Версия для печати

"Мустанги" для армии

Фаличев Олег
14-16 октября в ОАО "КАМАЗ" (г. Набережные Челны) состоялась научно-практическая конференция "Основные направления использования и дальнейшего развития автомобильных базовых шасси для монтажа серийных, модернизируемых и вновь создаваемых образцов вооружения и военной техники на период до 2020 г.". Казалось бы, рядовое событие, каких в стране происходит немало. Однако оно имело судьбоносное значение для завода, всей автомобильной промышленности России. И вот почему.


НА "КАМАЗе" НАЧАЛСЯ ВЫПУСК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ


14-16 октября в ОАО "КАМАЗ" (г. Набережные Челны) состоялась научно-практическая конференция "Основные направления использования и дальнейшего развития автомобильных базовых шасси для монтажа серийных, модернизируемых и вновь создаваемых образцов вооружения и военной техники на период до 2020 г.". Казалось бы, рядовое событие, каких в стране происходит немало. Однако оно имело судьбоносное значение для завода, всей автомобильной промышленности России. И вот почему.
{{direct_hor}}

Автомобили "КАМАЗ" пользуются устойчивым спросом в России и за рубежом.
Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА
В работе конференции приняли участие первый заместитель председателя Государственного комитета РФ по оборонному заказу генерал-полковник Сергей Маев, начальник главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Владислав Полонский, другие ответственные руководители и представители Генерального штаба ВС РФ и Минобороны РФ, силовых и отраслевых министерств, родов войск и управлений МО РФ, научно-исследовательских институтов, предприятий оборонного комплекса, автомобильных заводов и предприятий автопрома, весь топ-менеджмент и ведущие специалисты ОАО "КАМАЗ".

Целью конференции явилось доведение основных положений военно-технической политики Российской Федерации и задач Государственной программы вооружения на 2006-2015 гг. по развитию наземных образцов ВВТ, перевооружению войск на автомобильные базовые шасси нового поколения, а также определение направлений совместных работ Министерства обороны РФ и предприятий промышленности по совершенствованию конструкций серийных и созданию новых образцов военной автомобильной техники. Все это говорит о том, что в последнее время кардинально изменились возможности и политика военного ведомства по отношению к закупкам новой техники, значительно возросли требования к ее техническим характеристикам, которые должны быть сопоставимы с мировыми стандартами. Не зря участники довольно предметно обсуждали вопросы, касающиеся основных направлений развития военной автотехники и принципов формирования ее типажа на довольно длительную перспективу. Что лишний раз подчеркивает: Минобороны строит свою техническую политику с партнерами на прочном фундаменте долговременных отношений.

Руководство ОАО "КАМАЗ", в свою очередь, доложило представителям военного руководства страны о результатах работы по развитию автомобильной техники и планах развития предприятия на период до 2015 г. После чего участники конференции посетили основные заводы и производства, провели ряд совещаний и встреч с их руководителями и специалистами.

Столь представительное мероприятие с обширной повесткой дня именно на "КАМАЗе" не случайно. Предприятие имеет давние и прочные традиции совместной работы с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами по обеспечению армии надежной автотехникой. Серийное производство военных грузовиков тут началось еще в 1981 г. Первой базовой моделью в семействе полноприводных автомобилей, напомню, стал армейский автомобиль многоцелевого назначения КАМАЗ-4310 (6x6) грузоподъемностью 6 тонн, предназначенный для монтажа вооружения и военной техники, буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов полной массой до 7 тонн, а также для перевозки войск и воинских грузов по всем видам дорог и местности. По основным агрегатам он был унифицирован с коммерческими автомобилями, серийно выпускаемыми "КАМАЗом".

Затем в результате его глубокой модернизации по заказам Министерства обороны и МЧС был создан КАМАЗ-43114 (6x6) с более мощным двигателем. На нем установлен дизель мощностью 260 л.с, трансмиссия имеет блокировку межосевого и межколесного дифференциалов, что в сочетании с централизованной подкачкой шин придает автомобилю высокую проходимость в самых сложных условиях войсковой эксплуатации.

Хорошо зарекомендовало себя в экстремальных климатических, дорожных условиях и многоцелевое шасси семейства КАМАЗ-43118 (6x6) грузоподъемностью 12 тонн. Оно по существу стало переходной моделью к самой совершенной технике "КАМАЗа" серии "Мустанг". Положительный опыт эксплуатации автомобилей КАМАЗ в армии, практика технического обслуживания и ремонта в фирменной системе сервиса "КАМАЗа" позволили со временем создать еще один новый армейский автомобиль КАМАЗ-4326 (4x4) грузоподъемностью 4 тонны.

О многом наших военных и производственников заставил задуматься опыт боевых действий в Афганистане и Чечне, где немало потерь было связано с отсутствием броневой защиты автомобилей. В арсенале "КАМАЗа" появился бронеавтомобиль на базе уже названного шасси КАМАЗ-43269, созданный в рамках корпоративной целевой программы "Специальные автомобили". Кстати, дальнейшее развитие именно этой техники обеспечило базу для рождения унифицированных армейских автомобилей многоцелевого назначения и появлению семейства "Мустанг" (КАМАЗ-4350, КАМАЗ-5350 и КАМАЗ-6350 грузоподъемностью 4, 6 и 10 тонн). Оно было разработано на основании постановления правительства от 24 июня 1987 г., решения Государственной комиссии от 24 февраля 1989 г. и в соответствии с тактико-техническим заданием Министерства обороны от 16 декабря 1988 г. Базовые модели "Мустангов" прошли в 1989-1998 гг. полный цикл предварительных и приемочных испытаний и были рекомендованы межведомственной комиссией для серийного производства.

В 2002-2003 гг. автомобили семейства "Мустанг" подверглись существенной модернизации - на них установили двигатели уровня "Евро-2", усиленную раздаточную коробку и грузовую платформу с фитинговыми креплениями для перевозки съемных кузовов-контейнеров типа КК 4.2., КК 6.2., которые в настоящее время имеют в ВС РФ наиболее массовое применение. Автомобили "Мустанг" приняты на снабжение в ВС РФ приказом МО РФ №340 от 28.08.2002.

Требования, предъявляемые к новому семейству, обусловили новые компоновочные решения, создание силовых агрегатов с высокими мощностными и экономическими показателями. Так, все двигатели "Мустангов" сегодня оснащены турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа "воздух-воздух", оборудованы специальными системами, обеспечивающими гарантированный пуск при отрицательных температурах воздуха до минус 50°С.

Высокие тягово-динамические показатели обеспечивают десятиступенчатая КП (автомобили КАМАЗ-4350, КАМАЗ-5350), девятиступенчатая КП (КАМАЗ-6350), которые позволяют расширить области использования автомобиля в сложных дорожных условиях.

К сказанному можно добавить, что на "Мустангах" впервые использованы специально созданные ПО "Нижнекамскшина" радиальные шины переменного внутреннего давления "Кама-1260". Изменение давления в шине от 0,45 МПа до 0,1 МПа увеличивает ее опорную поверхность в 2,5 раза, что в сочетании с высокой удельной мощностью позволяет автомобилю проходить сложные участки местности, уверенно преодолевать водные преграды с глубиной брода до 1,75 м, окопные рвы - от 0,6 до 1,7 м, а также стенку высотой до 0,6 м.

Уже в 2004 г. семейство пополнилось еще 5 новыми моделями. Это было сделано в основном за счет собственных инвестиций ОАО "КАМАЗ". На основе этих шасси создана наиболее полная в России и странах СНГ гамма многоцелевых автомобилей для Вооруженных Сил РФ. В настоящее время семейство вбирает в себя всю современную армейскую технику ОАО "КАМАЗ". Что это за автомобили?

Взять КАМАЗ-43501. Он разработан на базе КАМАЗа-4350, имеет укороченную по сравнению с последним базу и, соответственно, платформу с опущенным полом и надколесными нишами. В свою очередь, седельный тягач КАМАЗ-53504 и длиннобазовый грузовик КАМАЗ-5350 созданы на основе трехосного базового "Мустанга". Но особым спросом в Вооруженных Силах сегодня пользуются четырехосные "Мустанги" на базе шасси КАМАЗ-6350 с двигателем КАМАЗ-740.50-360 мощностью 360 л.с. В частности, грузовик КАМАЗ-63501 с увеличенной до 15 тонн грузоподъемностью и седельный тягач КАМАЗ-6450 с допустимой нагрузкой на ССУ 10 тонн и возможностью буксировки полуприцепа полной массой до 32 тонн.

Всего же на основе базовых моделей разработано более 80 различных модификаций и комплектаций военной техники. В 2005-2006 гг. планируется провести еще одну глубокую модернизацию семейства армейских автомобилей "Мустанг" с целью их приведения в соответствие с возросшими требованиями стандартов Министерства обороны РФ.

И еще один технический аспект. Чего греха таить, создавая в прежние времена военную технику, конструкторы далеко не всегда задумывались об удобствах водителей. Все было подчинено боевым и эксплуатационным характеристикам. Сегодня слово "комфорт" хорошо сочетается со словом "надежность". "Мустанги" имеют комфортабельную трехместную кабину, оборудованную спальным местом, места для размещения снаряжения военнослужащих и специального оборудования. Разработана также, как уже было сказано, бронированная по 5-му классу кабина для защиты экипажа от стрелкового оружия, которая может устанавливаться на все автомобили "Мустанг" по требованию заказчика.

По согласованию с МО РФ для расширения семейства автомобилей "Мустанг" изготовлен и проходит испытания также автомобиль КАМАЗ-43501 с колесной формулой 4x4, грузоподъемностью до трех тонн. "Мустангенок" (так разработчики называют новый автомобиль) должен заменить уступающие ему по многим показателям ГАЗ-66, ГАЗ-3308 и ЗИЛ-131.

Отметим: среди преимуществ автомобилей КАМАЗ семейства "Мустанг" для ВС РФ - высокие тягово-динамические качества, позволяющие преодолевать сложные препятствия; комфортные условия для экипажа; низкая цена; широкая унификация узлов и агрегатов; высокая экономичность; простота технического обслуживания: Вообще, слово "унификация" звучало на научно-практической конференции в Набережных Челнах довольно часто. Ремонтопригодность, простота эксплуатации, взаимозаменяемость узлов и агрегатов, возможность быстрой трансформации конструкции - эти качества могут стать определяющими в боевых условиях. Не зря, говоря о достоинствах "КАМАЗов", представители Министерства обороны РФ подчеркнули: при большом типаже автомобилей их унификация достигает 85%. Это очень высокий показатель, существенный для военных.

Как было отмечено в одном из выступлений, <Мы приступаем к разработке новой Программы вооружения до 2015 г. и проводим ряд комплексных конференций по всей тематике автомобильной отрасли, чтобы реально оценить наши возможности, заглянуть в день завтрашний, выработать промышленную политику в целом. Ведь потребности армии в автотехнике довольно велики. Достаточно сказать, что в Вооруженных Силах одних автомобилей около полмиллиона единиц. Но их парк, как и парк вооружения, очень нуждаются в модернизации, обновлении. Поэтому совместная работа военных и промышленников сегодня более чем востребована. Главное, чтобы у государства хватило экономических возможностей загрузить производство. Что касается завода, то за 6-7 лет здесь изменилось очень многое. Это, образно говоря, живое производство, оно развивается, дышит. А значит, у него хорошие перспективы>.

Принявший участие в работе конференции президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, в свою очередь, не без удовлетворения напомнил, что у "КАМАЗа" были очень непростые времена, особенно после пожара, когда завод оказался заложен в одном из банков за 150 млн. долл. Хотя одна лишь японская линия на нем стоит 130 млн. долл. Но предприятие удалось спасти, в том числе и для армии, запустить на нем новые технологии. Сегодня на заводе уже подумывают о машинах с двигателем по нормам "Евро-4". А высокое качество товаров с клеймом "Сделано в России", быть может, и есть ступенька на пути к национальной идее, которую все мы в последнее время стараемся обрести.

И самое последнее. Конечно, страна не может делать ставку лишь на одно предприятие. Надо развивать и ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, другие заводы, тем более что каждый из них поставляет продукцию своего назначения и специфики. Когда-то заводы Форда и строительство трансконтинентальных автомагистралей помогли Америке преодолеть великую депрессию. Как знать, может и для России автомобилестроение станет таким локомотивом.

Олег ФАЛИЧЕВ
Набережные Челны - Москва

Опубликовано в выпуске № 41 (58) за 27 октября 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц