Версия для печати

Потери в московском небе

Соколов Борис

Известный историк авиации Дмитрий Хазанов написал фундаментальный труд о противостоянии авиации СССР и Германии в битве за Москву. «…Основную нагрузку у немцев несли опытные экипажи, а в советских ВВС сражались много необстрелянных или только что окончивших летную школу воздушных бойцов, – подчеркивает автор. – Тем не менее нашим авиаторам в нелегких и кровопролитных боях удалось впервые с начала войны завоевать на данном операционном направлении господство в воздухе».

Д. Б. Хазанов. «Авиация в битве за Москву». Изд-во ГБУ «ЦГА Москвы», 2013, 656 стр.

Известный историк авиации Дмитрий Хазанов написал фундаментальный труд о противостоянии авиации СССР и Германии в битве за Москву. «…Основную нагрузку у немцев несли опытные экипажи, а в советских ВВС сражались много необстрелянных или только что окончивших летную школу воздушных бойцов, – подчеркивает автор. – Тем не менее нашим авиаторам в нелегких и кровопролитных боях удалось впервые с начала войны завоевать на данном операционном направлении господство в воздухе».

Потери в московском небе

Отметим, что к 1 октября 1941 года под Москвой советская авиация имела 1368 машин, в том числе 578 бомбардировщиков, 708 истребителей, 36 штурмовиков и 46 разведчиков против 1320 машин люфтваффе, включая 720 бомбардировщиков, 420 истребителей, 40 штурмовиков и 140 разведчиков. Таким образом, противник имел численное превосходство в бомбардировщиках, а наша авиация – в истребителях.

В книге, над которой Хазанов работал 15 лет, использованы документы Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), германских военных архивов в Кобленце и Фрайбурге. Автор также обращался к материалам Центрального дома авиации и космонавтики, Музея войск противовоздушной обороны и Музея истории войск командования специального назначения. Ветераны ПВО Москвы специально для данной книги поделились своими воспоминаниями. В приложениях, составляющих десятую часть тома, публикуются архивные документы и оригинальные таблицы. Интересно, что за первый месяц бомбардировок Москвы, с 21 июля по 22 августа, люфтваффе сбросило на столицу согласно сводке Главного управления МПВО НКВД 531 фугас, из которых не разорвались и были обезврежены по меньшей мере 124. За все время бомбардировок советской столицы разрушено лишь два процента зданий.

В книге подробно описан последний крупный налет немецкой авиации на Москву 11 августа 1941 года. Тогда столицу атаковали, по советским данным, две волны из 115 бомбардировщиков. Хотя в немецких источниках указывается цифра 83. Из них лишь 12 прорвались к Москве, а два были сбиты. От бомб погибли 54 человека и 298 были ранены. Также уничтожены три только что построенных советских бомбардировщика на заводе № 22 и, исчерпав запас горючего, разбился один истребитель Як-1.

Автор критикует официальную советскую статистику воздушной битвы за Москву. Так, в июле – августе 1941 года только при отражении ночных налетов истребителями было сбито 37 неприятельских самолетов, что означало: для поражения одной цели требовалось в среднем 52 вылета. Столь высокая результативность представляется Хазанову невероятной, а сведения о том, будто немцы для восполнения понесенных потерь перебросили с Запада четыре авиагруппы, не соответствуют действительности. Как подчеркивается в книге, в ночных схватках проявилась слабая подготовка наших летчиков: «Прежде всего они не могли правильно определить расстояние до цели и открывали огонь с дистанции 600–800 метров…» В журнале боевых действий немецкой эскадры KG55 отмечается низкое качество ночной ПВО Москвы. Там записано: «Экипажам бомбардировщиков пытались мешать импровизированные ночные истребители, которые шарили по небу своими примитивными прожекторами, находящиеся в кабинах «Хейнкелей» успокоились и почувствовали уверенность». Радаров же ПВО Москвы тогда не имела.

Немало внимания уделено в книге действиям авиации по поддержке наземных войск. По мнению автора, в битве за Москву роль люфтваффе в первоначальных успехах немцев достаточно высока. Но при этом осенью 1941 года германская авиация под Москвой не могла уничтожить советскую и парализовать подвоз подкреплений. Как полагает Хазанов, серьезное ослабление люфтваффе на центральном направлении поздней осенью 1941 года, потеря им господства в воздухе в ходе второго этапа операции «Тайфун», когда немецкие солдаты и офицеры в бинокли могли рассмотреть крупные московские дома, значительно снизили шансы на победу. Тут надо заметить, что ослабление 2-го воздушного флота, поддерживавшего группу армий «Центр» и осуществлявшего налеты на Москву, было связано не столько с действиями советской авиации, сколько с тем, что в ноябре штаб флота во главе с фельдмаршалом Кессельрингом был переброшен вместе с частью сил в район Средиземноморья, чтобы возглавить войска на этом театре боевых действий. Хазанов подчеркивает: «Готовясь к «молниеносной войне» против Советского Союза, Геринг и его генералы не ожидали столь тяжелых потерь личного состава и материальной части. В конце ноября немцам пришлось вывести множество авиагрупп на отдых и пополнение в Германию. Советские резервы, наоборот, не были израсходованы. Вполне успешные действия авиации двух фронтов, 6-го ак ПВО, Московской зоны обороны, дальнебомбардировочной авиации и авиации резерва Верховного главнокомандования позволили ВВС Красной армии завоевать оперативное господство в воздухе на московском направлении. И тут выяснилось: немецкая армия без поддержки с воздуха не может действовать успешно».

В книге не приводятся сводные данные о потерях сторон в первый период Московской битвы, когда немцы проводили операцию «Тайфун». Как уже неоднократно отмечалось, абсолютно надежных источников о потерях люфтваффе и ВВС Красной армии за всю войну не существует. Нет их и по отдельным битвам. По люфтваффе согласно имеющимся данным безвозвратные потери от боевых причин в 1941 году на востоке составили 2093 машины всех типов, включая 267 небоевых самолетов. Еще 1362 самолета, включая 473 бомбардировщика и 413 истребителей, были повреждены в бою. Небоевые потери составили 382 уничтоженные и поврежденные машины (Bergstrom, Christer, Mikhailov, Andrey. Black Cross/Red Star: Vol.1. Operation Barbarossa 1941. London: Pacifica Military History with Classic Publications, 2000, pp. 254–255). Советская авиация в 1941 году безвозвратно потеряла 17 900 самолетов (без разведчиков), из них 10 300 – в боях («Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил». М., «Олма-Пресс», 2001, стр. 475), в том числе в Московском оборонительном сражении – 293 (там же, стр. 484). Если предположить, что в первый период битвы доля безвозвратных потерь люфтваффе в 1941 году была примерно такой же, как и в ВВС Красной армии, то их в период проведения операции «Тайфун» можно оценить в 28 боевых самолетов. Возможно, эта цифра несколько занижена. Согласно немецким данным, приведенным в книге Хазанова, 51-я истребительная эскадра люфтваффе потеряла (уничтоженными и поврежденными) с 22 по 31 октября 14 машин, а весь 2-й воздушный флот за 2–10 октября – 105, из которых безвозвратно по боевым причинам – не менее 29. Еще 11 самолетов пропали без вести, а 19 вошли в число небоевых потерь. Даже с учетом того, что приведенные данные относятся к периоду наиболее интенсивных воздушных сражений, очевидно, что немецких самолетов было уничтожено существенно больше, чем следует из расчетов. Из этого можно заключить, что при наступлении на Москву потери люфтваффе оказались относительно выше, чем в среднем за кампанию 1941 года на востоке.

Но советские были гораздо больше. В книге приведены данные о потерях 4-го ДБАП за один день 5 октября, когда он бомбил колонны Гудериана на шоссе Кромы – Дмитровск-Орловский. Тогда ДБ-3ф недосчитался девяти самолетов. А за 18 октября дальнебомбардировочная авиация потеряла 20 машин, одну из них – в результате аварии. 11-й ИАП в Московской оборонительной операции безвозвратно потерял не менее 12 машин, в том числе три – в катастрофах.

Очевидно, нас ожидает второй том, где будет описана борьба в воздухе во время советского контрнаступления под Москвой.

Опубликовано в выпуске № 40 (558) за 29 октября 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
01 ноября 2014
Нужно почитать конечно, но есть ощущение, что коллажи к анонсу книги в ВПК-Курьере, будут круче самой книги. Хочу ошибиться и буду покупать.
Аватар пользователя Погодин
Погодин
03 ноября 2014
читая,редко ,опусы Соколова,ловлю себя на мысли,что не понимаю о чем именно он пытается всем рассказать.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
01 ноября 2014
Нужно почитать конечно, но есть ощущение, что коллажи к анонсу книги в ВПК-Курьере, будут круче самой книги. Хочу ошибиться и буду покупать.
Аватар пользователя Погодин
Погодин
03 ноября 2014
читая,редко ,опусы Соколова,ловлю себя на мысли,что не понимаю о чем именно он пытается всем рассказать.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц