Версия для печати

На радость подводным диверсантам

Образец, выгодно отличающийся по габаритам и ТТХ, 15 лет лежит на складе
Живлюк Юрий Захаров Константин

Из-за недобросовестности или незнания, но в ущерб безопасности на протяжении многих лет проводится искаженная техническая политика в области проектирования малошумных подводных лодок, а также систем их обнаружения.

Из-за недобросовестности или незнания, но в ущерб безопасности на протяжении многих лет проводится искаженная техническая политика в области проектирования малошумных подводных лодок, а также систем их обнаружения.

Заказываемое нынешними «авторитетами» оборудование 70-х годов неспособно решать современные задачи. Наш потенциальный противник давно стал более технически совершенен и «шумит» в области инфранизких частот до 0,1 и даже нескольких сотых герц. Отечественные же системы, принятые на вооружение, используют гидроакустические фазовые решетки, созданные в 70–80-х годах прошлого столетия, которые практически не работают в таком частотном диапазоне. То есть они не просто дороги, но устарели, ненадежны и не перекрывают диапазон шумов подводных лодок (ПЛ) и подводных диверсантов (ПД).

На радость подводным диверсантам
Спектр излучения подводной лодки в пассивном режиме и ее траектория движения на экране боевого поста во время испытаний системы «Шар»

Нежелание учитывать новые технические решения противника в конструировании подводных объектов делает наши подводные рубежи и объекты как северного, так и восточного шельфа практически прозрачными для ПЛ и ПД противника.

Основной потенциал ядерных стратегических сил стран НАТО находится на ПЛ. При возможном использовании ими баллистических ракет время их подлета до центральных районов РФ из шельфовых и смежных с ними зон составит несколько десятков минут, что дает нападающей стороне подавляющее преимущество. Особую угрозу для стратегических объектов представляют ПД.

Немаловажна и экономическая сторона вопроса. Речь идет об обеспечении сохранности биоресурсов и минеральных ископаемых в шельфовых зонах РФ. На совещании рыболовных компаний в сентябре 2014 года во Владивостоке ущерб от плохо контролируемой контрабанды морепродуктов на Восточном шельфе оценили в 100 миллиардов долларов в год.

Для гарантированной военной и экономической безопасности нам необходимы новые технические средства, которые могут контролировать подводную и надводную обстановку.

Такие средства были созданы в научно-исследовательском центре (НИЦ) «Кристалл» в 90-е. Система «Шар», основанная на новых инженерных принципах, обнаруживала на больших расстояниях малошумные ПЛ, а после доработки и ПД. Преодолев противодействие недоброжелателей, новые технические устройства прошли успешные натурные испытания на всех акваториях. К апрелю 2000 года удалось изготовить опытный образец изделия. После испытаний он должен был поступить на опытное боевое дежурство. В результате использования новых инженерных принципов и алгоритмов обработки вектора потока механической мощности (новые векторно-фазовые приемники вместо гидрофонов) система выгодно отличалась от гидроакустических фазовых решеток по габаритам и тактико-техническим характеристикам: пеленг на цель из точки, работа при любых гидрологических условиях, нижняя граница рабочих частот – несколько сотых герца. Последнее, кстати, существенно меняет техническую политику конструирования малошумных подводных объектов. Даже самые малошумные современные подводные лодки прекрасно «видны» векторно-фазовыми приемниками. Причем в пассивном режиме без локации.

В ходе натурных испытаний новой системы мы неоднократно обнаруживали в наших водах иностранные лодки и иные малые объекты. Например, английскую атомную подводную лодку в Балтике.

Готовый опытный образец остался лежать на складе. Испытание и постановка на опытное боевое дежурство в Баренцевом море оказались сорваны заказными интригами чиновников в государственных структурах. Не побрезговали пустить в ход фальсифицированную информацию о деятельности организации-разработчика, ее руководителя и сотрудников. Работоспособность самой системы, несмотря на успешные испытания, просто оболгали. В результате значимая разработка остановлена на 15 лет, а наши подводные рубежи остаются проницаемыми.

Внедрение на флот новых технических средств и постановка надежных дешевых систем освещения подводной обстановки затягиваются на долгие годы. Но гром рано или поздно грянет и произойдет ЧП, вызванное действиями враждебных подводных объектов. И тогда наш чиновник перекрестится и начнет действовать профессионально и патриотично.

Целесообразно добавить, что на основе полученных в НИЦ «Кристалл» результатов работ по обнаружению малошумных подводных объектов фактически сформировано новое направление в науке – волновые информационные технологии. Разработаны, изготовлены и успешно испытаны на разных объектах технические средства для предотвращения техногенных катастроф. Это отличная база для создания соответствующего национального центра. Учитывая дряхлость наших основных фондов и сооружений, это могло бы предотвратить возможные многомиллиардные затраты и социальные потрясения.

Юрий Живлюк,
директор НИЦ «Кристалл» в 1989–2000 годах, академик РАЕН
Константин Захаров,
главный конструктор, руководитель отделения НИЦ «Кристалл» в 1989–2000 годах

Опубликовано в выпуске № 23 (589) за 24 июня 2015 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя ой ли
ой ли
23 июня 2015
В ходе натурных испытаний новой системы мы неоднократно обнаруживали в наших водах иностранные лодки и иные малые объекты. Например, английскую атомную подводную лодку в Балтике. - На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м Подводные лодки типа «Трафальгар» Trafalgar class HMS Tireless S-88.jpg «Тайрлес» на поверхности у Северного полюса Основные характеристики Тип корабля МПЛАТРК Кодификация НАТО SSN Trafalgar Скорость (подводная) 32 узла Рабочая глубина погружения более 300 м Экипаж 130 человек, в том числе 18 офицеров Размеры Водоизмещение надводное 4 740 т Водоизмещение подводное 5 208 т Длина наибольшая (по КВЛ) 85,4 м Ширина корпуса наиб. 9,8 м Средняя осадка (по КВЛ) 9,5 м Силовая установка Атомная, 1 реактор «Роллс-Ройс» PWR1, 2 турбины GEC, 15 000 л.с, 1 гребной вал (на S 107) водомётный движитель (на последующих)
Аватар пользователя Гость 1.
Гость 1.
24 июня 2015
Если действительно тех. характеристики ваших новых опытных изделий опережают все то что стоит сейчас на вооружении, то возникает вопрос, куда смотрит МО с Шойгу во главе и куда смотрит наше Правительство, неужели им не нужны прорывные проекты и повышение нашей обороноспособности при помощи внедрения перспективных технологичных систем нового поколения, дающих нашим ВС преимущество перед противником ?
Аватар пользователя Гость 2
Гость 2
24 июня 2015
"Сиреневым пламенем дышат большие кирпичные домны. Противник на нашу погибель готовит подводные лодки. Но мы тоже люди не промах. Мы прячемся в *черные дыры*. У нас есть ТАКИЕ приборы! Но мы вам про них не расскажем."
Аватар пользователя Иван
Иван
26 июня 2015
Назовите конкретные фамилии чиновников в конкретных госструктурах плетущих интриги и ослабляющих обороноспособность страны.
Аватар пользователя ваня
ваня
03 июля 2015
Судя по эпиграфу, так вся наша программа подводного кораблестроения преднамерено провалена, цитата: "на протяжении многих лет проводится искаженная техническая политика в области проектирования малошумных подводных лодок, а также систем их обнаружения". Тут пора кричать "караул,кругом враги и вредители!" и вспоминать Лаврентия Берию. Но по одной статье правильные выводы не сделаешь, но нсторожить должно.
Аватар пользователя ой ли
ой ли
23 июня 2015
В ходе натурных испытаний новой системы мы неоднократно обнаруживали в наших водах иностранные лодки и иные малые объекты. Например, английскую атомную подводную лодку в Балтике. - На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м Подводные лодки типа «Трафальгар» Trafalgar class HMS Tireless S-88.jpg «Тайрлес» на поверхности у Северного полюса Основные характеристики Тип корабля МПЛАТРК Кодификация НАТО SSN Trafalgar Скорость (подводная) 32 узла Рабочая глубина погружения более 300 м Экипаж 130 человек, в том числе 18 офицеров Размеры Водоизмещение надводное 4 740 т Водоизмещение подводное 5 208 т Длина наибольшая (по КВЛ) 85,4 м Ширина корпуса наиб. 9,8 м Средняя осадка (по КВЛ) 9,5 м Силовая установка Атомная, 1 реактор «Роллс-Ройс» PWR1, 2 турбины GEC, 15 000 л.с, 1 гребной вал (на S 107) водомётный движитель (на последующих)
Аватар пользователя Гость 1.
Гость 1.
24 июня 2015
Если действительно тех. характеристики ваших новых опытных изделий опережают все то что стоит сейчас на вооружении, то возникает вопрос, куда смотрит МО с Шойгу во главе и куда смотрит наше Правительство, неужели им не нужны прорывные проекты и повышение нашей обороноспособности при помощи внедрения перспективных технологичных систем нового поколения, дающих нашим ВС преимущество перед противником ?
Аватар пользователя Гость 2
Гость 2
24 июня 2015
"Сиреневым пламенем дышат большие кирпичные домны. Противник на нашу погибель готовит подводные лодки. Но мы тоже люди не промах. Мы прячемся в *черные дыры*. У нас есть ТАКИЕ приборы! Но мы вам про них не расскажем."
Аватар пользователя Иван
Иван
26 июня 2015
Назовите конкретные фамилии чиновников в конкретных госструктурах плетущих интриги и ослабляющих обороноспособность страны.
Аватар пользователя ваня
ваня
03 июля 2015
Судя по эпиграфу, так вся наша программа подводного кораблестроения преднамерено провалена, цитата: "на протяжении многих лет проводится искаженная техническая политика в области проектирования малошумных подводных лодок, а также систем их обнаружения". Тут пора кричать "караул,кругом враги и вредители!" и вспоминать Лаврентия Берию. Но по одной статье правильные выводы не сделаешь, но нсторожить должно.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц