Версия для печати

Наконец-то, дождались...

Карпенко Александр
28 октября 2004 г. на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, в канун их 300-летнего юбилея, состоялся спуск на воду первой отечественной подводной лодки 4-го поколения, ею стала неатомная ПЛ "Санкт-Петербург". Через год она может войти в состав российского ВМФ. Субмарина была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин" (к настоящему времени по проектам бюро уже построено более 950 подводных кораблей).


ПЕРВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 4-ГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПЛАВУ


28 октября 2004 г. на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, в канун их 300-летнего юбилея, состоялся спуск на воду первой отечественной подводной лодки 4-го поколения, ею стала неатомная ПЛ "Санкт-Петербург". Через год она может войти в состав российского ВМФ. Субмарина была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин" (к настоящему времени по проектам бюро уже построено более 950 подводных кораблей).
{{direct_hor}}
Новая подводная лодка предназначается для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты своих военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, а также ведения разведки.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Работы по проектированию неатомной подводной лодки 4-го поколения проекта 677 "Лада" начались в ЦКБ МТ "Рубин" при непосредственном участии научно-исследовательских организаций в 1989 г. При этом в максимальном объеме учитывались и реализовывались современные тенденции мирового подводного неатомного кораблестроения. Основу концепции создания новой субмарины составляли: высокая боевая эффективность, превосходящая таковую у аналогов; обеспечение гарантированного упреждающего обнаружения кораблей противника; удобство и простота эксплуатации; более низкая трудоемкость постройки по отношению к ПЛ предыдущих поколений.

Первоначально в бюро, кроме подлодок для отечественного ВМФ, проработали несколько вариантов ПЛ водоизмещением от 550 до 1850 т для поставки на экспорт. При этом были приняты одинаковые принципиальные конструктивные и компоновочные решения - как общекорабельные, так и по отдельным подсистемам. В дальнейшем проектирование продолжилось применительно к двум типам субмарин: "Амур-950" водоизмещением в 1060 т и "Амур-1650" (для отечественных ВМФ - проект 677 "Лада") водоизмещением 1765 т.

Все варианты ПЛ типа "Амур" спроектированы однокорпусными с минимальным запасом плавучести, достаточным для обеспечения надводной непотопляемости, что позволяет снизить не только водоизмещение, но и шумность. Впервые на отечественных неатомных лодках первую пару горизонтальных рулей разместили на ограждении рубки и выдвижных устройств.

При проектировании подводной лодки типа "Амур" большое значение уделялось обитаемости. Поэтому на ПЛ созданы все условия для нормальной жизнедеятельности экипажа. Весь личный состав размещен в каютах. Эффективные системы вентиляции и кондиционирования воздуха рассчитаны на эксплуатацию корабля в любом климате.

На ПЛ типа "Амур" впервые в мире установлены системы, обеспечивающие экологическую чистоту лодки. Все отходы, производимые на субмарине, на ней же и перерабатываются. В результате за борт выделяется только чистая вода, а твердые отходы сдаются в базе. По словам генерального конструктора ЦКБМТ "Рубин" Ю.Н. Кормилицина, на проекте ПЛ внедрено более 140 новинок по материалам, оборудованию и оружию.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Подводные лодки проекта 677 "Лада" и проекта 677Э "Амур-1650" имеют практически схожие основные данные. Чем субмарины отличаются друг от друга, знают только немногие специалисты. Об экспортных ПЛ типа "Амур" много раз рассказывала печать, они неоднократно представлялись на международных выставках (впервые - в 1993 г. на IDEX-93 в Абу-Даби), по ним выпущено значительное число рекламной информации. Поэтому для представления о конструктивных особенностях спущенной на воду ПЛ "Санкт-Петербург" проекта 667 придется воспользоваться материалами по "Амуру-1650".

На подводных лодках серии "Амур" внедрены самые передовые технологии и новые проектные решения. ПЛ типа "Амур-1650" будут оснащены новыми образцами универсальных самонаводящихся и телеуправляемых торпед, а также ПКР типа Clab-S, запускаемыми из торпедных аппаратов; комплексной системой управления оружием и техническими средствами; навигационным комплексом с инерциальной системой, обеспечивающей повышенную точность определения координат субмарины; ГАК с основной носовой антенной большой эффективной площади (она в несколько раз превосходит площадь гидроакустических антенн отечественных и зарубежных дизель-электрических подводных лодок); радиолокационным комплексом с пассивной и активной РЛС; радиоэлектронными средствами получения информации о внешней обстановке, объединенными специальной общекорабельной системой обмена данными; комплексом средств радиосвязи с выпускной буксируемой антенной позволяющей скрытно на глубине принимать командные и информационные сообщения; командирским перископом "Парус" (разработчик ЦНИИ "Электроприбор") с оптическим и низкоуровневым телевизионным каналами; антенной приема спутниковых навигационных систем типа GPS и GLONASS. Кроме этого, для ПЛ типа "Амур" в ЦНИ КМ "Прометей" разработана новая сталь АБ-2.

Использование оружия подлодки предусмотрено из 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и специальным устройством быстрой бесшумной перезарядки торпедных аппаратов, интервал между залпами не превышает нескольких минут. Погрузка боезапаса механизирована и осуществляется через торпедопогрузочный люк. При необходимости с ПЛ можно выпускать через торпедные аппараты подводных боевых пловцов со специальным снаряжением и принимать их обратно на борт корабля.

На субмарине установлен навигационный комплекс, включающий в себя малогабаритную инерциальную навигационную систему, которая обеспечивает безопасность кораблевождения и определение параметров движения подводной лодки с необходимой для применения оружия точностью. Ожидается, что гидроакустический комплекс в сочетании с низкой шумностью гарантируют кораблю упреждающее обнаружение ПЛ противника.

Строящиеся подводные лодки получат новое энергетическое оборудование: дизель-генераторы переменного тока с выпрямителями и главный электродвигатель, единый для всех режимов движения ПЛ, новые, с повышенным сроком службы аккумуляторных батарей и др. Коломенским заводом создан дизель-генератор, который обеспечивает высокую удельную мощность, работу с большими противодавлениями при значительно меньших размерах и массе по сравнению с ранее применявшимися. Этот дизель-генератор имеет регулируемую систему наддува и снабжен средствами диагностики, позволяющими определять неисправности на ранних стадиях.

Выбранная мощность дизель-генераторов дает возможность проводить не только "обычную" зарядку аккумуляторной батареи, но и задействовать специально разработанный российскими специалистами режим ускоренной зарядки, значительно сокращающий время нахождения субмарины в перископном положении.

Максимальная дальность плавания ПЛ типа "Амур-1650" экономической скоростью подводного хода 3 узла - 650 миль, в режиме РДП со скоростью 7 узлов (без учета расхода топлива на зарядку аккумуляторной батареи) - 6000 миль, при чередовании режима малошумного подводного хода скоростью 3,5 узла и хода в режиме РДП скоростью 7 узлов с зарядом аккумуляторной батареи до полного израсходования топлива (с учетом расхода топлива на зарядку аккумуляторной батареи) - 16000 миль.

Одним из важнейших приоритетов в проектировании ПЛ стало развитие автоматизированных систем боевого управления (АСБУ) вооружением и техническими средствами. АСБУ "Литий" разработана НПО "Аврора" при участии ЦКБ МТ "Рубин" и научно-исследовательских учреждений ВМФ. Кроме решения боевых задач, система обеспечивает более высокое качество руководства повседневной деятельностью экипажа при стоянке в базе в период проведения межпоходовых мероприятий по поддержанию боеготовности подводной лодки.

Две субмарины типа "Амур" были заложены 26 декабря 1997 г. на закрытом стапеле ГП "Адмиралтейские верфи".

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛ "АМУР-1650"


ПЛ "Амур-1650"
Водоизмещение, м3: - 1765
Длина, м - 67
Ширина, м - 7,1
Осадка, м - 6,7

Скорость полного хода, узл.:
- надводная - 10-11
- подводная - 21

Дальность плаванья, миль:
- в подводном положении - 650
- под РДП - 6000

Энергетическая установка - дизель-электрическая
Глубина погружения, м - 250
Автономность, суток - 45
Экипаж, чел. - 34-35
533-мм торпедные аппараты - 6
Мины - 24
Ракетное - есть



ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В перспективе подводные лодки серии "Амур" предполагается оснастить анаэробной, то есть воздухонезависимой, энергетической установкой АIР (Air Independent Power) с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Это было запланировано еще при начале работ по проектированию корабля. Применение установки может позволить субмарине гораздо больше времени находиться в подводном положении (свыше 20 суток) без связи с атмосферой, увеличивается и дальность подводного хода по сравнению с обычными ПЛ.

Энергоустановка с электрохимическими генераторами кислородно-водородного типа и со всеми обслуживающими ее системами компонуется в специальном отсеке-модуле, который технологически приспособлен к встраиванию в подводную лодку типа "Амур". Но при этом, по оценкам специалистов, расходы на строительство корабля и его эксплуатацию существенно возрастут. Модифицированная ПЛ имеет в несколько раз большую подводную автономность и дальность плавания, что позволяет приобрести ей новые свойства по скрытности.

ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

На международном рынке вооружений - в т.ч. и в сегменте подводного кораблестроения - идет жесткая конкурентная борьба, и потому наши основные соперники не дремлют. Например, ФРГ на протяжении многих лет успешно поставляла за рубеж неатомные ПЛ проекта 209 различных модификаций. На год позже, чем у нас, в 1998 г., по заказу ВМС Германии судостроительный концерн HDV в Киле приступил к строительству четырех субмарин проекта 212А. Оснащение их новой воздухонезависимой энергетической установкой с ЭХГ позволит ПЛ находиться в подводном положении до 20 суток, что значительно повысит их скрытность и боевые возможности. Дальность плавания в подводном положении обеспечивается на 420 миль при скорости хода в 8 узлов. Первая ПЛ проекта 212А вошла в состав Бундесмарине в мае 2004 г. Вторая лодка проходит испытания, строительство третьей заканчивается.

Одновременно в Италии завершено строительство первой ПЛ по немецком проекту 212А, ввод ее в строй запланирован на 2005 г. Итальянские ВМС уже заказали две таких подлодки, и еще две могут быть заказаны.

На основе проектов 212 и 209 немецкими кораблестроителями разработан экспортный вариант ПЛ (проект 214). С 1997 г. осуществляется ее активное продвижение на мировой рынок морских вооружений, и не без успеха: был заключен контракт на поставку двух субмарин ВМС Греции.

Сегодня неатомные подводные лодки разрабатываются и строятся также и другими странами, например, Японией и Китаем, но особый интерес вызывают следующие проекты ПЛ с воздухонезависимыми энергоустановками: "Морей" (Нидерланды), "Готланд" (Швеция), "Агоста-90В" (Франция).

Спуск на воду подводной лодки "Санкт-Петербург" - событие знаменательное для российского ВМФ. Ведь последняя головная отечественная ПЛ была спущена на воду почти 20 лет назад, а две головные атомные субмарины 4-го поколения - "Северодвинск" и "Юрий Долгорукий" - до сих пор остаются на стапелях завода-строителя в Северодвиннске.

Напомню, что работы по подводным лодкам 4-го поколения начались еще в 1977-1978 гг., но в силу ряда причин затянулись. Первая многоцелевая АПЛ нового поколения "Северодвинск" проекта 885 была заложена на Севмашпредприятие 21 декабря 1993 г. Она является "детищем" СПМБМ "Малахит" (генеральный конструктор В.Н. Пялов). Другая субмарина 4-го поколения - стратегическая, это проект 955, разработанный в ЦКБ МТ "Рубин". Первая ПЛ в серии ("Юрий Долгорукий") была заложена на Севмашпредприятии 2 ноября 1996 г., вторая ("Александр Невский") - там же 19 марта 2004 г.

Несмотря на значимость спуска "Санкт-Петербурга", совершенно не понятно, почему руководство ВМФ (согласно заявлению ИТАР-ТАСС, производившего аккредитацию) очень сильно ограничило допуск журналистов на это мероприятие. Если по режимным требованиям, то можно было бы применить специальные меры, например, завесить скрываемые элементы конструкции корабля, ограничить или запретить фотосъемку, как это делается за рубежом. Но оказалось, что даже винт сложной конструкции не был ничем закрыт. Нечто похожее произошло на Морском салоне в Санкт-Петербурге в 2003 г., когда также "ограничили допуск" на Ржевский полигон, а затем отснятые там видеосюжеты и фотографии появились в прессе.

Александр КАРПЕНКО
Санкт-Петербург

Опубликовано в выпуске № 43 (60) за 10 ноября 2004 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц