Версия для печати

Моряками не рождаются

Сирык Виктор
Уникальность единственного в своем роде Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища начинается с его территории. Точнее, с отсутствия таковой. Учебный (главный) корпус и два жилых (старый и новый) разнесены друг от друга почти на полкилометра. На этом участке, помимо плаца, где нахимовцы занимаются строевой подготовкой, каким-то чудом умещается несколько обычных петербургских домов. И по территории, де-юре принадлежащей училищу, то и дело снуют гражданские лица. Об этом, как и о целом ряде других проблем, мы говорили с начальником Нахимовского училища контр-адмиралом Александром БУКИНЫМ.


НАХИМОВЦЫ НЕ ДРОГНУЛИ ПОД НАТИСКОМ ЖИТЕЙСКИХ ШТОРМОВ


Уникальность единственного в своем роде Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища начинается с его территории. Точнее, с отсутствия таковой. Учебный (главный) корпус и два жилых (старый и новый) разнесены друг от друга почти на полкилометра. На этом участке, помимо плаца, где нахимовцы занимаются строевой подготовкой, каким-то чудом умещается несколько обычных петербургских домов. И по территории, де-юре принадлежащей училищу, то и дело снуют гражданские лица. Об этом, как и о целом ряде других проблем, мы говорили с начальником Нахимовского училища контр-адмиралом Александром БУКИНЫМ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

БУКИН Александр Николаевич


Контр-адмирал Александр БУКИН
Родился в Московской области в 1954 г. После окончания Высшего военно-морского училища подводного плавания в Ленинграде (1976 г.) убыл для дальнейшего прохождения службы на Северный флот, там (с некоторым перерывом на учебу) прослужил вплоть до 2001 г. После окончания Высших командирских классов (1984 г.) и Военно-морской академии (1988 г.) прошел все должности - от командира боевой части до начальника штаба флотилии атомных подводных лодок. Женат. Имеет двоих детей.


- Александр Николаевич, известно, что изначально нахимовские и суворовские училища занимались обустройством и воспитанием мальчишек, чьи родители погибли на войне. Насколько этому предназначению ваше училище отвечает сегодня?

- Сегодня из всего личного состава нахимовцев (около 650) 60 - круглые сироты. У некоторых, кроме меня, вообще никого нет, и все операции с нотариусами, юристами и прочими обязательными чиновниками в этой жизни они доверяют мне. Примерно 180 мальчишек из семей, в которых есть только один родитель. Детей больших начальников, как ошибочно думают многие, учится мало. Ребята практически отовсюду. В том числе из республик Северного Кавказа (за исключением Чечни), во всех отношениях они зарекомендовали себя на равных с остальными. Прийти и поступить в училище с улицы нельзя. Только по направлению военкоматов, у которых существует своя разнарядка.

- Скажите, каким-то образом ощущается нынешний демографический спад в стране и то обстоятельство, что военная служба пользуется все меньшей популярностью?

- Я не могу ответить, чем конкретно обусловлено, что количество абитуриентов не намного превышает число принятых в училище, но конкурс, как таковой, у нас в последнее время почти отсутствует. Очевидно, что-то в этой отлаженной системе нужно менять. Но не так, как это попытались сделать в 2002-2004 годах некоторые общественные организации города на Неве. С большой шумихой, потоком проплаченных, в том числе из-за рубежа, статей и передач в СМИ...

- Давайте вернемся к той истории еще раз.

- То был целенаправленный и хорошо спланированный "накат", попасть под который должна была вся система военизированного воспитания детей. Именно к тому времени стало очевидно, что за данное направление в стране взялись серьезно. Через сеть кадетских корпусов и патриотических клубов, возобновление преподавания в школах военного дела. Кому-то за рубежом это не понравилось, и в качестве орудия "главного калибра" был выбран комитет солдатских матерей из Санкт-Петербурга. А объектами для удара - два училища: Нахимовское и Суворовское.

Искусственно, буквально "из пальца" была высосана ситуация с избиением нахимовцев: подобраны две-три недовольные училищными порядками мамаши (такие всегда есть в любой школе или детском садике), подготовленное письмо опубликовали в газете и направили в одну инстанцию, телевизионный сюжет с комментарием - в другую. Мы один раз допустили в училище членов комитета, второй. Показывали, рассказывали все как есть, ничего не утаивая. Но шумихи меньше не становилось.

Дошло до того, что называлась любая проблема - даже самая нелепая, - и ее тут же по полной схеме начинали проверять. Моих мальчишек трижды раздевали догола: на предмет побоев, наличия фашистской свастики, элементов "голубизны". Из каких только инстанций с ними не разговаривали - и поодиночке, и группами: Мои встречи с прокурорскими работниками стали чуть ли не каждодневными. И весь этот театр кукол устраивался ради одной цели: долой военно-патриотическое воспитание, даешь перевод всех средних военизированных учебных заведений из Минобороны в Минобразования.

Когда во всем разобрались и было доказано, что ни руководители училища, ни отдельные нахимовцы ни в чем не виноваты, никто даже пальцем не пошевелил, чтобы извиниться перед нами. В настоящее время в суде Петроградского района находятся иски о защите моей чести и достоинства как начальника Нахимовского училища. Так что точка в этом деле еще не поставлена.

- А как вы восприняли бы ситуацию, если бы Нахимовское училище действительно переподчинили Минобразованию или сделали вашу подчиненность двухведомственной?

- В этом случае нарушится главный смысл предназначения Нахимовского училища. Основной показатель его деятельности - выполнение госзаказа по подготовке кадров для ВМФ. Сегодня не менее 90% наших выпускников продолжают учебу в высших военно-морских институтах. Это не феномен, а наша специфика обучения. На всех уроках мальчишкам прививается любовь к морю и флотской жизни. А во время практики, когда они "пробуют" море на ощупь и запах, подавляющее большинство из нахимовцев влюбляется в него навсегда. Вряд ли даже самые высокопрофессиональные педагоги из Минобразования смогут поддерживать эту атмосферу и отлаженную структуру обучения.

Кстати, на протяжении последних лет в Нахимовском училище нет ни одной вакантной должности педагога. И это при значительно меньшей зарплате, чем в средней школе. Наши педагоги (некоторые - бывшие флотские офицеры) настолько срослись со спецификой обучения в Нахимовском училище, что не представляют, как можно работать иначе. В отличие от школы, где педагогам приходится детей не только учить, но и воспитывать, у нас существует четкое разделение, и функцию воспитателей выполняют офицеры.

Что касается двухведомственности подчинения, то эта идея не нова. Не зря же родилась пословица про дитя, которое у семи нянек без глазу. Убежден, что гораздо полезнее и для училища, и для подготовки ребят совершенствовать то, что есть в наличии. Директивой главнокомандующего ВМФ каждая рота училища (всего их 6) закреплена за одним из флотов (Тихоокеанским, Черноморским, Северным и Балтийским), а также за Ленинградской военно-морской базой и Каспийской флотилией. Кураторство в основном сводится к обеспечению нахимовцев информацией о жизнедеятельности флотов и выделению средств на проведение косметического ремонта в ротах. Спасибо огромное за это. Но, на мой взгляд, самой лучшей помощью с их стороны была бы организация практики нахимовцев на флотах.

Нашего озера, на берегу которого расположен летний лагерь училища и которое мы избороздили на ялах вдоль и поперек, недостаточно для полноценной морской практики. Катерная практика в Кронштадте - тоже полдела. Очень не хватает полноценных выходов в море на военных кораблях. Из выпускников-нахимовцев лишь пятая часть получает такую возможность.


В Нахимовском училище невыгодно быть двоечником.
Фото Ивана ИВАНОВА
Справка ВПК. Территория лагеря в живописном месте Карельского перешейка с прилегающей акваторией Нахимовского озера (ранее оно называлось Сула-Ярви) принадлежит училищу со дня его основания. Но в середине 90-х гг. группа бизнесменов вознамерилась забрать себе часть лагерной территории и подготовила необходимые распорядительные документы за подписью областных чиновников. Тогдашний начальник училища контр-адмирал Николай Малов принес на переговоры по этому поводу документы, подтверждающие право собственности на землю. В том числе за подписью самого И. Сталина.

Еще одна проблема, вполне решаемая флотами-шефами, - укомплектование училища офицерами-воспитателями. Как, например, это сделал в 2001 году Северный флот. Был проведен конкурс на замещение вакантных должностей - офицера-воспитателя и старшины роты. Офицер и мичман были назначены в училище для дальнейшего прохождения службы, командующий флотом из своего фонда выделил им квартиры в Санкт-Петербурге.

- А откуда вообще приходят в училище офицеры-воспитатели?

- Это самое больное место. Хороший специалист по работе с детьми в специализированном училище - товар штучный. Мало быть хорошим и дисциплинированным офицером, отличником боевой подготовки, нужно обладать определенной интуицией, чтобы строить взаимоотношения. Нахимовцы не военные моряки, с которыми все проблемы можно решить командами "равняйсь" и "смирно". Просто так к нам по разнарядке офицера не назначишь. Нужно также иметь в виду, что в училище почти самая низкая тарифная сетка окладов, и мало перспектив на получение жилья. Согласитесь, сложно такими "коврижками" заманить к себе хороших специалистов с флотов.

Но процесс воспитания не должен прекращаться ни на минуту, перерыв на время комплектования кадрами объявить невозможно. Поэтому приходится обходиться теми силами, которые есть в наличии. При этом мы всегда должны помнить, что наша главная задача не выпустить из училища "солдафона", а вырастить мальчишку, воспитать, подготовить его к взрослой жизни.

- Часто ли вам приходится отчислять нахимовцев и за что?

- В год до 30-40 человек. В основном за недисциплинированность, по учебе - практически никогда. Здесь у нас неукоснительно действует принцип: "Не можешь - научим, не хочешь - заставим". В училище невыгодно быть двоечником. Увольнение - "дробь", осенние и весенние каникулы - мимо, поэтому стимул хорошо учиться есть у каждого.

- Статус единственного училища в стране помогает?

- Насколько мне известно, подобного среднего военно-морского заведения нет нигде в мире. Но щеки от гордости не надуваем, уверяю вас, да и, откровенно говоря, некогда. А больше помогают конкретные люди и организации. Например, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко поддержала инициативу прежнего градоначальника и доплачивает училищным педагогам небольшую денежную надбавку.

Очень хорошие отношения сложились у нас и с Мурманской областью, лично с губернатором Юрием Евдокимовым. Мы берем на воспитание их мальчишек-сирот, они нас поддерживают материально. Второй год над нами шефствует один из московских заводов плавленых сыров. Продукция у них замечательная - как раз то, что надо для растущих организмов ребят. Клуб военачальников России (президент - маршал Игорь Сергеев) сделал недавно училищу подарок - комплект звукоусилительной аппаратуры, без которой ни одно культурно-массовое мероприятие у нас толком нельзя было провести... Одним словом, живем как можем.

- Какими из училищных традиций вы особенно дорожите?

- Мы бережно относимся ко всем, в том числе и к несущим накопленный годами юмор. На флоте ведь ничего просто так не придумывается. И медный нос Петру, что на фасадной стене учебного корпуса училища, каждый год выпускники надраивают до блеска; и посвящение в питоны, как сами себя называют нахимовцы, после первого года обучения узаконили. Но особенно мы гордимся своей главной "фишкой". Фамилия каждого из 14 тысяч выпускников выгравирована на поручнях двух главных трапов в главном корпусе. И каждый год там добавляется около 180-190 новых фамилий. Именно столько подготовленных ребят мы ежегодно выпускаем в большое плавание под названием жизнь.

Виктор СИРЫК

Опубликовано в выпуске № 46 (113) за 7 декабря 2005 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц