Версия для печати

Философия разведки: история и современность

Чикин Борис
Сегодня мы обращаемся к теме настолько же "особенной" и редкой, насколько важной и сложной, мы бы даже сказали "деликатной". Хотя бы уже потому, что рассуждать о ней непрофессионалу, дилетанту было бы просто неприличным, пустым занятием; а углубиться в метафизику разведки серьезному и опытному "практику" далеко не всегда удается по целому ряду причин объективного и субъективного порядка. Кроме всего прочего, препятствием служит и целый набор клише, стереотипов, мифов, предрассудков, прямо-таки роящихся вокруг разведки по причинам также многоразличным, вызванным, в частности, СМИ, определенного рода литературой, фильмами, политиканством, отсутствием культуры, прежде всего в данном случае философской и т.д.


НЕОБХОДИМА СВЯЗЬ С НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОЙ, ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ


Сегодня мы обращаемся к теме настолько же "особенной" и редкой, насколько важной и сложной, мы бы даже сказали "деликатной". Хотя бы уже потому, что рассуждать о ней непрофессионалу, дилетанту было бы просто неприличным, пустым занятием; а углубиться в метафизику разведки серьезному и опытному "практику" далеко не всегда удается по целому ряду причин объективного и субъективного порядка. Кроме всего прочего, препятствием служит и целый набор клише, стереотипов, мифов, предрассудков, прямо-таки роящихся вокруг разведки по причинам также многоразличным, вызванным, в частности, СМИ, определенного рода литературой, фильмами, политиканством, отсутствием культуры, прежде всего в данном случае философской и т.д.
{{direct_hor}}

Штаб-квартира Службы внешней разведки России в Ясенево.
Фото пресс-бюро СВР
Оговоримся сразу: обозначаемая проблема является настолько объемной и малоразработанной, что мы здесь намерены коснуться очень кратко, тезисно лишь некоторых ее аспектов, которые, на наш взгляд, сегодня особенно принципиальны и актуальны. Автор пытается при этом опереться на свой практический опыт работы как в философии, так и в разведке, в том числе и на поприще преподавания в уникальном Краснознаменном институте им. Ю.В. Андропова (ныне - Академия внешней разведки), когда там, кстати, был слушателем наш президент В.В. Путин, неоднократно очень высоко отзывавшийся об уровне и характере преподавания, гуманитарной подготовке в нем.

Отметим уже вначале главное: разведка является древнейшим и важнейшим, необходимым институтом в истории развития человеческого общества, цивилизации, государственно-политического устройства. В частности, о ней шла речь уже в трактате древнекитайского мыслителя Сунь-Цзы "Искусство войны", которому две с половиной тысячи лет, и в Библии, которая примерно на полтысячи лет "помоложе". Уже это обстоятельство должно заставлять нас говорить о разведке с уважением и почтением, серьезно и обстоятельно, как об известной концентрации общечеловеческой мудрости и культуры. Отметим также и то, например, что древнегреческий философ Платон мечтал о том "золотом" времени, когда во главе государств встанут философы. Мы не знаем, доживем ли мы до этого времени, но вот прецедент того, что во главе двух великих государств, США и России, уже числятся разведчики - Буш-старший и Путин,- и это оказалось совсем неплохо и очень эффективно, говорит сам за себя!

Итак, разведка, как социально-политический и культурный феномен, имеет очень большую и интересную историю, что должно служить предметом специального разговора. Но нас сейчас прежде всего интересует вопрос о тенденциях ее развития, о месте, характере, сути, роли разведки в современном мире, о том, какие изменения она претерпела и должна претерпеть, и как она должна соотноситься сегодня с многотысячелетним своим опытом и с опытом буквально "вчерашнего дня". Нас сейчас в России на переломном, переходном, кризисном этапе ее развития не может не волновать состояние нашей разведки сегодня, ее соотношение с разведкой советского периода: традиции, преемственность, использование вчерашнего опыта, отказ от чего-то, разработка новых подходов, методов, форм и т.д.

Общепризнан и не нуждается в особых доказательствах тезис о том, что советская разведка была очень мощной и эффективной, одной из лучших (если не лучшей!) в мире. Имена наших великих разведчиков (далеко, правда, не всех - сказывается специфика "производства"!) - Григулевича, Абеля, Филби, Кузнецова и других давно стали легендой, прототипами популярных литературных персонажей и известны не только специалистам, профессионалам-разведчикам. Достижения и славные, громкие ее дела также достаточно широко известны и вошли в мировые учебники по разведке. Советская разведка непосредственно выходила на самые "верхи" политического руководства, и ее роль в принятии судьбоносных для страны, да и для остального мира, решений несомненна, уникальна и беспрецедентна (конечно, из разведывательной информации руководством не всегда делались адекватные и бесспорные выводы, да и трактовка, интерпретация этой роли претерпели очень серьезные изменения, но это уже другой вопрос; мы же здесь констатируем фундаментальный, "онтологический" для разведки факт).

Теория и практика советской разведки весьма органично соответствовали друг другу; правда, практика, как это и подобает в условиях господства марксистско-ленинской философии и идеологии, шла неизменно впереди. Филигранно были разработаны - и с успехом применялись на практике - основы и принципы вербовки (святая святых в разведке!), особенно на идеологической основе, работа против "главного противника", проведение активных мероприятий, ведение разведки с нелегальных позиций. Соответствовали сталинскому лозунгу "кадры решают все" и высокий уровень подготовки разведкадров, тщательный их отбор. Одним словом, великая страна имела и великую разведку.

Но достоинства, достижения и "плюсы" советской разведки зачастую практически "уравновешивались" ее недостатками, провалами и "минусами"; ее положительные стороны могли переходить - и часто переходили - в отрицательные (особенно, конечно, в некоторые периоды сталинской эпохи). Прямые провалы, предательства и измены имели место, но были все же достаточно редки (особенно по сравнению с новейшим, постсоветским, временем). Большой урон разведке наносили не только классовые оппоненты и враги, но и некоторые одиозные действия политруководства страны, а также, например, известная подозрительность Сталина, его частые "чистки" разведывательного персонала. Отрицательно сказались (можно удивляться только тому и задумываться над тем, почему не столь существенно) на теории и практике разведки и коренные недостатки теоретико-методологической и идеологической основы ее - марксистско-ленинской философии (догматизм, односторонность, классовость, "революционность", абсолютизация рационалистической диалектики, акцент на борьбе и насилии, на партийном руководстве и др.).

Самым важным из реалий, с которыми необходимо считаться сегодняшним теоретикам и практикам разведки и которые коренным образом меняют ее форму и содержание, является ныне, конечно, факт глобальных изменений в России и в мире в конце ХХ-начале ХХI в. Осмыслить же глубоко и адекватно эти перемены, выделить среди них ведущие, главные, в том числе и в интересах разведки, абсолютно невозможно без философских подходов, без философской культуры. Именно они, и только они, наметят пути к выживанию отдельных стран и всего человечества, дадут возможность сориентироваться в новых реалиях, адекватно отреагировать на новые "вызовы времени", преодолеть последствия кризисных ситуаций, общечеловеческие природные и социальные катаклизмы, выстроить новую линию политики, а разведка, как и война, военное дело, есть продолжение политики, только другими, специальными, средствами. И Россия не сможет возродить свое величие, сохранить свой народ, создать для него достойные условия существования, обеспечить национально-государственные интересы и национальную безопасность - а составной частью всего этого и условием далеко не в последнюю очередь является и разведка, - если не "вспомнит" о бессмертной и великой русской философии, о том, что еще в начале ХIХ в., как это признано во всем мире, мировой философский центр переместился в Россию и с тех пор никуда отсюда не "уходил"!

Какие же изменения в мире, сказывающиеся прежде всего на эволюции и состоянии нашей разведки, осмыслить которые мы не сможем без философии - а в этом нас, слава Богу, история не обидела, - имеем мы в первую очередь в виду? Что нас заставляет сегодня в первую голову поставить принципиальный и новый вопрос о "философии разведки"? Над какими качественно новыми проблемами, "вызовами времени" должны ломать голову политики, военные, разведчики в совершенно необходимом, славном союзе с философами, ведомые адекватной философией, философской методологией?

Перечислим сверхкратко, на наш взгляд, лишь главные:

- крах СССР, марксистско-ленинской теории и методологии, развал социалистической системы, социалистического содружества (экономического, политического, идеологического, военного, разведывательного), имеющие трагические, страшные, далеко еще не изжитые и не проанализированные полно и адекватно философские последствия не только для народов нашей великой страны, но и для всего мира;

- системный кризис во всех теоретических и практических областях человеческой деятельности, глубоко поразивший весь мир, в том числе и Россию (разумеется, со своими национальными особенностями и "добавками"), и из которого во имя выживания человека необходимо искать пути выхода с возможно меньшими потерями;

- объективные процессы глобализации, затрагивающие все страны и регионы, которые (процессы) некоторые силы на планете очень хотели бы поставить под свой контроль, заставить "работать" в своих узких, корыстных, интересах (например, "глобализация по-американски") и которым другие пытаются объявить тотальную войну (антиглобалисты) или противопоставить нечто другое ("альтернативный глобализм", "альтерглобализм";

- "элементами", а отчасти и последствиями противоречивых процессов глобализации являются в современной мировой жизни радикальные социально-политические и религиозные движения, особенно опасен здесь международный терроризм, в борьбе против которого вынуждены объединяться и разведчики многих стран, бывшие еще вчера противниками (кстати, "дружба", "союз разведок" есть понятие если и не парадоксальное, то уж, во всяком случае, весьма противоречивое);

- к подобным же "элементам" можно отнести и гипотетическое становление т.н. "информационного общества" (весьма смахивающего, впрочем, на "информационный неоколониализм"), нуждающегося также в конструктивно-критической философской интерпретации, в частности и в области "разведывательной информации";

- критическое состояние природно-климатической среды на планете, мировая экологическая ситуация, глобальные проблемы современности (демография, загрязнение окружающей среды, пандемии, уничтожение животных и растительных организмов и др.), переплетающиеся друг с другом социальные и природные катаклизмы (потепление, наводнения, землетрясения и проч.) как "реакция" планеты, космоса на непродуманные или преступные действия человека "технического", "научного", "эгоцентричного" в окружающем мире;

- проблема "Запад-Россия-Восток", имеющая глобальное географическое, геополитическое, геостратегическое, цивилизационное, культурное измерение, национально-этнические аспекты (например, проблема национальной идентификации), а также аспекты государственности, самоопределения, суверенитета и др.;

- стремление определенных сил в мире узаконить и сделать вечным т.н. "однополярный мир" с общемировым диктатом интересов одной или группы некоторых стран с амбициями на непогрешимость и вседозволенность, на силу, на истину в последней инстанции, с опорой на пресловутое "блоковое мышление". Разведка, опираясь на философию, "стратегическое" мышление, пытается, в частности, сориентировать государства, членов мирового сообщества, находящиеся ныне в весьма сложных, противоречивых взаимоотношениях, в том, кто действительно является союзником или "партнером", а кто - оппонентом, противником, врагом, скрытым или явным.

Мы перечислили лишь некоторые, наиболее важные общемировые и национальные проблемы-феномены, формирующие основные принципы и контуры современной разведки, которая, в свою очередь, принимает или должна принимать активнейшее в них участие, влияя на их протекание и разрешение. Такая вот сложная получается взаимосвязь и взаимозависимость. Но нам важно здесь еще и еще раз подчеркнуть, что разобраться в этом противоречивом клубке связей невозможно без философии. Философия является методологической основой адекватных разведывательных представлений и концепций. Поэтому время настоятельно подводит нас к необходимости ставить проблему "философии разведки", для того прежде всего, чтобы попытаться ответить на "вечный" вопрос: что же есть разведка, что составляет ее сущность и необходимость наличествования в мире?!

Дать однозначное, "окончательное", определение разведки практически невозможно - это сложный, меняющийся феномен, затрагивающий многие стороны человеческого существования, о котором высказать "истину в последней инстанции" еще никому не удавалось. Но только философский подход позволяет нам описать этот феномен, указав на некоторые его атрибутивные качества и черты, наметить основные тенденции его эволюции, формы желательных или необходимых перемен, постичь место и роль этого феномена в трагической круговерти современности. Вот лишь некоторые ключевые моменты.

Даже в обыденном, "непрофессиональном", сознании разведка связана прежде всего с секретной, часто нелегальной работой по добыванию специальными методами и средствами разведывательной информации в тех местах и странах, которые эту информацию "засекречивают", скрывают от окружающих, считают тайной, которая, попади она в руки "партнеров" или противников, может представлять угрозу национальной безопасности. Разведывательная работа связана с опасностью, риском, подвигом, жертвой, трагедией, у нее очень сложные "отношения" с правом, моралью, с общечеловеческими ценностями и идеалами, с религией. А это уже сфера философского интереса, а также, конечно, и политического, "мироустройственного". Как, например, совместить принципы открытости, гласности, демократии, свободы с наличием каких бы то ни было тайн, секретов, нелегальной, противоправной работы?!

Сегодня приходится считаться с тем, как разведка соотносится с принципами демократии, либерализма; что такое истина в разведке, как совместить разведку с классической рационалистической традицией, с нравственностью, с общечеловеческими ценностями и идеалами; как совместить интересы отдельных национальных государств с общечеловеческими, как дать человечеству шансы на выживание, на будущее единство; допустимо ли в рамках хотя бы той же нравственности обманывать, изменять, предавать, даже и во имя "высоких" целей (оправдывает ли цель средства?! - вечный мировоззренческий вопрос). Как разведка соотносится с наукой (ведь, скажем, геологи тоже, по сути, есть разведчики; и у природы мы пытаемся выведать ее тайны, здесь мы все "разведчики" и пытаемся выведать (разведка - ведать!) нечто о неизвестном, новом, важном, судьбоносном, скрываемом (нарушая зачастую при этом нравственные и правовые нормы, вспомним, что человек сделал с природой за века "цивилизации"!); любое научное открытие - разведка, и в "научно-ученом" мире острейше стоит вопрос о соотношении науки с нравственностью, религией, ответственностью и т.д.; научно-технические открытия зачастую заставляют человечество "напрягаться", содрогаться, ибо таят в себе опасность для самого существования жизни на Земле; разведка пытается "навести мосты" между сущностью и явлением, "кажимостью", отметить разницу между столь модными ныне образом и имиджем:

Можно еще долго продолжать этот перечень проблем, с которыми сталкивается современная разведка, но уже и так, наверное, ясно: разведка без философии слепа, неконструктивна, опасна.

Но и философия не остается в истории неизменной, сама себе равной. Сегодня и философия находится в глубоком кризисе, нужна новая философия (вопрос - какая?!), в том числе и для создания новой разведывательной концепции. В соответствии с новыми реалиями, с которыми прежде всего "встречается" философия, должны быть внесены существенные коррективы в "традиционные" разведывательные представления, необходимо разрабатывать новые формы и методы разведывательной деятельности. Например, в основы вербовки; в средства связи в разведке; в тайниковые операции; в области "активных мероприятий"; в работу с агентурой; в работу с легальных и нелегальных позиций; в работу с "открытой" информацией и в сами понятия "информация", "разведывательная информация"; в проблемы управления разведкой, подготовки новых кадров; необходимо "уточнение" всех разведывательных принципов и понятий (а это - сугубо компетенция философии!).

Еще один важнейший мировоззренческий момент. Разведка органически связана с военным делом (все кадровые разведчики - люди военные), с общей оборонной концепцией, концепцией безопасности. В последние, как и в разведку, на основе новых, современных философско-мировоззренческих подходов должны быть внесены жизненно важные коррективы. Например, в пресловутую "гарантию взаимоуничтожения" в случае возникновения ядерного конфликта. Вот где философия и разведка должны буквально идти рука об руку!

Так что же такое, говоря кратко и по существу, представляет собой философия разведки?! Если, в частности, иметь в виду знаменитое "определение" разведки известного ее теоретика Л. Фараго как "борьбы умов":

- методологический анализ общих, "вечных", универсальных, глубоких, сложных проблем разведки;

- создание общей теории разведки, общей разведывательной концепции на основе новых, современных философско-мировоззренческих подходов;

- разработка и "уточнение" категориально-понятийного аппарата разведки, с учетом современных реалий и "вызовов времени";

- определение общих тенденций эволюции и развития разведки, ее принципов, места и роли в жизни современных государств, современного человечества;

- установление связей и коммуникаций разведки в межчеловеческих отношениях, в общественном сознании (соотношение разведки с формами и уровнями общественного сознания: с политикой, правом, религией, общественной психологией и т.д.);

- выделение главного, ведущего "звена" во всем многообразии разведывательных проблем и феноменов;

- выделение а разведке духовной, нравственной составляющей;

- соотношение разведки с национально-государственными интересами и национальной безопасностью;

- место и роль разведки в решении проблемы соотношения национального и общечеловеческого; ее отношение к общечеловеческим ценностям и идеалам;

- место разведки в структуре культуры и цивилизации, в их соотношении между собой.

И еще одно, для нас, россиян, пожалуй, самое важное.

Разведка - важное составляющее звено национально-государственного величия. Без философской культуры разведки нам не выжить, не выдержать жестокой конкуренции, борьбы в современном мире. В этом отношении нам в истории чрезвычайно "повезло"! Во-первых, именно в России, как мы уже отмечали, находился и находится мировой философский центр. Во-вторых, великий наш народ, великая наша история оставили нам в наследство и великую философию, олицетворяемую, в частности, именами Ломоносова, Радищева, Чаадаева, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Соловьева, Леонтьева, Данилевского, Розанова, Бердяева, Ильина и др. А парадигмой отечественной философии является уникальная и беспрецедентная в мировой культуре "русская идея" - идея общечеловеческого единения на основе духовности, веры, справедливости как важнейший вклад в мировую сокровищницу общечеловеческих ценностей и идеалов.

Нам нужно "только" во имя процветания России и благоденствия всего человечества восстановить органическую связь с отечественной национально-исторической культурной, философской традицией и идти дальше в ее развитии. И одним из важных орудий в этом деле должна стать новая наша разведка, лежащая в русле национальной традиции, активно участвующая в деле спасения всего человечества.

ХХI век, будущее человечества, России не состоятся без новой разведки, без глубокой отечественной философии разведки!

Борис ЧИКИН
доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, ветеран внешней разведки, полковник запаса

Опубликовано в выпуске № 7 (223) за 20 февраля 2008 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Анатолий
Анатолий
28 февраля 2011
Полезно бы пофилософствовать, не доказывая, что человек, особенно наш - это "венец творения" - мы уже проживаем самую крупную геополитическую катастрофу ХХ века. Интересна фундаментальная тема: "метафизика", которая является первой философией, изучающей сверхчувствительные стороны бытия; для разведки - информацию, достоверность, интуицию, смелость и т.д. и т.п.
Аватар пользователя Анатолий
Анатолий
28 февраля 2011
Полезно бы пофилософствовать, не доказывая, что человек, особенно наш - это "венец творения" - мы уже проживаем самую крупную геополитическую катастрофу ХХ века. Интересна фундаментальная тема: "метафизика", которая является первой философией, изучающей сверхчувствительные стороны бытия; для разведки - информацию, достоверность, интуицию, смелость и т.д. и т.п.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц