Версия для печати

Военный фактор стабильности Узбекистана

Корбут Андрей
В минувшее воскресенье, 23 декабря, в Узбекистане прошли президентские выборы. Как и ожидалось, сенсаций они не принесли. Свыше 90% избирателей пришли отдать свои голоса за президента страны, т.е. за свое будущее. И хотя результаты выборов будут оглашены на 10-й день, всем уже ясно, что Ислам Каримов - безусловный лидер. Он руководит страной все постсоветское время. Выборы признаны демократичными и открытыми. Во-первых, они проходили на альтернативной основе: на пост главы государства претендовали четыре кандидата. От Народно-демократической партии Узбекистана - Аслиддин Рустамов, от Социал-демократической партии "Адолат" - Дилорам Ташмухамедова, от Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии - Ислам Каримов и от инициативной группы избирателей - Акмаль Саидов. А во-вторых, по данным ЦИК, на избирательных участках в качестве наблюдателей присутствовали 300 представителей зарубежных стран и ряда авторитетных международных организаций. В целом количество наблюдателей на выборах составило около 23 300 человек. Абсолютное большинство из них дали положительные отзывы.


ВЫБОРЫ ПОКАЗАЛИ: ИСЛАМ КАРИМОВ - БЕЗУСЛОВНЫЙ ЛИДЕР СТРАНЫ


В минувшее воскресенье, 23 декабря, в Узбекистане прошли президентские выборы. Как и ожидалось, сенсаций они не принесли. Свыше 90% избирателей пришли отдать свои голоса за президента страны, т.е. за свое будущее. И хотя результаты выборов будут оглашены на 10-й день, всем уже ясно, что Ислам Каримов - безусловный лидер. Он руководит страной все постсоветское время. Выборы признаны демократичными и открытыми. Во-первых, они проходили на альтернативной основе: на пост главы государства претендовали четыре кандидата. От Народно-демократической партии Узбекистана - Аслиддин Рустамов, от Социал-демократической партии "Адолат" - Дилорам Ташмухамедова, от Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии - Ислам Каримов и от инициативной группы избирателей - Акмаль Саидов. А во-вторых, по данным ЦИК, на избирательных участках в качестве наблюдателей присутствовали 300 представителей зарубежных стран и ряда авторитетных международных организаций. В целом количество наблюдателей на выборах составило около 23 300 человек. Абсолютное большинство из них дали положительные отзывы.
{{direct_hor}}

В Узбекистане самая большая в Центральной Азии армия.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Столь активное политическое долгожитие Каримова эксперты объясняют по-разному. На Западе Каримова склонны считать диктатором, в России и большинстве стран СНГ - прагматиком и мудрым руководителем. Ведь после распада СССР Узбекистан был одной из самых нестабильных, конфликтных республик. Перенаселенность, безработица, межэтнические конфликты - все эти факторы могли способствовать началу гражданской войны. Между тем Каримов сумел стабилизировать ситуацию в стране. Живет она, конечно, не очень богато, однако вот уже несколько лет без конфликтов и массовых выступлений народа. Неслучайно главным лозунгом своей предвыборной программы Каримов выставил формулу "обеспечения интересов человека, его прав и свобод".

Президент обещает улучшить социальную поддержку военнослужащих, их жилищные и бытовые условия, повысить зарплату и реальные доходы населения. "Достойно внимания то, что в соответствии с поставленной нами задачей увеличить зарплату в ближайшие три года в 2-2,5 раза только в текущем году при сохранении уровня инфляции в пределах 7% размер зарплаты возрос на 56%", - заявляет он, озвучивая свою дальнейшую программу действий на посту президента. По словам Каримова, Узбекистан ставит своей приоритетной задачей материальное и моральное стимулирование учителей и преподавателей, научных работников и представителей творческой интеллигенции, культуры и искусства; создание им необходимых условий для реализации их таланта и способностей. Как отмечает президент, "масштабы проделанной за истекшие 16 лет работы огромные, поистине исторические перемены, происходящие во всех сферах нашей жизни, и достигнутые результаты полностью подтверждают правильность, глубокую продуманность и реальность принятой нами стратегии реформирования, обновления и модернизации страны, повышения уровня и качества жизни населения".

С выводами Каримова трудно не согласиться. Те, кто побывал недавно в Узбекистане, отмечают спокойную и уверенную атмосферу среди жителей различных национальностей. В стране низкий уровень преступности, везде чистота и порядок. Добиться этого Каримову, видимо, было нелегко. И, конечно, во многом, особенно на первых порах, он опирался в своих действиях на силовой фактор. Хорошо это или плохо? По оценкам Запада - плохо, мол, зажим демократии. Однако, по мнению российского лидера Владимира Путина, Узбекистан своей четкой волевой политикой сумел избежать "цветных" революций, разгула анархии и вседозволенности.

Республика имеет третий после Казахстана и Туркмении валовой внутренний продукт - около 19 млрд. долл. - в 2007 году и первое место по численности населения - около 27 млн. человек, в Узбекистане также самая большая в ЦА армия - около 68 тыс. военнослужащих. А по количеству военных расходов от ВВП эта страна лидирует не только на постсоветском пространстве, но и среди многих стран мира - 5,2% (для сравнения: военные расходы в РФ составляют 2,8% от ВВП). Военные расходы в 2007 году составили более 900 млн. долларов. Это очень большие расходы. Но уже очевиден факт, что за постсоветский 16-летний период Каримов, почти не имея национальных военных кадров, построил, скажем прямо, относительно дееспособный и современный военный организм. В чем это выражается?

В стране была принята широкая законодательная база, позволявшая проводить военную реформу. Правовой статус Вооруженных Сил был окончательно закреплен в принятой 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан. Статья 125 гласит: "Вооруженные Силы Республики Узбекистан создаются для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения. Структура и организация Вооруженных Сил определяются законом". Статья 126 уточняет: "Республика Узбекистан содержит Вооруженные Силы для обеспечения своей безопасности на уровне необходимой достаточности".

Свою дееспособность Вооруженные Силы Узбекистана доказывали не раз. И в борьбе с террористической угрозой они окрепли и стали сильнее. Но, как и Российскую армию, узбекские войска не минула ситуация, когда необходимо было массово применить оружие внутри страны. В мае 2005 г. армия сумела подавить мятеж исламских боевиков. После этих событий США и некоторые другие страны Запада обвинили узбекское руководство в геноциде собственного народа и ввели против страны санкции. Однако в России, которая тоже использовала армию для восстановления конституционного порядка в Чечне, оценивают эти события по-другому. Так или иначе, но узбекские армейские подразделения, а также Внутренние войска показали в Андижане свою дееспособность, чего не скажешь, к примеру, о киргизской армии, не сумевшей в апреле 2005 года отстоять президентскую власть Аскара Акаева в стране.

В немалой степени становлению узбекской государственности и укреплению позиций Ислама Каримова способствовала военная и военно-техническая поддержка России, а также государств ОДКБ. Как известно, свое членство в ОДКБ Узбекистан восстановил летом 2006 года. А 14 ноября 2005 года президенты России и Узбекистана подписали Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. В тексте договора указывается, что "стороны с учетом высокого уровня военного и военно-технического сотрудничества, достигнутого на основе действующих договоров, активно взаимодействуют в вопросах модернизации и реформирования вооруженных сил, их оснащения современным вооружением и военной техникой, повышения их боевой готовности, а также по другим направлениям в данной области, представляющим взаимный интерес. Стороны всячески способствуют созданию необходимых условий для заключения уполномоченными субъектами военно-технического сотрудничества, соответствующих внешнеторговых контрактов".

Конкретным итогом военно-политических и военно-технических отношений между странами является показатель товарооборота. По прогнозам специалистов, в 2007 году он составит более 3 млрд. долларов США. При этом несколько миллионов долларов приходится на военную помощь Узбекистану со стороны РФ. Россия поставляет бывшей советской республике вооружение, авиацию, средства ПВО, боеприпасы и запасные части к военной технике. В марте 2007 г. между Москвой и Ташкентом подписано соглашение об образовании первого СП "УЗРОСАВИА", где доля российских организаций в уставном капитале составит не менее 51%.

Данным документом предусматривается, что Россия и Узбекистан будут строить и модернизировать вертолеторемонтный завод в Чирчике, что находится недалеко от узбекской столицы. В ноябре 2007 года в Москве принято решение о вхождении Ташкентского авиационно-производственного объединения имени В.П. Чкалова (ТАПОиЧ), которое производит тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76, в состав ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК).

Таким образом, новое переизбрание на президентский пост Ислама Каримова будет способствовать укреплению стабильности и порядка в Узбекистане, расширению экономических, политических и военных связей между Москвой и Ташкентом. Россия оставалась и остается главным гарантом суверенитета данного государства.

Андрей КОРБУТ

Опубликовано в выпуске № 50 (216) за 26 декабря 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц