническими устройствами. В определенных пределах оно перекрыто зонами перехвата ударных воздушно-космических средств до запуска ими крылатых ракет (КР) – авиационными ракетными комплексами перехвата (АРКП), а также зонами поражения зенитных (ЗРК), противоракетных (ПРК) огневых комплексов и систем, входящих в состав объединений, соединений и родов войск, предназначенных для воздушно-космической обороны государства. Отметим еще раз, что сегодня они с точки зрения военного искусства неправомерно находятся в разных видах (родах) войск ВС РФ. И снова повторим: именно это пространство является самостоятельным воздушно-космическим, третьим ТВД, который уже в начальном периоде войн XXI века может оказаться определяющим для хода всей войны. Рассмотрим гипотетическое содержание вертикального разреза такого ТВД.

Для нанесения ударов на всю глубину противостоящей стороны противник располагает межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), нестратегическими баллистическими ракетами (НБР), гиперзвуковыми средствами разведки и ударными крылатыми ракетами (ГЗСР и ГЗКР), воздушно-космическими самолетами (ВКС) типа шаттл многоразового применения в качестве носителя разного рода ударных боеприпасов, подводными лодками и морскими кораблями, оснащенными МБР, КР «Томахок» и другими ударными средствами. В зоне действия аэродинамических систем оружия – стратегическими бомбардировщиками – носителями гиперзвуковых средств и КР с высокоточным оружием (ВТО), самолетами тактической и палубной авиации (ТА и ПА) – носителями крылатых ракет типа «Томагавк», БЛА и ложными целями (ЛЦ), имитирующими самолеты и другие летательные аппараты, для введения противника в заблуждение о составе и действиях ударных групп.

В авиации вероятного противника имеются самолеты дальнего радиолокационного обзора (ДРЛО), радиоэлект-ронного подавления (РЭП), воздушные командные пунк-ты (ВКП) и другие.

Ожидаемые боевые действия располагают богатым арсеналом с большими боевыми возможностями, постоянно наращиваемым количественно и качественно.

Сила советского примера

Рассмотрим, какими средствами обладает обороняющаяся сторона. Начнем со средств информационного обеспечения (разведка, предупреждение, оповещение) и выдачи Верховному главнокомандованию информации о намерениях и действиях СВКН, а также выдачи боевых данных на КП и огневые средства поражения ПВО и РКО в реальном масштабе времени.

Воздушно-космический тупик — часть II
Коллаж Андрея Седых

Такие средства есть уже сегодня как основные элементы вооружения и военной техники РТВ, СПРН и СККП, в большинстве случаев размещенные на позициях и несущие непрерывное боевое дежурство. Это радиотехнические комплексы прямого, надгоризонтного и загоризонтного обзора пространства. Взаимное перекрытие зон обзора и разночастотный характер этих комплексов обеспечивают достаточно высокую живучесть и помехозащищенность как их самих, так и формируемого ими информационного пространства, в состав которого входят также данные, полученные от радиолокационных разведывательных КА типа «Фаза» и «УС-КМО». В состав информационного пространства следует включить и данные, полученные от федеральных средств разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП).

Особое внимание заслуживают радиолокационные средст-ва типа «Контейнер», «Резонанс», которые, обеспечивая в полном объеме информацией противосамолетные огневые средства ПВО, зондируют значительную часть ближнего космоса на высотах от 35 до 180 километров, что исключительно важно для своевременного обнаружения гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА) различного боевого предназначения, а также применения противником НБР.

Авиация ВВС РФ имеет на вооружении самолеты радиолокационного дозора и наведения А-50. Каждый из них может использоваться как автономно, так и в составе специализированной системы АСУ ПВО в комплексе с другими средствами разведки и управления с задачей выдавать в автоматизированном режиме на КП родов войск, входящих в состав ВКО, необходимую информацию, в том числе и о боевых действиях своих истребителей-перехватчиков, напрямую осуществляя их наведение на определенные летательные аппараты противника.

Обнаружение, старт, направление полета МБР осуществляются средствами СПРН типа «Дарьял» и «Воронеж» различных диапазонов, обладающими высочайшей помехозащищенностью, разрешающей способностью и высокой живучестью.

В связи с распадом СССР ряд радиолокационных центров оказался на территории республик СНГ, что привело к необходимости сопряжения оставшихся в России информационных каналов СПРН и СККП. Эта задача была успешно решена путем разработки новых алгоритмов по объединению информационных источников, работающих в различных системах координат. Таким образом, эту необходимую интеграцию можно считать завершенной.

В результате проведенных работ СККП стала вновь обеспечивать контроль значительной части стационарных и высокоорбитальных КА, сопровождения особо важных космических объектов с необходимой точностью, оценку угрозы нападения из космоса, в космосе и через космос, безопасность полета своих КА.

В обширном объеме формируемой боевой информации принимают участие огневые средства: комплексы ЗРК, ПРК и их боевые системы, а также АРКП.

Очень важно, и это принципиально, чтобы вся получаемая от первичных источников информация поступала в единую базу данных о силах и средствах ВКН, их боевых действиях, которая должна фиксироваться и вестись в реальном масштабе времени и обеспечивать возможность непрерывного оперативного решения задач успешного управления войсками (силами) ВКО.

Непрерывное развитие и наращивание СВКН потребовало принятия на вооружение новых современных средств ПВО: ИА АРКП (МиГ-31, Су-27), ЗРВ (С-300, С-400), ПРО (А-135), алгоритм боевой работы ЗРО города Москвы С-50 и ПРО А-135.

Тем не менее следует отметить, что сегодня нет единой системы ВКО в масштабах государства, а численный состав ПВО объектов на территории страны всецело уступает место ПВО войск во фронтовой полосе. Однако хорошо известно, что фронт без тыла страны обречен на поражение.

В Советском Союзе реально была базовая основа создания противоракетной, а затем и ракетно-космической обороны совместно с устойчивой и эффективной противовоздушной обороной государства, то есть формирования ВКО страны. Поясним.

1967 год, 30 марта – директива Генерального штаба предписывает в составе Войск ПВО страны сформировать управление противоракетной обороны (ПРО) и противокосмической обороны (ПКО). Несколько позже – создать систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства (ККП). Таким образом, в составе Войск ПВО страны формируются войска ракетно-космической обороны (РКО). Фактически состоялось организационно-административное объединение системы ПВО и РКО в рамках одного вида ВС – Войск ПВО страны, а также, и это главное, их функциональное слияние в интересах достижения общей цели – стратегических действий по обороне страны от ударов СВКН противника из воздушного пространства, из космоса и через космос. Планирование ПВО и РКО осуществлялось единым органом. Применение войск (сил) ПВО и РКО в одной системе управления стало по замыслу взаимо-связанным, а ответственность за результат – единоличной.

Причем планирование, организация управления и ответственность за результаты военных действий однозначно определили их применение на вполне самостоятельном ТВД. Предназначение и особенности этого ТВД – ТВД ВКО – рассмотрены выше. Однако его наличие, которое рано или поздно найдет свое обоснованное место в соответствующих разделах военной науки, требует уже сейчас серьезного осмысления. В частности, и по такому важному направлению, как взаимозависимость на театре войны и оптимальное взаимодействие в его пределах трех ТВД: сухопутного, морского и воздушно-космического. Рассмотрим только частный аспект этого важного, требующего научной проработки вопроса.

Зона боевых действий аэродинамических средств (авиации, БЛА, многих типов ракет) представляет весьма узкую по высоте полосу, ограниченную содержанием боевых задач, свойственных ударным силам авиации. Боевые действия тактической и палубной авиации ведутся в еще более ограниченном пространстве. И все это в пределах одного, максимум двух соседних операционных направлений сухопутного ТВД. Однако именно в этой полосе необходимо организовать устойчивое взаимодействие между двумя ТВД – сухопутным и воздушно-космическим, обеспечить безопасность полетов своей авиации и недопущение воздушно-космических ударов по тыловым объектам страны на всем протяжении ТВД ВКО, на всех высотах, до орбитальных включительно.

Вывод: за такое взаимодействие должны отвечать и организовывать его силы и средства ВКО. Решение этих задач совершенно несвойственно всем категориям руководителей ВВС, РВСН, Космических войск.

Проблемы, задачи, выводы

Надо все-таки понять, что ВКО является не только разновидностью военных действий, а важнейшей составляющей военной безопасности всего государства. Ее организация не функция какого-либо вида ВС (в данном случае ВВС) и даже не функция Министерства обороны РФ, а сложная, но абсолютно необходимая боевая оборонительная структура, которая представляет собой предмет заботы руководства страны, повседневной и необходимой.

Сегодня велика опасность «забалтывания» разговорами о ВКО важности и неотложной необходимости ее своевременного создания. Проявляется попытка решения этой задачи без участия науки и вложения денежных средств. В качестве «отвлекающих» мероприятий проводятся различные переименования (учебных заведений, форм стратегических действий), слияние видов ВС и др. Нельзя отвлекать средства ВКО на отдельно взятые районы, города. ВКО страны как система возможна только в масштабах страны (как уже отмечалось, даже не в масштабах ВС). Дело в том, что некоторые «реформаторы» под системой ВКО понимают все, что перемещается, стреляет в воздухе и в космосе, излучает электромагнитную энергию, что-то обнаруживает, ставит помехи и применяется в борьбе с силами воздушного и космического нападения. Поэтому сегодня срыв воздушно-космической операции вероятного противника возлагается не на цельную систему ВКО, а на войска и силы, набор формирований видов (родов) войск ВС, разнесенных по разным органам управления, реализующих свои формы действий по линии непосредственного подчинения и не имеющих единого стратегического руководства. Хотя уже давно пора понять: система ВКО, раскассированная по видам (родам) войск ВС уже не система, а просто набор сил и средств, не связанных между собой ни единой боевой задачей, ни персональной ответственностью за ее выполнение. А значит, и не имеющая требуемой военной эффективности.

Еще раз отметим: нужна глубокая научная проработка всех вопросов, связанных с созданием ВКО страны, как это было сделано в свое время при создании систем ЗРО ПВО городов Москвы (С-25, С-50) и Ленинграда (С-100). Прежде всего надо считать, что системообразующим элементом системы ВКО является система управления, которая основывается на информационном обеспечении. Во многом ход и исход борьбы в воздушно-космическом пространстве зависят от результатов информационного противодействия конфликтующих сторон.

Решение проблемы информационного обеспечения ВКО лежит в плоскости интеграции всех имеющихся сегодня и разрабатываемых разведывательно-информационных систем и средств различных физических принципов действия и видов базирования вне зависимости от видовой или ведомственной принадлежности.

Принципиально важно, чтобы информация поступала в единую базу данных о силах и средствах ВКН, которая должна вестись в реальном масштабе времени и обеспечивать возможность решения всех задач управления войсками (силами) ВКО.

Сегодня же в системе управления ВС нет ни одного органа управления и ни одного должностного лица, которое отвечает за создание и функционирование системы ВКО.

То есть в настоящее время можно с достаточным основанием утверждать, что создание ВКО в рамках реализации Концепции ВКО РФ… идет практически «без головы», то есть без специального органа управления, имеющего необходимые профессиональные знания, права, обязанности и несущего всю полноту ответственности.

При создании системы управления ВКО возникает проблема, состоящая в том, что для решения задач управления войсками (силами) ВКО должностные лица воздушно-космической обороны должны в равной степени представлять все процессы функционирования системы ВКО, причем не в традиционных ее подсистемах ПВО и РКО, а в вышеназванных: управления, информационного обеспечения, поражения, материально-технического обеспечения (в том числе подготовки специалистов и научного комплекса). И здесь авторы статьи правы.

Это определяет введение в органы управления ВС специалистов с необходимыми должностными обязанностями, обладающих соответствующими знаниями и способностями работать на общесистемном уровне. В связи с отсутствием в ВС должностей специалистов ВКО не определены ни их заказчик, ни соответствующие военно-учетные специальности. Отсюда невозможна разработка государственных образовательных стандартов и квалифицированных требований к военно-профессиональной подготовке специалистов и соответственно учебных планов и учебных программ. Поэтому для подготовки специалистов ВКО необходимо в первую очередь решить следующие задачи:

  • ввести в штаты органов управления, учебных и научных учреждений должности специалистов в области ВКО;
  • определить заказчиков этих специалистов;
  • определить нормативно-правовыми документами Министерства обороны военно-учетные специальности офицерских кадров в области ВКО и специальности их подготовки в военно-учебных заведениях.

 

Ведущую роль в этом должна сыграть Военная академия ВКО как единственное учебно-научное учреждение, в котором сосредоточены знания по системам ПВО-РКО и на научном уровне продолжают исследоваться вопросы воздушно-космической обороны. Кстати, эти работы были начаты еще в 1988 году. Военно-теоретический труд по проблематике ВКО должен был быть завершен в 1993-м. Известные события 1991 года этому помешали.

Еще раз подчеркнем: в настоящее время ВА ВКО является единственным учебным и научным центром подготовки военных специалистов и проведения исследований по вопросам построения и ведения комплексной противовоздушной и ракетно-космической обороны, то есть ВКО. Кроме того, решением Совета министров обороны государств – участников СНГ от 10 декабря 2003 года ВА ВКО придан статус базовой организации Содружества по подготовке военных кадров для объединенной системы ПВО. В этой связи именно ВА ВКО должен принадлежать статус ведущего учебно-методического и научного центра по всей проблематике комплексной ПВО и ВКО РФ.

В заключение по этой проблеме необходимо отметить, что настоятельно, но без научных обоснований навязываемая в ряде выступлений, в том числе и в средствах массовой информации, межвидовая структура ВКО никоим образом и ни в какой мере не обеспечит в современных условиях боевых действий (внезапность, скоротечность, маневренность, массирование сил и средств ВКН и ряд других) координацию всех сил и средств ВКО, а значит, и полную реализацию их боевых возможностей, исключит единое управление и единоличную ответственность за выполнение задач ВКО страны.

Таким образом, еще раз напомню: без активного вмешательства государства в создание системы ВКО страны проблема ВКО решена не будет.

Кроме того, можно подвести некоторые итоги по обсуждаемой проблематике.

8 декабря 2014 года исполняется 100 лет со дня создания в России первой организованной противовоздушной обороны – фактически дня рождения Войск ПВО страны.

Войска ПВО страны прошли сложный, тернистый, но в то же время славный путь своего становления и развития – от воздушной обороны, через противовоздушную, к воздушно-космической. Доказательством служат Великая Отечественная, локальные войны, оперативная и боевая подготовка Войск ПВО Советского Союза – основы боеспособности и боеготовности страны от ударов средств ВКН.

Однако сегодня есть вопросы по созданию полнокровной воздушно-космической обороны, которые требуют практического исполнения. Решить их поможет глубокое понимание смысла и содержания понятийного аппарата в части, касающейся определения предназначения Войск ВКО страны, условий выполнения ими задач, продиктованных государством и вероятным противником.

Анатолий Хюпенен,
генерал-полковник, доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук, председатель президиума Объединенного совета межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов Войск ПВО», председатель Военно-научного общества культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации

Опубликовано в выпуске № 34 (552) за 17 сентября 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Лев
Лев
21 сентября 2014
Насколько я понял автора,проблема имеет системный характер, то есть не решается структурными мерами,например изменением задач и функций одного или нескольких конкретных частей системы(родов войск),но перестройкой самой системы(вооруженных сил).Выходом не новый концептуальный уровень постановки и реализации задач ВС, в совокупности изменившихся условий.Что-то мне подсказывает, убедить в этом действующее высшее руководство ВС(в сложившейся,существующей системе) маловероятно.Для этого надо прямо апеллировать к внешним для системы силам.К руководству государства. Или другие внешние силы сами проявят себя, но уже не на вербальном уровне.
Аватар пользователя В.Барвиненко, Ю. Аношко
В.Барвиненко, Ю. Аношко
22 сентября 2014
Мы очень уважаем ученого генерала, но оппонировать генерал-полковнику, доктору военных наук, профессору, действительному члену Академии военных наук, председателю президиума Объединенного совета межрегиональной общественной организации "Союз ветеранов Войск ПВО", председателю военно-научного общества культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации не имеем права.
Аватар пользователя Лев
Лев
21 сентября 2014
Насколько я понял автора,проблема имеет системный характер, то есть не решается структурными мерами,например изменением задач и функций одного или нескольких конкретных частей системы(родов войск),но перестройкой самой системы(вооруженных сил).Выходом не новый концептуальный уровень постановки и реализации задач ВС, в совокупности изменившихся условий.Что-то мне подсказывает, убедить в этом действующее высшее руководство ВС(в сложившейся,существующей системе) маловероятно.Для этого надо прямо апеллировать к внешним для системы силам.К руководству государства. Или другие внешние силы сами проявят себя, но уже не на вербальном уровне.
Аватар пользователя В.Барвиненко, Ю. Аношко
В.Барвиненко, Ю. Аношко
22 сентября 2014
Мы очень уважаем ученого генерала, но оппонировать генерал-полковнику, доктору военных наук, профессору, действительному члену Академии военных наук, председателю президиума Объединенного совета межрегиональной общественной организации "Союз ветеранов Войск ПВО", председателю военно-научного общества культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации не имеем права.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц