Ростки шестого уклада

От литейного двора до космической орбиты. Конструкторскому бюро «Арсенал» исполнилось 65 лет
Романов Андрей Рамм Алексей

Создание космических аппаратов с ядерной энергетической установкой обеспечит России лидирующие позиции в практическом освоении околоземного пространства. О разработках, ведущихся в этом направлении, а также о проектировании новейших морских корабельных артиллерийских установок обозревателю газеты «Военно-промышленный курьер» рассказал генеральный директор ФГУП «КБ «Арсенал» Андрей Романов.

– Андрей Васильевич, вы не могли бы подробнее рассказать, как появилось конструкторское бюро, которое вы сейчас возглавляете. И почему ваше КБ, ранее разрабатывавшее артиллерийские системы, сейчас считается одним из ведущих предприятий по космической тематике?

– Изначально наше конструкторское бюро, созданное 21 ноября 1949 года, носило название Центральное конструкторское бюро № 7 (ЦКБ-7). Создавалось оно при машиностроительном заводе № 7, сейчас это хорошо известный санкт-петербургский машиностроительный завод «Арсенал». Стоит отметить, что ЦКБ-7 сразу создавалось с собственной опытно-производственной базой.

Создание сверхтяжелой космической платформы с ядерной энергетической установкой позволитнашей стране совершить очередной прорыв в области космических технологий

Задачи, поставленные КБ руководством страны, были очень сложные, но вместе с тем интересные. На ЦКБ-7 возлагалось ведение проектно-конструкторских работ по морской автоматической зенитной артиллерии и артиллерийским системам на долговременных огневых точках (ДОТ) укрепленных районов.

Не стоит забывать, что завод «Арсенал», в состав которого вошло ЦКБ-7, ведет свою историю от основанного Петром I в 1711 году пушечного Литейного двора, ставшего основой для создания и развития российского артиллерийского вооружения.

В 1973 году на заводе «Арсенал» началось изготовление первых космических аппаратов, разработанных нашим конструкторским бюро. Тогда это были УС-А с ядерной энергетической установкой и УС-П с солнечной энергетической установкой, которые должны были войти в систему морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). В 1978 году МКРЦ успешно прошла все летные испытания и была поставлена на вооружение.

Успешные работы по важнейшей космической системе, позволявшей не только обнаруживать, но почти непрерывно следить за вражескими кораблями на просторах Мирового океана и при необходимости выдавать целеуказания нашим ударным силам, послужили основой для принятия правительством решения о закреплении за предприятием статуса головного по созданию космических комплексов наблюдения за акваторией Мирового океана.

Если подвести краткий итог, то с 1973 года «Арсенал», работая в кооперации с другими предприятиями и научными центрами космической отрасли, обеспечил разработку, изготовление и эксплуатацию 80 космических аппаратов серии «Космос». Три из них в 1995–2008 годах были задействованы в эксперименте «Конус-А», который проводился по совместному с США проекту «Винд-Конус» для исследования всплесков космического гамма-излучения, являющихся одной из главных загадок современной астрофизики. Эксперимент дал ценные научные результаты.

В 80-х годах КБ «Арсенал» разработало рулевые приводы для ракеты-носителя «Энергия» многоразовой космической системы «Энергия-Буран».

А в этом году нашим конструкторским бюро была завершена работа по теме «Нуклон» по заказу Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ, предусматривающая изготовление гермоконтейнера с научной аппаратурой для установки на космический аппарат «Ресурс-П» разработки ОАО «РКЦ «Прогресс».

В настоящее время ФГУП «КБ «Арсенал» входит в число ведущих разработчиков и изготовителей космической техники, корабельных артиллерийских и пусковых установок и находится в ведении Федерального космического агентства (Роскосмос).

– Получается, что ваше конструкторское бюро в настоящее время не только проектирует космические аппараты, но и продолжает вести разработки морских артиллерийских систем?

– Как ни удивительно звучит, но это так. Историческим направлением деятельности нашего конструкторского бюро с момента его создания в 1949 году является артиллерия. И по настоящее время санкт-петербургский «Арсенал» остается ведущим предприятием в России по созданию корабельных артустановок среднего калибра.

Коллаж Андрея Седых

Сегодня основные направления деятельности нашего конструкторского бюро – это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию космических систем, комплексов и аппаратов различного назначения и их составных элементов, корабельных автоматических артиллерийских и пусковых ракетных установок, а также разработка и изготовление технологического и испытательного оборудования.

К примеру, нашими 100-мм одноорудийными корабельными артиллерийскими установками АК-100 вооружены все большие противолодочные корабли проекта 1155 и некоторых других, а двухорудийными 130-мм АУ АК-130 – эсминцы проекта 956, ракетные крейсеры проекта 1164 и флагман Северного флота – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Также АК-130 и АК-100 поставлялись и находятся на вооружении надводных кораблей ВМС Китая и Индии.

Помимо этих систем, нашим КБ разработаны корабельные пусковые установки для зенитных ракетных комплексов и комплексов постановки помех ЗИФ-122 и ЗИФ-121-02.

Не стоит забывать, что именно в КБ «Арсенал» были созданы первые ракетные комплексы стратегического назначения с твердотопливными ракетами РТ-2, РТ-15, РТ-2П, комплекс ракетного оружия Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 для вооружения подводных лодок. Это были по существу пионерные работы.

Кстати, буквально на днях на испытания выходит фрегат «Адмирал Горшков», головной корабль проекта 22350. На нем установлена 130-мм корабельная артиллерийская установка А-192 разработки нашего конструкторского бюро.

Надо понимать, что создание А-192 было нетривиальной задачей. Не вдаваясь, по известным причинам, в технические подробности, мы ответственно говорим, что А-192 – новое или, как говорят конструкторы, «крайнее» слово в отечественной корабельной артиллерии.

В дальнейшем эти артиллерийские системы, специально разработанные для вооружения боевых надводных кораблей среднего и большого водоизмещения, предназначенные для стрельбы по береговым, морским и воздушным целям, будут установлены на все фрегаты этого проекта, а возможно, и на другие перспективные боевые корабли. Но раскрывать эти планы пока рано.

– Будем надеяться, что новую морскую артиллерийскую установку разработки вашего КБ будет ждать такой же успех, какой имеют ее предшественницы АК-100 и АК-130. Ведь недаром в НАТО АК-130 носит неформальное название «металлорезка», как бы подразумевающее, что благодаря высокой скорострельности и могуществу боеприпаса она способна буквально «распилить» любой вражеский корабль. Но все же разрешите узнать, какие новые космические аппараты сейчас разрабатываются конструкторским бюро, в каких проектах вы участвуете сегодня?

– Главное направление работ нашего конструкторского бюро я бы охарактеризовал так: создание космических средств информационного обеспечения применения вооружений. Надо понимать, что в современных войнах и вооруженных конфликтах важно не только своевременно обнаружить противника. Средства поражения за последние 20 лет очень активно развивались, и не только по пути повышения могущества. Они становились все более точными и дальнобойными. Уже сейчас от момента обнаружения цели до ее поражения проходят считаные минуты. Поэтому важно не только получить разведывательные данные, но и быстро обработать их и выдать целеуказания для средств поражения.

Ростки шестого уклада

Одно из возможных направлений работ нашего предприятия в этой области – создание оружия и интеграция его в информационный контур и наоборот – создание соответствующего контура, в который интегрируется оружие. Эти задачи можно и нужно решать комплексно, и для таких работ в нашем конструкторском бюро есть все возможности.

В настоящее время наше конструкторское бюро совместно с другими предприятиями Роскосмоса разработало серию новейших космических аппаратов, которые после запуска войдут в комплекс наблюдения за земной поверхностью. Это очень сложная и ответственная работа, которая продолжалась несколько лет и сейчас мы уже выходим на финишную прямую. Нашими основными коллегами и партнерами в этом направлении являются ФГУП «ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга», ОАО «ОКБ МЭИ», ОАО «НИИ ТП» и ряд других не менее известных предприятий отрасли.

Наряду с созданием космических комплексов наблюдения за земной поверхностью нового поколения в КБ «Арсенал» продолжаются работы над универсальными космическими платформами повышенной энерговооруженности с ядерными энергетическими установками.

На уровне руководства Роскосмоса и оборонно-промышленного комплекса принято решение о том, что КБ «Арсенал» будет головной организацией по обеспечению создания и целевого применения космических средств повышенной энерговооруженности с ядерными энергетическими установками с опорой на широкий круг промышленных предприятий и военно-научные организации.

– Ваше конструкторское бюро – одно из немногих в России, которое имеет уникальный опыт создания космических аппаратов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Не могли бы вы подробнее рассказать, в чем их преимущество перед аналогами с традиционными энергоустановками. Ведь, к примеру, в американском НАСА и Европейском космическом агентстве с недоверием относятся к ЯЭУ, считают их опасными в эксплуатации и отдают предпочтение солнечным энергетическим установкам.

– Сегодня в отечественной научной школе космической ядерной энергетики есть два направления развития.

Первое исходит из создания сверхтяжелой космической платформы с ЯЭУ мегаваттного класса, основанной на турбомашинном принципе выработки энергии. Несколько лет назад Исследовательский центр имени М. В. Келдыша, получив государственную поддержку, заявил о готовности разработать такую космическую платформу к 2018 году. Создание подобной технической конструкции позволит нашей стране совершить очередной прорыв в области космических технологий и снова занять передовые позиции в мировой космической отрасли. Задел, наработанный к настоящему времени Центром Келдыша с кооперацией и предприятиями Госкорпорации «Росатом», позволяет приступить к полномасштабной реализации проекта, и в настоящее время руководством Роскосмоса принято решение о передаче головной роли по платформе с ЯЭУ мегаваттного класса от Центра Келдыша к ФГУП «КБ «Арсенал». Наши специалисты проводят экспертную оценку наработанного задела и формируют предложения по порядку дальнейших работ. Принимая во внимание всю техническую и, я бы сказал, даже политическую значимость этого проекта, наличие теоретических знаний, накопленных нашей научной школой за долгие годы, практический опыт, полученный при создании и эксплуатационном сопровождении КА с ЯЭУ, уже функционировавших на орбитах, без всякого сомнения, послужат успешному достижению целей, поставленных перед отечественной космонавтикой.

Другое направление – создание космических средств с термоэмиссионными ядерными энергоустановками. Мы развиваем это направление, так как космические аппараты, созданные с использованием ЯЭУ данного типа, уже проходили летные испытания в конце 80-х годов. Вообще КА с ЯЭУ термоэлектрического и термоэмиссионного типа эксплуатировались в космосе в течение почти 20 лет, всего запущено около 30 аппаратов. Энергоустановку к ним разработало московское предприятие «Красная Звезда», ныне входящее в Госкорпорацию «Росатом». За время, прошедшее после запуска «Космоса-1932» 14 марта 1988 года – последнего в серии функционировавших КА с ЯЭУ, многое сделано в развитие этого направления. При этом надо отметить, что его участники часто действовали в инициативном порядке.

Так, в результате работ, проводившихся ОАО «Красная Звезда», разработан и испытан в части ключевых технологий параметрический ряд термоэмиссионных ЯЭУ второго поколения. Основные технические параметры таких ЭУ характеризуются высокими значениями полезной электрической мощности (от 30 до 500 кВт) и гарантируют их высокую надежность и значительный ресурс работы в условиях космического пространства – от семи и до десяти лет в перспективе.

Одновременно КБ «Арсенал» провело научно-проектные работы в области формирования облика космической платформы (КП), основу энергообеспечения которой и составят термоэмиссионные ЯЭУ второго поколения, а также подготовило производственно-техническую базу для создания этих платформ. Согласно нашим замыслам такие КА должны быть универсальными (УКП-ЯЭУ), то есть на их базе можно будет развертывать орбитальные группировки различного назначения, а также они должны соответствовать всем требованиям безопасной эксплуатации.

Важно отметить, что многие составляющие этого проекта не просто мечты, а реальные результаты, воплощенные в технической документации, отработанных технологических процессах и даже в металле.

Работы по созданию УКП-ЯЭУ проводятся КБ «Арсенал» в соответствии с требованиями Концепции развития космической ядерной энергетики в России, принятой правительственным Постановлением № 144 от 2 февраля 1998 года. Необходимо отметить, что использование ядерной энергетики в космосе не только легитимно, но и входит в перечень перспективных задач развития космической техники ведущих космических держав мира. УКП-ЯЭУ разрабатываются с целью решения перспективных задач в области обороны и безопасности, социально-экономического развития и науки. Круг задач, решаемых создаваемыми на ее основе космическими аппаратами, достаточно широк – от транспортировки грузов в космическом пространстве до дистанционного зондирования земной поверхности и исследований ближнего и дальнего космоса, а также задач в рамках обеспечения национальной безопасности. То есть все те задачи, решение которых требует высокой бортовой энергетики.

В настоящее время ФГУП «КБ «Арсенал» завершает проектно-поисковые работы по созданию УКП-ЯЭУ «Плазма-2010» с многорежимной термоэмиссионной энергоустановкой мощностью до 100 киловатт, способной в длительном непрерывном режиме (семь и более лет) обеспечивать работу полезной нагрузки и служебных систем КА. Уровень проработки вопроса позволяет приступить к проведению полномасштабных опытно-конструкторских работ.

Достижение сопоставимых с ЯЭУ удельных характеристик энергоустановками традиционного для космоса типа (с солнечными и аккумуляторными батареями) практически исключено. Более того, применение энергоустановок на базе солнечных и аккумуляторных батарей накладывает существенные ограничения на время и режимы работы уже существующих полезных нагрузок, не говоря о перспективных. Также «традиционные» энергоустановки «не работают» в дальнем космосе.

Большинство разработок ФГУП «КБ «Арсенал» и кооперации реализовано в стенах ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал». В настоящее время ФГУП «КБ «Арсенал» и ОАО «МЗ «Арсенал» образуют замкнутый производственный цикл и обладают значительным практическим опытом в области разработки, изготовления, экспериментальной отработки и штатной эксплуатации космических средств различного целевого назначения.

– Недавно в России появился Фонд перспективных исследований (ФПИ), целью работы которого стало содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах. Участвует ли ваше конструкторское бюро в совместных работах с ФПИ? И насколько, на ваш взгляд, такие совместные работы с Фондом перспективны для КБ «Арсенал»?

– Наше конструкторское бюро принимает активное участие в совместных работах с Фондом перспективных исследований, в рамках которых на базе КБ при участии ФПИ создана совместная лаборатория.

Надо отметить, что Фондом перспективных исследований сформирована предельно жесткая система отбора проектов, которые, с одной стороны, должны обеспечить качественно новый уровень решения задач национальной обороны, с другой стороны – проекты, финансируемые Фондом, формируют тот прорывной (шестой, по словам заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина) технологический уклад, на котором будет создаваться новое поколение средств вооружений.

Участие «Арсенала» в проектах ФПИ – еще одно свидетельство того, что наше предприятие являлось и является лидером в разработке прорывных решений, формирующих облик систем вооружения на десятилетия вперед.

Это не преувеличение, что во все годы своего существования «Арсенал» создавал и разрабатывал уникальную номенклатуру технических средств и технологий, направленных на укрепление обороноспособности страны. Большинство из созданных с нуля изделий не имели исторических и технических аналогов, и для инженеров и конструкторов предприятия каждый раз это было фактически открытием новой темы при минимальном количестве доступных данных.

Поэтому эту работу можно сравнить с ростком передовых технологий, пробивающим себе дорогу и вырастающим в новое знание по критически важным областям техники, которыми уже свободно могут пользоваться последователи.

– Андрей Васильевич, примите поздравления от лица нашего издания. Мы желаем вашему коллективу успехов, чтобы он всегда был впереди конкурентов, а новые разработки как можно дольше оставались непревзойденными.

– Спасибо.

Справка «ВПК»

Романов Андрей Васильевич родился в 1970 году в городе Юрга Кемеровской области. В 1993-м окончил Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова. В КБ «Арсенал» прошел путь от инженера до главного конструктора направления ракетно-космической техники. С 2013 года является генеральным директором ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М. В. Фрунзе». Доктор технических наук, академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Основная сфера научных интересов – разработка методических основ проектирования космических аппаратов с ядерными энергетическими установками. Имеет награды Федерального космического агентства, Федерации космонавтики России, Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского и губернатора Санкт-Петербурга.

Беседовал Алексей Рамм

Опубликовано в выпуске № 43 (561) за 19 ноября 2014 года

Аватар пользователя Козьма Прутков
Козьма Прутков
18 ноября 2014
Шестой уклад в чем - в ЯЭУ вирусы подсадили, чтобы за биоэнергетику выдать?
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
20 ноября 2014
Прикольно, но 7-ой уклад круче, в нем виднеются контуры уже ТЯЭУ, вот чем надо заниматься! А там или ишак или падишах. Создание сверхтяжелой космической платформы с термоядерной энергетической установкой, таки позволит нашей стране совершить очередной прорыв в области космических технологий. В бесконечность и ещё дальше! Все на космодром! Даешь термояд! Ударим седьмым укладом, по радиационо опасному шестому укладу! Выведем Россию из болота ЯЭУ, на порог термояда! Тряхнем стариной, Капица наш рулевой!
Аватар пользователя Мах
Мах
22 ноября 2014
Как-то создает впечатдение, что оправдывается и хочет доказать успещность. Вподне возможно, что в верхах либо недооценивают,либо хотят прикрыть или оптимизировать. Узкая специализация на морских артустановках, да еще только среднего калибра при наличии порядка 20 кораблей ими вооруженых как-то не похоже на актуальность темы. Ядерные установки в космосе тоже похоже мало восьребованы. США отправили свои марсоходы с низко-КПД-шными панелями солн. батарей со страхом , что пыль закроет панели и лишит аппараты энергии. Но ЯЭУ не использовали. Наверное есть какая-то причина в этом. Или производители солн.панелей входят в колоду своих людей, а эти нет. Пока деньги с панелей не отобьют никаких ЯЭУ не будет. И так во всм мире. СД диски готовы былм к серии в 70-ых. Но кто вернет вдоэения в кассеты с магнитными лентами, которые звменили бвбины? СД отложили на 30 лет.
Аватар пользователя Козьма Прутков
Козьма Прутков
18 ноября 2014
Шестой уклад в чем - в ЯЭУ вирусы подсадили, чтобы за биоэнергетику выдать?
Аватар пользователя Солониковед