Версия для печати

Безнадзорные беспилотники

Увеличивая интенсивность полетов БЛА, США столкнулись с нехваткой операторов
Милованова Любовь

Министерство обороны США намерено в ближайшие несколько лет существенно увеличить число ежедневных вылетов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) над зонами конфликтов по всему миру. При этом Пентагон впервые намеревается подключить к выполнению этих задач, помимо ВВС, другие виды вооруженных сил.

Министерство обороны США намерено в ближайшие несколько лет существенно увеличить число ежедневных вылетов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) над зонами конфликтов по всему миру. При этом Пентагон впервые намеревается подключить к выполнению этих задач, помимо ВВС, другие виды вооруженных сил.

Планы Минобороны означают признание на высоком уровне того факта, что парк беспилотной авиации военно-воздушных сил уже не может удовлетворять широкий спрос ВС на боевое воздушное патрулирование, выполняемое беспилотниками, в основном по причине серьезной нехватки операторов БЛА.

Много глаз «Большого Брата»

«Спрос превышает предложение в данном виде деятельности, – заявил официальный представитель Министерства обороны США капитан ВМС Джефф Дэвис. – Мы видим стабильный сигнал спроса со стороны всех военачальников, возглавляющих наши географические командования». По его словам, к 2019 году интенсивность полетов БЛА возрастет примерно на 50 процентов: с нынешних 60–65 до 90 в сутки. При этом беспилотный парк ВВС продолжит обеспечивать текущий уровень в 60 ежедневных вылетов для боевого патрулирования. На сухопутные войска возлагается ответственность за выполнение 10–20 ежедневных вылетов, тогда как на Командование специальных операций США – за остальные 10. Дополнительно 10 ежедневных вылетов обеспечат операторы по контракту. Управляемые ими БЛА не будут нести авиационных средств поражения.

Безнадзорные беспилотники
Фото: ang.af.mil

Планами Пентагона предусматривается повышение интенсивности применения растущего парка MQ-1C «Грей игл» (Gray Eagle) сухопутных войск США, который представляет собой модернизированный вариант «Предейтора» (Predator) военно-воздушных сил. Между тем столь важная задача ставится перед СВ в момент, когда секвестр бюджета вынуждает проводить сокращения в армии.

ВМС не располагают существенным парком крупногабаритных разведывательных БЛА. MQ-4C, разрабатываемый в интересах флота по программе обеспечения наблюдения за морскими акваториями, поступит на вооружение не ранее 2017 года.

В связи с завершением миссии США в Афганистане Министерство обороны в прошлом году пыталось сократить интенсивность ежедневного патрулирования, которая в среднем составляла 55 вылетов, выполняемых с помощью операторов ВВС. Но после того как боевики «Исламского государства» завоевали значительную часть Ирака, необходимость в беспилотниках резко возросла и США начали ежедневно выполнять задачи наблюдения, разведки и сбора информации над Ираком и Сирией.

Оговоренные планы потребуют большего числа специалистов. Необходимо рассмотреть вопрос обеспечения соответствующих бюджета, личного состава, обучения и оснащения вооруженных сил, отметил Дэвис. В частности, большая ежедневная интенсивность полетов подразумевает увеличение объемов собранной разведывательной информации, а это означает рост числа экспертов, занимающихся ее анализом.

ВВС США между тем сейчас решают сложную задачу по сохранению операторов своего парка беспилотной авиации. Основные причины увольнений – продолжительный рабочий день из-за глобального спроса, заманчивые альтернативы в частном секторе и давние жалобы на то, что в ВВС к операторам относятся как к второстепенным кадрам в сравнении с летчиками пилотируемой авиации, которые доминируют в руководстве этого вида ВС. В качестве одной из мер, призванных сохранить кадры, предлагается возможность сохранения бонуса в размере 135 тысяч долларов для списанных в запас операторов MQ-1 «Предейтор» и MQ-9 «Рипер» (Reaper).

По оценкам ВВС, им требуется ежегодное пополнение порядка 300 операторов беспилотников для эффективного выполнения поставленной задачи. Однако существующие возможности обучения позволяют готовить только около 180 военнослужащих.

Согласно недавнему докладу генеральной счетной палаты США в марте текущего года в составе ВВС имелось 83 процента необходимого количества операторов БЛА. Также в докладе отмечалось, что было подготовлено только 35 процентов операторов БЛА, требуемых для выполнения всех миссий. Американские беспилотники применяются в борьбе против боевиков ИГ в Сирии и Ираке, в конфликте в Афганистане, против экстремистских группировок типа «Аль-Шабаб» в Сомали, для сбора разведданных в Тихоокеанском регионе.

Объекты управления

Беспилотная авиационная система (БАС) MQ-1/RQ-1 «Предейтор», состоящая на вооружении ВВС США, разработана компанией «Дженерал атомикс аэронотикл систем» (General Atomics Aeronautical Systems). Каждая такая система включает четыре средневысотных БЛА типа MALE (medium-altitude, long-endurance) «Предейтор», наземную систему управления и основную спутниковую систему связи PPSL (Predator Primary Satellite Link). Для развертывания системы она загружается в контейнер, который доставляется к месту дислокации на транспортном самолете габаритов C-130 «Геркулес» (Hercules). В 2009 году стоимость одной БАС «Предейтор» составляла 20 миллионов долларов. Аппаратом управляет экипаж в составе летчика высокой квалификации и оператора систем полезной нагрузки (ПН). Группа специалистов обеспечивает готовность к вылету в нужный момент.

Хотя изначально БАС «Предейтор» разрабатывалась для разведывательных миссий, она способна также выполнять ударные задачи. Поэтому сначала аппарат обозначался RQ-1, где R (reconnaissance) означает разведывательный, а Q – дистанционно-управляемый. В последующем обозначении MQ-1 буква M (multirole) означает многоцелевой. Оно появилось в 2002 году после оснащения «Предейтора» управляемыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» (Hellfire). «Предейтор» стал первым в мире БЛА, применяемым для ударных операций.

БАС MQ-9A «Рипер» представляет глубоко модернизированную версию «Предейтора» и первоначально называлась «Предейтор-B». «Рипер» совершил первый полет в 2001 году. Эта БАС крупнее по габаритам и оснащена более мощным двигателем. Может применяться для решения широкого спектра задач и лучше подходит для выполнения ударных миссий. Спутниковая система навигации обеспечивает «Риперу» возможность круглосуточного функционирования на большой дальности. Он был разработан специально для оснащения вооружением и имеет семь узлов подвески, включая одну под фюзеляжем, которая не используется, и по три под каждой консолью крыла.

Высокотехнологичное оборудование «Рипера» включает в том числе систему целеуказания AN/DAS-1 компании «Рейтеон» и радиолокационную станцию AN/APY-8 «Линкс» (Lynx II) с синтезированной апертурой, способную работать в режиме картографирования, в носовом обтекателе. В разобранном виде «Рипер» в контейнере транспортируется самолетом типа C-130 «Геркулес».

Дальнейшее развитие «Предейтора» привело к созданию БЛА MQ-1C «Грей игл», который ранее имел обозначение MQ-12 «Уорриор» (Warrior), «Альфа Уорриор» (Alpha Warrior) и «Скай Уорриор» (Sky Warrior). Он совершил первый полет в октябре 2004 года. БЛА оснащен дизельным двигателем с толкающим винтом. Максимальная продолжительность полета – 36 часов. Может оснащаться разведывательными системами или вооружением. В июле 2013-го в небо поднялась усовершенствованная версия с улучшенными характеристиками IGE (Improved Gray Eagle). В текущем году США закупят 29 БАС «Грей игл» и доведут количество систем в строю до 152 единиц к 2022-му.

Ставка на «малышей»

Между тем еженедельник «Флайт» сообщил, что ВВС США скорее всего будут увеличивать инвестиции в небольшие БЛА после выхода в конце года давно ожидаемого документа о новом стратегическом видении. После его опубликования военно-воздушные силы выпустят свой «План полетов малых БАС». По расчетам, легкие аппараты будут выполнять многие задачи, ныне возложенные на крупногабаритные беспилотные системы, требующие гораздо больше средств. В числе таких задач наблюдение, радиоэлектронная борьба, коммуникации, а также нанесение тактических ударов в хорошо защищенных районах.

«План полетов малых БАС» (МБАС) станет первым официальным заявлением, посвященным интеграции таких беспилотных платформ в более широкую стратегию действий ВВС. Он стимулирует руководство военно-воздушных сил инвестировать средства в развитие инновационных, интегрированных возможностей МБАС для обеспечения оперативных потребностей, исторически выполняемых большими платформами. Предполагается, что в течение нескольких десятилетий ВВС вдвое увеличат количество малоразмерных БАС на вооружении, включая недавно представленные компаниями «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman) «Сэнд дрэгон» (Sand Dragon) и «Фьюри» (Fury).

Сейчас львиная доля инвестиций уходит на крупногабаритные платформы типа «Рипера» и RQ-4 «Глобал Хоук», но как отмечают в ВВС, сокращение бюджета и трудовых ресурсов заставило изменить стратегическое мышление.

О разработке «Плана полетов МБАС», который охватывает также микро- и наноплатформы 1-й группы, было объявлено в сентябре 2014-го на ежегодной конференции Ассоциации ВВС в Вашингтоне. Он предложен как аналог опубликованного в прошлом году «Вектора БАС», который исследует потенциальное применение малых и больших беспилотных аппаратов до 2038 года.

Некоторые приложения для МБАС, которые ВВС рассматривали в прошлом, включают кибератаки, разведку внутри помещений, радиорелейную связь, радиоэлектронную разведку, а также нанесение летальных и нелетальных ударов. Эта техника была предложена для автономных или полуавтономных полетов больших скоплений аппаратов и снижения нагрузки на оператора, чтобы выступать в качестве барражирующих боеприпасов или сенсорных систем наземного или воздушного базирования.

МБАС могут быть ограничены по мощности и грузоподъемности, но официальные представители ВВС считают, что эти системы лучше подходят для выполнения таких задач, как полнокадровая видеоразведка, чем, в частности, «Риперы» и «Предейторы». Как полагают эксперты, смещение акцента ВВС в сторону МБАС может быть с подозрением воспринято сухопутными войсками и КМП, которые являются крупнейшими сторонниками небольших тактических БЛА и конкурируют за одни и те же ограниченные ресурсы.

БЛА на взлете

Между тем аналитическая компания «Тил групп» (Teal Group) прогнозирует, что мировое производство БЛА утроится в течение следующих десяти лет. По ее данным, ежегодный выпуск БЛА вырастет с нынешних 1,4 миллиарда до 14 миллиардов долларов, а общий объем производства в течение десятилетия составит 93 миллиарда. На военные БЛА придется 72 процента всех затрат, на платформы для широкого потребления – 23 процента, на аппараты для гражданской авиации – 5 процентов. Вместе с тем применение БЛА в гражданской авиации будет расти самыми быстрыми темпами по мере открытия воздушного пространства для их полетов по всему миру. США останутся лидером по разработке и применению БАС.

По мнению аналитиков «Тил групп», рынок БЛА выглядит стабильно развивающимся и стимулируется появлением новых технологий, таких как беспилотные боевые системы следующего поколения, а также новыми секторами на рынке, такими как БЛА гражданской авиации и беспилотники для широкого потребления.

Опубликовано в выпуске № 32 (598) за 26 августа 2015 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Фома
Фома
25 августа 2015
Проблема нехватки операторов БПЛА и их подготовки - безусловно, важная, что лишний раз подчеркивается в названии и подзаголовке статьи. Однако, в самой статье оная проблема рассматривается только на уровне констатации факта ее наличия в нескольких абзацах первого раздела статьи. ( Оставшиеся разделы статьи посвящены описанию конкретных систем БПЛА ). Никаких подробностей и аналитики по данной проблеме не приводится, что вызывает большое сожаление, учитывая интерес данной темы. Кроме того, надо учитывать, что, несмотря на важность данной проблемы, она носит достаточно локальный и ограниченный характер на фоне массы нерешенных чисто технологических проблем в области БПЛА.
Аватар пользователя Влад391
Влад391
26 августа 2015
Фоме, Милованова поднимает важные, интересные и сложные вопросы, но она совершенно не обязана давать ответы на них. Более того, даже эксперты расходятся в своих суждениях на эти темы. И многое объясняется даже не сложностью и специфичностью этой новой области, сколько тем, что она является частью другой более общей проблемы. Эта более общая проблема - развитие и особенности робототехники в целом. В любом случае мы можем использовать многое из уже наработанного в сфере БЛА в других странах и тем самым избежать напрасной траты ресурсов и времени.
Аватар пользователя Фома
Фома
27 августа 2015
Владу : Должен эксперт или не должен давать ответы на поднимаемые проблемы - вопрос несколько спорный, поскольку простая констатация факта наличия проблемы без ее обсуждения превращается в очередное банальное утверждение банальной истины, и без того всем хорошо известной. По крайней мере, можно просто взглянуть на хорошо известную проблему с несколько неожиданной и новой точки зрения. Насчет того, что "... мы можем использовать многое из уже наработанного в сфере БЛА в других странах и тем самым избежать напрасной траты ресурсов и времени ..." - так мы же всю жизнь только этим и занимаемся ... И не только в данной области. И не только мы, а и все прочие тоже ...
Аватар пользователя Влад391
Влад391
27 августа 2015
Фоме, не каждый автор должен быть экспертом, но хорошим обозревателем вполне быть может и без того. Вы путаете здесь, я ведь писал, что даже эксперты и т.д. Далее постановка вопроса (проблемы) и констатация наличия проблемы не совсем одно и тоже, здесь нужна большая аккуратность. Нам никто не мешает обсуждать и расширять поднятый вопрос, наконец, просто дать развернутое пожелание того, что и как мы хотели бы узнать. А редакция найдет автора и материал по нашим запросам. При чем тут банальность? Еще менее понятно, чем вам не нравится использование наработанного опыта вместо "изобретения велосипеда"? И что совсем странно, что вы "пропускаете" еще одну статью Миловановой здесь же (в этом же номере) и тоже о БЛА, в которой уж точно представлено многое на отсутствие чего вы так сетуете. Возможно, я не столь глубоко копаю, но обнаружил там много интересного, с наилучшими пожеланиями Влад391.
Аватар пользователя Фома
Фома
28 августа 2015
Владу : Я охотно соглашаюсь с тем, что другая статья данного автора в этом же номере ( "«Мухобойка» для Пентагона" ) действительно выглядит гораздо лучше, но я же не собираюсь здесь обсуждать все вообще творчество данного автора. Просто конкретно эта данная статья стадает недостатками, что я и отметил. В конце концов, для большей определенности можно четко определить, к какому классу относится данная статья. Она научно-техническая ? Научно-популярная ? Информационный обзор ? Если определим - тогда и претензии к ней соответствующие будут ... Что касается использования наработанного опыта, то использовать таковый никому не возбраняется, я выразился не в смысле "изобретения велосипеда", а в том смысле, что кто-то и когда-то должен же первым создать этот "наработанный опыт". И почему бы это не сделать нам ?
Аватар пользователя Влад391
Влад391
28 августа 2015
Фоме, полностью за то, чтобы "создавать первыми", с этим не так уж все и плохо, также согласен, что мы читатели имеем право на собственные оценки, которые бывают не свободны от субъективных суждений. Кажется мы пришли к некоторому общему пониманию, что радует и бывает не часто. На мой взгляд из описанных категорий это ближе к информационному обзору. В целом робототехника и БЛА заслуживают внимания и долго еще будут генерировать самые разные концепции и отношение к себе. Надеюсь мы еще много интересного узнаем и обсудим.
Аватар пользователя Фома
Фома
28 августа 2015
Влад391 : "... В целом робототехника и БЛА заслуживают внимания и долго еще будут генерировать самые разные концепции и отношение к себе ..." - охотно соглашаюсь со сказанным, да только кабы вот только генерация подобных разных концепций не закончилась реальностью в стиле заставочных эпизодов из "Терминаторов" с неотразимым Арни Шварцем ...
Аватар пользователя Петя
Петя
30 августа 2015
Тема БЛА и робототехники самая актуальная на сегодня, ибо следует далее коренной пересмотр многих стратегий и тактик. Только мало статей и авторов по данной теме, и в основном по БЛА, когда в других родах войск нужда в них не менее. От одного автора нельзя требовать всеобьёмного рассмотра вопроса, слишком многое оно охватывает: как глубинную, тактическую и ближнюю разведку, обеспечение, так и боевые-ударные свойства, с обширным сопроводительным обслуживанием,- целый подвид войск назревает. Пока самыми быстрыми темпами развивается БЛА, так, как для США и прочих актуальны сегодняшним задачам,- против слабовооруженного полугражданского противника на обширных труднодоступных территориях. Для наших ВС планку сразу нужно устанавливать на высокотехнического и высокопрофессионального противника. Потому и полный ход по данному направлению, и кажется сдвигаемся с мёртвой точки за последнее пятилетие, хотя темпы ещё не достигают нужного уровня, а значит будем ,как всегда, тащится в догонку.
Аватар пользователя Фома
Фома
25 августа 2015
Проблема нехватки операторов БПЛА и их подготовки - безусловно, важная, что лишний раз подчеркивается в названии и подзаголовке статьи. Однако, в самой статье оная проблема рассматривается только на уровне констатации факта ее наличия в нескольких абзацах первого раздела статьи. ( Оставшиеся разделы статьи посвящены описанию конкретных систем БПЛА ). Никаких подробностей и аналитики по данной проблеме не приводится, что вызывает большое сожаление, учитывая интерес данной темы. Кроме того, надо учитывать, что, несмотря на важность данной проблемы, она носит достаточно локальный и ограниченный характер на фоне массы нерешенных чисто технологических проблем в области БПЛА.
Аватар пользователя Влад391
Влад391
26 августа 2015
Фоме, Милованова поднимает важные, интересные и сложные вопросы, но она совершенно не обязана давать ответы на них. Более того, даже эксперты расходятся в своих суждениях на эти темы. И многое объясняется даже не сложностью и специфичностью этой новой области, сколько тем, что она является частью другой более общей проблемы. Эта более общая проблема - развитие и особенности робототехники в целом. В любом случае мы можем использовать многое из уже наработанного в сфере БЛА в других странах и тем самым избежать напрасной траты ресурсов и времени.
Аватар пользователя Фома
Фома
27 августа 2015
Владу : Должен эксперт или не должен давать ответы на поднимаемые проблемы - вопрос несколько спорный, поскольку простая констатация факта наличия проблемы без ее обсуждения превращается в очередное банальное утверждение банальной истины, и без того всем хорошо известной. По крайней мере, можно просто взглянуть на хорошо известную проблему с несколько неожиданной и новой точки зрения. Насчет того, что "... мы можем использовать многое из уже наработанного в сфере БЛА в других странах и тем самым избежать напрасной траты ресурсов и времени ..." - так мы же всю жизнь только этим и занимаемся ... И не только в данной области. И не только мы, а и все прочие тоже ...
Аватар пользователя Влад391
Влад391
27 августа 2015
Фоме, не каждый автор должен быть экспертом, но хорошим обозревателем вполне быть может и без того. Вы путаете здесь, я ведь писал, что даже эксперты и т.д. Далее постановка вопроса (проблемы) и констатация наличия проблемы не совсем одно и тоже, здесь нужна большая аккуратность. Нам никто не мешает обсуждать и расширять поднятый вопрос, наконец, просто дать развернутое пожелание того, что и как мы хотели бы узнать. А редакция найдет автора и материал по нашим запросам. При чем тут банальность? Еще менее понятно, чем вам не нравится использование наработанного опыта вместо "изобретения велосипеда"? И что совсем странно, что вы "пропускаете" еще одну статью Миловановой здесь же (в этом же номере) и тоже о БЛА, в которой уж точно представлено многое на отсутствие чего вы так сетуете. Возможно, я не столь глубоко копаю, но обнаружил там много интересного, с наилучшими пожеланиями Влад391.
Аватар пользователя Фома
Фома
28 августа 2015
Владу : Я охотно соглашаюсь с тем, что другая статья данного автора в этом же номере ( "«Мухобойка» для Пентагона" ) действительно выглядит гораздо лучше, но я же не собираюсь здесь обсуждать все вообще творчество данного автора. Просто конкретно эта данная статья стадает недостатками, что я и отметил. В конце концов, для большей определенности можно четко определить, к какому классу относится данная статья. Она научно-техническая ? Научно-популярная ? Информационный обзор ? Если определим - тогда и претензии к ней соответствующие будут ... Что касается использования наработанного опыта, то использовать таковый никому не возбраняется, я выразился не в смысле "изобретения велосипеда", а в том смысле, что кто-то и когда-то должен же первым создать этот "наработанный опыт". И почему бы это не сделать нам ?
Аватар пользователя Влад391
Влад391
28 августа 2015
Фоме, полностью за то, чтобы "создавать первыми", с этим не так уж все и плохо, также согласен, что мы читатели имеем право на собственные оценки, которые бывают не свободны от субъективных суждений. Кажется мы пришли к некоторому общему пониманию, что радует и бывает не часто. На мой взгляд из описанных категорий это ближе к информационному обзору. В целом робототехника и БЛА заслуживают внимания и долго еще будут генерировать самые разные концепции и отношение к себе. Надеюсь мы еще много интересного узнаем и обсудим.
Аватар пользователя Фома
Фома
28 августа 2015
Влад391 : "... В целом робототехника и БЛА заслуживают внимания и долго еще будут генерировать самые разные концепции и отношение к себе ..." - охотно соглашаюсь со сказанным, да только кабы вот только генерация подобных разных концепций не закончилась реальностью в стиле заставочных эпизодов из "Терминаторов" с неотразимым Арни Шварцем ...
Аватар пользователя Петя
Петя
30 августа 2015
Тема БЛА и робототехники самая актуальная на сегодня, ибо следует далее коренной пересмотр многих стратегий и тактик. Только мало статей и авторов по данной теме, и в основном по БЛА, когда в других родах войск нужда в них не менее. От одного автора нельзя требовать всеобьёмного рассмотра вопроса, слишком многое оно охватывает: как глубинную, тактическую и ближнюю разведку, обеспечение, так и боевые-ударные свойства, с обширным сопроводительным обслуживанием,- целый подвид войск назревает. Пока самыми быстрыми темпами развивается БЛА, так, как для США и прочих актуальны сегодняшним задачам,- против слабовооруженного полугражданского противника на обширных труднодоступных территориях. Для наших ВС планку сразу нужно устанавливать на высокотехнического и высокопрофессионального противника. Потому и полный ход по данному направлению, и кажется сдвигаемся с мёртвой точки за последнее пятилетие, хотя темпы ещё не достигают нужного уровня, а значит будем ,как всегда, тащится в догонку.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц