Версия для печати

Один день на "Бахче"

Федоров Андрей
Ее непривычно большие габариты и некая угловатость форм не вызывали отталкивающего чувства, нередко возникающего при первом знакомстве с бронемашиной. Наоборот, притягивали, судя по всему, своей неукротимой скрытой мощью. Под нашими пристальными взглядами она кротко стояла, как новенькая ученица среди большого класса, которую должен представить преподаватель. И он не замедлил с презентацией.


ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА УСПЕШНО ОСВАИВАЮТ БМД-4


Ее непривычно большие габариты и некая угловатость форм не вызывали отталкивающего чувства, нередко возникающего при первом знакомстве с бронемашиной. Наоборот, притягивали, судя по всему, своей неукротимой скрытой мощью. Под нашими пристальными взглядами она кротко стояла, как новенькая ученица среди большого класса, которую должен представить преподаватель. И он не замедлил с презентацией.
{{direct_hor}}

Огневая мощь БМД-4 на порядок выше боевых машин десанта - ее предшественниц.
Фото Леонида ЯКУТИНА
- Ну вот наша новая красавица, - прервал тишину командир 8-й парашютно-десантной роты гвардии капитан Евгений Оборов, - боевая машина десанта четвертой модификации - БМД-4.

- А если ее на бок положить, из-за угла стрелять будет? - пошутил кто-то из молодых бойцов-остряков.

- Мне и самому порой кажется, что она и на это способна, - не моргнув глазом, словно не заметив шутки подчиненного, серьезно ответил ротный, - во всяком случае из укрытия, визуально не наблюдая цели, может ее поразить.

Капитан Оборов летом 2006 г. одним из первых испытал машину в полевых условиях. Не скрывая эмоций, он вспоминал, как первый раз стрелял из нее на полигоне в Дубровичах под Рязанью - ощущение было сумасшедшее! Когда главное орудие после выстрела откатывается назад и снаряды двигаются по конвейеру (заряжание автоматическое) - мурашки по коже! Но все по порядку:

Пока десантники разглядывали только поступившую на вооружение 137-го парашютно-десантного полка новую серьезную "игрушку", я поднялся на броню и занял место механика-водителя. Это было совсем не то, с чем был знаком раньше. Совсем не то! Между тем собравшиеся возле новенькой БМД бойцы с интересом разглядывали "незнакомку".

- БМД-4 создана на базе БМД-3 и разработана специально для ВДВ, - постепенно вводил в курс дела подчиненных Евгений Оборов. - Взяв за основу боевое отделение БМД-3, конструкторы изменили форму стальных экранов, усиливающих броню башни, установили по ее бокам трехствольные блоки дымовых гранатометов. Так что, если вы после выстрела по противнику поставите защитную дымовую завесу, вас крайне трудно будет поразить даже с господствующей высоты. А много лет назад вы бы поставленную задачу могли решить на таких машинах, образно говоря, вообще без лобовых и фланговых атак.

- Это как без атак? - интересуюсь у Евгения.

- Все очень просто. БМД-4 имеет возможность вести стрельбу из 100-миллиметровой орудийно-пусковой установки 2А70 (ОПУ) на расстояние до семи километров осколочно-фугасными снарядами с закрытых огневых позиций. Для этого на ней установлена система измерения координат. Проще говоря, экипаж, находясь вне зоны обстрела противника, скажем в ложбине или за холмом, может вести по противнику прицельный огонь, почти не обнаруживая своего местонахождения.

Например, разведка сообщает, что противник находится в таком-то квадрате. Эти данные заносятся в память бортового компьютера. В считанные секунды компьютер их обрабатывает - и орудие автоматически наводится на цель. Наводчику-оператору только остается произвести выстрел.

По сравнению со своими предшественницами - "копейкой" и "двойкой" - БМД-4 имеет не только большие габариты, но и вес - 13,6 тонны (БМД-2 - 7,2 тонны). Но при таком весе машина способна развивать скорость до 90 км в час и обладает таким важным для мобильности десантных войск качеством, как авиатранспортабельность. "Бахчу" можно не только доставлять к месту назначения посадочным способом, но и выбрасывать с воздуха в глубокий тыл противника.

БМД-4 имеет и более длинную огневую "руку". Неуправляемым 100-мм осколочно-фугасным снарядом может поражать живую силу, здания и механизированные средства противника на дальности до 7 километров. А управляемой ракетой "Аркан" - настоящим высокоточным оружием - до 5,5 км. Подошедшие же ближе цели эффективно уничтожаются из 30-мм автоматической пушки, которая может вести огонь на 4 км осколочно-фугасным боеприпасом, и на 2,5 км - бронебойно-подкалиберным снарядом. Словом, огневые возможности БМД-4 на порядок превышают те, которыми обладали ее предшественницы. Скажем, можно вводить автоматически все необходимые поправки при стрельбе. Для этого имеются датчики, определяющие скорость и направление ветра, атмосферное давление, температуру воздуха и самого заряда. Как известно, холодный заряд (если боевые действия происходят зимой) упадет ближе, а более теплый пролетит значительно дальше. Раньше наводчик-оператор высчитывал все эти поправки по специальным формулам. Теперь за него думает компьютер.

Система управления огнем БМД-4 включает высокоточный прицел наводчика, стабилизированный в двух плоскостях и имеющий тепловизионный и дальномерный каналы. А еще телевизионный и тепловизионный автомат сопровождения цели, цифровой стабилизатор вооружения и цифровой баллистический вычислитель. Это позволяет командиру и наводчику вести стрельбу с места, на ходу и на плаву по наземным и воздушным целям. При этом все цифровые модули автоматического управления огнем можно привести в действие всего за 30 секунд. Для сравнения: настройка для стрельбы зарубежных аналогичных боевых машин занимает времени в несколько раз больше.

Специалисты считают, что новая машина, получившая собственное имя "Бахча", теперь располагает достаточной огневой мощью для ведения боя на территории противника, что и является предназначением воздушного десанта, без дополнительной огневой поддержки других родов войск.

- По огневым возможностям, уровню защиты и мобильности БМД-4 не имеет мировых аналогов в классе боевых машин массой 12,5-18 т, - убежден заместитель генерального конструктора Конструкторского бюро приборостроения (КБП) Леонид Рошаль. - Конструкция машины позволяет экипажу десантироваться с самолетов, находясь внутри БМД-4, и практически мгновенно после приземления вступать в бой.

Разработчики были правы, когда пошли по пути скорейшего начала войсковой эксплуатации БМД-4 на полигонах. Недочеты в новинках неизбежны, а выявить и устранить их конструкторы могут только в ходе войсковых испытаний первой партии машин штатными экипажами. Чем собственно сейчас и занимается 8-я рота гвардии капитана Оборова.

Но для того чтобы в совершенстве овладеть столь серьезной боевой техникой, которая уже стала поступать на вооружение в войска, необходимо подготовить и высококлассных специалистов. Ведь вместе с десантом в экипаже БМД-4 могут находиться до 7 человек. Помимо командира, механика-водителя, наводчика-оператора, - пулеметчик, старший стрелок-снайпер, стрелок-оператор и стрелок-сапер. Естественно, набирать экипажи придется из числа военнослужащих, проходящих службу в ВДВ на контрактной основе.

Андрей ФЕДОРОВ

Опубликовано в выпуске № 7 (173) за 21 февраля 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц