Версия для печати

«МиГ», гордость России

Юбилей КБ, основанного Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем, – событие, выходящее далеко за рамки праздника конструкторского коллектива
Коротков Сергей

Мы отмечаем 75-летие самого известного в мире истребительного КБ, сохраняющего и развивающего выдающуюся конструкторскую школу и творческие традиции своих основателей. Этот праздник относится и к знаменитой марке «МиГ», которая хотя и появилась официально в 1940 году, однако зарождалась в декабрьские дни предвоенного 1939-го.

Мы отмечаем 75-летие самого известного в мире истребительного КБ, сохраняющего и развивающего выдающуюся конструкторскую школу и творческие традиции своих основателей. Этот праздник относится и к знаменитой марке «МиГ», которая хотя и появилась официально в 1940 году, однако зарождалась в декабрьские дни предвоенного 1939-го.

Гордое имя «МиГ» сегодня несет вся корпорация, воплощающая в жизнь идеи конструкторов Инженерного центра «ОКБ им. А. И. Микояна».

В чем я вижу особый, «миговский» стиль? Прежде всего в умении создавать «самолеты-солдаты», такие как МиГ-15, МиГ-21, МиГ-29. В этих истребителях исключительные боевые возможности сочетаются с высокой надежностью, боевой живучестью, неприхотливостью в эксплуатации. Если говорить бизнес-языком, по критерию «эффективность-стоимость» самолеты МиГ всегда опережали конкурентов. Именно это обеспечило МиГ-15 и МиГ-21 мировое первенство по числу выпущенных реактивных боевых самолетов и сверхзвуковых истребителей соответственно.

«МиГ», гордость России

Второй продуктивной особенностью «миговского» стиля я бы назвал стремление разрабатывать и внедрять самые передовые научно-технические решения для повышения возможностей самолетов. Микояновцы первыми достигли сверхзвуковых скоростей на серийном истребителе, преодолели «тепловой барьер» на МиГ-25, использовали компьютер в бортовой системе управления, создали разведывательно-ударный комплекс и решили ряд других сложнейших задач. Переходя на современную терминологию, можно сказать, что микояновская фирма всегда исповедовала инновационные подходы к ведению бизнеса.

Микояновцы раньше многих конкурентов пришли к выводу, что КБ должно создавать боевой комплекс, а не просто самолет с высокими летно-техническими характеристиками. Такой подход, в частности, воплотился в линейке истребителей-перехватчиков, вершиной которой сегодня являются модернизированные боевые авиационные комплексы МиГ-31. Иными словами, к традициям ОКБ Микояна можно смело отнести способность брать на себя функцию системного интегратора.

Роль фирмы «МиГ» как создателя боевых самолетов признана всеми. Гораздо менее известно, что конструкторы микояновского КБ стали родоначальниками ряда новых направлений проектирования летательных аппаратов. Речь идет о крылатых ракетах наземного, морского и воздушного базирования, а также о воздушно-космических системах.

Научно-технический задел, кадровый потенциал, опыт управления крупными проектами в перечисленных областях стал основой для создания новых конструкторских коллективов, таких как ГосМКБ «Радуга» и НПО «Молния». Таким образом, можно с полным правом констатировать, что способность к диверсификации бизнеса всегда была сильной стороной микояновской школы. Примером такой диверсификации в современных условиях стали создание принципиально новых образцов учебно-тренировочной техники и новаторские работы в области беспилотной авиации.

Еще одно важное качество «миговского» стиля – способность к адаптации в быстроменяющихся и порой весьма сложных внешних обстоятельствах. В годы войны, когда по ряду обстоятельств было остановлено серийное производство МиГ-3, КБ не опустило руки и создало научно-технический задел в области реактивной авиации. Это позволило уже во второй половине 40-х годов завоевать мировое лидерство в разработке принципиально новых истребителей, спроектировать такой шедевр, как МиГ-15.

В последние годы конструкторы и весь коллектив РСК «МиГ» совершили без преувеличения трудовой подвиг, в сложных финансово-экономических условиях разработав и развернув серийное производство целого ряда востребованных боевых самолетов.

Каждое принимаемое в КБ решение должно было работать на достижение конечной цели – создать качественно новый продукт, востребованный на внешнем рынке. На первом этапе была создана многофункциональная модификация классического МиГ-29 – истребитель МиГ-29СМТ. Существенно возросшие возможности и относительно невысокая стоимость позволили этому самолету занять достойное место среди новых строевых истребителей ВВС России. Со следующего года мы приступаем к поставкам Минобороны РФ второй партии МиГ-29СМТ.

Ключевые технические решения, реализованные в МиГ-29СМТ, были использованы в программе модернизации МиГ-29UPG ВВС Индии.

Последовательно внедряя новые системы и материалы, осваивая передовые технологии, РСК «МиГ» разработала и развернула серийный выпуск корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, а затем и их варианта наземного базирования – МиГ-29М/М2. Эти машины поколения «4++» намного превосходят по эффективности классические МиГ-29, при этом эксплуатация обходится заказчику дешевле. Важно, что МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 обладают значительным модернизационным потенциалом. Их бортовое радио-электронное оборудование и вооружение могут совершенствоваться без внесения существенных изменений в конструкцию самолетов.

Дальнейшее внедрение технологий, относящихся к пятому поколению истребителей, позволило спроектировать на основе МиГ-29К/КУБ боевой самолет МиГ-35. Убежден, что он займет достойное место в ВВС России и укрепит позиции нашей страны на внешнем рынке.

Уверенно подтвердив свою жизнеспособность, сберегая традиции, опираясь на опыт ветеранов и профессионализм молодежи, российская самолетостроительная корпорация «МиГ» развивается и будет развиваться. А марка «МиГ» есть и будет гордостью России и всемирно известным брендом военной техники.

Сергей Коротков,
генеральный директор АО «РСК «МиГ»

Опубликовано в выпуске № 46 (564) за 10 декабря 2014 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц