Версия для печати

Новый курс и вертикаль власти

Анохин Владимир
Реакция на Послание президента В.В. Путина Федеральному собранию выявила полную неготовность политической элиты к реализации нового курса, обозначенного главой российского государства. Силы pro et contra политики президента явно находятся в растерянности. Свидетельство тому - почти полное отсутствие анализа документа по существу, которое подменяется эмоциональными всплесками: усмешками или откровенной злобой.


ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТОМ, - НАЙТИ КАДРЫ, КОТОРЫЕ ИСКРЕННЕ РАЗДЕЛЯЮТ ПРЕДЛОЖЕННУЮ ИМ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ


Реакция на Послание президента В.В. Путина Федеральному собранию выявила полную неготовность политической элиты к реализации нового курса, обозначенного главой российского государства. Силы pro et contra политики президента явно находятся в растерянности. Свидетельство тому - почти полное отсутствие анализа документа по существу, которое подменяется эмоциональными всплесками: усмешками или откровенной злобой.
{{direct_hor}}
Показательна статья экс-советника президента Андрея Илларионова, опубликованная в газете "Коммерсант". Автор увидел в послании лишь попытку спровоцировать новую холодную войну с Западом. Но зачем это понадобилось президенту? Очень просто: "обидно проигрывать интеллектуальной оппозиции по всем пунктам, а без применения грубой силы иначе и не получается" (sic!). Но насколько велик умственный потенциал "интеллектуальной оппозиции", которой якобы устал проигрывать Владимир Путин, лучше всего свидетельствует поистине убийственный довод Андрея Илларионова: распилить нефтяные и газовые миллиарды, текущие в страну, оказывается, без противостояния Западу невозможно - "нужны внешние угрозы: "товарищ Волк кушает". Где? Кого? Неважно. Нужно впечатление опасности". Высоколобый "интеллектуал", видимо, забыл, как его друзья-либералы "оперативно освоили" государственную собственность в процессе "прихватизации", не вступая ни в какую конфронтацию с Западом. Невдомек Илларионову (финансовое светило!), что дружба с Западом - обязательное условие для "освоения" и сохранения уворованных у государства миллиардов (не в Сбербанке же их хранить).


Символично, что новый курс был провозглашен президентом В.В. Путиным сразу после празднования годовщины Великой Победы.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Реакция Илларионова на послание - это, конечно, крайний клинический случай, но, по большому счету, недалеко от него ушли и критики "слева". Одни из них сразу стали приписывать себе авторство, другие же поспешили объявить ни к чему не обязывающим документом: в 2005 г. говорил о демократии, в 2006-м - о демографии, к 2007-му еще какая-нибудь тема найдется. Депутаты же "Единой России" смогли вспомнить лишь чувство глубокой влюбленности, охватившее их при виде президента, и поспешили назначить ответственным за реализацию нового курса депутата, прославившегося уникальной способностью колебаться вместе с генеральной линией.

Значительная часть политологов и вовсе рассматривает данное Послание Федеральному собранию исключительно в системе координат предвыборной кампании-2008. При этом дежурными стали параллели с посланием 2000-го года. Однако при всей кажущейся глубокомысленности подобных рассуждений, привязка посланий 2000-го и 2006-го годов к выборам некорректна. Не мешало бы вспомнить, что послание-2000 произносил только что избранный президент, у которого уже не было необходимости завоевывать электорат. Оглашать же программу 2006 года, рассчитанную не на претворение в жизнь, а на приобретение симпатии избирателей, за 2 года до выборов по меньшей мере неумно. Предвыборные программы начинают раскручивать за полгода, чтобы понравиться народу и избежать ответственности за результаты обещаний (выборы прошли - забудьте). По сценарию, навязываемому нам, кремлевские политтехнологи - полные непрофессионалы (во что не поверит ни один здравомыслящий человек). Все прекрасно понимают, что уже через 8-10 месяцев люди будут спрашивать, не "что вы собираетесь делать?", а "что вы сделали?". Поэтому вывод напрашивается только один: Владимир Путин в Послании Федеральному собранию занимался не предвыборным пиаром, а огласил свое видение стратегии развития страны, новый курс.

Право утверждать, что предложенная главой государства стратегия действительно является принципиально новым курсом, дает приведенная им цитата из выступления Рузвельта: "Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на "больные мозоли" и будем наступать на них впредь. Но это - "мозоли" тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага". Этими словами президент РФ ясно и четко декларировал разрыв с курсом либеральных реформ 90-х годов, уподобив их Великой депрессии. Совсем иначе в этом свете выглядит столь модная ныне параллель с посланием-2000, когда впервые была поднята проблема вымирания народа, что вызвало, напомним, бурю негодования у демократов. Получается, что уже тогда Владимир Путин обозначил подходы к новому курсу - курсу на восстановление российской государственности и сбережение народа.

Подобные мысли многим могут показаться, мягко говоря, странными. Последние десятилетия научили нас не верить власти, считать, что она всегда врет. Нам приходилось слышать рассуждения весьма разумных людей о том, что если президент говорит такие правильные слова, то не иначе как понадобилась мощная дымовая завеса очередному готовящемуся предательству государственных интересов. К сожалению, опыт последних 20 лет дает для подобной позиции слишком много оснований. Но давайте вспомним, что и глава государства имеет право на презумпцию невиновности и даже высшее должностное лицо может быть искренним и честным.

Кстати сказать, лучшим доказательством того, что действия Владимира Путина определяются не только конъюнктурными соображениями, но и видением стратегии развития страны, является его кандидатская диссертация, в которой, задолго до прихода к власти, он сформулировал необходимость государственного контроля над топливно-энергетическим комплексом. Из чего можно сделать вывод и о том, что послание-2000 осталось нереализованным не потому, что президент и не собирался его претворять в жизнь, а потому, что не было для этого тогда ни сил, ни возможностей. Сейчас многие хотели бы забыть ситуацию пятилетней давности. Россия на грани развала. Парад суверенитетов. Вся власть сосредоточена в руках олигархических кланов. Паралич государственного аппарата. Владимир Путин пришел к власти стремительно и неожиданно: без партии, без команды... С тех пор прошло шесть лет, многое изменилось в стране. Однако и сейчас вопрос о возможности реализации нового курса, об основных угрозах, с которыми он столкнется и которые породит, на наш взгляд, является самым главным.

При отсутствии идейных советников, союзников и исполнителей на кого мог опереться президент? Только на бюрократический аппарат. Отсюда и упорное из года в год выстраивание вертикали власти, которой явно отводится роль основного инструмента реализации политики президента. Путь, насколько необходимый, неизбежный, настолько и опасный. Достаточно вспомнить, что им пошел и Николай I. Оказавшись чуждым значительной части правящего слоя, он сделал опору на чиновничество, построил бюрократическую империю. Прекрасно отлаженная вертикаль власти - и позор Крымской войны. Период застоя - еще один яркий пример того, как безыдейная, оторвавшаяся от народа, при этом почти идеальная, бюрократическая машина способна спустить в песок любое начинание верховной власти и привести страну к краху. Говоря о вертикали власти, нужно учитывать, что сейчас положение гораздо хуже, чем во времена Николая I или Л.И. Брежнева. Тогда была государственная машина, работающая на правителя и страну. Пусть не эффективно, но не во вред. Сейчас мы видим, что ведущие позиции в вертикали власти занимают либеральные фундаменталисты, искренне считающие государство заразой, и коррупционеры, через счета в иностранных банках полностью управляемые из-за рубежа, то есть те, кто сделал карьеру на разрушении России, кто питался продуктами распада Советского Союза.

Основной вопрос, который стоит перед высшей властью, - кто будет исполнять послание-2006? Какими кадрами будут решены стратегически важные задачи? Проблема не в количестве миллиардов, отпущенных на национальные стратегические проекты, а в людях, готовых вытащить страну из руин и состояния вымирания.

Владимир Путин, конечно же, прекрасно понимает эту опасность. Отсюда его упор на друзей, лично преданных сослуживцев. Однако слишком тонок этот слой, да и друг - это еще не свидетельство профпригодности. Можно понять и ставку на сотрудников госбезопасности. Эти структуры в меньшей степени деградировали и разложились. С точки зрения способности эффективно решать поставленные проблемы они превосходят либеральных демократов. Но на все направления и этих кадров не хватит. Показательно, как представителей спецслужб бросают на наведение порядка то в области ВТС, то автомобилестроения, то таможни.

Кроме того, и сама ставка на представителей спецслужб неизбежно порождает еще одну опасность для реализации нового курса. Опасность эта в специфике профессионального менталитета. Когда сотрудники спецслужб приходят на новые должности, находят узкие места в деятельности организаций, выявляют причины провалов (а это коррупция, приспособленчество, а порой откровенное предательство государственных интересов), у них срабатывает соответствующая реакция - карательная, то есть проявляется привычка решать проблему привычными методами. Это может породить страшное явление - соблазн сталинизма. Тем более что по мере реализации нового курса сопротивление ему будет неизбежно возрастать, слишком мощные силы как внутри страны, так и за рубежом кровно заинтересованы в обратном.

При всем понимании необходимости чистки госаппарата нельзя допустить повторения ситуации, когда на одного Троцкого или Зиновьева с Бухариным приходились тысячи и тысячи репрессированных честных людей. Да, те, кто в течение 10-12 лет разрушал государство, должны ответить, но это лишь первый шаг. Следующий, и самый главный, шаг - кадры, которые искренне разделяют предложенную стратегию развития страны. Ни нынешнее правительство, ни партии, будь они пропрезидентскими или оппозиционными, не являются резервуаром для государственной службы. Однако ситуация не безвыходная. За 90-е годы появилось немало людей в регионах, которые не только удержали свои территории от разложения, но и успешно их развивали. Вирус разложения поразил провинцию в гораздо меньшей степени, чем столицу. Чем-чем, а кадрами Россия богата. Главное же - по каким признакам их подбирать.

В этом процессе есть достойное место и спецслужбам, которые должны сконцентрироваться не на хозработах, а на проверках кадров, отобранных на госслужбу. Эта ниша для служб безопасности даст эффективные результаты и не позволит скатиться к сталинизму. В результате будет решена еще одна задача - ликвидирован разрыв между властью и наиболее активным, мыслящим слоем российского общества. В противном случае реализация заявленной президентом стратегии развития невозможна!

Владимир АНОХИН
вице-президент Академии геополитических проблем,
Игорь ШИШКИН
главный редактор "Народного радио"

Опубликовано в выпуске № 22 (138) за 14 июня 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...