Версия для печати

Армии нужны профессионалы

Маслов Алексей
Сколько сегодня в войсках контрактников? Как они служат? Насколько привлекательны для них оказались условия Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы"? Какие предварительные итоги и выводы сегодня можно сделать? В Сухопутных войсках, например, еще в 2004 г. была полностью укомплектована сержантами и солдатами по контракту 42-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Чеченской Республике. В 2005 г. в составе войск по новому принципу комплектования были сформированы уже 31 соединение и воинская часть. В 2006 г. на новый способ комплектования переведены еще 18 соединений и воинских частей. В 2007 г. на контракт перешли еще 10 соединений и воинских частей. Что за этими цифрами и какие проблемы вскрыло выполнение ФЦП? Над этими вопросами размышляет главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Алексей МАСЛОВ.


КАК В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО ПЕРЕХОДУ НА КОНТРАКТНУЮ СЛУЖБУ


Сколько сегодня в войсках контрактников? Как они служат? Насколько привлекательны для них оказались условия Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы"? Какие предварительные итоги и выводы сегодня можно сделать? В Сухопутных войсках, например, еще в 2004 г. была полностью укомплектована сержантами и солдатами по контракту 42-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Чеченской Республике. В 2005 г. в составе войск по новому принципу комплектования были сформированы уже 31 соединение и воинская часть. В 2006 г. на новый способ комплектования переведены еще 18 соединений и воинских частей. В 2007 г. на контракт перешли еще 10 соединений и воинских частей. Что за этими цифрами и какие проблемы вскрыло выполнение ФЦП? Над этими вопросами размышляет главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Алексей МАСЛОВ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МАСЛОВ Алексей Федорович


Алексей МАСЛОВ
Фото Леонида ЯКУТИНА
Родился 23 сентября 1953 г. в деревне Панское Советского района Курской области. Окончил Харьковское высшее танковое командное училище (1974 г.), Военную академию бронетанковых войск (1984 г.), Военную академию Генерального штаба (1998 г.). Службу начал командиром взвода в Прикарпатском военном округе. В 1986 г. - командир полка, затем - заместитель командира дивизии в Центральной группе войск. С 1990 г. - заместитель командира дивизии в Приволжско-Уральском военном округе. С 1994 г. - командир танковой дивизии. В 1998 г. назначен на должность заместителя командующего войсками Забайкальского военного округа по боевой подготовке. С 1999 г. - начальник управления боевой подготовки Сибирского военного округа. С марта 2000 г. - начальник штаба - первый заместитель командующего армией СибВО. В 2001-2003 гг. проходил службу в должности командира армейского корпуса СибВО. С марта 2003 г. - начальник штаба - первый заместитель командующего войсками СКВО. Указом президента РФ от 5 ноября 2004 г. назначен главнокомандующим Сухопутными войсками. Награжден орденом "За службу Родине в ВС СССР" III степени. Женат, двое детей.


Как известно, одна из основных целей Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы" - повышение боеспособности войск.

Однако нельзя говорить о повышении боеспособности без тщательно спланированной, всесторонне обеспеченной и качественно проведенной боевой подготовки, являющейся ее главной составляющей. Поэтому основные усилия в 2007 учебном году СВ были направлены на подготовку соединений и воинских частей постоянной готовности, переведенных на контрактный способ комплектования.

БОЕВАЯ УЧЕБА - ОСНОВА БОЕСПОСОБНОСТИ ВОЙСК

Прежде всего хочу отметить, что в целом в Сухопутных войсках имеется положительная динамика в организации и проведении подготовки соединений и воинских частей постоянной готовности, переведенных на контрактный способ комплектования. Вырос масштаб проводимых мероприятий, идет борьба за качество их выполнения. И все же ожидаемая высокая боеспособность соединений и воинских частей постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, достигнута не везде.

Кое-где по уровню своей подготовки они не намного отличаются от соединений и воинских частей, укомплектованных военнослужащими по призыву, хотя более высокие результаты по сравнению с ними уже не редкость. В чем тут причины? В Главном командовании Сухопутных войск проанализированы причины недостаточной боеспособности соединений и воинских частей постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими контрактной службы, определены пути устранения низких результатов в боевой подготовке. Так, проведенный анализ действующих программ боевой подготовки с полугодовым циклом обучения показал их несоответствие времени, условиям жизни и службы военнослужащих контрактной службы. Программы были перегружены большим количеством мероприятий, повторением каждые полгода пройденных тем, малыми сроками слаживания подразделений, что в конечном итоге не приводило к их качественному усвоению.

Вместо качественной подготовки по нарастающей мы нередко имеем частое повторение плохо отработанных тем и занятий. Чтобы избежать этого, в Главном командовании Сухопутных войск изучили предложения военных округов. Сегодня доработаны программы боевой подготовки для соединений и воинских частей постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими контрактной службы. И с 2008 учебного года мы переходим на годичный цикл обучения и слаживания подразделений, соединений и воинских частей постоянной готовности по уже доработанным программам.

Теперь годичный цикл будет подвижным, обеспечивающим проведение полковых (бригадных) и дивизионных тактических учений в течение всего учебного года, на которые будут выводиться соединения и воинские части в полном составе. Увеличится и продолжительность тактических учений, что позволит отрабатывать на них вопросы более качественно.

Еще одной не менее важной причиной недостаточной обученности подразделений и воинских частей, укомплектованных военнослужащими-контрактниками, является недостаточная методическая подготовка офицерского состава, особенно первичного звена. Неоднократно отмечалось, что в профессиональной подготовке будущих офицеров теория преобладает над практикой. Становление офицера как командира-профессионала происходит прежде всего в ходе управления подчиненным подразделением при решении задач боевой подготовки. С целью ликвидации произошедшего в последние годы отрыва качества подготовки курсантов военных вузов от требований, предъявляемых к ним в войсках, особенно в частях постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими контрактной службы, мы привлекаем преподавательский состав вузов на сборы, проводимые в войсках. Так, в июле 2007 г. на сбор руководящего состава органов боевой подготовки Сухопутных войск привлекались начальники ведущих кафедр и преподаватели вузов Сухопутных войск.

Для получения войскового опыта работы войсковая стажировка в будущей должности для курсантов-выпускников военных высших учебных заведений проводится в частях постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими контрактной службы. Кроме того, в 2006 г. в Сухопутных войсках проработаны и направлены в войска новые программы командирской подготовки офицеров, ориентированные на формирование у них устойчивых практических навыков в управлении подчиненными подразделениями в боевой обстановке и в мирное время, в том числе подразделениями, укомплектованными военнослужащими контрактной службы.

Конечно, на подготовку подразделений и частей постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими контрактной службы, в значительной мере влияет недостаточная обученность младших командиров и младших специалистов, проводимая учебными центрами. С целью улучшения этой подготовки в Сухопутных войсках еще в 2006 г. были разработаны и внедрены в учебных частях новые программы боевой подготовки учебных подразделений, которыми определен порядок подготовки младших командиров и младших специалистов из числа военнослужащих контрактной службы. Главным командованием Сухопутных войск в 2006 г. разработана, утверждена министром обороны Российской Федерации и доведена до всех видов Вооруженных Сил и родов войск "Концепция совершенствования подготовки младших командиров и младших специалистов и развития учебной сети Вооруженных Сил Российской Федерации".

Кроме того, предлагается подготовку сержантов для частей постоянной готовности проводить только из числа военнослужащих, проходящих военную службу в этих частях, обладающих лидерскими качествами, прошедших отбор и рекомендованных командирами для обучения. В учебных центрах создать группы опытных преподавателей-инструкторов по основным предметам обучения, не допускать отрыва личного состава от боевой учебы, исключить несение службы личным составом частей постоянной готовности.

Для этого должны быть образованы подразделения охраны (ВОХР), а организацию питания целесообразно передать структурам военторга или гражданским организациям. Повышение качества подготовки сержантского состава должно быть достигнуто в рамках реализации ФЦП "По обеспечению комплектования должностей сержантов (старшин), а также матросов плавсостава военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" на 2009-2011 гг.

Одним из главных условий ожидаемого эффекта проводимых реформ, т.е. получения хороших и отличных результатов в боевой подготовке частями постоянной готовности, должно стать закрепление в них контрактников, заключение второго и последующего контрактов, исключение текучести кадров. И тут немалую роль должна играть современная учебная материально-техническая база (УМТБ). Выполнение мероприятий ФЦП позволило в короткие сроки привести большинство объектов УМТБ в соответствие требованиям руководящих документов и в целом подготовить учебную базу к началу полномасштабного развертывания боевой учебы.

Лишь за последнее время оборудованы и введены в эксплуатацию новые полигоны (Серноводское, Троицкий - 19-я мсд, Буденновск - 205-я омсбр, Буйнакский - 136-я омсбр, Калиновская, Шали - 42-я мсд). Разработанные в последние годы учебно-тренировочные средства и полигонное оборудование отвечают современным требованиям, освоены промышленностью и в достаточном количестве будут поставляться в войска, что существенно повысит выучку личного состава при значительном сокращении материальных и финансовых затрат на обучение.

Необходимо учесть и то, что современные условия диктуют необходимость принципиально иного подхода к обучению войск. Суть этого подхода заключается в интенсификации боевой подготовки, создании современной учебной материально-технической базы и постоянном ее совершенствовании, освоении малозатратных форм обучения на основе внедрения современных учебно-тренировочных средств, стабилизации укомплектованности личного состава в соединениях и воинских частях, целенаправленной работе с офицерскими кадрами.

КОНТРАКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

Напомню, что Федеральная целевая программа преследует конкретную цель: обеспечение перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, а также совершенствование боевой готовности соединений и воинских частей постоянной готовности. Но достижение данной цели должно выполняться не только путем совершенствования боевой готовности воинских частей, переводимых на новый способ комплектования. Очень важен тут и такой аспект, как социальное обеспечение, повышение привлекательности военной службы по контракту.

Ведь военная служба по контракту - это тот же труд, порой нелегкий и опасный, но исполняемый гражданами, в добровольном порядке поступившими на военную службу, а потому сознательно готовыми выполнять требования уставов и приказов командиров. Поступающие сегодня в Сухопутные войска техника и вооружение достаточно сложные, а морально-психологические и физические нагрузки на личный состав порой чрезвычайно высоки. Все это формирует высокие требования, предъявляемые к моральным и деловым качествам военнослужащих Сухопутных войск, особенно к тем, кто проходит военную службу по контракту.

Увы, контракты сегодня подписывает еще далеко не лучшая часть молодых людей - в первую очередь те, кто по разным причинам не нашел своего места в гражданской жизни. Именно поэтому в настоящее время наблюдается высокая текучесть кадров среди военнослужащих-контрактников. Ситуация может усугубиться в 2008 г., когда срок службы военнослужащих по призыву составит один год. Прогнозируется, что станет меньше солдат срочной службы, которые захотят стать контрактниками.

Поэтому основным источником комплектования должностей сержантов и солдат в воинских частях постоянной готовности будет привлечение на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе.

Однако проведенный социально-экономический анализ показал, что даже в отдельных районах сельской местности с высоким уровнем безработицы, где молодые мужчины изъявляют желание проходить военную службу в Вооруженных Силах по контракту, призывных ресурсов для укомплектования соединений и воинских частей, переводимых на контрактную службу, явно недостаточно. Чтобы исправить ситуацию, необходимо заинтересовать молодых людей перспективой служить в армии. Сегодня хорошим стимулом для контрактной службы являются социальные льготы и гарантии военнослужащим, но они будут иметь реальный эффект только тогда, когда будут последовательно выполняться государством.

Для этого в кратчайшие сроки необходимо как решение жилищной проблемы всех категорий военнослужащих по контракту (от офицера до солдата), так и повышение денежного содержания, усиление заботы о семьях военнослужащих, а также обеспечение гарантированного трудоустройства после увольнения с военной службы. Главное состоит в том, чтобы обеспечить такое положение, когда военнослужащие-контрактники смогут увидеть социальную перспективу своей служебной деятельности, ее общественную значимость и государственную востребованность.

Только при решении этой задачи станет возможным создание условий для формирования в России Вооруженных Сил с ярко выраженными чертами профессиональной армии и личным составом, желающим служить и качественно выполнять служебно-должностные обязанности. Добавлю, что немаловажную роль в деле привлекательности военной службы по контракту играют условия ее прохождения: регламент служебного времени, сложившиеся взаимоотношения в воинских коллективах, условия проживания, имеющаяся база культурно-досугового обеспечения и другие факторы правового, психологического и организационного характера.

НУЖЕН ОСОБЫЙ ПОДХОД

В настоящее время зачастую не учитывается тот факт, что военнослужащие контрактной службы требуют серьезного подхода к организации их профессиональной повседневной деятельности, учебно-воспитательного процесса, решения многих материально-бытовых проблем. Опыт, приобретенный за последние годы, показал: качество выполнения контрактниками своих функциональных обязанностей, состояние воинской дисциплины и правопорядка, морально-психологическая атмосфера в значительной степени зависят от того, насколько настойчиво, инициативно и творчески осуществляется работа с этой категорией личного состава. Понимая это, в Сухопутных войсках осуществляется поиск новых форм, методов, приемов и средств воспитания и обучения военнослужащих контрактной службы, их морального и материального стимулирования.

За последние годы разработана нормативно-правовая и методическая база воспитательной работы, учитывающая особенности современного этапа развития Вооруженных Сил. Приказами министра обороны Российской Федерации определены задачи и функции органов военного управления и должностных лиц по организации и проведению воспитания военнослужащих и гражданского персонала. Для решения этих задач в мирное и военное время создана оптимальная структура органов воспитательной работы, которая успешно апробирована и положительно зарекомендовала себя при подготовке войск, проведении мероприятий повседневной деятельности, выполнении боевых и миротворческих задач, а также в социально-правовом обеспечении и информационно-пропагандистском сопровождении мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой.

В Сухопутных войсках проведено уточнение всей системы организации воспитательной работы. С учетом частичного перевода ряда соединений и воинских частей на новый способ комплектования, а также поэтапного сокращения военной службы по призыву до 12 месяцев проведена работа по приданию данной системе более юридического, морально-нравственного и информационно-пропагандистского характера. Это позволит учитывать возрастные особенности военнослужащих контрактной службы, уровень их образования, ценностные ориентации и мотивы военной службы, жизненный опыт, а также, что немаловажно, особенности правового положения.

С подобным подходом во многом связано внедрение в практику работы по воспитанию и обучению военнослужащих идеи профессионализма, создание привлекательного имиджа воина-профессионала. Каковы тут приоритеты?

Это прежде всего боевое братство, взаимное уважение командиров и подчиненных, решение всех проблем, товарищеские отношения в жизни, службе и быту военнослужащих-контрактников. Стремление каждого военнослужащего в совершенстве овладеть воинской специальностью, повышенное чувство гордости за свое подразделение, воинскую часть, Вооруженные Силы. С этой целью в Сухопутных войсках развернута информационно-пропагандистская работа по привлечению граждан на военную службу по контракту.

Она ведется как в соединениях и воинских частях, так и военными комиссариатами через городские, областные и краевые электронные и печатные СМИ с учетом национальных особенностей и специфики регионов страны. Вместе с тем немалая роль отводится пропаганде истории и традиций России, Вооруженных Сил и Сухопутных войск. Использование воспитательного потенциала воинских ритуалов, знаменательных событий в истории государства, традиций Русской, Советской и Российской армий - одна из задач при формировании профессиональной армии. И поэтому мы стараемся использовать весь комплекс мероприятий повседневной деятельности, боевой подготовки для формирования необходимых качеств военнослужащего-контрактника.

СЕРЖАНТ - ОПОРА ОФИЦЕРА

Важное место в этом процессе должно отводиться младшему командному составу - сержантам. Сегодня на повестку дня выносится одна из главных задач - это формирование качественно нового сержантского корпуса, высоко обученного и способного к воспитанию подчиненного личного состава.

Решению проблемы подготовки и организации работы сержантского состава придается первостепенное значение. Сержанты-контрактники, исходя из своего правового положения и возложенных на них служебных обязанностей, должны нести большую ответственность за своих подчиненных, состояние вооружения, военной техники и материальных средств, командование подчиненными подразделениями. Нужно кардинально менять подходы к этой категории должностных лиц, практически заняться формированием сержантского корпуса: подбором личного состава на сержантские должности, его обучением и воспитанием и, конечно, нужно спрашивать с них.

В этой связи планируется провести ряд мероприятий, направленных на повышение статуса, улучшение подготовки, определение роли и места сержантов в Сухопутных войсках и Вооруженных Силах в целом. На первом этапе - проводить комплектование должностей сержантов частей постоянной готовности военнослужащими по контракту в соответствии с планом перевода соединений и воинских частей Сухопутных войск на контрактный принцип комплектования. На втором этапе - продолжить доукомплектование должностей сержантов в частях постоянной готовности, учебных центрах и остальных воинских частях в рамках реализации ФЦП "По обеспечению комплектования должностей сержантов (старшин), а также матросов плавсостава военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" на 2009-2011 годы.

С учетом перспектив реформирования Вооруженных Сил и переходом на один год срочной службы с 2008 г. планируется прекратить подготовку сержантов из числа призывной молодежи. Готовить только специалистов - солдат, которые (при условии заключения с ними контракта) после года службы будут направляться в учебные части для прохождения обучения по программе подготовки второго этапа (командирский минимум).

Для дополнительного стимулирования профессиональной подготовки сержантов-контрактников ввести новую систему "сержантской классности" по аналогии с существующей системой классности специалистов, включающую разработку нормативных требований, соответствующую атрибутику, определение размеров и порядка денежного вознаграждения, присвоения, подтверждения или лишения сержантской классности. Предусмотреть введение льгот на предоставление служебного жилья, для поступления в учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации без сдачи вступительных экзаменов.

Лишь сформировав качественно новый сержантский корпус, способный к воспитанию подчиненного личного состава, мы сможем освободить офицеров от рутинной работы, сосредоточить их на решении вопросов подготовки подразделений, проведении более сложных и важных занятий по боевой подготовке и мероприятий воспитания. А также предоставить больше времени офицерскому составу на самообразование, подготовку к занятиям и упорядочить их работу в соответствии с регламентом служебного времени.

И последнее. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что программа состоялась. Вместе с тем Сухопутные войска перейдут в новое качество только тогда, когда рядовые и сержанты контрактной службы действительно свяжут свою жизнь, как и офицеры, с Вооруженными Силами, станут настоящими профессионалами, будут планировать свою жизнь и службу вместе с армией на 15-20 лет.

Алексей МАСЛОВ

Опубликовано в выпуске № 50 (216) за 26 декабря 2007 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц