Версия для печати

Покорители плинтуса

Престиж страны падает вместе с «Протонами»
Фаличев Олег

В работе любого, в том числе и оборонного, ведомства могут быть просчеты. Серьезные вопросы к деятельности той или иной организации возникают тогда, когда ошибки совершаются с завидной периодичностью, когда на протяжении нескольких лет государству наносится многомиллиардный ущерб. К сожалению, ни слова об этом не было сказано на презентации новой Федеральной космической программы, которая состоялась перед очередной аварией ракеты-носителя с мексиканским спутником на борту.

В работе любого, в том числе и оборонного, ведомства могут быть просчеты. Серьезные вопросы к деятельности той или иной организации возникают тогда, когда ошибки совершаются с завидной периодичностью, когда на протяжении нескольких лет государству наносится многомиллиардный ущерб. К сожалению, ни слова об этом не было сказано на презентации новой Федеральной космической программы, которая состоялась перед очередной аварией ракеты-носителя с мексиканским спутником на борту.

Удостоился чести быть приглашенным на ту презентацию и корреспондент газеты «Военно-промышленный курьер». Позвонили лично. Как оказалось, с тем, чтобы подвергнуть публичной порке. На данную экзекуцию в конце пресс-конференции даже отвели время. Но обо всем по порядку.

Программа без амбиций

Презентация, продолжавшаяся более двух часов, прошла довольно помпезно. Глава Российского космического агентства (Роскосмос) Игорь Комаров особо подчеркнул, что мнение экспертов и российской общественности относительно разработанной его ведомством Федеральной космической программы (ФКП) для него крайне важно и непременно будет учтено при финальном формировании документа. Разумная позиция. Правда, обещать – не значит жениться.

По словам Комарова, главной целью новой ФКП стало поддержание национального космического потенциала. Напомним, что на период до 2030 года государство в этой области выделяет следующие приоритеты:

1. Формирование и поддержание орбитальной группировки космических аппаратов (КА), отвечающих народно-хозяйственным интересам и задачам.

2. Фундаментальные исследования космоса, включая дальний.

3. Пилотируемые полеты.

На презентации было отмечено, что ФКП формировалась не просто в соответствии с насущными потребностями социально-экономической сферы и науки, но и с прицелом на завтрашний день. Серьезное внимание уделено международным проектам.

Покорители плинтуса
Покорители плинтуса
Покорители плинтуса

Особо говорилось о том, что достижение конкретных результатов вероятно лишь с опорой на реальные возможности страны. Это понятно, ведь экономическая ситуация ухудшилась, что повлияло на стоимость проектов, разработанных в 2014 году. ФКП-2014 должна была обойтись государству почти в 2 триллиона 850 миллиардов рублей, но Роскосмосу удалось уложиться в 2 триллиона 4,5 миллиарда рублей. «По рекомендации Минфина, – пояснил Комаров, – в 2015 году мы урезали бюджет на 10 процентов».

Оптимизированы расходы на поддержание в орбитальной группировке необходимого уровня аппаратов дистанционного зондирования и космической связи. Сокращены затраты на средства выведения, прежде всего сверхтяжелого класса. При этом Роскосмос все же обещает доставку всех полезных нагрузок. Правда, верится в это с трудом.

В новой ФКП заложено опережающее финансирование базовых и перспективных изделий и технологий, включая работы по созданию ракеты-носителя (РН) среднего класса нового поколения, а также тяжелого класса грузоподъемностью до 35–37,5 тонны и межорбитальных буксиров. Это позволит продолжить подготовку к пилотируемому облету Луны и последующей высадке на нее в 2028–2029 годах.

«Мы будем создавать корабль нового поколения, объекты перспективной пилотируемой орбитальной инфраструктуры. Это принципиально важно для развития российского космоса, – заявил Комаров. – Более половины средств пойдет на НИР и ОКР, которые позволят сохранить передовой уровень изделий».

Таким образом, сокращение расходов происходит главным образом за счет разработки средств выведения. В программе пилотируемой космонавтики до 2025 года сделана ставка на «Ангару-А5В», которая обеспечит полеты к Луне. Аванпроект этой ракеты обещают до конца 2015 года, при этом ее третья водородная ступень необязательно будет выполняться Центром Хруничева.

На презентации говорилось о существующей договоренности с администратором НАСА Чарльзом Болденом относительно расширения совместной научной программы, практических экспериментов на МКС, работа на которой продлевается до 2024 года.

Остаются в силе и планы создания российской орбитальной базы с помощью новых модулей. В 2017 году предполагается произвести многофункциональный модуль, в 2018-м – узловой, а в 2019-м – научно-энергетический.

С 2016 по 2025 год запланировано произвести и вывести на орбиту 181 КА, что позволит увеличить космическую группировку более чем в два раза.

Вроде бы все замечательно. И тем не менее производство сверхтяжелой РН, которая способна выводить на орбиту 70 и более тонн полезной нагрузки, откладывается на неопределенный срок. Роскосмос намерен решить задачу с помощью «Ангары-А5В» и двухпусковой схемы. По мнению Комарова, в нынешних реалиях это оптимальное решение, которое позволит сэкономить средства.

«Конечно, мы будем работать над научно-техническим заделом и по сверхтяжелой ракете, чтобы произвести ее в будущем, возможно, на основе новых двигателей, материалов и технологий. Средства на это закладываются», – заверил Комаров. Но сроки глава Российского космического агентства так и не назвал. «Мы, честно говоря, хотели бы реализовать более амбициозный вариант ФКП, – признался он, – чтобы агрессивно решать задачи освоения дальнего космоса, но вынуждены исходить из объема выделяемых средств. Зато новая ФКП реализуема, а значит, в состоянии вернуть нашу космическую отрасль на должный уровень».

Однако без тяжелой РН мы не только не отвоюем былые позиции, но и утратим их безвозвратно. Догнать США после появления у них ракеты-носителя SLS будет невозможно.

Сверхтяжелая подождет

Мечты о покорении дальних планет еще более охладил глава НТС Роскосмоса Юрий Коптев: «Мне, честно говоря, не всегда понятны энтузиазм и активность при оценке космической деятельности исключительно с точки зрения полета на Луну и производства тяжелого носителя». По мнению Коптева, сегодня наша орбитальная группировка (ОГ) находится не в самом лучшем состоянии. О соревновательном элементе с США, ОГ которых составляет более 400 аппаратов, даже говорить не приходится. В ОГ Китая более 139 аппаратов. У нас же – 134 (и масса нерешенных проблем). Отечественная ОГ не обеспечивает потребностей страны.

Коптев уверен, что новая ФКП ориентирована на решение конкретных проблем. Благодаря ей, например, должны повыситься возможности телевизионного вещания, Интернета. Глава НТС Роскосмоса дал понять, что стране не нужны суперпроекты, которые будоражат сознание, но не материализуются в конкретные дела. Именно поэтому предложенный Роскосмосом вариант пилотируемой программы оптимален, ведь он сохраняет возможность осуществления пилотируемых полетов до 2024 года, при этом серьезно ослабляя нагрузку на бюджет. Из почти 100 с лишним миллиардов долларов, потраченных за все время существования МКС, вклад РФ остался на уровне всего восьми процентов. В дальнейшем дополнение МКС новыми модулями устранит энергетическую зависимость России от американцев и позволит сформировать собственное ядро будущей станции. Возможно, в новой кооперации со странами БРИКС.

Все это хорошо. И тем не менее Владимир Путин прямо указал на необходимость учесть в ФКП работы по сверхтяжелой ракете. Но вместо этого решением НТС Роскосмоса ее создание отодвигается на неопределенный срок. Называть же «Ангару-А5В» ракетой сверхтяжелого класса язык не поворачивается.

«Сегодня все отечественные программы обеспечиваются ракетами-носителями, имеющими возможность вывода на опорную орбиту нагрузок в пределах 22–24 тонн, и в этом плане мы, конечно, существенно отстаем, – признает Юрий Коптев. – Наши возможности исчерпываются «Протоном» и существующей сегодня «Ангарой», которая пока обеспечивает вывод до восьми тонн на геопереходную орбиту».

Но если в ближайшие пять – семь лет мы не создадим средства, которые дадут нам возможности, как у конкурентов, то станем никому не интересны в коммерческом плане.

«Что касается тяжелого носителя, то 70, 80, 120, 130 тонн – все это специальные разовые проекты. Судьбы и нашей Н1-Л3, и «Сатурна-5» (США) показали бесперспективность их развития, – считает Коптев. – Бросать весь научно-технический задел на создание тяжелой ракеты неправильно. Тем более что в ФКП есть специальный раздел, посвященный разработке базовых критических технологий, в том числе в области двигателестроения».

По мнению Коптева, корреспондент газеты «ВПК», напоминая о пожелании Владимира Путина учесть в ФКП работу по сверхтяжелой ракете, исказил смысл сказанного президентом. Задача все бросить и немедленно взяться за тяжелую ракету не ставилась.

«В вашей газете, – пошел в атаку, обращаясь ко мне, Юрий Николаевич, – в статье «Навстречу утренней заре – на «Ангаре» («ВПК», № 14, 2015) некоторые факты поданы некорректно. «Энергия-М», доведенная до состояния макета, имела стартовый вес 1050 тонн, выводила на орбиту 34 тонны. При этом центральный блок был 7,7 метра. Приходилось априори создавать либо близкое к стартовой инфраструктуре производство, либо сложную систему транспортировки. Наша новая ракета будет иметь ожидаемый результат по выводу полезной нагрузки 35–37 тонн, стартовый вес – 790 тонн. Вот и смотрите, какая система перспективней».

Но что такое 35–37 тонн? А по сверхтяжелой ракете мы выйдем на результат (по расчетам Роскосмоса) только через 20 лет. Это все равно, что планировать построение коммунизма. Как изменится мир к тому времени? Как далеко уйдут другие в освоении космических технологий? А главное, где к тому времени окажутся люди, которые нам сегодня это обещают? Спросить будет просто не с кого.

Под конец презентации Юрий Коптев снова вернулся к критике газеты «ВПК». Судя по всему, это было предусмотрено сценарием.

«После прочтения статьи «Навстречу утренней заре – на «Ангаре» у меня возникло порядка 20 вопросов, – сообщил он присутствующему журналистскому сообществу. – Я, конечно, благодарен автору за демонизацию моего влияния на формирование космической политики, и тем не менее в его статье Научно-технический совет, где представлены наши лучшие умы, подменен одним узурпатором с определенной фамилией. Которая, кстати, упоминается в материале, наверное, раз 15, а ссылки на других экспертов звучат как «один из крупнейших специалистов, ведущий знаток» и т. д. Ни фамилии, ни адреса. Даже не знаешь, к кому обратиться. Далее. В статье содержатся заявления, которые, мягко говоря, вводят читателей в заблуждение. Например, утверждения о том, что на создание новой «Ангары» пойдут огромные деньги. Упрекают нас и в том, что придется строить второй старт. Но на космодроме Восточный генеральным планом предусмотрено создание двух стартов для «Ангары». Наверное, автор статьи этого не знал, хотя и пишет, что общался с высокопоставленным источником в отечественной космической отрасли. Неплохо было бы открыть его имя.

Получается, все, что мы предлагаем, не годится. Нужна, мол, только одна ракета грузоподъемностью 18 тонн и ракета в 70 тонн. Все остальное – ни к чему. Друзья дорогие, надо профессионально хотя бы к некоторым вопросам подходить».

В свою очередь отметим: получается, что глава НТС Роскосмоса считает любые мнения, не совпадающие с его позицией, априори непрофессиональными, не имеющими права на огласку.

Кстати, не по душе Коптеву пришлась и другая публикация «ВПК» – «Пилотируемая «Ангара» – полет из офшора в тупик» («ВПК», № 10, 2015), где говорилось о том, что предлагаемый Роскосмосом вариант использования тяжелой «Ангары» в лунной программе будет очень дорогим, а эксклюзивные права на ее эксплуатацию 20 лет назад переданы одной из американских офшорных компаний.

Официального ответа на обе эти публикации так и не последовало. Зато сразу на двух пресс-конференциях представитель газеты «ВПК» подвергся публичной порке. Видимо, таков стиль работы Роскосмоса.

Ущербная траектория

Свои «три копейки» в обличительный монолог Коптева добавил начальник пресс-службы ведомства Игорь Буренков: «Есть анонимные источники информации, – высказался он, – которые зачастую подменяют официальные. Конечно, это ненормальная ситуация, когда конкретные люди скрываются за серьезными цитатами и странными выводами. На мой взгляд, при всем уважении, это непрофессиональный подход к делу».

Судя по всему, ни глава НТС Роскосмоса, ни начальник его пресс-службы не знают, что в соответствии с законом «О печати» газета вправе не называть свои источники информации и заставить ее сделать это можно только в судебном порядке.

Упрекать авторов «ВПК» в непрофессионализме не стоит. Среди них доктора наук и профессора, люди, много лет проработавшие в отрасли и болеющие за отечественную космонавтику. А вот бесконечное падение ракет-носителей, при всем уважении к руководству Роскосмоса, иначе как непрофессионализмом не назовешь. В результате страдает престиж страны. Сегодня усилиями некоторых чиновников он опущен до уровня плинтуса.

5 декабря 2010 года. После успешного запуска ракеты-носителя «Протон-М» разгонный блок с тремя спутниками «Глонасс-М» стоимостью два миллиарда рублей выведен на нерасчетную орбиту и затоплен в Тихом океане.

18 августа 2011 года. «Протон-М» не сумел вывести на орбиту «Экспресс-АМ4», первый российский спутник, построенный за рубежом, стоимостью 200 миллионов долларов.

24 августа 2011 года. Из-за проблем с двигателем ракеты-носителя «Союз-У» впервые за 30 лет эксплуатации не вышел на расчетную орбиту космический грузовик «Прогресс М-12М», предназначенный для Международной космической станции.

23 декабря 2011 года. Из-за сбоя в работе двух двигателей третьей ступени ракеты-носителя «Союз 2.1б» потерян спутник связи двойного назначения «Меридиан».

8 декабря 2012 года. Геостационарный телекоммуникационный спутник «Ямал-402», изготовленный во Франции по заказу ОАО «Газпром космические системы», не удалось штатно вывести на геопереходную орбиту, поскольку разгонный блок «Бриз-М» отработал на четыре минуты меньше положенного времени.

1 июля 2013 года. Потерпел аварию «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» стоимостью 4,4 миллиарда рублей. Растерянный голос телекомментатора «Что-то пошло не так…» можно было услышать в прямом эфире.

16 мая 2014 года. Авария ракеты-носителя «Протон-М» с российским космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р» стоимостью более восьми миллиардов рублей.

28 апреля 2015 года. Грузовой корабль «Прогресс М-27М» с грузами для МКС стоимостью два миллиарда рублей выведен ракетой-носителем «Союз-2.1а» на орбиту «с неправильной траекторией». Комментируя это, тележурналист Игорь Буренков вначале витиевато успокаивал зрителей, что отсутствие связи с «Прогрессом» лишь временное явление. Но скорректировать параметры полета так и не удалось. 8 мая он сгорел над центральной частью Тихого океана.

16 мая 2015 года. Авария РН «Протон-М» с мексиканским спутником связи на борту. Это был уже своеобразный антирекорд Роскосмоса – несколько ЧП на орбите за три недели.

Нынешняя весна выдалась самой неудачной для российской ракетно-космической отрасли за всю ее новейшую историю. Падения «Прогресса М-27М» и «Протона-М», которое случилось уже после с помпой представленной ФКП, вызывают сомнения, что даже эта скромная программа будет выполнена. Ведь несмотря на реформы последних месяцев, особых изменений в отношении к делу в ведомстве, судя по всему, не произошло. На презентации не прозвучало даже намека на самокритику, не был представлен анализ предшествующих аварий, не говорилось о необходимости повышения технологической дисциплины на производстве.

Зато к коммерческим запускам в Роскосмосе относятся с особым пиететом. Уж не потому ли, что речь идет о живых и серьезных деньгах? И не потому ли, что некоторые топ-менеджеры отрасли привыкли жить на широкую ногу?

Опубликовано в выпуске № 19 (585) за 27 мая 2015 года

Загрузка...
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
26 мая 2015
Да плевать им на статью и рассуждения президента. Мало ли какие непрофессионалы будут что то говорить. И что, теперь им нужно всех слушать что ли? Ерунда какая-то с нашим космосом и роскосмосом, да и не только... Минфин посоветовал им сократить расходы на 10%, зарплату бы себе на 20 сократили и хоккей.
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
26 мая 2015
Солониковед , 08:14, 26 мая, 2015. Не соглашусь с вами. Не поплюют. Плевать можно тогда, когда за нос из тени на свет не вытаскивают. А теперь им надо долго отмываться. Космос для России был - наше все. Потому Роскосмос много лет был тихой заводью, вне критики. Но ситуация меняется. Воровать бесконечно и делать вид, что ничего не происходит уже не получится. Вал недовольства граждан будет только нарастать.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
26 мая 2015
Рогозин два дня назад сказал, что к деградации предприятий Роскосмоса привело воровство. А где посадки?
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
26 мая 2015
А то, что они на ковер журналиста из "ВПК" вызывали и отчитывали, как последнего мальчишку за то, что он не писал - это просто непорядочно. И вообще в этом Роскосмосе затхлый воздух, атмосфера лизоблюдства.
Аватар пользователя Гость
Гость
26 мая 2015
Космос, это прежде всего амбиции. А до этого нам сейчас, при общем кризисе, который сами себе и устроили. А главное озвучил на днях Рогозин (хотя лично отношусь к нему негативно)-потеря кадров, которая, увы, невосполнима. К примеру у немцев был десятилетний разрыв в авиации после 2МВ, так эту отрасль, в прежнем объеме, так восстановить и не удалось. А при нашей утечке кадров ( уже вновь подготовленных ) восствновить просто не получится. Нельзя столько лет мордовать Страну. Пока власть не повернется лицом к народу ничего не получится. Сколько не выбрасывай деньги на ветер, когато они кончатся. А люди?
Аватар пользователя петя
петя
26 мая 2015
Проблемы в прогнившем и изьеденых коррупцией всём Роскосмосе. Авгиевы конюшни расчистить давно пора, но некому. Имея гарантированную золотую жилу гос. финансирования, там такой магнит для разворовывания, что никакие аварии ракет -носителей не станет помехой для дальнейшей успешной "золотодобычи".
Аватар пользователя Александр
Александр
27 мая 2015
В Роскосмосе происходит тоже самое, что и в других отраслях промышленности страны. Только их проколы имеют больший резонанс, ну может быть дороже обходятся.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
27 мая 2015
Ну с Германией после войны просто поступили, уничтожили авиастроение и электронику и немцы восстановили бы это, но Германия не Россия, там промышленность принадлежит нескольким людям и вы их знаете, а деньги есть у пары банков. Всем этим рулят как бы проамериканские политики и известные люди ничего не восстанавливают. У нас всё иначе, бабло у Путина (ну как будто), роскосмос тоже государственный, желание и необходимость порядка в отрасли на лицо, Рогозин вот сетует на отсутствие кадров... но есть и сходство с Германией. Если какой либо немецкий политик, действует во вред Германии и на благо США и Англии, то у него не будет проблем в германии. Если кто то заводит нашу промышленность, армию, народ и страну в болото, то именами таких людей называют улицы и библиотеки. И нечего на кадры жаловаться, жаловаться надо на то что росскосмос брошен в бесконтрольное плавание, с него нет спроса, он сам придумывает цели, а бабло наше. Роскоссос, дай порулить!
Аватар пользователя Николай
Николай
27 мая 2015
Особенно умиляет большой специалист - тележурналист Игорь Буренков. Тот еще эксперт в области космонавтики, видимо в детстве много читал фантастики, оттуда и черпает свои глубокие познания. Молодцы, хорошая кадровая политика
Аватар пользователя Александр Данилов
Александр Данилов
27 мая 2015
Жаль когда инженеры становятся чиновниками, но ещё хуже когда отраслью руководят "эффективные менеджеры перераспределения финансовых потоков". Конечно главными изделиями космической отрасли являются КА, но как "десантник - две минуты - орёл, а всё остальное время -лошадь" так и КА первые 600 секунд связан с РН. В зависимости от целевого назначения КА используются разные РН. (По выводимой массе) Лёгкие (до 5 тонн "Космос (11К63), "Космос-3М (11К65М), "Циклон") Средние (5-10 тонн "Союз", CZ-2F) Промежуточные (10-15 тонн "Зенит") Тяжёлые (15-35 тонн "Протон", CZ-5-504 (ещё нет)) Сверхтяжёлые (50-150 и 150-250 тонн "Энергия", "Сатурн-V", CZ-9 (ещё нет)). Советские РН или несколько устарели или требуют очередной модернизации. Лёгкие (экономичный вариант - конверсионные "Днепр" и "Рокот" (жаль, что нельзя использовать Р-12 (8К63) и Р-14 (8К65) - все вопросы к М.С. Горбачёву)) переход от "боевых" НДМГ+АТ к "космическому" керосин+кислород с двигателями НК-33 (Самара) и РД-191 (Москва). В этом направлении уже работают. Вопросы только к надёжности и реальным срокам окончания ЛКИ. Средние - "Союз" с заменой РД-107/РД-108 на НК-33. Работа идёт, вопросы те же - надёжность и реальные сроки окончания ЛКИ. Промежуточные - создание российского "Зенита", двигатель РД-170. Скорее всего это одна из "Ангар", вопросы те же - надёжность и реальные сроки окончания ЛКИ. Тяжёлые - положение самое тяжёлое. Создание "Протона" или аналога с двигателями РД-191 (в том числе и для пилотируемых запусков перспективных КК) Ефремов (вроде бы не вёл) и время на это требуется солидное, при условии наличия квалифицированных кадров (которые решают всё), а будет ли тяжёлая "Ангара" реально заменять "Протон" ещё вопрос. Положительно - только переход на керосин+кислород. Сверхтяжёлые носители - реально только продолжение работ по проектам "Энергия" и "Вулкан". Проблемы только 1-нужны ли сверхтяжёлые носители? 2-если нужны, то сможет ли Энергия воссоздать "Энергию"? И как гадание на кофейной гуще. Китай. Китай в пилотируемой космонавтике делает шаг за шагом по протоптанной дороге. Не делая шагов на месте. Китай не делал "Восток", ("Меркурий", "Джемени", "Аполлон"), а сделал свой "Союз", свой "Прогресс". Делает сразу свой "Салют-7" и свой "Мир" (для чего делает CZ-5-504). Делает свой "Аполлон" и свой "Орёл" (для чего делает CZ-9). А когда протоптанная дорога кончится, Китай сделает шаг вперёд и ТРЕТИЙ станет ПЕРВЫМ.
Аватар пользователя Влад391
Влад391
28 мая 2015
Разделим вполне искреннее стремление ВПК и автора разобраться в сложнейших проблемах космонавтики и специфику работы Роскосмоса, чтобы лучше разобраться в этих различных, хотя и связанных между собой проблемах. Проблема сверхтяжелого РН высвечивает разницу в подходах: что реально и необходимо прежде всего, а что очень хотелось бы, но не реально и пока не очень нужно. Роскосмос не эффективен и во многом это связано не только с непрофессионализмом, но и с нелепым смешиванием государственного управления и финансирования с квазикоммерческим деляческим подходом.Именно это и гробит отрасль. Коптев один из немногих оставшихся выдающихся ученых и авторитетнейший специалист, поэтому ссылки в полемике с ним на анонимных авторитетов могут произвести впечатление лишь на профанов.Сейчас критикуют и дают свои рецепты люди, назначившие авторитетами сами себя, но для специалистов, глубоко понимающих суть проблем, для практиков, работавших и/или работающих в отрасли поверхностность и нередко нелепость суждений этих "спецов" очевидна. Обратите внимание Фаличев в конце статьи справедливо указывает на необходимость повышения надежности в отрасли, количественного и качественного совершенствования орбитальной группировки. Вот с этого и надо начинать, а не с утопических мечтаний о полетах к Луне и сверхмощном РН.
Аватар пользователя Петрович
Петрович
28 мая 2015
Гость, 17:59, 26 мая, 2015. Спасибо за верную и точную фразу: нельзя столько лет мордовать страну. А ведь так и было. Теперь приходится расхлебывать и прошлые выходки пьяного Е.Б.Н., и воровство, и продажность чиновников. К сожалению. взять за жабры уже особо некого: иных уж нет, а те далече...
Аватар пользователя Журналист
Журналист
28 мая 2015
А ведь действительно большой дока и спец в области космонавтики и других наук господин И. Буренков. Уж так он язычком работал на той прессухе...
Аватар пользователя 777.Прохор
777.Прохор
29 мая 2015
Влад391, 10:37, 28 мая, 2015. Влад, ваш коммент один из самых взвешенных и разумных. Действительно, надо прежде оседлать как следует орбиту, а уж после этого думать о Луне. А пока мы там гости. На МКС у нас лишь предбанник. Да и видит она лишь 13% территории России.
Аватар пользователя Бывший
Бывший
01 июня 2015
К сожалению, всю правду об МКС и зачем мы там - никто не знает. Свою станцию надо делать, а не шабашить на подработке в гостях.
Аватар пользователя Советский человек
Советский человек
01 июня 2015
Пора разогнать эту шарашкину контору, которая наносит стране миллиардные убытки из года в год. Или навести в Роскосмосе, наконец, порядок. Но терпеть это все дальше просто нельзя.
Аватар пользователя 222
222
01 июня 2015
Из-за этих неумех в Роскосмосе от России уже отворачиваются потенциальные и бывшие партнеры. Никто не хочет иметь с нами дело. Ранее заключенные контракты срываются. Даже отдельные энтузиасты и космические туристы отложили свои полеты. А если еще что-то случится. то это обернется для России полной потерей космического лица.
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
02 июня 2015
Так Роскосмос и не выдал подробный отчет о причинах последней аварии.
Аватар пользователя Николай
Николай
03 июня 2015
Сами виноваты. Загнали отрасль в тупик, опустили действительно ниже плинтуса. А теперь оправлываются.
Аватар пользователя Б. 52.
Б. 52.
03 июня 2015
Про тяжелую и сверхтяжелую ракету говорить уже не приходится. Президент ставит им такую задачу, а в Роскосмосе говорят, что сверхтяжелая ракета им не по зубам.
Аватар пользователя Феликс
Феликс
03 июня 2015
Все это хороший пример того, как не надо делать ракеты. Раньше Акуджава пел "А еще мы делаем ракеты и даже в области балета...". А теперь не сильны и в ракетах.
Аватар пользователя Третий
Третий
05 июня 2015
Как сказал Рогозин, руководители Роскосмоса долгое время жили в своем "космосе". Но вскоре силы гравитации вернут их не свое место.
Аватар пользователя Савелий
Савелий
05 июня 2015
Феликс, 18:13, 3 июня, 2015. Феликс, эти слова принадлежат не Акуджаве, а Висбору.
Аватар пользователя Феликс
Феликс
05 июня 2015
Спасибо Савелий за поправочку. Да, Висбор.
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
05 июня 2015
А со сверхтяжелой ракетой все же надо решать. После того, как США в 2018-м запустят свою SLS, нам в космосе делать будет нечего. А полезная нагрузка у SLS с четырьмя движками составляет 130 тонн. Сравните: у нашей перспективной "Ангары-А5В" - только 35-37 тонн.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
26 мая 2015
Да плевать им на статью и рассуждения президента. Мало ли какие непрофессионалы будут что то говорить. И что, теперь им нужно всех слушать что ли? Ерунда какая-то с нашим космосом и роскосмосом, да и не только... Минфин посоветовал им сократить расходы на 10%, зарплату бы себе на 20 сократили и хоккей.
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
26 мая 2015
Солониковед , 08:14, 26 мая, 2015. Не соглашусь с вами. Не поплюют. Плевать можно тогда, когда за нос из тени на свет не вытаскивают. А теперь им надо долго отмываться. Космос для России был - наше все. Потому Роскосмос много лет был тихой заводью, вне критики. Но ситуация меняется. Воровать бесконечно и делать вид, что ничего не происходит уже не получится. Вал недовольства граждан будет только нарастать.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
26 мая 2015
Рогозин два дня назад сказал, что к деградации предприятий Роскосмоса привело воровство. А где посадки?
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
26 мая 2015
А то, что они на ковер журналиста из "ВПК" вызывали и отчитывали, как последнего мальчишку за то, что он не писал - это просто непорядочно. И вообще в этом Роскосмосе затхлый воздух, атмосфера лизоблюдства.
Аватар пользователя Гость
Гость
26 мая 2015
Космос, это прежде всего амбиции. А до этого нам сейчас, при общем кризисе, который сами себе и устроили. А главное озвучил на днях Рогозин (хотя лично отношусь к нему негативно)-потеря кадров, которая, увы, невосполнима. К примеру у немцев был десятилетний разрыв в авиации после 2МВ, так эту отрасль, в прежнем объеме, так восстановить и не удалось. А при нашей утечке кадров ( уже вновь подготовленных ) восствновить просто не получится. Нельзя столько лет мордовать Страну. Пока власть не повернется лицом к народу ничего не получится. Сколько не выбрасывай деньги на ветер, когато они кончатся. А люди?
Аватар пользователя петя
петя
26 мая 2015
Проблемы в прогнившем и изьеденых коррупцией всём Роскосмосе. Авгиевы конюшни расчистить давно пора, но некому. Имея гарантированную золотую жилу гос. финансирования, там такой магнит для разворовывания, что никакие аварии ракет -носителей не станет помехой для дальнейшей успешной "золотодобычи".
Аватар пользователя Александр
Александр
27 мая 2015
В Роскосмосе происходит тоже самое, что и в других отраслях промышленности страны. Только их проколы имеют больший резонанс, ну может быть дороже обходятся.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
27 мая 2015
Ну с Германией после войны просто поступили, уничтожили авиастроение и электронику и немцы восстановили бы это, но Германия не Россия, там промышленность принадлежит нескольким людям и вы их знаете, а деньги есть у пары банков. Всем этим рулят как бы проамериканские политики и известные люди ничего не восстанавливают. У нас всё иначе, бабло у Путина (ну как будто), роскосмос тоже государственный, желание и необходимость порядка в отрасли на лицо, Рогозин вот сетует на отсутствие кадров... но есть и сходство с Германией. Если какой либо немецкий политик, действует во вред Германии и на благо США и Англии, то у него не будет проблем в германии. Если кто то заводит нашу промышленность, армию, народ и страну в болото, то именами таких людей называют улицы и библиотеки. И нечего на кадры жаловаться, жаловаться надо на то что росскосмос брошен в бесконтрольное плавание, с него нет спроса, он сам придумывает цели, а бабло наше. Роскоссос, дай порулить!
Аватар пользователя Николай
Николай
27 мая 2015
Особенно умиляет большой специалист - тележурналист Игорь Буренков. Тот еще эксперт в области космонавтики, видимо в детстве много читал фантастики, оттуда и черпает свои глубокие познания. Молодцы, хорошая кадровая политика
Аватар пользователя Александр Данилов
Александр Данилов
27 мая 2015
Жаль когда инженеры становятся чиновниками, но ещё хуже когда отраслью руководят "эффективные менеджеры перераспределения финансовых потоков". Конечно главными изделиями космической отрасли являются КА, но как "десантник - две минуты - орёл, а всё остальное время -лошадь" так и КА первые 600 секунд связан с РН. В зависимости от целевого назначения КА используются разные РН. (По выводимой массе) Лёгкие (до 5 тонн "Космос (11К63), "Космос-3М (11К65М), "Циклон") Средние (5-10 тонн "Союз", CZ-2F) Промежуточные (10-15 тонн "Зенит") Тяжёлые (15-35 тонн "Протон", CZ-5-504 (ещё нет)) Сверхтяжёлые (50-150 и 150-250 тонн "Энергия", "Сатурн-V", CZ-9 (ещё нет)). Советские РН или несколько устарели или требуют очередной модернизации. Лёгкие (экономичный вариант - конверсионные "Днепр" и "Рокот" (жаль, что нельзя использовать Р-12 (8К63) и Р-14 (8К65) - все вопросы к М.С. Горбачёву)) переход от "боевых" НДМГ+АТ к "космическому" керосин+кислород с двигателями НК-33 (Самара) и РД-191 (Москва). В этом направлении уже работают. Вопросы только к надёжности и реальным срокам окончания ЛКИ. Средние - "Союз" с заменой РД-107/РД-108 на НК-33. Работа идёт, вопросы те же - надёжность и реальные сроки окончания ЛКИ. Промежуточные - создание российского "Зенита", двигатель РД-170. Скорее всего это одна из "Ангар", вопросы те же - надёжность и реальные сроки окончания ЛКИ. Тяжёлые - положение самое тяжёлое. Создание "Протона" или аналога с двигателями РД-191 (в том числе и для пилотируемых запусков перспективных КК) Ефремов (вроде бы не вёл) и время на это требуется солидное, при условии наличия квалифицированных кадров (которые решают всё), а будет ли тяжёлая "Ангара" реально заменять "Протон" ещё вопрос. Положительно - только переход на керосин+кислород. Сверхтяжёлые носители - реально только продолжение работ по проектам "Энергия" и "Вулкан". Проблемы только 1-нужны ли сверхтяжёлые носители? 2-если нужны, то сможет ли Энергия воссоздать "Энергию"? И как гадание на кофейной гуще. Китай. Китай в пилотируемой космонавтике делает шаг за шагом по протоптанной дороге. Не делая шагов на месте. Китай не делал "Восток", ("Меркурий", "Джемени", "Аполлон"), а сделал свой "Союз", свой "Прогресс". Делает сразу свой "Салют-7" и свой "Мир" (для чего делает CZ-5-504). Делает свой "Аполлон" и свой "Орёл" (для чего делает CZ-9). А когда протоптанная дорога кончится, Китай сделает шаг вперёд и ТРЕТИЙ станет ПЕРВЫМ.
Аватар пользователя Влад391
Влад391
28 мая 2015
Разделим вполне искреннее стремление ВПК и автора разобраться в сложнейших проблемах космонавтики и специфику работы Роскосмоса, чтобы лучше разобраться в этих различных, хотя и связанных между собой проблемах. Проблема сверхтяжелого РН высвечивает разницу в подходах: что реально и необходимо прежде всего, а что очень хотелось бы, но не реально и пока не очень нужно. Роскосмос не эффективен и во многом это связано не только с непрофессионализмом, но и с нелепым смешиванием государственного управления и финансирования с квазикоммерческим деляческим подходом.Именно это и гробит отрасль. Коптев один из немногих оставшихся выдающихся ученых и авторитетнейший специалист, поэтому ссылки в полемике с ним на анонимных авторитетов могут произвести впечатление лишь на профанов.Сейчас критикуют и дают свои рецепты люди, назначившие авторитетами сами себя, но для специалистов, глубоко понимающих суть проблем, для практиков, работавших и/или работающих в отрасли поверхностность и нередко нелепость суждений этих "спецов" очевидна. Обратите внимание Фаличев в конце статьи справедливо указывает на необходимость повышения надежности в отрасли, количественного и качественного совершенствования орбитальной группировки. Вот с этого и надо начинать, а не с утопических мечтаний о полетах к Луне и сверхмощном РН.
Аватар пользователя Петрович
Петрович
28 мая 2015
Гость, 17:59, 26 мая, 2015. Спасибо за верную и точную фразу: нельзя столько лет мордовать страну. А ведь так и было. Теперь приходится расхлебывать и прошлые выходки пьяного Е.Б.Н., и воровство, и продажность чиновников. К сожалению. взять за жабры уже особо некого: иных уж нет, а те далече...
Аватар пользователя Журналист
Журналист
28 мая 2015
А ведь действительно большой дока и спец в области космонавтики и других наук господин И. Буренков. Уж так он язычком работал на той прессухе...
Аватар пользователя 777.Прохор
777.Прохор
29 мая 2015
Влад391, 10:37, 28 мая, 2015. Влад, ваш коммент один из самых взвешенных и разумных. Действительно, надо прежде оседлать как следует орбиту, а уж после этого думать о Луне. А пока мы там гости. На МКС у нас лишь предбанник. Да и видит она лишь 13% территории России.
Аватар пользователя Бывший
Бывший
01 июня 2015
К сожалению, всю правду об МКС и зачем мы там - никто не знает. Свою станцию надо делать, а не шабашить на подработке в гостях.
Аватар пользователя Советский человек
Советский человек
01 июня 2015
Пора разогнать эту шарашкину контору, которая наносит стране миллиардные убытки из года в год. Или навести в Роскосмосе, наконец, порядок. Но терпеть это все дальше просто нельзя.
Аватар пользователя 222
222
01 июня 2015
Из-за этих неумех в Роскосмосе от России уже отворачиваются потенциальные и бывшие партнеры. Никто не хочет иметь с нами дело. Ранее заключенные контракты срываются. Даже отдельные энтузиасты и космические туристы отложили свои полеты. А если еще что-то случится. то это обернется для России полной потерей космического лица.
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
02 июня 2015
Так Роскосмос и не выдал подробный отчет о причинах последней аварии.
Аватар пользователя Николай
Николай
03 июня 2015
Сами виноваты. Загнали отрасль в тупик, опустили действительно ниже плинтуса. А теперь оправлываются.
Аватар пользователя Б. 52.
Б. 52.
03 июня 2015
Про тяжелую и сверхтяжелую ракету говорить уже не приходится. Президент ставит им такую задачу, а в Роскосмосе говорят, что сверхтяжелая ракета им не по зубам.
Аватар пользователя Феликс
Феликс
03 июня 2015
Все это хороший пример того, как не надо делать ракеты. Раньше Акуджава пел "А еще мы делаем ракеты и даже в области балета...". А теперь не сильны и в ракетах.
Аватар пользователя Третий
Третий
05 июня 2015
Как сказал Рогозин, руководители Роскосмоса долгое время жили в своем "космосе". Но вскоре силы гравитации вернут их не свое место.
Аватар пользователя Савелий
Савелий
05 июня 2015
Феликс, 18:13, 3 июня, 2015. Феликс, эти слова принадлежат не Акуджаве, а Висбору.
Аватар пользователя Феликс
Феликс
05 июня 2015
Спасибо Савелий за поправочку. Да, Висбор.
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
05 июня 2015
А со сверхтяжелой ракетой все же надо решать. После того, как США в 2018-м запустят свою SLS, нам в космосе делать будет нечего. А полезная нагрузка у SLS с четырьмя движками составляет 130 тонн. Сравните: у нашей перспективной "Ангары-А5В" - только 35-37 тонн.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц