Версия для печати

Нефтяные пятна... экологии

Владимиров Владимир
1 января 2004 г. вступил в силу закон о территориальном море Норвегии и смежных с ним зонах, распространяющий норвежскую юрисдикцию на полосу прибрежных вод вдоль побережья королевства, а также островов Шпицберген и Ян-Майен до 24 морских миль. Этот шаг властей "страны фьордов" не стал неожиданностью. Собственно, как и последовавший в этой связи пресс-релиз Министерства иностранных дел Норвегии, где говорилось, что таким образом Осло намеревается "повысить эффективность своих мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды в регионе". В ноябре 2005 г. внешнеполитическое ведомство Норвегии вновь не отличилось оригинальностью, когда его глава Йонас Гар Стере, выступая с программной речью в университете города Тромсе, еще раз напомнил о приоритетном праве своей страны на "разумное и здоровое управление ресурсами региона".


НОРВЕГИЯ ХОЧЕТ ВЫТЕСНИТЬ РОССИЮ СО СПОРНЫХ УЧАСТКОВ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ


1 января 2004 г. вступил в силу закон о территориальном море Норвегии и смежных с ним зонах, распространяющий норвежскую юрисдикцию на полосу прибрежных вод вдоль побережья королевства, а также островов Шпицберген и Ян-Майен до 24 морских миль. Этот шаг властей "страны фьордов" не стал неожиданностью. Собственно, как и последовавший в этой связи пресс-релиз Министерства иностранных дел Норвегии, где говорилось, что таким образом Осло намеревается "повысить эффективность своих мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды в регионе". В ноябре 2005 г. внешнеполитическое ведомство Норвегии вновь не отличилось оригинальностью, когда его глава Йонас Гар Стере, выступая с программной речью в университете города Тромсе, еще раз напомнил о приоритетном праве своей страны на "разумное и здоровое управление ресурсами региона".
{{direct_hor}}

Норвежские власти хотят, чтобы капитаны российских танкеров регулярно докладывали им о порядке своего передвижения.
Фотоархив ''ВПК''
Все эти действия и высказывания не удивляют, однако настораживают. И вот почему. Следует отметить, что слово "экология" в последние годы приобрело некий чуть ли не мистический смысл. Оно появляется на свет каждый раз, когда определенным кругам Норвегии надо достичь каких-то целей за счет России. Так что неслучайно уже несколько лет в СМИ Норвегии идет шумная кампания, главной темой которой является угроза, якобы исходящая от возрастающих объемов морской транспортировки нефти из РФ в США и страны Западной Европы.

Начиная с середины 2002 г. норвежская пресса с разной степенью трагизма и завидной регулярностью пишет об этом. Так, в июле 2002 г. газета "Афтенпостен" рассказала о намерении России начать пробные буровые работы на Шпицбергене. Пять месяцев спустя то же издание сообщило о возможности строительства нефтеналивного терминала в районе Печенгского залива. При этом основной упор делался на то, что российская сторона намерена использовать новый объект с высокой степенью интенсивности (с 2007 г. оттуда через день должны будут уходить танкеры). Тогда же в эфире Норвежской вещательной корпорации НРК прозвучала озабоченность Осло планами России создать аналогичный объект в Мурманске, откуда в США на большегрузных судах (до 300 тыс. тонн дедвейта) пойдет сырая нефть. Раскручивая тему, норвежские власти ссылались в основном на тревожные ожидания и опасения местных властей в северных областях Норвегии, особенно в области (фюльке) Финнмарк, непосредственно граничащей с Россией.

Новый виток шума вокруг освещаемой проблемы возник после крушения в начале ноября 2002 г. танкера "Престиж", ставшего причиной сильнейшего загрязнения побережья Испании. Речь уже зашла о необходимости "строжайшего и пристальнейшего мониторинга всех перевозок из России". И контроль начался. В январе 2003 г. глава правительственного управления береговой охраны Норвегии Ойвинд Стене рапортовал, как сообщала газета "Верденс ганг", что в 2002 г. вдоль побережья его страны проследовали около 200 нефтяных танкеров и других морских судов РФ с опасными грузами. По мнению высокопоставленного чиновника, высказанному тогда, интенсивное российское судоходство "представляет серьезную потенциальную угрозу экологии Баренцева моря", поскольку авария любого из плавсредств "может вызвать непредсказуемые и опустошительные последствия в регионе".

24 января 2003 г. на встрече с представителями правительства Мурманской области командующий национальным объединенным штабом ВС Норвегии генерал-лейтенант Торстейн Шиакер заявил о серьезной обеспокоенности Осло увеличением объема морских перевозок нефтепродуктов через порты севера России. Генерал подчеркнул: "Рост числа танкеров, следующих вдоль норвежского побережья, делает очень вероятной опасность экологической трагедии, подобной происшествию с судном "Престиж". Во избежание инцидентов генерал настаивал на том, чтобы российская сторона на постоянной основе уведомляла норвежские власти о графиках выходов и маршрутах танкеров под флагом РФ, а также обязала капитанов судов регулярно докладывать на норвежские береговые пункты управления о порядке своего передвижения.

В ноябре 2003 г. НРК сообщила, что Министерство обороны Норвегии затратило более 50 млн. крон (более 7 млн. долларов) на создание нового берегового центра слежения. Его главной задачей был заявлен контроль за перевозящими нефть российскими судами, следующими вдоль побережья Скандинавского полуострова.

Сейчас градус общественного напряжения поднимется борцами за чистоту природы в лице заведующего отделом норвежского отделения Фонда дикой природы Андреаса Тветерааса. "С болью в голосе" он твердил о недопустимости и безответственности разрешения на проход танкеров из Мурманска вблизи Финнмарка, в том числе на участке между Варде и Норд-Капом, где расположены наиболее важные зоны промысла рыбы. Драматизм звучал в оценках объемов перевозок российского "черного золота": в 2003 г. Россия экспортировала с севера водным путем 8 млн. тонн нефти, в 2004-м - 11,8 млн. тонн, а в 2005-м - 9,6 млн. (норвежское специализированное издание "Петромагазинет", 31 июля 2006 г.).

По информации газеты "Финнмаркен", в середине июня 2006 г. оборонное ведомство Норвегии (совместно с рядом национальных военных и гражданских научно-исследовательских организаций и компаний) объявило о начале работ в рамках проекта по созданию так называемой "системы экологического наблюдения и контроля" в акватории Баренцева моря. А согласно сообщению, размещенному на сайте норвежского МО, 11 июля 2006 г. на официальной церемонии вступления в должность новый командующий норвежской береговой охраной (БОхр.) флаг-коммандер Арилд-Инге Скрам назвал мониторинг российских нефтеперевозок одной из важнейших задач своей службы. Региональное командование в Буде, считает он, должно поддерживать на высоком уровне готовность сил, которые при чрезвычайной ситуации, связанной с кораблекрушением или другим происшествием с танкером, примут участие в ликвидации последствий ЧП и предотвращении возможной экологической катастрофы. Командующий подтвердил актуальность сделанного в конце 2003 г. заявления своего предшественника флаг-коммандера Гейра Усена о намерении Осло в период до 2009 г. поставить на вооружение береговой охраны восемь-девять новых кораблей для того, чтобы держать под контролем ситуацию в морских районах, прилегающих к Норвегии.

Вот такие предостережения относительно России звучат уже четыре года. Но среди речей о защите экологии, как гром с ясного неба, еще 15 декабря 2003 г. прозвучало заявление министра нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Эйнара Стенснеса о начале геологоразведочных пробных буровых работ в Баренцевом море. Обратим внимание на комментарий в связи с этим далекой от симпатий к России, но старающейся слыть объективной Британской вещательной корпорации Би-би-си: "Правительство Норвегии решило начать разведку нефтяных и газовых месторождений в Баренцевом море около границы с Россией. Представители норвежского правительства заявили Би-би-си, что поиски нефти в Баренцевом море почти наверняка увенчаются успехом. Такая уверенность основывается на том, что Россия уже успешно начала работы в этом районе. Однако здесь могут возникнуть международные проблемы. Россия и Норвегия до сих пор не согласовали точную линию морской границы. По мнению представителей Осло, это произошло из-за ошибок в картах, которые СССР якобы намеренно сделал во времена холодной войны. Споры о местах ловли рыбы, возникавшие из-за этих неточностей, были очень далеки от обычных дружеских разногласий. А когда речь заходит о нефти, все может быть еще хуже. По словам дипломатов, перенос границы в ту или иную сторону даже на несколько сотен метров может быть очень важен для добычи".

Тут необходимо внести некоторые уточнения. Территория так называемой "серой зоны" (спорных участков в Баренцевом море) представляет чрезвычайный интерес с точки зрения освоения природных ресурсов. На находящемся в данной акватории и именуемом российскими геологами "поднятии Федынского" обнаружены перспективные запасы нефти и газа. По предварительным оценкам и данным НИИ "Моргеофизика", прогнозируемый объем добычи углеводородного сырья составляет порядка 500 млн. тонн нефти и 3 трлн. куб. метров газа. Экономический потенциал этого района может значительно превышать возможности уникального по своим размерам Штокманского газового месторождения, а по нефти сопоставим с Тимано-Печерским разрезом.

Участок "серой зоны" можно рассматривать как ключевой для развития добычи углеводородного сырья в силу следующих обстоятельств: он имеет самые благоприятные по сравнению с другими перспективными зонами арктических морей природные и географические условия (круглогодично свободен ото льда, характеризуется относительно небольшими глубинами моря - 200-300 метров); его расположение удачно как для организации экспорта, так и для обеспечения нефтью и газом северных регионов России (он относительно близок к суше); финансовые затраты на освоение "поднятия Федынского" будут значительно ниже, чем на других нефтегазовых площадях, что обеспечивает его привлекательность для возможных инвесторов.

А теперь продолжим ознакомление с комментарием Би-би-си: "Как ни странно, новые инициативы норвежского правительства сопровождаются призывами усилить природоохранные меры в регионе. "Меры по предотвращению утечек нефти необходимо наращивать", - заявил министр нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Эйнар Стенснес. Норвегия считает себя страной, которая беспокоится об экологической безопасности в связи с добычей нефти. При этом, как считают многие в Осло, Россия в гораздо меньшей степени печется о загрязнении окружающей среды при эксплуатации недр. Поэтому возможное недовольство Москвы желанием Осло осваивать Баренцево море не будет приниматься всерьез: Сторонники нынешнего решения настаивают, что Норвегия должна с самого начала участвовать в нефтяных работах в Баренцевом море".

Вот где, оказывается, ларчик открывался: Понятно, что действия норвежского правительства удивили сдержанных англичан, которые лишь констатировали очевидные факты. Мы же постараемся, что называется, узреть в корень. Для объективности обратимся к первоисточникам, то есть норвежским СМИ, и рассмотрим все в хронологическом порядке.

29 июня 2002 г., газета "Классекампен": "По оценкам правительственных аналитиков, запасов нефти на норвежском континентальном шельфе хватит еще на 50 лет, газа - на 100 лет. Министр нефтяной промышленности и энергетики Эйнар Стенснес заявил о намерении Осло увеличить интенсивность добычи углеводородного сырья с нынешних 44% до 50%".

20 ноября 2002 г., газета "Дагенс нерингслив": "В ноябре 2002 г. расчеты были уточнены, и не в лучшую для Норвегии сторону. Так, в случае, если не будут найдены новые месторождения нефти, деятельность нефтедобывающей промышленности страны прекратится уже через 25 лет. 28% предполагаемых запасов, на которых базировались июньские прогнозы Министерства энергетики, еще не обнаружены. Более того, ожидается, что текущий дневной уровень добычи нефти в 3 млн. баррелей (баррель - около 160 литров. - Прим. В.В.) в ближайшие семь лет сократится вполовину и через 10 лет будет менее 1 млн. баррелей. К 1 января 2003 г. прогнозировалось изъятие из недр около 30% разведанных на тот момент запасов нефти".

16 января 2003 г., газета "Афтенпостен": "Исполнительный директор компании "Ношк Шелл" (норвежский филиал транснациональной компании "Шелл". - Прим. В.В.) подтвердил факт давления производителей нефти на правительство с требованиями расширить доступ к запасам Баренцева моря".

22 марта 2006 г., Норвежская вещательная корпорация: "Глава отдела по вопросам использования природных ресурсов управления нефти Бенте Ниланд назвал удручающими результаты разведывательных буровых работ, проводимых компанией "Статойл" в Баренцевом море. Из 60 пробных скважин экономически выгодными с точки зрения разработки признаны лишь "Сневит" и "Голиаф".

31 марта 2006 г., опять НРК: "Представители политических, промышленных кругов, а также рыбопромыслового комплекса фюльке Нурланн, Тромс и Финнмарк недовольны запретом на осуществление разработок природных ресурсов в прибрежных акваториях данных провинций. По их мнению, документ не оправдал возлагаемых на него надежд. Были высказаны опасения, что в сравнении с южными областями Норвегии, где добыча нефти и газа разрешена, северные территории страны не получат полной прибыли от использования углеводородного сырья".

А теперь, наверное, самое главное. Цитируем газету "Афтенпостен" за 28 февраля с.г.: "По обнародованным: данным Центрального банка страны, объем средств национального нефтяного фонда (ННФ) увеличился в 2005 г. на 11,1% и к 1 января 2006 г. составил 1,399 млрд. крон (215 млрд. долларов). На 1 марта ННФ оценивается в 1,5 тыс. млрд. крон (221 млрд. долларов). Национальный нефтяной фонд Норвегии формируется за счет средств от добычи нефти, вкладываемых в акции и облигации иностранных компаний. Он создан в качестве гаранта проведения социально значимых программ в случае, когда запасы нефтегазовых месторождений страны иссякнут".

Вот вам и страхи экологической катастрофы! Как видно, озабоченность окружающей средой озабоченностью, а нефть нефтью. Интересно было бы узнать, какую взаимосвязь между первым и вторым видят в официальном Осло. Тем более что власти Норвегии и пресса этой страны сами отмечают готовность России взаимодействовать в решении проблемы, о чем, в частности, в ноябре 2005 г. в уже упоминавшемся выступлении в Тромсе "с радостью" говорил министр иностранных дел Йонас Гар Стере, комментируя в превосходных тонах состояние и перспективы сотрудничества с Москвой, в том числе в области морской безопасности и разработки планов совместных действий по борьбе с нефтяным загрязнением северных районов.

Поживем - увидим. И, как видно, следует ждать очередного ремейка в нефтяных тонах...

Владимир ВЛАДИМИРОВ

Опубликовано в выпуске № 37 (153) за 27 сентября 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц