Версия для печати

На замену легендарной "Катюши"

Носовицкий Григорий
Накануне Великой Отечественной войны ученые и конструкторы Реактивного научно-исследовательского института создали первую отечественную реактивную систему залпового огня (РСЗО), получившую официальное название "гвардейский миномет М-13". Он оказался весьма эффективным оружием и широко применялся на фронтах Великой Отечественной войны. Боевое крещение батарея из семи боевых машин приняла 14 июля 1941 года под Оршей, в Белоруссии. Залп по железнодорожному узлу, во время которого по врагу в считанные секунды было выпущено более сотни снарядов, вызвал большие разрушения, пожары, взрывы эшелонов с боеприпасами и оказал сильное психологическое воздействие на противника, посеяв панику в его рядах. Высокая эффективность гвардейского миномета была достигнута за счет массированного огня и высокой мобильности самоходных пусковых установок, позволявших быстро обрушить на врага оглушительный удар сотен снарядов и быстро уйти из-под ответного удара. Столь эффективного оружия не было ни у нашего противника - Германии, ни у наших союзников - Англии и США. За свои выдающиеся боевые качества система залпового огня была прозвана нашими солдатами ласковым именем "Катюша".


НА РУБЕЖЕ 50-х ГОДОВ В СССР БЫЛА СОЗДАНА РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


Накануне Великой Отечественной войны ученые и конструкторы Реактивного научно-исследовательского института создали первую отечественную реактивную систему залпового огня (РСЗО), получившую официальное название "гвардейский миномет М-13". Он оказался весьма эффективным оружием и широко применялся на фронтах Великой Отечественной войны. Боевое крещение батарея из семи боевых машин приняла 14 июля 1941 года под Оршей, в Белоруссии. Залп по железнодорожному узлу, во время которого по врагу в считанные секунды было выпущено более сотни снарядов, вызвал большие разрушения, пожары, взрывы эшелонов с боеприпасами и оказал сильное психологическое воздействие на противника, посеяв панику в его рядах. Высокая эффективность гвардейского миномета была достигнута за счет массированного огня и высокой мобильности самоходных пусковых установок, позволявших быстро обрушить на врага оглушительный удар сотен снарядов и быстро уйти из-под ответного удара. Столь эффективного оружия не было ни у нашего противника - Германии, ни у наших союзников - Англии и США. За свои выдающиеся боевые качества система залпового огня была прозвана нашими солдатами ласковым именем "Катюша".
{{direct_hor}}
Однако, несмотря на бесспорные достоинства, РСЗО М-13 имела и ряд существенных недостатков: малую дальность стрельбы, которая не обеспечивала ведения огня на всю глубину главной полосы обороны противника, низкую кучность, требовавшую большого расхода боеприпасов, узкую зону обстрела, ограничивавшую маневр огнем, применение в качестве ходовой части автошасси иностранного производства, негерметичность снаряда, препятствовавшую его длительному хранению и эксплуатации. Применявшийся в снаряде М-13 взрыватель ГМВЗ не был безопасен и безотказен. К сожалению, эти недостатки не удалось устранить путем отдельных доработок гвардейского миномета и снаряда. Для их устранения потребовалось создание новой системы, которая при разработке именовалась М-13А, а после ее принятия на вооружение - М-14.

Разработка новой системы и порохового реактивного снаряда к ней была возложена Постановлением Совета министров СССР от 7 мая 1947 г. №1401-370 на конструкторское бюро №2 Министерства сельскохозяйственного машиностроения, а разработка боевой машины БМ-14 - на Государственное специальное конструкторское бюро Министерства машиностроения и приборостроения. Разработку взрывателя поручили ленинградскому НИИ-22 Минсельхозмашиностроения. Заказчиком систем залпового огня было 4-е Управление Главного артиллерийского управления, которое выдало КБ-2 Минсельхозмашиностроения тактико-технические требования (ТТТ), утвержденные 25 апреля 1947 г. командующим артиллерией Советской Армии главным маршалом артиллерии Н.Н. Вороновым. Утвержденные ТТТ ГАУ задавали следующие характеристики системы М-14 (в сравнении со штатной системой М-13, включавшей снаряд улучшенной кучности М-13УК), указанные в таблице 1.

Основными преимуществами новой системы перед "старушкой" М-13 должны были стать увеличение дальности стрельбы и кучности, повышение боевой эффективности снаряда за счет увеличения количества осколков при дроблении реактивной камеры, повышение огневой маневренности путем расширения зон обстрела, обеспечение более длительного хранения и эксплуатации снарядов и использование ходовой части боевой машины отечественного производства. Наиболее технически сложным оказалось выполнение заданных требований по повышению кучности стрельбы и обеспечению дробления реактивной камеры на осколки.

В конце 1946-начале 1947 г. еще до утверждения ТТТ в КБ-2 были разработаны проекты 3 вариантов снаряда М-14, данные которых указаны в таблице 2.

Эти проекты устраняли ряд существенных недостатков снаряда М-13УК: была увеличена дальность стрельбы, созданы условия для длительного хранения и эксплуатации снаряда благодаря герметизации двигателя и боевой части, стабилизаторы стали съемными, допускающими замену в случае их повреждения.

Посмотреть таблицуТаблица 1

Однако все три варианта оперенных снарядов не в полной мере соответствовали ТТТ, в частности не обеспечивали дробления камеры на осколки и возможности применения снаряда в заданном интервале температур - от минус 40 до плюс 50 градусов. Несмотря на это, КБ-2 изготовило по 50 снарядов 1 и 3-го вариантов и 100 снарядов 2-го варианта. Одновременно КБ-2 пыталось собственными силами довести двигатели снарядов на стенде. Это удалось сделать с двигателем с одношашечным зарядом в диапазоне температур от минус 40 до плюс 50 градусов. А вот двигатели с пятишашечным зарядом не удалось отработать даже в ограниченном диапазоне. Несмотря на это, все варианты снарядов были отстреляны в июле 1947 г. на Софринском полигоне при температуре плюс 15 градусов. Однако кучность стрельбы снарядами 2 и 3-го вариантов с прямолинейных направляющих и снарядами 1-го варианта со специальной спиральной направляющей была ниже заданной ТТТ. Удовлетворительный результат по кучности был достигнут только при стрельбе снарядами 2-го варианта со спиральных направляющих. Однако на боевой машине удалось разместить только 10 направляющих, что значительно снижало мощность залпа и не соответствовало ТТТ.

Посмотреть таблицуТаблица 2

В течение 1947-1948 гг. конструкторы безуспешно пытались довести оперенный снаряд до уровня заданных требований. Для повышения устойчивости полета была повышена скорость проворота снаряда путем увеличения угла наклона сопел, укреплены лопасти стабилизатора с одновременным уменьшением их размаха до 310 мм, усилена камера двигателя и повышено допустимое предельное давление, что позволило отработать двигатель в заданном диапазоне температур. НИИ-125 Минсельхозмашиностроения заменил пятишашечный заряд 3-го варианта снаряда семиканальным одношашечным и все-таки сумел "выйти" на заданный диапазон температур (от минус 40 до плюс 50 градусов). А НИИ-6 того же ведомства, которому перепоручили отработку двигателя М-14 в конце 1948 г., адаптировал его к снаряду 2-го варианта. Он нормально работал во всем заданном диапазоне температур благодаря новому пороху ФСГ, содержавшему комбинированную добавку фталата свинца и графита.

Посмотреть таблицуТаблица 3

Для проверки всех этих доработок на полигоне было отстреляно около 1100 снарядов, но достичь заданной кучности стрельбы оперенными снарядами так и не удалось. Не удалось добиться и дробления камер. С учетом достигнутых к этому времени успехов в создании турбореактивного снаряда М-24 в феврале 1949 г. работы по оперенному снаряду М-14 были прекращены и было решено в дальнейшем разрабатывать именно турбореактивный снаряд. Два с половиной года работ над созданием оперенного образца были затрачены напрасно.

Преимущества турбореактивного снаряда перед оперенным заключались в том, что он имел меньшее лобовое сопротивление и был менее подвержен влиянию метеоусловий, прежде всего порывов ветра. Благодаря этому ТРС мог иметь меньшую массу и габариты и более высокую кучность боя. Кроме того, его небольшие габариты облегчали дробление камеры.

К слову, КБ-2 пыталось еще в 1948 г. разработать турбореактивный снаряд в калибре, превышающем заданный ТТТ, и одновременно просило заказчика увеличить его до 170-175 мм, так как применение стабилизации вращением затруднялось ограничением калибра, заданным ТТТ - не более 140 мм. ГАУ соглашалось на такой пересмотр ТТТ, но только предварительно получив удовлетворительные результаты испытаний на осколочное действие, подтверждающие, что они не ниже, чем у снаряда М-13УК. Однако проведенные в сентябре 1948 г. сравнительные подрывы снарядов ТРС-170 и М-13УК показали, что по количеству убойных осколков и поражаемой площади снаряд ТРС-170 вдвое, а по радиусу сплошного поражения в полтора раза уступает снаряду М-13УК. Разумеется, такое снижение эффективности действия боевой части было совершенно неприемлемым.

Посмотреть таблицуТаблица 4

Убедившись в этом, разработчики попытались создать ТРС калибра 132 мм с использованием боевой части от М-13УК. Были изготовлены несколько вариантов такого снаряда с различными типами пороховых зарядов: одношашечными одноканальными, одношашечными семиканальными и семишашечными. Но стрельбы дали неудовлетворительные результаты по боковой кучности, в ряде случаев наблюдалась неустойчивость полета снарядов, а у трех снарядов во время полета разорвались двигатели. Не видя способов улучшения кучности ТРС-132, разработчики приступили к созданию снаряда максимально допустимого калибра 140 мм, рассчитывая за счет его увеличения уменьшить длину снаряда и обеспечить лучшую устойчивость.

В январе 1949 г. был разработан эскизный проект ТРС-140 в двух вариантах: с одношашечным и семишашечным зарядами из пороха ФСГ. За основу приняли вариант с семишашечным зарядом, масса снаряда - 39,2 кг, масса взрывчатого вещества - 4,25 кг, масса порохового заряда - 7 кг, длина - 1040 мм. Снаряд состоял из боевой и ракетной частей, боевая часть - из корпуса, дна, разрывного заряда литого тротила и шашек детонатора. Ракетная часть включала камеру, сопловое дно, диафрагму, предохранительный диск, пиросвечу и пороховой заряд. Воспламенение заряда предполагалось двухступенчатым: сначала от пиропатрона, установленного в пиросвече, ввинченной в сопловое дно, поджигался промежуточный воспламенитель, расположенный в центральном стакане диафрагмы, а затем от него - основной воспламенитель, закрепленный на предохранительном диске, установленном в передней части камеры. Для проверки эффективности были проведены сравнительные испытания снарядов ТРС-140 и М-13УК. Результаты показали равноценность обеих БЧ по осколочному и фугасному действию. По осколочности БЧ ТРС-140 лишь незначительно, на 12 процентов, уступала БЧ М-13УК, ракетная часть дробилась на более мелкие части, чем у М-13УК, хотя полного дробления камеры на убойные осколки добиться так и не удалось. Спроектированную БЧ приняли за основу для дальнейшего повышения ее эффективности путем подбора взрывчатых веществ и детонирующей системы.

Посмотреть рисунокБМ-14

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМ-14

Калибр - 140 мм
Количество направляющих (стволов) - 16
Длина ствола - 1370 мм


Боевой расчет - 7 чел.
Масса БМ без снарядов и расчета - 7000 кг
Тип ходовой части - ЗИС-151


Зона вертикального обстрела, град.:
- через кабину в секторе +- 41 град. +10-+50
- в боковых секторах +- 41-70 град. 0 -+50


Зона горизонтального обстрела, град. - 70
Тип снаряда - осколочно-фугасный
Длина снаряда со взрывателем - 1085 мм
Масса окончательно снаряженного снаряда - 39,6 кг
Масса разрывного заряда - 4,2 кг
Масса 7-шашечного заряда из пороха ФСГ-2 - 7,65 кг
Температурный диапазон применения - от -40 до +50 С
Максимальная дальность стрельбы 9,5 км



Отработка двигателя ТРС-140 была возложена Минсельхозмашем на НИИ-6. В техническом задании, выданном КБ-2 в феврале 1949 г., были установлены пределы максимальных давлений: среднего в серии сжиганий - 250 кгс/см2, отдельных выскоков - 270 кгс/см2. НИИ-6 по этим параметрам изготовил пороховые заряды, укоротив на 30 мм центральную шашку для размещения промежуточного воспламенителя и произвел сжигания при всех температурах заряда, которые подтвердили возможность работы двигателя при заданных пределах давления. В связи с тем что были случаи ненормальных воспламенений, первые стрельбы произвели с одним основным воспламенителем. Такая система и была позднее принята в ТРС-140.

Отработка ТРС-140 шла в период с марта 1949 г. по март 1950 г. Все стрельбы проходили из трубных стволов длиной 2000-2160 мм, сконструированных КБ-2. Прежде всего было установлено, что принятый в проекте пороховой заряд недостаточен для получения заданной дальности стрельбы, и он был увеличен до 7,67 кг путем удлинения шашек на 40 мм. У первых отстрелянных снарядов с углом наклона сопел 15 градусов скорость вращения, необходимая для устойчивого полета, оказалась недостаточной. Последовательным увеличением угла было определено, что устойчивость достигается при угле наклона 22 градуса, дающем скорость вращения около 18 000 об/мин. В окончательном варианте снаряда было принято десятисопловое дно именно с этим углом наклона сопел. Для минимизации выброса недогоревших частиц пороха, который мог ухудшать кучность, были испытаны 14 вариантов конструкции диафрагмы. Был принят вариант с 10 радиальными колосниками, обеспечивший наименьший выброс.

В связи с предположением о возможном влиянии на кучность возмущений при выходе снаряда из ствола, вызванных наличием у снаряда выступающих над поверхностью камеры центрующих утолщений (ЦУ), были испытаны снаряды с "гладкой" камерой, имеющей постоянный диаметр 140 мм по всей длине, и с камерой, у которой выступание ЦУ над остальной поверхностью камеры не превышало 0,2 мм. Увеличение диаметра камеры позволило увеличить диаметр шашек до 43,4 мм и при сохранении массы заряда уменьшить их длину до 515 мм, а следовательно, и длину снаряда. По результатам испытаний была принята камера с ЦУ, выступающими на 0,2 мм. Попытка улучшить кучность применением распорных колец, фиксирующих положение периферийных шашек во время горения заряда, не дала желаемого результата. В итоге отработки снаряда была достигнута заданная ТТТ кучность стрельбы по дальности при всех температурах и боковая кучность при температурах плюс 50 и плюс 15 градусов. При минус 40 градусов заданную боковую кучность ни один из испытанных вариантов снаряда не дал.

В марте 1950 г. были проведены стрельбы снарядом ТРС-140 из стволов длиной 2060 мм с внутренним диаметром 140,2 мм и длиной 1370 мм с внутренними диаметрами 140,2 и 142 мм. Последний решено было опробовать в связи с тем, что научно-исследовательская работа, выполненная в НИИ-4 МО, выявила возможность улучшения кучности путем увеличения зазора между стволом и снарядом. Результаты отстрелов показали, что кучность при стрельбе из ствола длиной 1370 и диаметром 140,2 мм немного выше, чем из ствола длиной 2060 мм, и при температуре минус 40 градусов близка к заданной. Увеличение диаметра ствола до 142 мм кучности не улучшило, а привело к ее ухудшению. Это определило выбор ствола длиной 1370 мм, что позволило сконструировать БМ с 16 стволами без перегрузки автошасси и с минимальными габаритами.

Несмотря на то что разработчикам не удалось добиться заданной боковой кучности при отрицательной температуре, по решению Минсельхозмашиностроения с конца апреля до начала июля 1950 г. были проведены заводские испытания снаряда ТРС-140 и разработанного для него взрывателя В-399. Он имел следующие основные данные: калибр - 140 мм, длина со взрывателем - 1080 мм, масса в окончательно снаряженном виде - 39,76 кг, масса взрывчатого вещества - 4,25 кг, масса семишашечного порохового заряда из пороха ФСГ - 7,67 кг.

Большая часть снарядов была поставлена на испытания в неокрашенном виде, так как не предполагалось их длительного хранения, и только у небольшой их части камеры были окрашены масляной краской и асфальто-битумной краской АЛ-177. Испытания проводились стрельбой на максимальную дальность из одиночного закрепленного ствола и с экспериментальной БМ. Полученные результаты указаны в таблице 3.

Испытания показали, что условия стрельбы с БМ практически не влияют на кучность и что боковая кучность при температуре минус 40 градусов остается ниже заданной. При стрельбе снарядами, окрашенными масляной краской, наблюдалась потеря их устойчивости, в результате которой некоторые снаряды упали, не долетев до цели, произошел один траекторный разрыв и два отказа в действии взрывателя, которые были следствием неправильного действия ее механизмов, вызванного повышенными колебаниями снарядов. Причиной потери устойчивости явилось снижение скорости вращения снаряда, вызванное вспучиванием масляной краски от нагрева камеры после сгорания порохового заряда.

В остальном заводские испытания выявили лишь незначительные конструктивные недостатки и недоработки снаряда и взрывателя, которые в основном были устранены до полигонных испытаний. Заводские испытания БМ, проведенные в сентябре 1950 г., также не выявили серьезных недостатков и подтвердили ее соответствие ТТТ. После этого система в составе БМ, ТРС-140 и взрывателя В-399 была допущена ГАУ к полигонным испытаниям. Они проводились на Софринском полигоне, в НИИ-6, НИИ-22 и на Государственном центральном полигоне в Капустином Яру с 25 декабря 1950 года по 17 февраля 1951 года.

По конструкции, весовым и габаритным характеристикам снаряды ТРС-140, предъявленные на полигонные испытания, практически не отличались от тех, что проходили заводские испытания. Рецептура пороха ФСГ для облегчения производства зарядов была скорректирована и получила название ФСГ-2. БМ имела 16 трубных стволов длиной 1370 мм, смонтированных на автошасси ЗИС-151, зону горизонтального обстрела 70 градусов, значительно превышающую заданную ТТТ - 20 градусов, и зону вертикального обстрела 10-50 градусов через кабину и 0-50 градусов в боковых секторах.

Испытания на дальность и кучность ТРС-140 с БМ-14 проводились в сравнении с М-13УК, отстрелянными с БМ-13Н, в основном на максимальную дальность под углом возвышения 45 градусов и на среднюю дальность под углом 20 градусов. Результаты - в таблице 4.

Сравнение этих результатов показывает, что серьезными преимуществами системы М-14 перед М-13 стало увеличение максимальной дальности стрельбы на 20-25 процентов и расширение диапазона температур боевого применения до минус 40 - плюс 50 градусов. Кучность при стрельбе ТРС-140 оказалась несколько больше, чем у М-13УК, изготовленных в мирное время, однако не столь ощутимо, как в сравнении со снарядами военного времени. Эффективность боевой части, проверенная подрывами в грунте, бронеяме и во время специальных стрельб по решетчатым заборам и кирпичным и деревоземляным стенкам, по осколочному действию у ТРС-140 и М-13УК была близка, а по фугасному действию - у ТРС-140 выше. Взрыватель В-399 был безотказен при стрельбе на большие дальности, но дал несколько отказов при стрельбе на малые. БМ-14 имела большие преимущества перед БМ-13Н по зонам обстрела, скоростям наводки и усилиям на рукоятках механизмов, требовали доработки лишь некоторые детали. Эксплуатационные качества системы, проверенные испытаниями в условиях различных температур, влажности и ударных нагрузок, были значительно выше, чем у М-13, и обеспечивали ее длительное хранение и применение.

ГАУ положительно оценило результаты полигонных испытаний и представило систему на войсковые испытания. Для устранения выявленных недостатков разработчики заменили окраску камер оцинковкой, которая обеспечила надежную их антикоррозийную защиту и исключила потерю устойчивости снаряда в полете, упростили изготовление диафрагмы, заменив сварку из 21 детали штамповкой. Для обеспечения безотказности действия взрывателя при стрельбе на рикошетные дальности повысили чувствительность инерционного механизма. Для повышения кучности стрельбы на малые и средние дальности путем увеличения угла возвышения были введены тормозные кольца, устанавливаемые между взрывателем и боевой частью снаряда. Малые кольца, имевшие диаметр 95 миллиметров и маркировку "М", устанавливались при стрельбе на средние дальности, а большие, с маркировкой "Б" и диаметром 130 миллиметров, - на малую дальность.

Войсковые испытания системы проводились на Государственном центральном полигоне в ноябре-декабре 1951 года. Их целью были проверка соответствия системы заданным ТТТ и ее эффективности при решении таких тактических задач, как стрельба прямой наводкой в целях самообороны, подавление живой силы и огневых средств, подавление группы артиллерийских батарей и мортирная стрельба по опорному пункту. Комиссия отметила, что система М-14 испытания выдержала и является эффективным и надежным средством борьбы с мотомеханизированными частями, живой силой и группами артиллерийских и минометных батарей, позволяя вести огонь без смены огневых позиций на всю глубину главной полосы обороны. Ее рекомендовали принять на вооружение взамен штатной системы М-13, как более совершенную и обладающую рядом преимуществ. Было решено, что замеченные недостатки - пониженная боковая кучность, отказы взрывателя на дальностях 1-1,5 километра - не должны служить препятствием для принятия системы на вооружение.

Кроме Советской Армии, М-14 долгие годы состояла на вооружении стран Варшавского договора, поставлялась многим странам Азии и Африки и в некоторых из них состоит на вооружении до сих пор. Был разработан ряд модификаций: БМ-14-17 и БМ-14-17М с 17 укороченными стволами на автошасси ГАЗ-63А и ГАЗ-66, буксируемая 16-ствольная пусковая установка РПУ-14, пригодная для десантирования с самолета или вертолета, и дымовой снаряд М-14Д для постановки дымовых завес и ослепления наблюдательных пунктов.

Создание и принятие на вооружение системы М-14, заменившей легендарную "Катюшу", явилось важным шагом в развитии реактивных систем залпового огня второго, послевоенного, поколения.

Григорий НОСОВИЦКИЙ
подполковник в отставке, кандидат технических наук

Опубликовано в выпуске № 16 (232) за 23 апреля 2008 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц