Версия для печати

По пути взаимного доверия

Иванов Сергей
Исполнилось 20 лет со дня создания Национального российского центра по уменьшению ядерной опасности. Он был учрежден в эпоху разрядки напряженности между США и СССР, когда руководство двух стран пришло к однозначному выводу о том, что наращивание ядерных потенциалов не может продолжаться бесконечно. Если не остановить этого процесса, не поставить его под взаимный контроль, то он в конечном итоге приведет обе страны к трагическим последствиям. Насколько правильным и своевременным было это решение и каковы его результаты?


К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ЯДЕРНОЙ ОПАСНОСТИ


Исполнилось 20 лет со дня создания Национального российского центра по уменьшению ядерной опасности. Он был учрежден в эпоху разрядки напряженности между США и СССР, когда руководство двух стран пришло к однозначному выводу о том, что наращивание ядерных потенциалов не может продолжаться бесконечно. Если не остановить этого процесса, не поставить его под взаимный контроль, то он в конечном итоге приведет обе страны к трагическим последствиям. Насколько правильным и своевременным было это решение и каковы его результаты?
{{direct_hor}}
С развитием международного переговорного процесса по контролю над вооружениями, укреплению мер доверия между государствами в военной области и с заключением реальных соглашений у высших органов военного управления в конце 80-х гг. появились новые, ранее несвойственные им, функции - организация реального сокращения вооружений и контроля за выполнением договорных обязательств. Для решения этих задач потребовалось создание национальных верификационных органов. В результате советско-американских переговоров 15 сентября 1987 г. было подписано Соглашение между СССР и США об учреждении в Москве и Вашингтоне центров по уменьшению ядерной опасности. В соответствии с ним национальные центры находятся в столицах двух государств, действуют от имени и под контролем своих правительств. Решением правительства СССР от 14 декабря 1987 года Национальный центр по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО) был учрежден при Генеральном штабе Вооруженных Сил. А в США аналогичный центр сформирован в составе Государственного департамента.

Первым начальником национального центра 27 января 1988 г. был назначен генерал-майор В. Медведев. 15 февраля 1994 г. его сменил генерал-майор В. Романов. В июле 2001 г. начальником НЦУЯО был назначен генерал-майор Н. Артюхин. 19 ноября с.г. указом президента Российской Федерации новым начальником НЦУЯО назначен полковник С. Худоклинов.

Первоначально на центры СССР и США возлагалась только задача обмена заблаговременными уведомлениями о пусках баллистических ракет. Однако уже вскоре функции центра в Советском Союзе значительно расширились, и это было связано с подписанием 8 декабря 1987 г. Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД). В отличие от прежних международных договоренностей в военной области, направленных лишь на ограничение разработки и развертывания систем оружия, Договор о РСМД явился принципиально новым соглашением, предусматривающим реальное уничтожение двух классов ядерных вооружений и беспрецедентный всеобъемлющий контроль путем инспекций на местах. Задачи организации и обеспечения контроля за выполнением договора были возложены на центр. С этой целью в его структуре были сформированы инспекционные подразделения, подобран и обучен офицерский состав. Для координации работ по ликвидации ракетных вооружений и обеспечению инспекционной деятельности на объектах РВСН, ВВС и Сухопутных войск в этих видах Вооруженных Сил также были созданы специальные структуры - центры управления ликвидацией (ЦУЛ).

С 24 февраля 1988 г. на специально оборудованном пункте управления НЦУЯО СССР впервые было организовано круглосуточное дежурство. 1 апреля 1988 года вступает в действие прямая линия факсимильной связи национального центра Советского Союза с национальным центром США.

В США, в свою очередь, для решения сходных задач, связанных с реализацией Договора о РСМД, при Министерстве обороны было создано Агентство по инспекциям на местах, вошедшее впоследствии в состав Агентства по уменьшению угрозы.

По мере заключения новых договоров и соглашений в области сокращения и ограничения вооружений и укрепления мер доверия объем задач по их реализации непрерывно возрастал. В соответствии с этим совершенствовалась вся структура органов контроля за выполнением договоров. В видах и родах войск Вооруженных Сил РФ ЦУЛы были преобразованы в центры обеспечения реализации договоров (ЦОРД), а в военных округах и на флотах созданы отделы обеспечения реализации договоров (ООРД), организационно-штатная структура которых уточняется в зависимости от объема и характера решаемых задач. В настоящее время национальный центр совместно с ЦОРД и ООРД осуществляет контроль за практической реализацией более 15 договоров и соглашений. В том числе Договора о СНВ, Договора об ОВСЕ, Договора по открытому небу, Венского документа 1999 г., соглашений с Китаем о сокращении вооруженных сил и вооружения и укреплении мер доверия в районе границы:

Важной составляющей деятельности НЦУЯО является обмен информацией с государствами-участниками о составе вооруженных сил, количестве ВВТ, подпадающем под действие договоров и соглашений, о планах и ходе ликвидации и переоборудования вооружений, о пусках баллистических ракет, о крупных стратегических учениях, об организации инспекционной деятельности и т. п. Обмен информацией осуществляется более чем с 30 государствами Европы, а также с США, Канадой, Китаем и другими странами.

Для указанных целей в национальном центре созданы и функционируют пункт факсимильной спутниковой связи с НЦУЯО США, абонентский пункт сети связи ОБСЕ, пункт для контактов в случае возникновения опасных инцидентов военного характера. Указанные средства связи размещены на пункте управления НЦУЯО, где осуществляется круглосуточное непрерывное дежурство с задачами оперативного обмена информацией, контроля за ходом проводимых инспекций, доведения необходимой информации до заинтересованных органов государственного и военного управления. Годовой объем обмена информацией составляет свыше 4500 принимаемых и передаваемых уведомлений с использованием более 250 установленных форматов.

Кроме уведомленческой деятельности, НЦУЯО обеспечивает инспекционную деятельность (наблюдательные полеты) как на российских объектах, так и на территории государств-участников. Практически ежедневно центр осуществляет сопровождение 2-3 иностранных инспекционных групп, которые прибывают на территорию страны через пункты въезда - Москва и Улан-Удэ. В 2006 году Российская Федерация обеспечила сопровождение более 120 иностранных инспекций, а также свыше 30 иностранных миссий в рамках Договора по открытому небу.

Для контроля выполнения иностранными государствами договоров и соглашений НЦУЯО формирует инспекционные группы и миссии. Например, в 2006 г. были сформированы 84 российские инспекционные группы. По Договору по открытому небу выполнено 42 наблюдательных полета над территориями государств-участников.

Целесообразно отметить, что после подписания в 1990 г. Договора об обычных вооруженных силах в Европе аналогичные верификационные органы были созданы в других государствах-участниках договоров и соглашений, хотя они именуются в различных странах по-разному (агентства по контролю, управления (департаменты) контроля над вооружениями, центры верификации и т.п.).

Для решения технических вопросов, относящихся к выполнению принятых сторонами договорных обязательств, российский НЦУЯО проводит ежегодные консультации с Национальным центром США, регулярные рабочие встречи с представителями органов верификации Белоруссии, Украины, Казахстана и других государств, а также участвует в работе постоянно действующих комиссий, учрежденных договорами и соглашениями.

При решении поставленных задач национальный центр взаимодействует с более чем пятнадцатью министерствами и ведомствами Российской Федерации. В то же время, как управление Минобороны России, он содержится в Аппарате МО РФ, непосредственно подчинен начальнику Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ и оперативно руководит органами обеспечения реализации договоров Вооруженных Сил.

Указанные органы решают задачи по ликвидации вооружений, подпадающих под действие договоров, подготовке объектов контроля, строгому учету наличия вооружения и техники, представлению соответствующих донесений в НЦУЯО, обеспечению иностранной инспекционной деятельности на объектах российских Вооруженных Сил.

Если говорить о специалистах-верификаторах, появившихся в государствах-участниках с развитием процессов контроля над вооружениями, то можно без преувеличения констатировать, что этих профессионалов, несмотря на принадлежность к различным договорным сторонам, объединяет глубокое осознание важности выполняемого ими дела, уважение к партнерам, высокая ответственность по решению задач, связанных с укреплением доверия между странами. Эти люди гордятся своей принадлежностью к новой сфере человеческой и военной деятельности.

В связи с 20-й годовщиной образования национальных центров по уменьшению ядерной опасности, еще в сентябре 2007 года было сделано совместное заявление МИД России и Госдепартамента США, в котором дана высокая оценка деятельности центров. Было отмечено, что они вносят серьезный вклад в преодоление реликтов холодной войны, укрепление российско-американских отношений на основе взаимного доверия и стратегического партнерства.

Сергей ИВАНОВ

Опубликовано в выпуске № 50 (216) за 26 декабря 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц