Версия для печати

Мировое правительство

Соколов Виктор
В прошлом номере "ВПК" мы завершили публикацию кратких политических портретов лидеров "большой семерки" (G-7) - форума наиболее развитых в промышленном отношении стран мира: Великобритании, Италии, Канады, США, Франции, ФРГ и Японии. Сегодня мы представляем нашим читателям обобщенный аналитический материал о G-7. Москва начала принимать участие во встречах "семерки" с 1991 г. в так называемом формате "7 + 1", когда президент РФ присутствовал лишь на политической части саммита без допуска на обсуждение экономических вопросов. С 1997 г. Россия - полноправная участница политических консультаций, но на дискуссиях по экономическим и финансовым проблемам она по-прежнему отсутствует. Кстати, такое же ущербное участие в G-8 предложили и Китаю, но Пекин от этого отказался. Таким образом, в общей структуре "большой восьмерки" доныне существует полноценная "большая семерка", вход в которую Москве пока заказан.


Иллюстрация www.vpk-news.ru


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН И ДРУГИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВО МНОГОМ СТАНОВИТСЯ ПОДКОНТРОЛЬНОЙ "БОЛЬШОЙ СЕМЕРКЕ"


В прошлом номере "ВПК" мы завершили публикацию кратких политических портретов лидеров "большой семерки" (G-7) - форума наиболее развитых в промышленном отношении стран мира: Великобритании, Италии, Канады, США, Франции, ФРГ и Японии. Сегодня мы представляем нашим читателям обобщенный аналитический материал о G-7. Москва начала принимать участие во встречах "семерки" с 1991 г. в так называемом формате "7 + 1", когда президент РФ присутствовал лишь на политической части саммита без допуска на обсуждение экономических вопросов. С 1997 г. Россия - полноправная участница политических консультаций, но на дискуссиях по экономическим и финансовым проблемам она по-прежнему отсутствует. Кстати, такое же ущербное участие в G-8 предложили и Китаю, но Пекин от этого отказался. Таким образом, в общей структуре "большой восьмерки" доныне существует полноценная "большая семерка", вход в которую Москве пока заказан.
{{direct_hor}}
МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Коалиция демократических государств, обладающих крупнейшими экономиками, не сразу стала "большой семеркой". Сначала была "большая пятерка", потом "большая шестерка".


Джордж Буш
Фото ИТАР-ТАСС
"Большая пятерка" появилась на свет в 1975 г., когда по инициативе президента Франции Валери Жискар д'Эстена и канцлера Германии Гельмута Шмидта в парижском пригороде Рамбуйе прошел экономический саммит, на котором представители Великобритании, Германии, США, Франции и Японии впервые обсудили вопросы глобальной экономики. В середине 1970-х гг. Франция вступила в длительную полосу кризиса. Реформы проводились, но все ощутимее становилась зависимость внутренней жизни страны от других западных государств. Именно тогда Жискар д'Эстен выдвинул предложение собирать руководителей наиболее развитых промышленных держав для проведения консультаций. Эту идею поддержал Шмидт. Две страны, стоявшие у истоков Европейской валютной системы и избрания депутатов Европейского парламента путем всеобщего голосования, стали еще и основателями клуба "большая семерка".

Наравне с Рамбуйе местом зарождения плана создания "коалиции слонов" также может считаться библиотека Белого дома. Там с начала 1970-х гг. проходили неформальные дискуссии министров финансов развитых стран. Участникам этих встреч, которых полуофициально прозвали "библиотечной группой", пришла в голову мысль проводить подобные обсуждения на высшем уровне.

Обе инициативы соединились. Вскоре к "большой пятерке" присоединились Италия (1975 г.) и Канада (1978 г.). В результате "пятерка" превратилась в "семерку". Официально об образовании "большой семерки" было объявлено в 1985 г.


Тони Блэр
Фото ИТАР-ТАСС
На встречах в неформальной обстановке обсуждались наиболее важные и болезненные для всех участников экономические вопросы. В 1980-х гг. подобные собрания стали регулярными, в них старались принимать участие первые лица государств, что сделало саммиты более официозными. Постепенно к дискуссиям на экономические темы прибавилось и рассмотрение политических вопросов. Особенно активно продвигали эти темы президент США Рональд Рейган и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, в ту пору ощущавшие себя на переднем крае борьбы с советской угрозой.

В 1991 г. шанс вступить в состав "большой семерки" появился у Советского Союза, когда первый и последний его президент Михаил Горбачев был приглашен на Лондонский саммит. Помешал распад СССР. В 1994 г. на встрече в верхах в Неаполе к "большой семерке" присоединился президент РФ Борис Ельцин, а уже в 1997-м на Денверском саммите Россия вступила в коалицию официально. Считается, что это был один из наиболее явных успехов российской дипломатии. Экономика РФ значительно уступала и до сих пор уступает экономикам ведущих мировых держав, и поэтому решение о принятии в "большую семерку" восьмого члена было принято в качестве своеобразного "аванса" Москве. Если для проведения политических консультаций форум стал "большой восьмеркой", то на обсуждение экономических и финансовых вопросов Россию не допускают до сих пор, поэтому говорить о существовании полноценной "большой восьмерки" просто некорректно.


Жак Ширак
Фото ИТАР-ТАСС
До сих пор считается, что лидеры ведущих мировых экономик обсуждали и продолжают обсуждать лишь собственные проблемы, практически не обращая внимания на остальной мир, хотя их влияние на него было огромно и остается таковым до сих пор. Отгораживаясь от соседей по планете, участники форума шли на расширение своей компании неохотно. Создавалось впечатление, что, назвав себя однажды "великими", они не хотели принимать в свой клуб кого-то еще, поскольку считали всех остальных недостойными столь высокого звания.

Но мир не стоял на месте. Под давлением "новых" индустриально развитых государств "семерка-восьмерка" в 1999 г. на короткий срок стала "двадцаткой". К вышеупомянутым участникам коалиции присоединились Аргентина, Австралия, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия, ЮАР, Южная Корея и Турция. Предполагалось, что в перспективе статус "двадцатки" будет каким-либо образом формализован, но этого пока не случилось.

Конечно, элитный клуб по форме не выносит судьбоносных для мира решений, но, как уже говорилось, его влияние на обстановку на всей Земле трудно переоценить. Более того, "большую семерку" сегодня можно вполне назвать неофициальным "мировым правительством" хотя бы потому, что на долю входящих в ее состав стран приходится почти 75% ВВП планеты и, как минимум, половина мировой военной мощи. Фактически, власть над всем миром оказалась сконцентрированной в руках семи человек - президентов и премьер-министров, участвующих в саммитах G-7.


Сильвио Берлускони
Фото ИТАР-ТАСС
Официальная цель встреч на высшем уровне - разработка экономической стратегии и координация политических акций семи ведущих держав с учетом ситуации в мире. При этом решения "большой семерки" непосредственно влияют на политику крупнейших мировых финансовых институтов, таких, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, а также оказывают решающее воздействие на курсы мировых валют, на соглашения в области обороны и безопасности, торговли, промышленности, охраны окружающей среды и на многое другое.

"Большая семерка" не утверждала концепции и структуры своей организации, не устанавливала каких-либо жестких внутренних правил в клубе; она не учредила постоянных институтов, которые занимались бы организацией саммитов и подготовкой повестки дня. Обычно эти вопросы согласовывают группы экспертов из числа личных представителей глав государств, за которыми закрепилось прозвище "шерпы" - по названию народности, живущей рядом с Эверестом и поставляющей носильщиков для альпинистских экспедиций. Министры иностранных дел и министры финансов стран - членов "большой семерки" собираются несколько раз в год по мере необходимости. Как правило, тон встрече задает тот лидер государства, на территории которого проходит саммит.

Главные задачи коалиции ведущих мировых держав - поддержка экономического роста, борьба с бедностью, улучшение систем управления, поддержание мира и стабильности, улучшение ситуации в области здравоохранения, образования и общественной безопасности.


Герхард Шредер
Фото ИТАР-ТАСС
На последних встречах "большой семерки" в повестку дня входили вопросы макроэкономической политики, ядерной безопасности, охраны окружающей среды, борьбы с распространением наркотиков, международным терроризмом, инвестиций в развивающиеся страны. Каждый саммит заканчивается подписанием коммюнике о создании особой программы помощи, например, по борьбе с эпидемией СПИДа.

Нельзя сказать, что государства мирового сообщества, находящиеся вне "большой семерки", влюблены в эту коалицию. Напротив, саммиты G-7 вызывают волну критики со стороны. Их считают своеобразным "пиром во время чумы", на котором богатые страны в узком кругу обсуждают судьбы всего человечества. Многие эксперты считают, что сам факт закрытых встреч первых лиц наиболее влиятельных государств мира является антидемократическим актом, поскольку содержание дискуссий и суть принятых решений всегда остаются секретом. В работе саммитов не принимают участия международные неправительственные, правозащитные, экологические и иные организации - они, таким образом, фактически отстранены от процесса принятия важнейших решений. Иными словами, никто на законном основании не вправе контролировать и подправлять деятельность этого малочисленного по форме, но очень влиятельного по содержанию клуба. Считается, что это крайне опасно, потому что в руках лидеров "большой семерки" находится слишком много реальной власти.

НОВЫЙ ИМПЕРСКИЙ ВЕК

Сегодня уже без преувеличения можно сказать, что падение советского блока позволило одной "большой семерке" вместе с подвластным ей Международным валютным фондом (МВФ) бесконтрольно и безнаказанно править миром и создавать новый имперский век.


Дзюнъитиро Коидзуми
Фото пресс-службы ЛДПЯ
Согласно этой версии, выдвинутой не так давно газетой "Файненшл таймс", "большая семерка" при помощи МВФ, Всемирного банка и Всемирной торговой организации создает некую мировую пирамидальную систему управления миропорядком, укрепляясь на вершине этой пирамиды. Подобная система непрямого управления, которая подразумевает интеграцию лидеров стран, находящихся вне "семерки", в сеть управления миром на правах марионеток, принужденных действовать у себя в стране и на международной арене по приказу истинно правящего класса, коим и является "большая семерка". Местные правители, как и в период колониальной эпохи, вновь станут тем, что британские империалисты семьдесят лет назад называли "фасадом", призванным скрыть "поглощение колоний" сильными мира сего.

Новые институты этой явно недемократической (имперской) системы, которые уже сейчас управляют значительной частью развивающихся стран и государств Восточной Европы, под руководством "большой семерки" экономически подталкивают своих клиентов к единственно "правильным реформам", которые были бы выгодны избранным представителям международного правящего класса. Эти "избранные" и есть - "большая семерка". Если же экономических толчков оказывается недостаточно, то система уже сейчас имеет в своем распоряжении исправно работающие подсистемы безопасности, политического и силового давления, которые включаются в случае необходимости.


Пол Мартин
Фото ИТАР-ТАСС
В мире все чаще говорят о том, что новая система, фактически попирая демократию, лишь прикрывается риторикой о приверженности демократическим идеалам. Самое опасное свойство новой системы управления миром - бесконтрольность. Трудно сказать, например, кто и по какому указанию следит за жизненно важными решениями участников переговоров ВТА или Международного валютного фонда. А ведь обе структуры имеют огромное значение для глобального общества и конкретной страны. Кто в интересах населения мира контролирует деятельность транснациональных корпораций, международных банков и инвестиционных компаний, которые определяют условия производства, торговли и жизни на всей планете? Но контролеры есть. Это делают семь человек. А если учесть, что Вашингтон постоянно стремится стать абсолютно непререкаемым лидером в "большой семерке" и во многом им уже является, то миром уже сейчас иногда руководит фактически один человек. Сегодня это - Джордж Буш-младший. Если задуматься, от кого и от чего зависят принимаемые Бушем решения, то становится совершенно ясно, что создаваемый "большой семеркой" новый имперский век знаменует собой дальнейший отход в сторону авторитаризма в рамках формальной демократической практики.

При зарождении "семерки" министры финансов и председатели центральных банков пяти стран - Великобритании, Германии, США, Франции и Японии, - стремясь к общему благу, договорились совместными усилиями уменьшить несбалансированность американской внешней торговли и воспрепятствовать нарастанию протекционистских тенденций. Было решено сократить дефицит бюджета США, снизить налоги в Германии и начать торговлю долларами на валютных биржах. В результате доллар потерял 30% стоимости. С этого начиналась "семерка", и тогда о господстве над миром никто не помышлял. Лидеры "семерки" и ныне пытаются утверждать, что занимаются регулированием экономических и политических отношений только в рамках своей группы, но это не так.

Практика образования неформальных объединений - групп государств - для решения значимых для всех стран конкретных финансово-экономических проблем довольно обширна. Так, в хронологическом порядке создавались "Группа десяти" (G-10), "Группа 20" (G-20), "Группа 77" (G-77), "Группа 24" (G-24), "Группа 15" (G-15), "Группа 22" (G-22), "Группа 33" (G-33) и другие. Однако проблемы разрешались, а организации продолжали существовать. В итоге в мире наплодилось огромное количество всевозможных межгосударственных групп, клубов и комитетов. Но все они не столь влиятельны и живучи, как "большая семерка". Почему? В значительной степени потому, что в этом клубе меньше всего членов. Живучесть и значимость "семерки" в ее элитарности. Не зря же группа изменила рядовое название "семерка" на "большую семерку".

Дисбалансы торговли и разница в курсе валют - это естественные и очевидные причины для международного финансового сотрудничества. Курс национальной валюты порой имеет значение не только для той страны, где эта валюта является законным платежным средством. Некоторые экономисты считают, что такое сотрудничество неактуально и что курсы валют должны определяться исключительно рыночными факторами. Валюты с плавающим курсом оставляют национальным правительствам больше возможностей для решения внутренних экономических проблем. Если придерживаться этой позиции, то существование "большой семерки" бессмысленно, поскольку она была создана лишь для того, чтобы помочь США справиться с внутренними экономическими дисбалансами. Тогда почему же клуб не просто продолжает существовать, но фактически правит миром? Потому что клуб состоит только из тех, кто отвечает его самодостаточности, кто не привносит в него элементов центробежных дискуссий. Потому что клуб уже давно изменил свои первоначальные цели.

Можно было бы сказать: клуб "семи" до сих пор существует и крепнет, потому что фактически превратился в клуб "одного" государства. Однако здесь не все просто. Так назвать коалицию еще нельзя. На одной из встреч "большой семерки", МВФ и Всемирного банка США и Великобритания убеждали МВФ и Всемирный банк прекратить кредитование развивающихся стран, но им это не удалось, поскольку они не были поддержаны всей "большой семеркой". МВФ, в котором США заведуют всем, в одиночку не смог провести инициативу по созданию особого суда по вопросам банкротства суверенных должников. Первоначально задача МВФ состояла в обеспечении баланса платежей между его членами, однако "большая семерка" узурпировала эту функцию, как только была образована. Получается, что США не всесильны и без "большой семерки" пока не могут обойтись.

ИМ ДО ВСЕГО ЕСТЬ ДЕЛО

"Большая семерка" много чего сделала до распада СССР. Однако именно в ходе развала Советского Союза сильные мира сего почувствовали, что наступает их время. Не случайно с той поры G-7 начала трансформироваться с точки зрения конечных целей и укрепляться в плане единства.

Достаточно сказать о создании в 1989 г. Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ), которая стала очень важным инструментом "большой семерки" в сфере искоренения международных преступлений по отмыванию денежных средств. Вскоре ФАТФ из временной структуры фактически превратилась в мощную и единственную в мире организацию в деле осуществления контроля за отмыванием нелегальных денежных средств и предотвращения финансирования криминальных структур. Страны-участницы ФАТФ приняли соглашение о том, что организация продолжит работать до декабря 2012 г., если не будет принято решение о пересмотре сроков ее существования, и было понятно, что такое решение в сторону бессрочного существования ФАТФ не за горами. Сегодня "большая семерка" посредством ФАТФ распространяет свои щупальца более чем на 30 стран мира. В октябре 2001 г. страны "большой семерки" приняли решение о создании на базе ФАТФ новой спецслужбы, которая займется борьбой с отмыванием денег, с финансированием терроризма.

Необходимо напомнить о том, что в 1995 г. в Брюсселе "большая семерка" утвердила ряд пилотных проектов по созданию информационного сообщества. Речь идет об организации Глобальной информационной инфраструктуры на основе волоконно-оптических систем связи. И все это под контролем клуба.

Далее на очереди инициатива стран "большой семерки" по созданию Международной программы борьбы с инфекционными заболеваниями в бедных странах. Наконец, многие британские корпорации по рекомендации клуба выразили согласие участвовать в преодолении информационной пропасти, разделяющей богатые и бедные государства. Речь идет об инициативе Японии по расширению для населения бедных стран доступа к информационным технологиям. Однако скептики замечают, что прежде, чем Запад предоставит такую помощь, бедным государствам мира предстоит решить проблему почти всеобщей безграмотности.

Встреча лидеров "большой семерки" в Си-Айленде ознаменовалась подписанием ряда важных соглашений. Это были обязательство в сфере безопасности, борьбы с терроризмом и нераспространения оружия массового поражения, план действий по привлечению частного бизнеса и свободного предпринимательства к искоренению нищеты, программы лечения СПИДа и создания вакцины против ВИЧ-инфекции, создание "Партнерства за прогресс на Ближнем Востоке и Северной Африке" и восстановление Ирака.

"Большой семерке" до всего есть дело. Она все глубже проникает во внутренние дела других стран, не нарушая действующих международных законов, проникает уже автоматически с помощью созданной системы, работа которой приобретает все более автономный и независимый характер. При этом система фактически подменяет ООН и другие международные организации, деятельность которых становится во многом подконтрольной "семерке". Парадоксально, но эта система стала врагом номер один для международного терроризма, лидеры которого решили бороться с ней своими методами.

Некоторые аналитики не согласны с теми, кто усматривает в террористическом акте "11 сентября" попытку международного терроризма пошатнуть доллар и нарушить финансовую стабильность в мире. Они считают, что башни Нью-Йорка были выбраны исключительно как символ США, как два столпа, на которых держатся эта страна и ее союзники. Этим организаторы теракта обозначили своих главных врагов - финансовых королей мира, систему, во главе которой вместе с США стоит "большая семерка". Цель создания "большой семерки" эти люди видят в желании контролировать все человечество и, прежде всего, энергетику планеты - нефть.

ПРИЧИНЫ РАЗНОГЛАСИЙ

И все же, несмотря ни на что, имперская система, создаваемая "большой семеркой" под руководством США, пока еще не совсем устойчива. Чуя нутром ее опасность для всех, с ней борются не только международные террористы, но и те, кто не входит в G-7. Более того, с ней борются сами участники "большой семерки", и эта борьба закономерна. Единство в клубе и его подразделениях нередко нарушается ссорами и несовместимостью интересов. Американские аналитики, оценивая суть разногласий, в первую очередь предпочитают говорить о расколе между "старой Европой" и Соединенными Штатами - концептуальном, теоретическом, прагматическом, что предполагает наличие больших проблем в восстановлении былого консенсуса.

За тридцать лет изменился характер разногласий. Если раньше конфликты между Европой и Соединенными Штатами возникали по поводу говядины и бананов, то нынешний кризис отношений приобретает фундаментально-глобальный характер. Он касается, прежде всего, оценок риска, связанного с опасностью, исходящей от терроризма и оружия массового поражения, и средств защиты от этих зол, в особенности путем упреждающих ударов. Ирак это показал особенно явно.

Раскол по поводу Ирака поставил под вопрос даже прочность Атлантического союза, в течение полувека служившего основой американской внешней политики. Тот же раскол побудил Россию - впервые после конца холодной войны - заговорить с Америкой жестким языком на грани ссоры. В Европе эта напряженность привела к появлению нескольких конфликтующих группировок. Единство "семерки" пошатнулось. Нестабильность отразилась и на России, которую при ссорах Европы с США почти всегда считают виноватой - вбивающей клин между Старым и Новым Светом. Отношение к России, собственно, тоже одна из причин разногласий среди лидеров G-7.

Совсем недавно члены элитного "клуба семи" вновь повторили, что у России нет некоторых необходимых предпосылок для участия в финансово-экономической части саммита этой организации. В частности, речь идет о малых размерах российской экономики (16-е место в мире, ВВП - 500 млрд. долл.), о конвертируемости рубля и членстве в ВТО. Хотя в "восьмерке" экономика России по счету на 5-м месте, рубль может стать конвертируемым с 1 января 2007 г., а в ВТО нам реально вступить к концу 2005 г. Это официальная версия отказа, а согласно неофициальной - решение имеет политическую подоплеку. Россию пускать в этот клуб просто боятся. О причинах было сказано выше. Более того, звучали даже голоса с требованием исключить Россию из "большой восьмерки" - накануне недавней встречи президентов Путина и Буша с подобной инициативой выступили американские сенаторы Джозеф Либерман и Джон Маккей.

Тема присутствия России в G-8 недавно получила продолжение. В 2006 г. наша страна даже будет председательствовать в группе восьми наиболее развитых стран на саммите, который состоится в России. Согласно сложившейся традиции, председатель политической "восьмерки" одновременно председательствует и в клубе министров финансов. Разумеется, возник вопрос о полноправном допуске российских представителей на экономические заседания "семерки". Не пустили. Место России займет Германия.

Такое отношение можно было бы расценить как пощечину, обидеться и уйти из клуба вообще. Делать этого нельзя по одной причине. Находясь в клубе хотя бы неполноценно, Россия выполняет в "большой семерке" роль противовеса, мешающего элитному клубу окончательно стать рабом созданной им системы, увлекающей мир в имперский век, где истинной демократии, скорее всего, вообще не останется места.

Виктор СОКОЛОВ

Опубликовано в выпуске № 13 (80) за 13 апреля 2005 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц