Версия для печати

Война - бессилие политиков

Мельков Сергей
В новой книге профессора Гейдельбергского университета Хаймо Хофмайстера сделана очередная попытка осмысления такого многоликого и трудноуловимого явления, как война. Автор не пошел по проторенному пути, анализируя, как и многие другие мыслители, соотношение собственно военного и политического компонентов войны с целью выявления приоритетности одного над другим. Наоборот, для Хофмайстера примат политики над воеванием является не просто принципом, а объектом исследования.


Хофмайстер Хаймо. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат / Пер. с нем. и послесловие О.А. Коваль. - СПб.: ИЦ "Гуманитарная Академия", 2006. - 288 с.


В новой книге профессора Гейдельбергского университета Хаймо Хофмайстера сделана очередная попытка осмысления такого многоликого и трудноуловимого явления, как война. Автор не пошел по проторенному пути, анализируя, как и многие другие мыслители, соотношение собственно военного и политического компонентов войны с целью выявления приоритетности одного над другим. Наоборот, для Хофмайстера примат политики над воеванием является не просто принципом, а объектом исследования.
{{direct_hor}}


Тщательно, пытливо немецкий философ заглядывает в глубь политического в войне, постоянно уточняя предмет своего анализа. И постепенно его формулирует достаточно парадоксально: "Когда политика желает того, что не в ее власти, она жаждет войны, либо сознавая свою военную мощь, либо выказывая свое бессилие. Война как политика является не политикой, преступающей границы возможного". По Хофмайстеру война не просто политическое явление (что для современного исследователя вроде бы звучит как банальность), а явление бессилия политики.

Действительно, политически сильный противник не нуждается в войне; он знает и иные, невоенные, способы достижения своей цели. Конечно, более сильной в политическом и военном отношении стороне проще придумать повод и создать предпосылки к войне, чтобы таким образом навязать свою волю тому, кто расценивается как более слабый соперник.

Но современные войны начинают и ведут в основном государства либо протогосударственные образования. Поэтому Хофмайстер рассматривает цель создания государства и приходит к выводу: его целью является мир (социальный, гражданский, политический и т.д.). Но поскольку полного мира не было никогда, то монополия на насилие, являющаяся общественным достоянием, передается властью в управление государству. Тот, кто обладает монополией на насилие, обладает и политической монополией выносить решения относительно того, что и когда относить к компетенции отдельного человека.

Борьба с войной, сводящаяся лишь к ликвидации ее проявлений и не учитывающая, что война есть выражение политического бессилия, делает вывод философ, подобна битве с гидрой, у которой на месте каждой отрубленной головы вырастают две новые. Война и ее причины неразрывны друг с другом. Исходящая от войны опасность запрещает воспринимать войну как политическую возможность, более того, она ставит перед необходимостью мыслить ее как невозможность.

Вместе с тем политике, по самой ее сути, свойственно делать ставку на будущее, а значит, на осмысленность своих действий. И в этом плане можно согласиться с Хофмайстером, что война водворяет на место права насилие. Но если государство - неизбежное зло, которое полностью победить невозможно, то выходит, рассуждает философ, нет никакой возможности устранить и причину войны. Марксистская утопия упразднения государства с целью устранения войны выглядит в этом смысле совершенно логичной.

Конечно, политика не исчерпывается властью, и прежде всего властью военной: политике в той же мере присущи отказ использовать свою власть, соглашение и компромисс. Но дальше в книге чувствуется совсем философский подход, ибо Хофмайстер пишет: "Исходящая от войны опасность запрещает воспринимать войну как политическую возможность, более того, она ставит перед необходимостью мыслить ее как невозможность". Пожалуй, ни в политическом, ни в военном ключе эту мысль использовать вряд ли получится.

Автор книги рассматривает любопытную диалектику политики и насилия. Политика - это искусство обращения с властью; не меч, а слово - орудие ее силы; с его помощью политика формирует совместную жизнь граждан. Но, "будучи порождена насилием, она прячет за спиной меч, всегда готовая воспользоваться угрозой, - и в частности, угрозой применения насилия, - в деле проведения ее собственных требований и законов. Там, где политике недостает силы, где она не в состоянии осуществить cвои угрозы, чтобы предотвратить направленное против нее насилие, там системе правления, то есть государству, не хватает власти, узаконивающей обладание монополией на насилие. Подменяя слово физическим насилием, политика подходит к границам своих возможностей, но это отнюдь не возврат в дополитическое состояние".

По Хофмайстеру, осознание того факта, что именно политика порождает войну, что война - это лишь оборотная сторона политики, может стать первым шагом на пути предотвращения войны в будущем. Не только для предотвращения и ограничения войны должна будет политика употребить все имеющиеся в ее распоряжении средства, включая военные. Сама война - это не то средство, которым политика может распоряжаться по своему усмотрению, ибо война есть политическое бессилие.

Бессилие политики, согласно Хофмайстеру, вовсе не означает анархии, а есть "неспособность к эффективному обращению с властью как политическим средством". Причем наиболее явно это бессилие демонстрируют именно сверхдержавы, для которых планомерное накопление военной мощи обернулось невозможностью предпринять хоть какие-то действия. Механизм осуществления власти не просто дает сбои, он давно сломался и, кажется, не подлежит восстановлению: когда чашу весов значительно перевешивает что-то одно из двух - единство или разделение, общность или борьба - политика исчезает. Следовательно, пишет в комментарии к книге О. Коваль, война по-прежнему остается возможной, если мы не способны найти замены тем функциям, которые она, согласно Гегелю, выполняет. С этим не поспоришь.

Сергей МЕЛЬКОВ
доктор политических наук

Опубликовано в выпуске № 9 (175) за 7 марта 2007 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц