Версия для печати

Пилотируемая «Ангара» – полет из офшора в тупик

Предлагаемый Роскосмосом вариант использования тяжелой «Ангары» в лунной программе будет очень дорогим. Кроме того, он затормозит развитие более перспективных направлений.

Предлагаемый Роскосмосом вариант использования тяжелой «Ангары» в лунной программе будет очень дорогим. Кроме того, он затормозит развитие более перспективных направлений.

Пилотируемая «Ангара» – полет из офшора в тупик
Фото: google.ru

Рекомендованный Научно-техническим советом (НТС) Федерального космического агентства (Роскосмос) вариант адаптации тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5В» для пилотируемой и лунной программ в случае его реализации вряд ли будет отвечать декларированному НТС намерению учитывать реальные возможности государственного финансирования, заявил высокопоставленный источник в российской ракетно-космической отрасли. «Предлагаемый вариант является продолжением протаскивания многопусковой схемы и отражением финансовых интересов конкретных предпринимателей и чиновников», – уверен специалист Роскосмоса. Он напомнил, что при таком подходе в абсурд превращаются экспедиции в дальний космос, поскольку только для одноразовой лунной посадочной миссии потребуется около 40 пусков ракеты-носителя «Ангара-А5В», и это при условии, если она будет способна выводить на низкую орбиту задекларированные 35 тонн. Для сравнения: для реализации аналогичной миссии потребуется до восьми 75-тонных носителей. По оценке эксперта, такой нагрузки не выдержит никакая ракетно-космическая промышленность, это путь в никуда, в тупик. «Индексация «А5В» означает, что в ракете будут использованы все те же пять универсальных ракетных модулей, которые эксплуатируются в существующем варианте носителя «А5». Что бы они сверху ни поставили, это не значит, что выйдут на 35 тонн», – полагает источник. Он ссылается на расчеты экспертов, согласно которым максимум для тяжелой «Ангары» исходя из ее энергомассового показателя – 25 тонн. «Реализация этого варианта похоронит все. Его инициаторы последовательно делают свой бизнес, поскольку еще 20 лет назад эксклюзивные права на эксплуатацию «Ангары» были переданы одной из американских офшорных компаний, – пояснил специалист Роскосмоса. – Этот вариант противоречит общей тенденции в мировом ракетостроении, где делается ставка на повышение грузоподъемности носителей». Эксперт напомнил, что по большому счету сверхтяжелый носитель с грузоподъемностью 70–80 тонн нужен не только для дальнего космоса, но и для обеспечения национальной безопасности. Источник не исключил, что на принятие решения НТС тем или иным образом повлияли все те же американцы, которые ведут работу по созданию сверхтяжелого носителя, поскольку только он позволит выводить в космос такие средства, которые обеспечат им превосходство. На прошлой неделе НТС Роскосмоса, учитывая реальные возможности госфинансирования, а также необходимость первоочередного развития российской орбитальной группировки, принял решение рекомендовать Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» разработать аванпроект ракеты-носителя «Ангара-А5В» с возможной ее адаптацией с перспективными транспортными и пилотируемыми кораблями и другими полезными нагрузками для полетов в окололунное пространство и на поверхность Луны.

Опубликовано в выпуске № 10 (576) за 18 марта 2015 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц