Версия для печати

Не дать перечеркнуть свое прошлое

Петров Николай
Информационно-идеологическое воздействие направлено в первую очередь на носителей и выразителей общественного сознания, т.е. на каждого из нас. В начале и в конце XX века под его влиянием Россия меняла свою политическую систему, государственное устройство, причем именно на крутых поворотах истории, когда начинала выходить в геополитические лидеры. Автор этой статьи попытался дать сравнительный анализ объектов информационно-идеологического воздействия в советский и современный периоды. В советский период их было несколько. Прежде всего это революционное поколение, воспитанное в творческой атмосфере "Серебряного века", познавшее демократическую эйфорию агонии самодержавия, большевистскую диктатуру. Этому поколению было отпущено 40 лет - приблизительно с 1894 до 1934 года, от триумфа символизма до "съезда победителей" - XVII съезда ВКП(б). Следом - очарованное поколение, выросшее в обстановке веры в личную честность, государственную мудрость Сталина, социально-экономическую справедливость социалистических идей, демократизм советского общественно-политического строя, морально-этическое совершенство Кодекса строителя коммунизма, в основу которого советско-партийное руководство взяло заповеди Нагорной проповеди Христа. Именно это поколение наиболее активно работало и жило в 30-70-е годы ХХ века, преобразовало аграрную Россию в индустриальную, боролось с противниками новой системы управления страной, защитило Отечество и мировое сообщество от немецко-фашистских захватчиков, воскресило из пепла войны бывшую под оккупацией часть страны, сделало ее ядерной, космической, впервые за всю историю очень влиятельной геополитической державой.


США И НАТО ПЫТАЮТСЯ НАВЯЗАТЬ СВОЮ МОДЕЛЬ МИРОВОГО ПОРЯДКА


Информационно-идеологическое воздействие направлено в первую очередь на носителей и выразителей общественного сознания, т.е. на каждого из нас. В начале и в конце XX века под его влиянием Россия меняла свою политическую систему, государственное устройство, причем именно на крутых поворотах истории, когда начинала выходить в геополитические лидеры. Автор этой статьи попытался дать сравнительный анализ объектов информационно-идеологического воздействия в советский и современный периоды. В советский период их было несколько. Прежде всего это революционное поколение, воспитанное в творческой атмосфере "Серебряного века", познавшее демократическую эйфорию агонии самодержавия, большевистскую диктатуру. Этому поколению было отпущено 40 лет - приблизительно с 1894 до 1934 года, от триумфа символизма до "съезда победителей" - XVII съезда ВКП(б). Следом - очарованное поколение, выросшее в обстановке веры в личную честность, государственную мудрость Сталина, социально-экономическую справедливость социалистических идей, демократизм советского общественно-политического строя, морально-этическое совершенство Кодекса строителя коммунизма, в основу которого советско-партийное руководство взяло заповеди Нагорной проповеди Христа. Именно это поколение наиболее активно работало и жило в 30-70-е годы ХХ века, преобразовало аграрную Россию в индустриальную, боролось с противниками новой системы управления страной, защитило Отечество и мировое сообщество от немецко-фашистских захватчиков, воскресило из пепла войны бывшую под оккупацией часть страны, сделало ее ядерной, космической, впервые за всю историю очень влиятельной геополитической державой.
{{direct_hor}}

Сталин Иосиф Виссарионович
Фото ИТАР-ТАСС
Великие ошибки руководства страны, ставившие ее порой на край гибели, это поколение исправляло ценою личных неимоверных жертв ради осуществления благородных целей социально-экономического равенства, создания общенародного, демократического общества, в котором труд - мерило ценностей, а все его граждане перед законом равны. Результаты, достигнутые этим поколением во всех сферах жизнедеятельности, такие же выдающиеся, как и достижения России в XIX веке. Все свои свершения это поколение осуществляло ради социально-экономических, морально-этических высоких идей, которые отождествляло с руководством страны, наделяло его ими.

Разочарованное поколение находилось на исторической арене с 70-х годов до начала XXI века. Это было образованное и самое, казалось бы, благополучное поколение русских людей, не знавшее ни мировых, ни гражданских войн, ни партийных чисток, трудившееся в стране с налаженной системой управления народным хозяйством, обеспечения рабочими местами, предоставления квартир, путевок, гарантированного и оплачиваемого отпуска, бесплатных образования и здравоохранения. Все эти блага воспринимались населением СССР так, как будто это было извечно во всем мире. И этого уже казалось даже недостаточно: хотелось поскорее перейти к системе распределения всех благ по принципу от каждого по способностям - каждому по потребностям.

Но этому поколению пришлось разочаровываться несколько раз. Во-первых, из-за разрыва между словом и делом партийно-советского руководства. Во-вторых, в горбачевском "социализме с человеческим лицом". В-третьих, в честности той части советско-партийного аппарата, которая отказалась от своих прежних идеалов.

Страны "семерки" уже приступили к строительству информационного общества, которое по своей социально-экономической сути в СССР обозначали понятием "коммунистическое общество". От информационного общества страны "семерки" перейдут к строительству космологического общества. Эта работа уже началась. Цель специальных информационно-идеологических воздействий на советское общество состояла в том, чтобы убедить население Советского Союза, социалистических стран в утопичности коммунистических идей. Эффективным это воздействие делал разрыв между словом и делом партийно-советского руководства.

Через несколько лет после ликвидации СССР его же руководством, которое стало смотреть на мир глазами своего геополитического противника, радиостанция "Свобода", посредством которой осуществлялись специальные информационно-идеологические воздействия на советское общество, сообщила в одной из своих передач, теперь уже на российское общество, что к 2020 году в США будут работать только 17% населения. Все остальные граждане этой страны будут получать денежное содержание в размере средней заработной платы и заниматься чем угодно: бездельем, развлечениями, учебой, путешествиями или общественно полезным трудом в любых сферах жизнедеятельности, менять объекты приложения своих сил, чтобы однообразный труд не надоедал.

Но это же - тот самый коммунизм, к строительству которого призывал все человечество Советский Союз. Для СССР это было объявлено утопией, и ему не следовало идти в этом направлении, а для США и их союзников по НАТО - это самая передовая в мире социально-экономическая задача, решение которой обеспечит ей мировое глобальное лидерство.

Если акцентировать внимание только на достижениях советского периода, то прежде всего надо отметить, что были решены задачи, которые лишь недавно стали претворять в жизнь страны Европы. Так, в СССР были созданы политический, государственный, социально-экономический, мировоззренческий союз равноправных государств, единые денежная единица, экономическое и информационно-идеологическое пространство.

Вот на эти поколения, три периода эволюции самосознания, и были направлены информационно-идеологические воздействия извне. Их самосознание запечатлело следующие события. "Великая Октябрьская социалистическая революция" - понятие, введенное в 30-х годах Сталиным, или "Октябрьский переворот", понятие, заимствованное Лениным у российского населения, разделила жизнь революционного поколения на две части: дореволюционную и послереволюционную. Трагедия людей этого поколения заключалась в том, что им пришлось стать современниками двух совершенно разных эпох, которые называют началом XX века, или "Серебряным веком", и первыми годами советской власти, НЭПом, великим переломом. Кардинальное преобразование образа жизни, естественно, привело к коренному перевороту самосознания русской интеллигенции, всего населения. Поэтому правомерно говорить об их дореволюционном и послереволюционном самосознании.

"Серебряный век" дал русской культуре столь многочисленную, своеобразную и даровитую плеяду писателей, поэтов, публицистов, филологов, историков, философов, которой Россия не знала никогда ни до, ни после начала XX века. Духовные поиски культурной элиты соседствовали с энергичным стремлением народных масс к образованию и просвещению. Обветшавшее самодержавие было не в силах противостоять либерально-демократическому и радикально-революционному влиянию. Газеты, журналы, устная агитация стали средствами самовыражения, просвещения, орудиями политической, информационной, мировоззренческой борьбы общества за обновление социально-экономической системы государства.

Любому поколению свойственно сознание, впитавшее опыт всех предшествующих поколений. Это всегда учитывалось организаторами информационно-идеологических воздействий. Плюрализм самосознания революционного поколения стал основой плюрализма самосознания советского очарованного поколения, которое, в свою очередь, явилось базисом для плюрализма самосознания советского разочарованного поколения. Жизнь, наблюдения играют роль социальных учителей для всех поколений.

Дореволюционной интеллигенции были свойственны либерально-демократическое сознание, отсутствие национальной замкнутости и ограниченности, соответствовавшие современному состоянию западного самосознания.

После октябрьского переворота 1917 года произошел раскол самосознания интеллигенции: на первый план вышли демократически воспитанные учителя - просветители, увлеченные большевистскими лозунгами культурной революции, воспитания "нового человека", построения справедливого общества. Они стали советскими служащими, бойцами-пропагандистами. Яркий тому пример - Валерий Брюсов, мэтр символизма, сотрудник Наркомпроса. На втором плане остались скептически, часто пессимистически настроенные ученые-книжники, не доверявшие революционному энтузиазму народа (большинство сотрудников научных учреждений).

Большевики, заявляя, что культура должна служить народу, фактически видели в ней инструмент решения партийно-государственных проблем. Согласно программе РКП(б), окончательно разработанной в марте 1919 г., средства массовой информации, школы и внешкольные учреждения, то есть библиотеки, клубы, театры, кинотеатры, были проводниками информационно-идеологических воздействий на население в целях воспитания поколений строителей коммунизма.

Очарованное советское поколение (30-70-е гг. ХХ века) впитало в основном идеи советского общества, которые стали основой их личных убеждений. Поэтому у большинства населения не вызывали протеста цензура, борьба с диссидентами, которые воспринимались или как носители уже отживших идей, или как субъекты специальных информационно-идеологических воздействий на СССР. Но в то же время накапливались профессиональные проблемы модернизации общества, отставания от индустриально развитых стран. Вместо решения назревших технологических, материально-технических, управленческих, социально-экономических, духовных проблем все более удалявшийся от своих же собственных идеологических, морально-этических установок партийно-советский бюрократический аппарат придумывал одну бюрократическую акцию за другой, прежде всего в идеологической сфере.

Самосознание разочарованного поколения страдало двойственностью: в общественной жизни - лозунги КПСС, а в глубине души - апатия, индивидуализм, эгоизм. Скепсис в отношении общественного служения стал явным в 90-е годы. Не учитывался тот факт, что именно профессиональные знания и умения, а не либерально-демократические или коммунистические убеждения делают человека профессионалом в любом деле. Все это учитывалось при разработке и реализации информационно-идеологических воздействий.

После распада СССР те же субъекты без какого либо перерыва, внеся соответствующие коррективы, продолжали осуществлять специальные информационно-идеологические воздействия уже на российское общество. Сравним методологию и методику выбора объектов информационно-идеологических воздействий в СССР и постсоветском обществе. В качестве объектов специальных информационно-идеологических воздействий, например, США использовали и используют всех, даже союзников, для того, чтобы манипулировать ими при выработке и реализации политического курса, защищающего национальные интересы своей страны. То же самое делает любой другой субъект информационно-идеологических воздействий. Как говорится, своя рубашка ближе к телу.

Государства-объекты по-прежнему изучают спецслужбы: на ближайшую и удаленную перспективу выявляют, уточняют их стратегические возможности, уязвимые места и мнение объектов о самих себе, чтобы с наибольшей точностью определить вероятные направления в их политике. Спецслужбы выясняют, какие группы и в какой области играют ведущую роль, кто входит в ядро лидеров группы, определяет ли ядро лидеров политику группы или наоборот, большинство выражает волю группы, какие подгруппы могли бы противодействовать успешному проведению государством тех или иных мероприятий, кто является лидером группы и какое влияние он может оказать на нее. Определение объектов производят также с учетом таких их особенностей, как, допустим, географическое положение. В качестве объектов выбирают все, что играет существенную роль, например социальные взаимоотношения, заработную плату, вопросы быта.

Сначала выделяют макрообъекты, а затем в каждом из них - более мелкие структурные подразделения, микрообъекты. В этом случае учитывают такие параметры, как возраст слушателей, социальное положение, демографический и национальный признаки, профессия и род занятий.

Производят градацию и на основе других признаков и тогда учитывают в качестве объектов, например, различные звенья государственного, партийного аппарата, отдельные группы интеллигенции, военнослужащих, жителей глубинных сельских районов, рабочих поселков.

И в советский период, и в нынешних условиях субъекты информационно-идеологических воздействий делают ставку на поддержку любой оппозиции, процессов, которые ослабляют центральную власть. Во времена СССР одним из главных объектов специальных информационно-идеологических воздействий США и возглавляемых ими стран НАТО стал процесс перестройки, возврат к научному социализму. В число объектов была занесена оппозиция перестройке. В современной России один из главных объектов - демократические реформы. В число объектов внесена оппозиция, выступающая против того, как проводятся эти реформы.

И в советское время, и в современных условиях специальные информационно-идеологические воздействия осуществляются в основном через радиостанцию "Свобода", которая была своеобразным командным пунктом советской перестройки, а теперь - осуществления демократических реформ в России. Неприятие всего советского сочеталось как бы с сочувствием к нашему обществу, переживавшему трудности, стремлением помочь, проявлявшемся, однако, только в советах. Неприятие проведения реформ в современной России в ее национальных интересах проявляется в подсказках радиостанции "Свобода", адресованных оппозиции. Например, оппозиция получает правовые консультации по вопросам смещения тех или иных представителей местных администраций, не вписывающихся в представления "Свободы" о том, как они должны действовать. Цели, как в советский период, прежние: сформировать у населения недоверие к руководству страны и проводимым им реформам, овладеть вниманием общественного мнения и через него оказывать давление на руководство страны.

Объектами являлись и являются первые лица государства. На официальных и неофициальных встречах их дружески похлопывали и похлопывают по плечу, а включи ту же радиостанцию "Свобода", услышишь диаметрально противоположные высказывания. Как советских, так и российских руководителей представляют неспособными овладеть ситуацией, принять необходимые для развития страны меры, строить подлинную демократию. Так создают из руководителей образ людей, не соответствующих своим постам, сеют в обществе разочарование, скептицизм по поводу возможности построения в стране демократического, процветающего общества.

Субъекты информационно-идеологических воздействий стремились и в советский период, и в современных условиях увеличить объем аналитических материалов в своих СМИ, посвященных обсуждению негативных явлений в российской политике, ибо такая критика минимальна в наших СМИ. Именно поэтому радиостанция "Свобода" воспринимается слушателями как своя, ей доверяют свои сокровенные мысли в самых тяжелых ситуациях, к ней обращаются с просьбами, надеются, что она поможет.

Все хорошо ни у кого никогда не бывает. В любом государстве всегда есть какие-то острые проблемы. Обходить их молчанием - значит создавать благоприятные условия для специальных информационно-идеологических воздействий на российское общество.

Глава государства - один из главных объектов внимания иностранных радиоголосов. Комментарии относительно его появления на публике, официальных приемах, заседаниях правительственных структур, в парламенте используют для того, чтобы, например, посеять пессимизм в стабильности расстановки сил в управленческих структурах страны, в положении самого первого лица как руководителя, которым будто бы манипулируют те или иные силы в своих интересах, создать впечатление предопределенности провала реформ.

Объектами являлись и являются военнослужащие - от рядового до комсостава, военная доктрина, стратегия, тактика Вооруженных Сил, боевая подготовка личного состава, производство качественной, безотказной техники, вооружения, социально-бытовая неустроенность людей, связавших судьбу с военной службой, социальная, моральная незащищенность военнослужащих не только от "дедов", но и от вышестоящих по званию.

К главным объектам воздействия относились и относятся люди в наиболее работоспособном возрасте, в расцвете сил, которые призваны своими трудом, знаниями способствовать развитию общества. Можно ли спасти свои души, если губишь души молодых, убеждая их в том, что ради личного благополучия можно приносить в жертву нормы христианской морали, общечеловеческих ценностей, этики.

Молодым людям, в особенности тем, кого "упустили" семья, общество, не осознавшим еще ни своего места в нем, ни самих себя, свойственны показное фразерство, выпивка, презрение к дисциплине, труду, анархическое отрицание какого-либо регулирующего этического начала в поведении. Морально-этическую распущенность такой молодежи субъекты информационно-идеологических воздействий трансформируют в мировоззренческую. А потом, когда совместно с улицей, подворотней сформируют из такой молодежи, например, скинхедов (бритоголовых), националистов, фашистов, сатанистов, подают это как один из результатов реформ в России. Посредством подмены понятий общечеловеческих ценностей осуществляется мировоззренческое, морально-этическое разложение будущего страны - молодых поколений.

Молодым прививается любовь к сексуальным песням,, к "металлу". За криками "металлистов" видно стремление уйти от необходимости решать житейские вопросы, а решения подменять криками. Кричать легче. Если решать, то начинаешь понимать трагизм жизни, даже благополучной, ее скоротечность. Приступишь вплотную к мысли о смерти, а это страшно. Поэтому лучше кричать. Вот такой путь решения жизненных проблем подсказывают молодым: кричать и наслаждаться, потому что, мол, другого выхода у них нет.

В отношении и СССР, и постсоветской России субъекты специальных информационно-идеологических воздействий делали основные ставки на национальный вопрос, который в этом плане перспективен в любой многонациональной стране, в том числе и в США - было бы желание и средства заняться им. Как народы СССР ни сопротивлялись, их все же развели по национальным квартирам. Завершить эту работу субъекты информационно-идеологических воздействий стараются в постсоветской России. Радиостанция "Свобода" в сообщениях для армян говорила об азербайджанцах как о фанатиках-шиитах, а для азербайджанцев - об армянах как о бородачах-убийцах.

В этих же передачах русские отождествлялись с русской армией, на протяжении всей истории будто бы подавлявшей и оккупировавшей другие народы. В марте 1990 года на очередной советско-американской встрече по информационным обменам в Вашингтоне советская делегация подняла вопрос о провокационном характере вещания "Свободы" на Закавказье. На это же обратили внимание и западные СМИ. Так, 5 марта 1990 года газета "Лос-Анджелес таймс" писала о "натравливании одной национальности на другую" в передачах "Свободы" на СССР. Корреспондент этой газеты М. Паркс сообщал о том, что представитель американского посольства в Москве оценил деятельность "Свободы" как серьезный вопрос, требующий расследования и ответа. В том же материале М. Паркса приведено мнение исполнительного директора "Свободы" А. Эллоота, считающего, что при трезвой оценке передач "Свободы" на Армению и Азербайджан переданные материалы "следовало бы придержать для дальнейшей проверки, чтобы избежать нагнетания напряженности в зачастую опасной ситуации". Но ведь это же направление, с теми же особенностями, да и другие направления осуществлялись "Свободой" и в передачах на русском и других языках народов СССР, охватывали не только межнациональные, но все, абсолютно все, сферы жизнедеятельности советского общества. Так, посредством специальных информационно-идеологических воздействий осуществлялся мировоззренческий прессинг с целью контроля и управления развитием событий в СССР.

В постсоветской Грузии, объявленной США зоной их национальных интересов, субъекты специальных информационно-идеологических воздействий населению прививают мысль о том, что русские в Грузии всегда были оккупантами. Вот уж верно говорят: ври, ври, что-нибудь да останется. Несмотря на то что в свое время Грузия ради своего собственного спасения от иноземных захватчиков просила принять ее в состав России и благодаря этому сохранила свой народ, язык, культуру, приобщилась к мировой цивилизации, у грузин пытаются выработать образ врага даже в отношении их спасительницы, покровительницы, кормилицы - России.

Посредством специальных информационно-идеологических воздействий можно склонить к смертельной схватке даже народы-братья. Прилагаются колоссальные усилия, чтобы рассорить Украину с Россией и затем включить ее в НАТО. То же самое с Молдавией, с бывшими среднеазиатскими республиками СССР и Казахстаном. Зонами национальных интересов США объявлены все бывшие советские республики. Значит, не только бывший СССР, но и постсоветская Россия тоже объявлена такой зоной. Посредством преднамеренных информационно-идеологических воздействий, эмоционально-психологических оценок создавали и создают образы врага явно не с целью нормализовать обстановку в Закавказье, а с целью поскорее привести после ликвидации СССР к развалу России по национальному признаку.

Субъекты специальных информационно-идеологических воздействий считают, что национальный вопрос в многонациональном государстве - самый перспективный объект. Это уже наглядно видно не только в Югославии, Ираке, бывших республиках СССР, но и в таких регионах России, как Республика Дагестан, Чеченская Республика.

Главные направления специальных информационно-идеологических воздействий на объекты в современном российском обществе строятся прежде всего на противопоставлении западной демократии действиям российской администрации в центре и на местах; западной партийной системы - российской; прав человека как общечеловеческих ценностей на Западе - отсутствию прав человека в России; католической церкви - Русской Православной Церкви; имиджа западных лидеров - российскому президенту; западных реформ - российским; образа жизни в западных странах - российскому; партии "Единая Россия" - российским правым партиям и западным партиям; одних представителей российского руководства - другим; одних народов России - другим; национальной политики российского руководства - интересам народов Российской Федерации; тенденций выхода из состава Российской Федерации - федеративному устройству государства; рыночного хозяйства - нынешнему российскому.

Кроме того, идеологическое давление на Россию строится на отождествлении системы управления нашей страной с тоталитаристской; России - с угасающим великим государством; ФСБ - с КГБ; Русской Православной Церкви - с ортодоксальной.

Объектом специальных информационно-идеологических воздействий стало и современное российское общество. Сила этих воздействий не снизилась, а нарастает. Субъект информационно-идеологических воздействий подает факты в свете тенденциозно подобранной достоверной информации, замалчивая одни события и раздувая другие. У населения России стараются пробудить чувства беспокойства, неуверенности в завтрашнем дне, презрение к собственной истории, недоверие к руководству страны. Речь идет об установлении контроля над политическим сознанием, идейно-психологическим состоянием российского общества, что позволило бы трансформировать его в желаемом субъекту воздействий направлениях.

Применение специальных информационно-идеологических воздействий на российское общество не проявление демократии, плюрализма мнений, а стремление главного субъекта этих воздействий - США и руководимого ими НАТО - распространить свою модель мирового порядка на Россию вопреки ее стремлению строить демократическое общество с учетом российской, а не зарубежной национальной специфики.

История межгосударственных отношений не знает прецедентов такого глобального применения в мирное время специальных информационно-идеологических воздействий не только на Россию, но и на все другие объекты - страны ООН. В соответствии с Уставом ООН подобные воздействия являются противоправными.

Субъекты информационно-идеологических воздействий систематически тестируют объекты с учетом географических, временных поясов и полученные сведения используют для повышения эффективности своей работы. Объекты даже не подозревают, что на основе возрастного, национального, профессионального признаков в процессе тестирования выявляют их коэффициент интеллектуальности, на основе которого разрабатываются и реализуются специальные информационно-идеологические воздействия.

Николай ПЕТРОВ

Опубликовано в выпуске № 5 (238) за 4 июня 2008 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц