Версия для печати

Здравствуй, оружие!

Предвоенный опыт взаимодействия Минобороны с промышленностью может оказаться полезным и сейчас
Борисов Юрий Фаличев Олег

28 ноября – 85 лет со дня образования Департамента вооружения Министерства обороны. В этот день в 1929 году учреждена должность начальника вооружения РККА, создан его аппарат – Служба вооружения. Она неоднократно реформировалась, но обретенный и отчасти забытый опыт ее работы, особенно в предвоенное время, может оказаться востребован Россией в условиях западных санкций. Об этом «Военно-промышленному курьеру» рассказал заместитель министра обороны Юрий Борисов.

28 ноября – 85 лет со дня образования Департамента вооружения Министерства обороны. В этот день в 1929 году учреждена должность начальника вооружения РККА, создан его аппарат – Служба вооружения. Она неоднократно реформировалась, но обретенный и отчасти забытый опыт ее работы, особенно в предвоенное время, может оказаться востребован Россией в условиях западных санкций. Об этом «Военно-промышленному курьеру» рассказал заместитель министра обороны Юрий Борисов.

– Юрий Иванович, на Департамент вооружения Минобороны возложено формирование основных направлений военно-технической политики, создание, совершенствование и развитие ВВТ. Как родилась эта служба, какой она подошла к Великой Отечественной войне?

– Авторство идеи организации Службы вооружения принадлежало будущему Маршалу Советского Союза Михаилу Тухачевскому. По его замыслу в РККА должен был появиться орган, разрабатывающий программы перспективных вооружений, что в первую очередь касалось создания артиллерийских систем, автобронетанковой техники, самолетов и морских судов. Первоначально на эту должность был назначен командарм 1-го ранга Иероним Уборевич, а в 1931 году – сам Тухачевский.

Здравствуй, оружие!
Коллаж Андрея Седых

Исторические факты свидетельствуют о том, что права и обязанности начальника вооружения РККА в тот период были весьма обширными. Во-первых, на него возлагалась ответственность за разработку системы вооружения армии и флота, перспективных материальных и финансовых планов оснащения войск ВВТ. Во-вторых, руководство созданием новых образцов ВВТ и постановкой их на производство, контроль исполнения заказов промышленностью. В-третьих, участие в производственно-технологической подготовке предприятий к выполнению мобилизационных заданий в военное время. В-четвертых, руководство стандартизацией и изобретательством в Вооруженных Силах. Кроме того, начальнику вооружения РККА были непосредственно подчинены все основные довольствующие управления. Принципиальное значение имел факт образования в них новых органов – военных научно-технических комитетов, которые сыграли впоследствии значимую роль при создании новых образцов ВВТ. Одновременно с этим укреплялись существующие, создавались новые НИИ, лаборатории, испытательные базы, полигоны.

Бурные политические события 30-х годов прошлого столетия не смогли изменить положительную направленность программного развития ВВТ, предложенного Тухачевским в 1931-м. Наиболее интенсивно эти мероприятия (модернизация и создание артиллерийских и зенитных ракетных систем, танков, самолетов и многого другого) стали претворяться в жизнь с 1938 года, когда возникла реальная угроза начала войны. Таким образом, к 1941-му в основном были завершены опытные разработки современных образцов ВВТ, проведены их испытания и созданы предпосылки массового производства.

С началом войны вопросы снабжения фронта всем необходимым решались непосредственно Государственным Комитетом Обороны и Ставкой Верховного главнокомандования через основной оперативный орган – Генеральный штаб и созданное в январе 1941-го Управление устройства тыла, вооружения и снабжения, являющееся преемником образованной в 1929 году Службы вооружения РККА. В задачу этого управления входило определение потребности в вооружении, военной технике, других материальных средствах, а также формирование и контроль планов их создания, снабжения войск через довольствующие управления. Очень важную роль в развитии ВВТ и их серийного производства сыграли отраслевые наркоматы. Тогда же по существу были заложены основы будущей отраслевой экономики государства.

Огромный вклад в победу внесли довольствующие органы армии и флота, в особенности по линии обеспечения средствами поражения. О масштабах их труда можно судить на примере работы Главного артиллерийского управления и руководимой им Службы артиллерийского снабжения. Объемы поставок на фронт вооружения и боеприпасов составили:

  • вооружения и различного имущества – около 150 тысяч вагонов;
  • боеприпасов – более 405 тысяч вагонов;
  • грузооборот подчиненных ГАУ баз и складов – 1,6 миллиона вагонов или 16,1 процента от общего объема (9,9 млн вагонов) всех военных грузов.

 

– Насколько серьезные коррективы внесла война в развитие вооружений на перспективу?

– После победного 1945-го было принято решение отказаться от жесткой централизации в строительстве армии и флота, возложить ответственность за совершенствование ВВТ на главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск и начальника тыла. Однако по прошествии времени стало очевидным, что такая децентрализация не смогла в должной мере обеспечить координацию разработок и оснащения войск новой сложной боевой техникой, прежде всего ракетно-ядерным оружием и зенитными ракетными комплексами, средствами радиолокации и автоматизации, которые в тот период получили бурное развитие. Поэтому в 1948 году вновь учреждается должность заместителя министра Вооруженных Сил СССР по вооружению, на которую назначается маршал артиллерии Николай Яковлев, а в 1952-м – генерал-полковник артиллерии Митрофан Неделин.

Здравствуй, оружие!

Методы планирования развития вооружения, используемые в послевоенный период, вплоть до 60-х годов, можно охарактеризовать как программные. В целом они обеспечивали нужды Вооруженных Сил, а соответственно и паритет с вероятным противником в условиях развертывания гонки вооружений. Создание новых образцов и комплексов ВВТ, боевых и обеспечивающих средств определялось отдельными решениями, двухлетними, годовыми и иными планами НИОКР с различной степенью их детализации и увязки при отсутствии комплексного подхода.

Дальнейшее развитие науки и техники, разработка принципиально нового, более сложного вооружения, рост цен и сроков создания ВВТ, усложнение кооперационных связей в промышленности, значительное увеличение стоимости эксплуатации вооружения и несбалансированность его систем потребовали совершенствования подходов и организационной структуры. Для специалистов стало очевидным, что планирование развития новых многоцелевых систем оружия с использованием последних достижений науки и техники должно осуществляться комплексно, с позиции общей цели, вне зависимости от организационной принадлежности к виду (роду) войск. Для решения проблемы постановлением Совета министров от 10 июня 1969 года определен переход к комплексным долгосрочным планам и программам вооружения на десять лет, включая их разработку, поставку и обеспечение эксплуатации в войсках, а также капитальное строительство военных объектов. Учреждена должность заместителя министра обороны по вооружению – начальника вооружения ВС СССР, на которую назначен генерал-полковник Николай Алексеев. В 1970 году для реализации новых принципов планирования развития ВВТ создается аппарат заместителя министра обороны по вооружению (Управление начальника вооружения) в составе трех управлений: перспективных исследований и разработки программ вооружения, планирования опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, заказов ВВТ и отдел военной стандартизации.

– Каковы оказались практические результаты?

– Основным практическим результатом проведенных организационных мероприятий стало формирование самой первой Государственной программы вооружения (ГПВ) на 1976–1985 годы, обеспечившей сбалансированное развитие огромной номенклатуры образцов, систем и комплексов ВВТ. Ее выполнение позволило определить узкие места, связанные прежде всего с дублированием и избыточностью. Поэтому вначале была сформулирована, а затем реализована на практике унификация ВВТ.

Эффективность, естественно, могла быть достигнута только с этапа планирования НИОКР через весь жизненный цикл изделия. Потому в начале 80-х смещены акценты в направлении тематики научно-методического обеспечения. К концу этого этапа полностью сложился механизм программно-целевого планирования, в котором широкая кооперация научно-исследовательских организаций Минобороны и промышленности обосновывала, а аппарат начальника вооружения практически реализовал совокупность мероприятий по созданию сбалансированной системы ВВТ.

– А «новейшая история» департамента по каким лекалам пишется?

– С созданием в 1992 году ВС РФ аппарат заместителя министра обороны по вооружению был переименован в Управление начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации (УНВ ВС РФ). Новый период деятельности связан с масштабными экономическими преобразованиями в стране. Его еще предстоит объективно осмыслить и оценить. Разрушение единого политического и экономического пространства союзного государства стало беспрецедентным испытанием для ОПК. В этих условиях важно было сохранить механизм централизованного планирования развития системы вооружения, а также обеспечить выполнение долгосрочных программ технического оснащения армии и флота, восстановить либо заменить разорванные кооперационные связи оборонных предприятий, максимально переориентировать заказы на российский ОПК.

Управлению начальника вооружения Вооруженных Сил РФ пришлось решать две основные задачи. Первая была связана с тем, что эксплуатировавшиеся в войсках образцы требовали постоянного обслуживания, замены отдельных элементов или даже подсистем. Однако снабжать необходимыми для нормального функционирования ЗИП и материалами, заказывать и обеспечивать регулярную поставку их в войска при нарушившихся взаимосвязях было крайне непросто. Вторую задачу обусловил резкий рост задолженности государства оборонным предприятиям за поставленные ВВТ, в результате чего финансово-экономическое положение многих из них оказалось критическим.

Единственным системообразующим и стабилизирующим органом управления для оборонных предприятий в тот период оказалось Управление начальника вооружения, которое сумело принять возможные организационно-плановые меры для сохранения основного оборонно-промышленного комплекса страны за счет выбора приоритетов и оперативного маневрирования финансовыми ресурсами. Тогда же на Управление начальника вооружения пришлась основная работа по созданию нового нормативно-правового поля функционирования системы заказов ВВТ.

– В 2004 году была создана еще и система единого заказчика ВВТ. В чем ее отличие от ранее существовавшей?

– В соответствии с решением Совета безопасности от 11 августа 2000 года начался поэтапный переход к системе единого заказчика – организационной структуре, осуществляющей планирование и общую координацию работ по развитию ВВТ в части средств общего назначения, в масштабах всех видов и родов войск, воинских формирований силовых министерств и ведомств Российской Федерации.

В конце 2004 года предприняты меры по кардинальному изменению структуры системы заказов, суть которых заключалась в создании в Минобороны России системы заказов и поставок ВВСТ, в которой обеспечивался принцип единоначалия. Коренное отличие этой структуры от ранее существовавшей в том, что удалось организационно объединить всех генеральных заказчиков Министерства обороны. При этом впервые разделены задачи и приоритеты органов оперативного управления войсками и управления развитием системы вооружения. Конечным результатом стало создание условий для перехода на единую систему технического обеспечения Вооруженных Сил.

– В чем экономическое содержание трансформированной системы заказов?

– Самое основное – постепенное снижение затрат на создание образцов ВВСТ при одновременном увеличении расходов на закупки продукции, изготавливаемой серийно.

– Какие меры принимаются руководством государства и Минобороны, чтобы парировать санкции Запада?

– Работа ведется большая и целенаправленная. Назову наиболее значимые меры:

  • адаптация правового регулирования взаимодействия субъектов системы технического оснащения ВС РФ, основу которого составляют федеральные законы № 275 и № 44 – «О государственном оборонном заказе» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • формирование в составе Военно-промышленной комиссии при правительстве специализированных советов по выработке новой технической основы для родов войск и видов ВС РФ, улучшивших взаимодействие между органами управления Минобороны и ОПК;
  • создание Фонда перспективных исследований, способствующего интенсификации научных исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сфере;
  • повышение роли ОПК в формировании Государственной программы вооружения на 2016–2025 годы – включение в нее работ по созданию перспективных образцов ВВСТ осуществляется только после проведения необходимых материаловедческих, технологических, производственных и других исследований;
  • заключение контрактов на полный жизненный цикл – это стимулирует оборонные предприятия к повышению качества создаваемых образцов, чтобы снизить возможные издержки при эксплуатации, ремонте и утилизации;
  • корректировка системы ремонта и обслуживания техники, с 2013 года в Минобороны восстановлены войсковые ремонтные подразделения, которые будут проводить техническое обслуживание и текущий ремонт ВВСТ в войсках, в то время как укрупненный текущий ремонт, средний и капитальный – прерогатива предприятий промышленности;
  • восстановление статуса и численности военных представительств Минобороны, обеспечивающих связь между системой заказов ВВСТ и оборонными предприятиями;
  • повышение эффективности ГОЗ, в том числе за счет перехода от годовых к долгосрочным контрактам, что в свою очередь позволяет предприятиям улучшить внутреннее планирование, – ключевой инструмент снижения издержек.

 

Считаю, что реализация данных мер позволит в сложившихся социально-экономических условиях обеспечить необходимый уровень обороны и безопасности Российской Федерации.

Беседовал Олег Фаличев

Опубликовано в выпуске № 44 (562) за 26 ноября 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Гость
Гость
25 ноября 2014
"Авторство идеи организации Службы вооружения принадлежало будущему Маршалу Советского Союза Михаилу Тухачевскому". Дальше, очевидно, выброшен примерно такой кусок: "Эта идея просто не могла не возникнуть после поездки Тухачевского в Германию и знакомства с немецким опытом."
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
27 ноября 2014
Гостю. Был бы опыт, а место ему всегда найдется. Как говорил Берия, был бы человек, статью найдем. Если же серьезно, то не важно чей технологический опыт - немецкий или английский копировать и осваивать - главное, чтобы он прижился, дал ростки на русской земле. Пример с "китайским экономическим чудо" - налицо.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
28 ноября 2014
Если санкции к России продлятся лет пять, то придется вспомнить об опыте мобилизационной экономики. Так что списывать его рановато, как посчитали адепты рыночной экономики. Дриснула ваша рыночная экономика, уважаемые "эффективные менеджеры", про которую вы нам талдычили 23 года. Ну, и где она теперь? В чем ваша заслуга, если все (как и в советское время) зависит от цен на нефть?
Аватар пользователя Дмитрий
Дмитрий
01 декабря 2014
Анекдот. Брежнева после смерти закапывают в могилу. Он приоткрывает глаза и говорит: "Задницу не присыпайте землей". Почему, спрашивают его. "Вы еще будете приходить ко мне и целовать в это место, вспоминая как хорошо вам жилось в эпоху "застоя". Если доллар, как когда-то в Внесуэле реал, скакнет до 90, то ведь и впрямь многие с благоговением еще будут вспоминать эпоху брежневского "застоя".
Аватар пользователя Гость
Гость
25 ноября 2014
"Авторство идеи организации Службы вооружения принадлежало будущему Маршалу Советского Союза Михаилу Тухачевскому". Дальше, очевидно, выброшен примерно такой кусок: "Эта идея просто не могла не возникнуть после поездки Тухачевского в Германию и знакомства с немецким опытом."
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
27 ноября 2014
Гостю. Был бы опыт, а место ему всегда найдется. Как говорил Берия, был бы человек, статью найдем. Если же серьезно, то не важно чей технологический опыт - немецкий или английский копировать и осваивать - главное, чтобы он прижился, дал ростки на русской земле. Пример с "китайским экономическим чудо" - налицо.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
28 ноября 2014
Если санкции к России продлятся лет пять, то придется вспомнить об опыте мобилизационной экономики. Так что списывать его рановато, как посчитали адепты рыночной экономики. Дриснула ваша рыночная экономика, уважаемые "эффективные менеджеры", про которую вы нам талдычили 23 года. Ну, и где она теперь? В чем ваша заслуга, если все (как и в советское время) зависит от цен на нефть?
Аватар пользователя Дмитрий
Дмитрий
01 декабря 2014
Анекдот. Брежнева после смерти закапывают в могилу. Он приоткрывает глаза и говорит: "Задницу не присыпайте землей". Почему, спрашивают его. "Вы еще будете приходить ко мне и целовать в это место, вспоминая как хорошо вам жилось в эпоху "застоя". Если доллар, как когда-то в Внесуэле реал, скакнет до 90, то ведь и впрямь многие с благоговением еще будут вспоминать эпоху брежневского "застоя".

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц