Версия для печати

Первый двигатель Михаила Кузменко

Карнозов Владимир
На рыбинском заводе НПО "Сатурн" начались стендовые испытания Д-30КП-3 "Бурлак". Мотор представляет собой глубокую модернизацию Д-30КП и первую работу Михаила Кузменко в качестве технического директора - генерального конструктора НПО "Сатурн". Идея "Бурлака" появилась в 2003 г., после того как "Сатурн" окончательно отказался от идеи использования газогенератора ПС-90А в улучшенном Д-30КП.

Михаил КУЗМЕНКО


НАЧАЛИСЬ СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ Д-30КП-3 "БУРЛАК"


На рыбинском заводе НПО "Сатурн" начались стендовые испытания Д-30КП-3 "Бурлак". Мотор представляет собой глубокую модернизацию Д-30КП и первую работу Михаила Кузменко в качестве технического директора - генерального конструктора НПО "Сатурн". Идея "Бурлака" появилась в 2003 г., после того как "Сатурн" окончательно отказался от идеи использования газогенератора ПС-90А в улучшенном Д-30КП.
{{direct_hor}}
Рыбинцы, конечно, запоздали с данным предложением. "Бурлак" - продолжение серии Д-30КП, базовый двигатель которой разработали в Перми под руководством Павла Соловьева еще в 1972 г. Глубина модернизации - 25%, остальное берется с серийного Д-30КП-2. Используется новый компрессор низкого давления, который включает вентилятор и одну подпорную ступень. Диаметр вентилятора увеличен до 1662 мм, степень двухконтурности двигателя - с 2,2 до 3,65. Установлена новая малоэмиссионная камера сгорания, ранее (2003 г.) сертифицированная в составе модернизированного Д-30КУ-154. В результате удельный расход топлива сокращается на 10-20% (цифра уточняется в ходе испытаний) и обеспечивается соответствие параметрах выхлопной струи перспективным требованиям ИКАО. Ремоторизированные самолеты Ил-76 и Ил-86 будут соответствовать требованиям по шуму, устанавливаемым Главой 4 ИКАО.

На "Сатурне" надеются отвоевать часть рынка путем низкого ценового предложения. Вновь изготовленный "Бурлак" предлагается за 36 млн. руб., а при использовании комплекта КП-2 заказчика – 24 млн. (конкурирующий двигатель ПС-90А76 "Пермского моторостроительного комплекса" продается за 4 млн. долл.). Но за счет более совершенного газогенератора и повышенной степени двухконтурности (более 5) он на 15-25% экономичнее. ПС-90А76 получил сертификат в прошлом году, а "Бурлак" еще только в начале пути. После стендовых испытаний ему предстоят летные. Во второй половине 2005 г. один мотор поставят на летающую лабораторию на базе самолета Ил-76, принадлежащую ЛИИ им. М.М. Громова. Летные испытания планируется завершить получением сертификата в начале 2007 г.

Михаил Кузменко сказал "ВПК": "На сегодняшний день на стендовых испытаниях мы наработали 10 часов. Двигатель работает устойчиво. Подтвердили возможность получения заявленной тяги в 13 т, как написано в техническом задании. Получена тяга, превышающая ту, на которую рассчитывали. Мы уже продемонстрировали на стенде 14 т и работаем дальше. Сейчас ведется работа по проверке влияния различных факторов на характеристики и напряженное состояние".

В советской практике обычно на первых моторах тяга оказывалась ниже расчетной, и постепенно доводилась до спецификации в ходе испытаний, а зачастую и в процессе эксплуатации. Специалисты конструкторского бюро "Сатурна" объясняют выпадающий из ряда случай с "Бурлаком" просто: Кузменко просто-напросто "заложился" на тонну при декларации характеристик своего первого мотора на этапе проектирования и изготовления демонстрационного экземпляра.

Если "Бурлак" сертифицируют на тягу 14 т, то мощности мотора хватит для Ил-86. В штатном варианте на этом 350-местном самолете, вошедшем в историю как первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский лайнер и построенном серией в сто единиц, используется силовая установка из четырех НК-86. Авиакомпании искали приемлемый вариант ремоторизации. В середине - конце 1990-х "Аэрофлот" рассматривал американо-французские CFM-56. Но стоимость проекта оказалась "неподъемной" для российских авиаперевозчиков, а от правительства помощи они не дождались. И вот, спустя почти десять лет, "Сатурн" нашел альтернативу: предложение по ремоторизации Ил-86 на днях направлено в АК "Ильюшин".

Основной рынок для "Бурлака" - новые и модернизированные Ил-76. В России насчитывается 491 самолет семейства Ил-76 и более 300 эксплуатируются за рубежом. Но тут у рыбинцев есть сильные конкуренты в лице пермяков. Два года назад ВВС России начали программу модернизации Ил-76МД на воронежском заводе, которая основана на замене Д-30КП на современные двигатели ПС-90А76. Первые машины поступили на ВАСО еще два года назад.

А авиакомпания "Волга-Днепр" заказала ташкентскому авиазаводу постройку двух новых самолетов с пермскими двигателями. В прошлом месяце на один из находящихся в постройке Ил-76ТД навесили моторы ПС-90А76. С установкой новой авионики и "стеклянной" кабины на многофункциональных жидкокристаллических дисплеях самолет превращается в Ил-76ТД90ВД - специальный вариант гражданского грузового самолета для "Волга-Днепр". Сегодня Ил-76 летают в Европе по специальным разрешениям местных авиационных властей. Но те намерены окончательно запретить "Илам" доступ в европейские аэропорты в момент появления на рынке самолетов Ил-76ТД90ВД.

"Бурлак" можно использовать и на Ту-154М. Правда, достаточно легко заменяются только два из трех штатных Д-30КУ-154. Замена третьего (центрального) требует серьезной переделки конструкции самолета. Авиакомпании скептично относятся к идее модернизации уже порядком устаревшей "тушки". Интерес к теме проявляют только силовые ведомства. Они рассматривают вариант оснащения сравнительно небольшого числа Ту-154 "Бурлаками" с целью доведения характеристик самолета до уровня требований ИКАО. Хотя Ту-154М удовлетворяет Главе 3 ИКАО с запасом в 1,6 дБ, у него начинают возникать проблемы в Европе, где директивой 2002/30/EC в отдельных аэропортах вводятся ужесточенные экологические требования. Они сказываются на "мобильности" руководства Министерства обороны, в частности, при полетах в Европу. И не только. Ту-154М также используется управлением авиации ФСБ.

Председатель совета директоров "Авиакора" Сергей Лихарев сказал "ВПК", что завод имеет заказ на поставку двух дополнительных машин. "Сначала, к середине сентября, мы закончим первый, для генерала Патрушева. Этот самолет имеет кабину повышенного комфорта. Второй будет в базовой конфигурации для перевозки сотрудников ФСБ". В год проходят капитальный ремонт порядка сорока Ту-154, и, по просьбе владельцев, их можно ремоторизировать в процессе ремонта.

Между тем в конструкторском бюро "Сатурна" завершается разработка нового двигателя АЛ-55 с тягой 1800-2200 кгс, в перспективе - до 5 тонн. Он создается в расчете на индийский легкий учебный самолет HJT-36 Intermediate Jet Trainer корпорации HAL и перспективный HTJ-39 Twin Engine Combat Attack Trainer (TECAT). На базе газогенератора АЛ-55 планируется создать гражданский мотор. Кузменко сказал "ВПК", что он будет в классе тяги до 5 т. Похоже, Михаил Леонидович и здесь "закладывается". Если, как и в случае с "Бурлаком", точность предварительной оценки составит минус одна тонна, то гражданский АЛ-55 реально выдаст шесть тонн. В таком случае он будет сравним по тяге с SaM146, который разрабатывается в рамках программы «Российского регионального самолета». И у заказчиков появится выбор между франко-русской и чисто российской силовой установкой.

Владимир КАРНОЗОВ
Рыбинск - Москва

Опубликовано в выпуске № 13 (80) за 13 апреля 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц