Версия для печати

Ключи от неба и электричество в Арктике

Предприятия холдинга «Высокоточные комплексы» показали на МАКСе-2015 уникальные разработки
Рамм Алексей

Прошедший в августе в подмосковном Жуковском авиационно-космический салон привлек к себе пристальное внимание не только специалистов, но и широкую общественность. Дававшиеся в СМИ прогнозы о том, что в нынешней международной ситуации экспозиция будет скудной, оправдались с точностью до наоборот.

Прошедший в августе в подмосковном Жуковском авиационно-космический салон привлек к себе пристальное внимание не только специалистов, но и широкую общественность. Дававшиеся в СМИ прогнозы о том, что в нынешней международной ситуации экспозиция будет скудной, оправдались с точностью до наоборот.

В частности, в так называемые дни для специалистов европейский авиастроительный гигант «Эрбас» показал свой самый современный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер с композитным крылом А-350. Большие экспозиции (правда, без «живых» самолетов) были у конкурентов европейских авиастроителей – американского «Боинга» и бразильского «Эмбраера». Южноафриканская фирма «Денел» представила новейшие разработки в области беспилотной авиации, ракетостроения и т. д.

Именитых российских и зарубежных участников Московского авиационно-космического салона можно перечислять долго, и все же самое пристальное внимание как экспертов, так и журналистов было обращено на стенды предприятий холдинга «Высокоточные комплексы».

Показ в боевом положении

«Высокоточные комплексы» отлично выполнили «домашнюю работу», не только представили на объединенном стенде различные макеты своей продукции, но и подготовили отличную статичную экспозицию.

Используя ГТА, танк, не расходуя моторесурс и топливо, не демаскируя свои позиции, может находиться в укрытии или засаде около суток

Первое, что бросалось в глаза всем подходящим к павильону С-1, – стоящие рядом комплексы: зенитный ракетно-пушечный «Панцирь-С1», противотанковый ракетный «Корнет-ЭМ». Обе машины – в так называемом боевом положении.

На выкрашенном в желтый, «пустынный» цвет ЗРПК «Панцирь» (по классификации НАТО – Greyhound, «Гончая») были развернуты как уникальные скорострельные зенитные автоматы, так и пусковые установки (ПУ) зенитных управляемых ракет. В рабочем положении находились радиолокационные и оптико-электронные станции.

На крыше закамуфлированного, специально доработанного для установки ПТРК «Корнет» бронеавтомобиля «Тигр» все желающие могли увидеть поднятые из специального отсека в кузове машины ПУ с размещенными в них противотанковыми ракетами в специальных контейнерах.

Ключи от неба и электричество в Арктике
Коллаж Андрея Седых

Во время выставки расчет этого разработанного Тульским конструкторским бюро приборостроения противотанкового ракетного комплекса не раз показывал, как за считаные секунды «Корнет» из боевого положения переходит в походное.

На самом стенде в павильоне С-1, в разделе Коломенского конструкторского бюро машиностроения был представлен переносной зенитно-ракетный комплекс «Верба». Все желающие могли не только взять в руки этот совсем недавно принятый на вооружение Российской армии ПЗРК, но и попробовать занять с ним боевую позицию, ознакомиться с управлением. Проще говоря – почувствовать себя настоящим оператором «Вербы».

«Это только кажется, что поднять ПЗРК, примериться к нему, пощелкать переключателями – такой аттракцион для взрослых. На самом деле мы оцениваем, насколько удобно оператору работать с «Вербой». Если он быстро устает, его внимание падает, а значит, даже при хорошем целеуказании не удастся взять на сопровождение вражеский самолет или вертолет и потом сбить его. В горячке боя на это отводится всего несколько секунд, и что будет, если оператор перепутает переключатели?!» – поделился впечатлениями с «Военно-промышленным курьером» представитель иностранной военной делегации, пожелавший остаться неназванным. С точки зрения эргономики, удобства работы оператора новейший российский ПЗРК ему очень понравился.

Мозги «Искандера»

Помимо таких именитых разработчиков и производителей вооружения и военной техники, как Тульское КБ приборостроения и Коломенское КБ машиностроения, в экспозиции холдинга «Высокоточные комплексы» принял участие известный только узкому кругу специалистов Московский центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ). Он, как указывается в официальных документах, занимает лидирующее положение в разработке высокоточных систем наведения и управления оружием. На Московском авиационно-космическом салоне предприятие представило важнейшие элементы оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер» – пункт приема информации (ППИ) и командно-штабную машину (КШМ). Все желающие могли просмотреть видеоролик, какие задачи эти агрегаты выполняют в боевой обстановке. После обнаружения противника средствами разведки, в том числе видовыми, радиолокационными, космическими, данные и координаты целей поступают на ППИ, откуда после обработки передаются по радиоканалам в УКВ-диапазоне на командно-штабные машины. Дальность обмена информацией между ППИ и КШМ может составлять десятки километров. А команда на пусковые установки передается на еще большее расстояние. В КВ-диапазоне это несколько сот километров.

Перспективная энергия

Рядом с ЦНИИАГ свои изделия представляло находящееся в Челябинске СКБ «Турбина». Специальное конструкторское бюро – единственный в России и ближнем зарубежье разработчик и производитель малогабаритных газотурбинных двигателей и энергоагрегатов.

Изделиями «Турбины», в частности упомянутыми газотурбинными энергоагрегатами (ГТА), оснащены многие современные образцы вооружения и военной техники, в том числе танки Т-90, Т-80 и Т-72, самоходные гаубицы «Мста», зенитно-ракетные системы С-300 и ОТРК «Искандер».

Для чего нужен ГТА? При выключенном основном двигателе он обеспечивает электроэнергией все электронные системы боевых машин. Причем делать это энергоагрегат способен в температурном коридоре от -50 до +50 градусов более 20 часов. Фактически используя ГТА, танк, не расходуя моторесурс и топливо, не демаскируя свои позиции, может находиться в укрытии или засаде около суток. Энергоагрегат также помогает заряжать аккумуляторные батареи и запускать основной двигатель даже при очень сильном морозе.

В основе работы ГТА лежит турбина, которая крутит генератор, подающий постоянный электрический ток в бортовую сеть боевой машины. Причем работают агрегаты не только на обычном дизельном топливе, но и на бензине и даже, как это ни удивительно, на керосине.

Для установки на разрабатываемые новые образцы военной техники выбраны серийные ГТА, прошедшие глубокую доработку, связанную с высокой насыщенностью новейшего танка различной электроникой.

СКБ «Турбина» также разрабатывает и выпускает различную гражданскую продукцию. В частности, на Московском авиационно-космическом салоне были представлены аэродромный пуско-зарядный агрегат АПА-18, малоразмерный турбореактивный двигатель ТД-30 и работающая на природном газе микрогазотурбинная установка МГТУ-100, выдающая 100 киловатт мощности.

Как пояснили специалисты «Турбины», МГТУ – перспективная инициативная разработка конструкторского бюро, призванная обеспечить заказчиков бесперебойным электроснабжением в сложных условиях низких температур, в частности при работе в Арктике. Так, в июле нынешнего года на московской выставке «Нефть и газ» установка сразу привлекла к себе внимание компаний, занимающихся нефте- и газодобычей. Большое количество месторождений находится в регионах со сложным климатом, поэтому нет ничего удивительного, что промысловики заинтересовались установкой, способной обеспечивать стабильное и бесперебойное электроснабжение.

Работы по МГТУ завершаются, СКБ планирует вывести ее на рынок в 2016 году, уже формируется портфель заказов на эту уникальную установку. По словам представителей конструкторского бюро, планируется выпустить целую линейку газотурбинных энергоустановок различной мощности.

В настоящее время американская корпорация CAPstone продвигает на мировом рынке подобную продукцию, но СКБ «Турбина», несомненно, сможет потеснить конкурентов на отечественном, а возможно, и на мировом рынке. Кстати, установка собирается целиком из отечественных комплектующих, включая всю электронику.

В экстремально холодных условиях благодаря использованию турбины на природном газе работает и аэродромный пусковой агрегат АПА-18. Он превосходит ближайших конкурентов не только по предельным температурам использования, но и по выдаваемой мощности.

Работы по малогабаритному ТД-30 пока продолжаются. Одно из направлений применения двигателя – беспилотная авиация. По словам представителей СКБ «Турбина», он по желанию заказчика может быть доработан как для возвращаемых летательных аппаратов (ЛА), так и для одноразовых. В настоящее время двигатель способен поднимать в воздух ЛА весом в несколько сот килограммов на несколько часов.

Опубликовано в выпуске № 34 (600) за 9 сентября 2015 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя КП/SS
КП/SS
08 сентября 2015
//Используя ГТА, танк, не расходуя моторесурс и топливо, не демаскируя свои позиции, может находиться в укрытии или засаде около суток// - Расход газотурбинного двигателя, даже самого маленького, будет не меньше расхода танкового дизеля на «малом газе». Высокая температура выхода газов ГТД хорошо видна в тепловизоре, а на морозе и подавно ( короче, запустил ВСУ и уже потенциальный труп). //В основе работы ГТА лежит турбина, которая крутит генератор, подающий постоянный электрический ток в бортовую сеть боевой машины. Причем работают агрегаты не только на обычном дизельном топливе, но и на бензине и даже, как это ни удивительно, на керосине//- Керосин является оптимальным топливом для ГТД , для работы на «вынужденном» топливе применяются дополнительные конструктивные решения ( для бензина- увеличенное давление в магистралях низкого давления и специальные блоки клапанов для сброса «паровых пробок» перед запуском; для солярки - предпусковой электрический обогрев форсунок топлива «на пуске» и в фильтре). Статью написал писатель-«негр» и попытался выставить писателя-«работодателя» дураком, ему это удалось.
Аватар пользователя Вадим
Вадим
14 сентября 2015
Это нормально. Задачей авторов является не точность информации, а компиляция из доступного и выдача в срок материала, вызывающего нужный эмоциональный отклик. Сказано, что наши танки самые лучшие и наша промышленность самая высокотехнологичная и самая промышленная - получите. Один недостаток - будизм. К 2030 году будет..... //американская корпорация CAPstone продвигает... //СКБ «Турбина», несомненно, сможет... А пока будем экономить моторесурс танков из СССР.
Аватар пользователя Злой танкист
Злой танкист
26 октября 2015
Да ну что вы, КП/SS две фразы знакомые увидел и выдал сок мозга. Не мешайте товарищу борцунствовать. Видать новая "абрамсовская" ВСУ теплового следа не дает или на "лео-2а7" штейровская ВСУ такая уж супер незаметная.
Аватар пользователя Злой танкист
Злой танкист
26 октября 2015
Ну и в качестве дополнения. Для ГТА на российских танках дизтопливо является официально основным топливом, тогда как бензини керосин- дополнительным.
Аватар пользователя Ихтиандр
Ихтиандр
24 апреля 2017
Для Арктики нужно разработать новую силовую установку. Свободнопоршневой Стирлинг с линейным электрогенератором, работающий от любого нагревателя, вплоть до Солнца, которого там бывает много. Предпочительным горючим для условий Арктики будет не содержащее водорода, т.е. не образующее воды при сгорании. Это уголь! Его и возить туда проще — никаких бочек не надо. Скорее всего его там и добывать получится, прямо на месет.
Аватар пользователя КП/SS
КП/SS
08 сентября 2015
//Используя ГТА, танк, не расходуя моторесурс и топливо, не демаскируя свои позиции, может находиться в укрытии или засаде около суток// - Расход газотурбинного двигателя, даже самого маленького, будет не меньше расхода танкового дизеля на «малом газе». Высокая температура выхода газов ГТД хорошо видна в тепловизоре, а на морозе и подавно ( короче, запустил ВСУ и уже потенциальный труп). //В основе работы ГТА лежит турбина, которая крутит генератор, подающий постоянный электрический ток в бортовую сеть боевой машины. Причем работают агрегаты не только на обычном дизельном топливе, но и на бензине и даже, как это ни удивительно, на керосине//- Керосин является оптимальным топливом для ГТД , для работы на «вынужденном» топливе применяются дополнительные конструктивные решения ( для бензина- увеличенное давление в магистралях низкого давления и специальные блоки клапанов для сброса «паровых пробок» перед запуском; для солярки - предпусковой электрический обогрев форсунок топлива «на пуске» и в фильтре). Статью написал писатель-«негр» и попытался выставить писателя-«работодателя» дураком, ему это удалось.
Аватар пользователя Вадим
Вадим
14 сентября 2015
Это нормально. Задачей авторов является не точность информации, а компиляция из доступного и выдача в срок материала, вызывающего нужный эмоциональный отклик. Сказано, что наши танки самые лучшие и наша промышленность самая высокотехнологичная и самая промышленная - получите. Один недостаток - будизм. К 2030 году будет..... //американская корпорация CAPstone продвигает... //СКБ «Турбина», несомненно, сможет... А пока будем экономить моторесурс танков из СССР.
Аватар пользователя Злой танкист
Злой танкист
26 октября 2015
Да ну что вы, КП/SS две фразы знакомые увидел и выдал сок мозга. Не мешайте товарищу борцунствовать. Видать новая "абрамсовская" ВСУ теплового следа не дает или на "лео-2а7" штейровская ВСУ такая уж супер незаметная.
Аватар пользователя Злой танкист
Злой танкист
26 октября 2015
Ну и в качестве дополнения. Для ГТА на российских танках дизтопливо является официально основным топливом, тогда как бензини керосин- дополнительным.
Аватар пользователя Ихтиандр
Ихтиандр
24 апреля 2017
Для Арктики нужно разработать новую силовую установку. Свободнопоршневой Стирлинг с линейным электрогенератором, работающий от любого нагревателя, вплоть до Солнца, которого там бывает много. Предпочительным горючим для условий Арктики будет не содержащее водорода, т.е. не образующее воды при сгорании. Это уголь! Его и возить туда проще — никаких бочек не надо. Скорее всего его там и добывать получится, прямо на месет.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц