Версия для печати

В списках не значатся

Михайлов Василий
Прошел ровно год, как боевики захватили школу в Беслане. К сожалению, уроки этой трагедии до сих пор не усвоены. Да и окончательные выводы пока делать рано. Суд над единственным оставшимся в живых террористом Нурпаши Кулаевым еще не завершен. Парламентская комиссия, анализировавшая действия властных структур и спецслужб в Беслане, по-прежнему не решается обнародовать результаты своего расследования. Впрочем, даже на международном уровне до сих пор нет единого понимания, как эффективно бороться с терроризмом. Списки экстремистских организаций у всех государств разные. У нас в стране такие учеты ведутся на Лубянке. Но на уровне СНГ такого перечня даже нет, хотя на любом саммите главы государств, входящих в Содружество, всегда солидарны с призывами объединить усилия по борьбе с терроризмом. Но только это на словах...


ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО ПОНИМАНИЯ ТЕРРОРИЗМА МЕШАЕТ ОБЪЕДИНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСИЛИЙ ПО БОРЬБЕ С НИМ


Прошел ровно год, как боевики захватили школу в Беслане. К сожалению, уроки этой трагедии до сих пор не усвоены. Да и окончательные выводы пока делать рано. Суд над единственным оставшимся в живых террористом Нурпаши Кулаевым еще не завершен. Парламентская комиссия, анализировавшая действия властных структур и спецслужб в Беслане, по-прежнему не решается обнародовать результаты своего расследования. Впрочем, даже на международном уровне до сих пор нет единого понимания, как эффективно бороться с терроризмом. Списки экстремистских организаций у всех государств разные. У нас в стране такие учеты ведутся на Лубянке. Но на уровне СНГ такого перечня даже нет, хотя на любом саммите главы государств, входящих в Содружество, всегда солидарны с призывами объединить усилия по борьбе с терроризмом. Но только это на словах...
{{direct_hor}}
Идея создания специальных списков международных террористических организаций была предложена госсекретарем США Мадлен Олбрайт еще в 1996 г. Главная причина была в том, что либеральные американские законы фактически защищали террористов. Чтобы, к примеру, арестовать и выслать из США деятеля какой-нибудь экстремистской организации, требовалось доказывать в суде его личное участие в терактах против американских граждан. Еще сложнее было закрыть представительство какой-нибудь организации с явно агрессивными целями, но скрывающей их под видом благотворительного фонда или частного института.

ПО ОПЫТУ БОРЬБЫ С МАФИЕЙ

Практически невозможно было остановить и поток пожертвований, которые американцы делали "борцам за свободу". А такое происходило, например, на благотворительных вечерах в честь святого Патрика, где американские ирландцы, почти не таясь, собирали деньги для "Ирландской республиканской армии".


Директор ФСБ Николай ПАТРУШЕВ.
Кадр Первого канала
Многие государства высказали недовольство действиями таких полулегальных "контор", размещенных в США. В администрацию Белого дома частенько проходили протесты по этому поводу, так что глава внешнеполитического ведомства Мадлен Олбрайт знала ситуацию лучше, чем другие высшие чиновники США. Ведь именно госдепу приходилось отвечать на ноты протеста и оправдываться из-за неспособности властей закрыть какое-нибудь "Общество дружбы с народом Кашмира". Ситуация казалась безвыходной, но в Вашингтоне вспомнили о том, как похожие проблемы решались в разгар борьбы с мафией. Когда борьба с отдельными мафиози не принесла успеха, власти признали существование мафии как организации и запретили ее. Бороться с организацией оказалось гораздо проще, чем с отдельными ее представителями. Точно так же в госдепе решили поступить с террористами.

В законы о борьбе с терроризмом внесли необходимые изменения, согласно которым госдепу вменялось в обязанность ежегодно составлять списки иностранных террористических организаций, в отношении которых начали действовать различные юридические ограничения. Незаконным, скажем, стало оказание любой финансовой или материальной помощи любой организации, оказавшейся в черном списке. Ее членам запрещали въезд в США, а американские финансовые институты обязаны были замораживать все счета, связанные с такой организацией или с отдельным ее участником.

Первый список государственный департамент опубликовал в октябре 1997 г. В нем оказалось 30 организаций.

ПОЧЕМУ НЕТ ЕДИНОГО ЛЕКАЛА?

Несколько лет американский опыт не был востребован, но положение резко изменилось после сентября 2001 г., и теперь такого рода списки составляются по всему миру. Но у каждой страны свои представления о том, какая организация террористическая, а какая - просто повстанческая. Так, в Британии перечень запрещенных организаций выходит из-под пера чиновников МВД, но потом он утверждается парламентом. В Канаде аналогичный список составляется Министерством юстиции. Свои перечни есть в ООН и ЕС.

Данные о числе террористических организаций расходятся и не являются постоянной величиной, зачастую отличаются приведенные в списках названия одних и тех же организаций (особенно в переводе на национальные языки). По состоянию на середину 2005 г., в США таковыми признаны 40 группировок, в ЕС - около 100 лиц и организаций, в Канаде - 26, в Британии - 25. В ООН эту работу ведет комитет, учрежденный антиталибской резолюцией №1267, а сам список, по состоянию на май 2005 г., включает более 450 лиц и организаций.

Несмотря на общемировое признание существования терроризма, каждая страна самостоятельно решает, какими признаками руководствоваться при определении вражеских группировок. Как следствие, нет ни одной террористической организации, которая попала бы сразу во все списки. Так, в списке ООН нет "Аль-Каиды", поскольку Комитет ООН по борьбе с терроризмом не уверен в том, что такая организация существует. Публикация первого списка Евросоюза в конце 2001 г. вызвала международный скандал: политкорректные европейцы включили в него ультраправые "Объединенные силы самообороны Колумбии", но отказались признавать террористами две левые группировки - "Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК)" и колумбийскую "Национальную освободительную армию (НОАК)". Свое решение чиновники ЕС объяснили тем, что не хотели бы оказывать негативного влияния на эти "армии", которые вроде бы согласились на переговоры с властями. Лишь после протестов со стороны Колумбии Евросоюз включил РВСК и НОАК в свой черный "поминальник".

В ряде СМИ европейский список вообще называли "памятником политкорректности". В нем, например, нет едва ли не самых активных в настоящее время террористических группировок - организации "Абу-Сайаф", действующей на Филиппинах; "Джемаа Исламии", ответственной за гибель 200 человек на острове Бали, и ланкийских "Тигров освобождения Тамил Илама". А Народный фронт освобождения Палестины появился в перечне только после скандалов, аналогичных колумбийскому. Не получили черных меток "Хезболлах" и "Хамас". "Хамас" в итоге оказался в списке, но с пометкой о том, что террористической европейцы считают не всю организацию, а только ее вооруженное крыло. Точно так же, кстати, британские левые парламентарии добились, чтобы в их национальном списке была записана не "Хезболлах", а только ее служба внешней безопасности.

В Евросоюзе основой для формирования списка террористических организаций и лиц стало Рамочное решение от 13 июня 2002 г. о борьбе с терроризмом. Оно ориентировано на борьбу с терроризмом посредством норм уголовного права. При этом в ЕС решили не втягиваться в дискуссии относительно понятия "терроризм" и ввели для своих нормативных документов понятие "террористическое преступление". Это позволило европейцам избирательно подходить к запросам других стран о выдаче причастных к терроризму лиц, как это имеет место, в частности, с Мавлоди Удуговым, обвиненным Россией в терроризме.

В частности, в Рамочном решении установлены общие признаки "террористических преступлений" (ст. 1), предусматриваются "санкции" к их субъектам (ст. 5), в том числе основания и меры ответственности юридических лиц (ст. 7-8). Здесь же раскрыто понятие "террористическая группа" (ст. 2), а также содержатся другие положения, которые важны для правильной квалификации и эффективного расследования террористических актов и связанных с ними преступных деяний. Включение какой-либо организации в упомянутый список влечет за собой два практических последствия. Во-первых, каждая страна ЕС обязана заморозить все активы этой группировки на своей территории. Во-вторых, любой человек, чье имя фигурирует в списке членов этой организации, может быть арестован в соответствии с новым общеевропейским определением терроризма.

Ему будет грозить обвинение в оказании помощи и поощрении терроризма. За членство в организации, причисленной к террористической, мерой наказания могут стать восемь лет лишения свободы.

Рамочное решение о борьбе с терроризмом издано в рамках Третьей "опоры" Европейского Союза (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере - раздел VI Договора о Европейском Союзе). Это решение, если говорить на юридическом языке, входит в основы законодательства Европейского Союза, направленных на "сближение" ("гармонизацию") правовых систем его государств-членов в конкретной сфере общественной жизни. Все страны ЕС обязаны в том или ином виде инкорпорировать (включить) нормы Рамочного решения в собственное национальное право. И до конца 2002 г. они внесли необходимые поправки в свои уголовные кодексы и другие правовые акты.

Список ЕС периодически обновляется. В настоящее время в нем содержится 46 организаций и 45 лиц, в отношении которых предусмотрены различные меры запретительного и так называемого осведомительного характера.

Посмотреть таблицуОсновные террористические организации в мире.

США: ЕСЛИ ОНИ НАМ НЕ МЕШАЮТ, ТО ЭТО ПОВСТАНЦЫ

Не менее спорен, по оценкам политологов, и американский список. Попасть в него организация может двумя путями. Первый и самый простой - убийство американского гражданина. Второй более сложен: нужно выступить против правительства страны, которой США чем-либо обязаны. Как считается, именно из-за гибели одного американца во время захвата заложников в Москве осенью 2002 г., а вовсе не по каким-то другим причинам, в черный список госдепа были включены три чеченские организации, которые американцы сочли причастными к этому теракту, - "Исламская интернациональная бригада", "Исламский полк особого назначения" и "Бригада шахидов "Риядус Салихийн". При этом представитель госдепа особо отметил, что США не считают террористами всех чеченских бойцов.

Достаточно просты критерии, по которым организация никак не может попасть в список или может быть исключена из него. Главное здесь - общественное мнение. В список госдепа, например, не попали 13 из 14 ирландских группировок. Кроме того, из-за давления со стороны сикхской общины США в нем не найти крупнейшую террористическую организацию сикхов - "Баббар Халса".

Британский и канадский списки составляются проще. Канадцы компилируют перечни госдепа и ООН, а британцы берут за основу список ЕС и добавляют к нему террористические организации, которые имеют поддержку на территории Соединенного Королевства. Именно поэтому в британском списке, как нигде, много индийских и пакистанских группировок.

Работа по формированию списков террористических и экстремистских организаций в настоящее время ведется (на различных стадиях) практически во всех коалиционных структурах на постсоветском пространстве - ОДКБ, СНГ и ОЦАС. Однако в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (Армения, Белоруссия. Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) национальные, перечни существуют только в четырех из шести ее членов. Нет их в Армении и Белоруссии. Решением Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ от 30 ноября 2004 г. согласован "Перечень террористических и экстремистских организаций", по которому осуществляется обмен информацией между компетентными органами.

В настоящее время в рамках ОДКБ ведется работа по формированию "Единого списка террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности для ОДКБ и в отношении которых предусматривались бы меры правового характера".

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОСТАВЛЕННЫЙ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ОДКБ

1. "Аль-Каида" (по списку РФ - "База")
2. "Асбат аль-Ансар"
3. "Братья Мусульмане"
4. "Восточно-Туркестанская исламская" ("Шарки Туркестан ислам партиясы")
5. "Высший военный Маджилисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа"
6. "Движение Талибан"
7. "Дом двух святынь"
8. "Исламская группа"
9. "Исламская группа" (ДИ)
10. "Исламская партия Туркестана" (ранее "Исламское движение Узбекистана")
11. "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана"
12. "Лашкар-И-Тайба" (ЛТ)
13. "Народный конгресс Курдистана" (ранее "Конгресс свободы и демократии Курдистана", "Рабочая партия Курдистана")
14. "Общество возрождения исламского наследия"
15. "Общество социальных реформ"
16. "Организация освобождения Туркестана" ("Шарки азат Туркестан")
17. "Партия исламского освобождения" по перечню РФ; (в перечнях Казахстана и Таджикистана - "Хизб-ут-Тахрир"; в перечне Киргизии - "Хизб-ут-Тахрир аль Ислами")
18. "Священная война"
19. "Исламская партия Восточного Туркестана"
20. "Секта Аум синрике"
21. "Секта Белое братство"
22. "Секта Церковь сатаны"



КТО ГЛАВНЫЙ ТЕРРОРИСТ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ?

В СНГ решением данной задачи занимается Антитеррористический центр (АТЦ). Но эта работа, по оценке наших источников, находится на стадии получения и обобщения национальных списков из государств-участников Содружества "по организациям и лицам, причастным к террористической и экстремистской деятельности". Кроме того, в государства направлен для согласования документ, аналогичный "Порядку формирования Единого списка...", работа над которым ведется в рамках ОДКБ. В начале июня 2005 г. начальник отдела по борьбе с терроризмом и наркоагрессией Исполкома СНГ И. Юркин заявил, что "компетентными органами готовится общий список террористических организаций и групп, запрещенных на территории СНГ". Но на уровне руководящих органов СНГ каких-либо решений по таким вопросам не принималось. Да и вряд ли они будут приняты. Так как, скажем, главным террористом Азербайджан считает... президента Армении.

В Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) решением этой проблемы занимается Региональная антитеррористическая структура (РАТС). К настоящему времени собраны национальные списки из государств-участников ШОС. На их основе на заседании Совета РАТС (руководители спецслужб государств ШОС) и был утвержден "Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций", а также одобрен "Список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение преступлений или по подозрению в их совершении - террористического, сепаратистского и экстремистского характера". Принятие каких-либо согласованных мер правоохранительного характера в отношении данных организаций и лиц не предусматривается. Не принималось решений по данному вопросу и на уровне руководящих органов ШОС. На заседании Комитета секретарей советов безопасности государств-членов ШОС в июне 2005 г. было лишь зафиксировано решение "ускорить подготовку единого списка террористических организаций и лиц, причастных к терроризму".

В Организации Центральноазиатского союза (ОЦАС) задача формирования перечня террористических и религиозных экстремистских организаций была поставлена на заседании Совета глав государств-членов ОЦАС в октябре 2004 г. Ее решение возложено на Совещание руководителей служб безопасности, правоохранительных органов и структур по охране государственной границы.

Как видим, задача формирования списков террористических и экстремистских организаций стоит еще перед многими государствами и международными объединениями. Однако здесь есть ряд трудноразрешимых проблем, среди которых в качестве основных можно выделить отсутствие единых норм национальных антитеррористических законодательств, отсутствие единого подхода к определению понятия "терроризм", которое чаще всего политизировано.

С аналогичными проблемами сталкиваются коалиционные структуры на постсоветском пространстве. В частности, сдерживается работа по формированию Концепции государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Она должна была утверждаться еще на встрече глав государств в Астане (июнь 2004 г.!). Но была отправлена на доработку решением, принятым на совместном заседании Совета глав МИД, Координационного совета генеральных прокуроров, Совета министров внутренних дел, Совета руководителей органов безопасности и спецслужб, Совета командующих Пограничными войсками, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ, состоявшемся 8 апреля 2004 г. в Киеве. Решение отложили из-за существенных разногласий среди участников заседания. Так, в представленном в АТЦ списке от Азербайджана на первом месте оказался именно Роберт Кочарян.

Не решило проблемы, по мнению экспертов, и включение в Шанхайскую Конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определения понятий "терроризм, сепаратизм и экстремизм". Для ШОС по инициативе Китая характерно акцентирование внимание на сепаратизме. Узбекистан настаивает на борьбе с религиозным экстремизмом. В Перечень и Список ШОС по предложению Узбекистана включены практически все существующие в республике религиозные организации и их лидеры, а по предложению Китая - все уйгурские организации и их лидеры. Понятно, что такие подходы к терроризму не в полной мере разделяются другими участниками ШОС. Так что вряд ли на международном уровне в ближайшее время появится единое понимание терроризма.

Василий МИХАЙЛОВ

Опубликовано в выпуске № 33 (100) за 7 сентября 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц