Версия для печати

Кто подталкивал к агрессии?

Пулин Геннадий
Агрессия Грузии против Южной Осетии до сих пор является одной из основных тем для политических дискуссий и размышлений. До сих пор остается открытым вопрос: почему так осмелел грузинский лидер, в общем-то не отличающийся особой смелостью и героизмом? Из растиражированных всеми телевизионными мировыми СМИ кадров был виден панический страх Саакашвили, когда ему вдруг показалось, что начался обстрел. И почему он бросил грузинские Вооруженные Силы на маленькую Южную Осетию? На чью поддержку рассчитывал Саакашвили, прекрасно знавший, что Россия не оставит в беде своих граждан, проживающих на территории Южной Осетии, и своих миротворцев (а это чуть более 500 военнослужащих), которые в первые часы агрессии вместе с осетинами сдерживали натиск хорошо вооруженной и явно численно превосходящей грузинской армии?


НАЧАТЬ СИЛОВУЮ АКЦИЮ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ зАПАДА сААКАШВИЛИ НЕ МОГ


Агрессия Грузии против Южной Осетии до сих пор является одной из основных тем для политических дискуссий и размышлений. До сих пор остается открытым вопрос: почему так осмелел грузинский лидер, в общем-то не отличающийся особой смелостью и героизмом? Из растиражированных всеми телевизионными мировыми СМИ кадров был виден панический страх Саакашвили, когда ему вдруг показалось, что начался обстрел. И почему он бросил грузинские Вооруженные Силы на маленькую Южную Осетию? На чью поддержку рассчитывал Саакашвили, прекрасно знавший, что Россия не оставит в беде своих граждан, проживающих на территории Южной Осетии, и своих миротворцев (а это чуть более 500 военнослужащих), которые в первые часы агрессии вместе с осетинами сдерживали натиск хорошо вооруженной и явно численно превосходящей грузинской армии?
{{direct_hor}}
Чтобы понять это, давайте, не уходя в исторические аспекты проблемы отношений Грузии и Южной Осетии, вернемся в недалекое прошлое, вспомним динамику развития конфликта.

По сути, грузинское руководство, пришедшее к власти в результате "революции роз", организованной и поддержанной Госдепом США, являлось не только проводником американской политики в Закавказье, но и активным (если не основным) участником реализации плана по окончательному вытеснению России из Закавказского региона, одной из составляющих которого являлась разносторонняя дискредитация миротворческой деятельности России в конфликтных зонах и установление полного контроля (политического и военного) над территорией Южной Осетии и Абхазии.

Предприняв неудачную попытку форсированного решения вопроса "восстановления территориальной целостности" в июле-августе 2004 года, грузинское руководство при активном участии США спланировало и приступило к проведению комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

Реализация плана предполагала комплексный подход в достижении целей по установлению контроля над территорией Южной Осетии и Абхазии и была направлена на создание благоприятных условий для осуществления как мирного, так и военного сценариев. А внешнеполитическая составляющая его была направлена на дискредитацию России, как основного посредника в урегулировании конфликтов, и создание благоприятных условий для формирования нового переговорного формата.

Все это происходило на фоне постоянного мощного информационного воздействия на мировое сообщество и население самой Грузии. Качество и затратность мероприятий, несомненно, свидетельствуют о привлечении советников из соответствующих структур зарубежных государств.

Прослеживая динамику развития ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта и позицию официального Тбилиси в этом вопросе вплоть до августа 2008 года, можно выявить определенную последовательность.

Если в 2004 году у Тбилиси была цель, плохонький план, хорошие консультанты, финансовые средства и плохие исполнители, то уже в 2006 году цель осталась прежней, план был скорректирован при тех же консультантах и увеличенных финансовых возможностях, исполнители кое-чему научились, началась уже конкретная реализация намеченного, стало меньше допущенных ошибок.

А к осени 2007 года была выстроена стройная система, которая уже редко давала сбои. Комплекс проведенных мероприятий внутриполитического характера позволил создать в Грузии жесткую политическую систему, исключающую деятельность сил, ставящих под сомнение необходимость установления контроля над непризнанными республиками.

При этом восстановление территориальной целостности Грузии было возведено в ранг первоочередной задачи грузинского руководства. Проводилось мощное информационно-психологическое воздействие на население Грузии с целью формирования общественного мнения о решимости и способности военно-политического руководства отстоять территориальную целостность страны и разрешить ситуацию в зоне конфликтов в пользу Грузии.

Тон задавал президент Саакашвили, постоянно заявляя, что "пока я жив, не произойдет аннексии даже одного квадратного метра Грузии", при этом, играя на чувствах европейцев: "если Россия аннексирует территории Грузии, завтра настанет очередь Польши, Прибалтики и Украины, так как официальная Москва не признает границ национальных государств".

Реализация силового варианта развития событий требовала усиленной подготовки национальных вооруженных сил, и особенно подразделений специального назначения, призванных дестабилизировать обстановку и обеспечить регулярным войскам "комфортные" условия на первом этапе вооруженных действий.

Поэтому с начала 2007 года объектами усиленного внимания руководства страны стали подразделения специального назначения Министерства внутренних дел и Министерства обороны Грузии.

Особо пристальное внимание уделялось отряду специального назначения "Шавнабада", подготовкой и оснащением которого в течение последних лет занимались американские специалисты. При этом с начала 2007 года участие в их подготовке стали принимать израильские специалисты, имеющие большой опыт ведения боевых действий в населенных пунктах.

В рамках урегулирования конфликта грузинское руководство в 2007 году привело свою силовую составляющую в соответствие с существовавшей правовой базой переговорного процесса, создав в зоне конфликта мощный контингент силовых структур, состоявший из грузинского миротворческого батальона Минобороны Грузии, подразделений и органов МВД, пограничной службы и силовых подразделений марионеточного правительства Д. Санакоева.

Усиленно проводилась подготовка резервистов национальной гвардии Грузии, модернизировалась военная техника и вооружение.

Летом этого года из Грузии практически не вылезали иностранные делегации военных экспертов и специалистов США, Германии, Австрии, стран Балтии и др. Особенную активность проявляла Украина. Одновременно представители военного руководства Грузии посещали с официальными визитами своих предполагаемых союзников, проводя консультации на всех возможных уровнях. Заметно активизировалось привлечение Грузией иностранных военных специалистов, особенно американских и израильских. При их участии проводились различные учения, полевые занятия с личным составом вооруженных сил Грузии, модернизация танков, реактивных систем залпового огня "Град-Лари" и т.п.

15 июня сего года парламент Грузии на внеочередном заседании единогласно утвердил законопроект, подготовленный по инициативе Саакашвили, о внесении изменений в закон "О численности военнослужащих ВС Грузии", в соответствии с которым численность личного состава грузинской армии увеличивается с 32 до 37 тысяч человек. На заседании также были утверждены изменения в госбюджете на 2008 год, согласно которым Минобороны Грузии получило дополнительное финансирование в размере около 184,5 млн. долл. США, МВД - 25 млн. долл.

Апофеозом милитаристского угара Грузии стало проведение совместных с ВС США учений "Немедленный ответ-2008" (Immediate Response-2008) на военной базе Вазиани, которые завершились 31 июля 2008 года, то есть непосредственно перед началом агрессии.

Тем самым Тбилиси подготовил почву для полномасштабного наступления на непризнанные государства и установление полного контроля над ними. Но начать силовую акцию без поддержки "сил извне" Саакашвили не мог. Ему надо было заручиться поддержкой ведущих государств мирового сообщества любых действий Грузии в отношении непризнанных республик.

В этих целях высшим руководством Грузии летом 2008 года была проведена серия встреч и консультаций с руководством США, ряда европейских государств, ЕС, ОБСЕ, НАТО и влиятельных НПО. При этом итогом практически всех встреч стало "одобрение" политической линии Грузии на сохранение "суверенитета и территориальной целостности" и выдача обещаний на скорое обретение Грузией статуса члена НАТО.

Вот самые яркие этому подтверждения.

На двухстороннем саммите, прошедшем 10 июня в Словении, США и Евросоюз подтвердили приверженность суверенитету и территориальной целостности Грузии, а государства НАТО дали "ясный сигнал" Грузии и Украине, что они станут членами альянса.

На саммите ЕС-Россия в Ханты-Мансийске в июне сего года руководство ЕС подтвердило, что намерено твердо отстаивать территориальную целостность Грузии. 30 июня на 17-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Астане была принята резолюция по безопасности Грузии, в которой Россию призывают придерживаться стандартов ОБСЕ и общепринятых международных норм в вопросах разрешения конфликтов. О готовности поддержать Грузию заявляли, как обычно, президенты Латвии, Польши и Литвы .

Но больше всего в Тбилиси ждали официальной поддержки своих действий со стороны США. Тем более, грузинское руководство очень беспокоили предстоящие президентские выборы (будет ли после ухода Буша США так же поддерживать Грузию?).

Но и тут Вашингтон не оставил Грузию, обнадежив по всем вопросам. Госсекретарь США К. Райс в ходе визита в Тбилиси 10 июля сего года встретилась с Саакашвили, представителями властных структур Грузии, лидерами оппозиции, руководителями НПО и поддержала территориальную целостность Грузии, подвергла критике позицию России, заверив, что США сделают все необходимое для получения Грузией Плана действий по членству в НАТО. А уже 14 июля она заявила, что "независимо от того, кто победит на предстоящих выборах, Вашингтон продолжит поддержку Грузии". А совсем недавно оба кандидата на пост президента еще раз подтвердили это.

Таким образом, можно смело утверждать, что без поддержки Запада Грузия никогда бы не решилась на столь откровенный демарш по отношению к Южной Осетии и Абхазии.

И уничтожение осетинских мирных жителей осуществлялось, по большому счету, с одобрения (а может, и по подсказке?) Запада.

Вместе с тем своими решительными действиями Россия дала понять всем, что на постсоветском пространстве она не потерпит силового решения региональных конфликтов и не допустит распространения провокационных антироссийских политических тенденций на евразийском континенте.

Геннадий ПУЛИН

Опубликовано в выпуске № 46 (262) за 26 ноября 2008 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц