Версия для печати

Двенадцать финансовых ударов

Михайлов Виктор
Проект военного бюджета-2006 во многом зависит от того, как государство намерено финансировать оборонные Федеральные целевые программы (ФЦП) - программы решения важнейших государственных проблем. И прежде всего те из них, что определены решениями президента и правительства РФ. Именно так и формулируются цели и задачи Федеральной адресной инвестиционной программы, являющейся составной частью проекта бюджета на следующий год и внесенной в Госдуму одновременно с ним. В сфере национальной обороны в 2006 г. наш Белый дом наметил финансирование бюджетом двенадцати адресных инвестиционных программ из 48 запланированных правительством в целом. Общие ассигнования на их реализацию составят 39,9 млрд. руб., что на 10 млрд. больше, чем в текущем году. В целом инвестиции в сфере обороны составят13% от общего объема Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 г.


РОСТ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА-2006 СВЯЗАН С УВЕЛИЧЕНИЕМ АССИГНОВАНИЙ НА КОСМОС, ПЕРЕХОД НА КОНТРАКТ И УНИЧТОЖЕНИЕ ИЗЛИШКОВ ОРУЖИЯ


Проект военного бюджета-2006 во многом зависит от того, как государство намерено финансировать оборонные Федеральные целевые программы (ФЦП) - программы решения важнейших государственных проблем. И прежде всего те из них, что определены решениями президента и правительства РФ. Именно так и формулируются цели и задачи Федеральной адресной инвестиционной программы, являющейся составной частью проекта бюджета на следующий год и внесенной в Госдуму одновременно с ним. В сфере национальной обороны в 2006 г. наш Белый дом наметил финансирование бюджетом двенадцати адресных инвестиционных программ из 48 запланированных правительством в целом. Общие ассигнования на их реализацию составят 39,9 млрд. руб., что на 10 млрд. больше, чем в текущем году. В целом инвестиции в сфере обороны составят13% от общего объема Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 г.
{{direct_hor}}
"Рост ассигнований связан с увеличением финансирования по таким общественно-значимым программам, как "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы", Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2005-2010 годы", - отмечается в пояснительной записке к проекту Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 г. Через раздел "Национальная оборона" также будет идти финансирование программ "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах", "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг., "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрыво-пожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы", "Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы" и других.

Само правительство в пояснительной записке к перечню ФЦП, предлагаемых к финансированию из бюджета-2006, в сфере национальной обороны выделяет следующие направления: строительство и модернизация стратегически важных для страны объектов, реализация программ технологического профиля и прорывных инновационных проектов, стратегически значимые программы для расширения экспортного потенциала, модернизации Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса, включая проекты по модернизации производственного потенциала ОПК и международные проекты в сфере вооружения и военной техники.

По большому счету, большинство "военных" ФЦП действительно подпадают под вышеназванные задачи. К чему, как не к "модернизации Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса", можно отнести, например, Федеральные целевые программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг. и "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)"? На них, кстати, приходится почти 70% всего финансирования военных инвестиционных программ, а это более 30 млрд. руб. Безусловно, "стратегически важным для страны объектом" (особенно после победы на Украине "оранжевой революции") становится создание системы базирования Черноморского флота на территории России. Но вот "международные проекты в сфере вооружения и военной техники" - это в основном программы уничтожения запасов ВВТ. А в будущем году придется выполнять четыре таких программы.

Особняком в этом перечне стоит ФЦП "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы". Пожалуй, это единственная действительно инвестиционная программа в рамках военного бюджета, способная привести к "прорывам" и расширению экспортного потенциала.

К АРМИИ "НОВОГО ТИПА"

А теперь поговорим о каждой программе отдельно. Отметим, что стоимость Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг. в следующем году составит 22,3 млрд. руб. Это на 15% превышает финансирование текущего года (19,7 млрд.) и более чем в 2 раза финансирование 2004 г. (9,6 млрд.).

Напомним, что целью программы является обеспечение перехода к профессиональной армии путем создания условий, обеспечивающих заключение первичных контрактов и наращивание численности военнослужащих-контрактников до 147578 человек. Данная численность позволит укомплектовать контрактниками соединения и части постоянной боевой готовности. В целом на ФЦП "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг. потребуется 79 млрд. 91 млн. руб. в ценах 2003 г. (года утверждения программы).

Правительство считает, что в 2004 г. план по переводу на контракт был выполнен Минобороны РФ более чем на 150% (набрано более 19200 контрактников), МВД - на 104% (4035 "профи"). В текущем году эта работа продолжается, но основное внимание уделяется реконструкции существующих казарм и общежитий и возведению новых, строительству недостающих столовых, клубов, медпунктов и других социальных объектов.

В 2006 г. главная задача этой ФЦП - обеспечение условий для укомплектования контрактниками должностей солдат, сержантов и старшин в соединениях и частях постоянной готовности ВС РФ, Погранвойск ФСБ и Внутренних войск МВД, а также планомерное замещение военнослужащими-контрактниками должностей солдат, сержантов и старшин в частях, выполняющих задачи или дислоцированных в "горячих точках".

На создание положительного образа новой Российской армии направлена и ФЦП "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года". Проектом бюджета-2006 на ее реализацию выделяется около 149 млн. руб. Это, кстати, почти на 60 млн. меньше, чем в текущем году.

Цель этой программы - "приведение количественных и качественных параметров системы военного образования в России в соответствие со структурой, численностью и задачами ВС РФ, других войск и воинских формирований". В 2004 г., когда началась реализация этой ФЦП, были проведены научные исследования по вопросам совершенствования законодательной базы военного образования, содержания подготовки слушателей и курсантов, организации управления военным образованием. В текущем году главной задачей стало обеспечение выполнения военными учебными заведениями требований государственных образовательных стандартов, проведение эксперимента по подготовке офицеров на базе гражданских вузов для последующего прохождения ими военной службы по контракту.

Планируемые задачи на следующий год: укрупнение военно-учебных заведений и совершенствование их материально-технической базы, организация подготовки офицеров из числа студентов гражданских вузов для последующего прохождения ими военной службы по контракту.

РЕКОРДНОЕ ВЛИВАНИЕ В ОПК

На реформирование и развитие ОПК в 2006 г. Белый дом готов выделить 9 млрд. 221 млн. рублей. Таким образом, последний год реализации Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" станет рекордным по объему финансирования. Для сравнения: в текущем году на ее выполнение бюджет выделил 8,4 млрд. руб., в 2004 г. - чуть более 3,7 млрд.

Необходимо подчеркнуть, что эта ФПЦ направлена на оптимизацию состава и структуры ОПК, создание условий для устойчивого его развития, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения. В рамках реализации программы в текущем году производится реконструкция 25 тыс. кв. м производственных площадей и техническое перевооружение производств на 38 объектах. В 2006 г. планируется завершение 58 инвестиционных проектов и создание производственных мощностей под выпуск гражданской продукции объемом более 5,2 млрд. руб. в год.

Но здесь есть и проблемы. Программа оценивалась в 35,6 млрд. рублей. Однако уже сегодня недофинансирование ее составляет более 5 млрд. Например, в 2004 г., если заглянуть в "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", планировалось выделение 6 млрд. 935 млн. рублей, но реальное финансирование составило всего чуть больше половины - 3 млрд. 777 млн.

На развитие оборонно-промышленных технологий нацелены и две космические программы. 41 млрд. 580 млн. руб. намечается направить в следующем году на реализацию Федеральной космической программы России (ФКПР). Понятно, далеко не все эти средства идут по бюджетному разделу "Национальная оборона". Однако напомним, что согласно ФКПР намечаются запуски 2-х пилотируемых и 4-х грузовых транспортных кораблей в рамках проекта МКС, запуски космического аппарата "Метеор-М", международного космического аппарата "Стерх" в рамках выполнения четырехстороннего межправительственного "Соглашения о Международной программе КОСПАС-САРСАТ". Добавим к этому и работу по поддержанию инфраструктуры космодрома "Байконур" и над другими проектами.

В целом же на развитие космодромов в будущем году правительство готово направить 1,5 млрд. руб. (из 9,5 млрд., предусмотренных для ФЦП "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы"). В 2006 г. в рамках реализации программы по космодромам запланировано строительство универсального стартового комплекса "Ангара" с реконструкцией системы внешнего электроснабжения космодрома, реконструкция основных зданий и сооружений космодрома "Плесецк", а также проведение перевооружения (модернизации) технических систем обеспечения подготовки и пуска ракетоносителей и космических аппаратов. Кроме того, планируется проведение экологического мониторинга районов падения отделяющихся частей ракетоносителей.

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ

Теперь о "разоруженческом" блоке. Безусловный лидер в нем - Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". В следующем году ее финансирование из госбюджета планируется увеличить более чем на 50%. Если в нынешнем году Белый дом дает на эти цели 11,1 млрд. руб., то проектом бюджета-2006 предлагается выделить уже 18,2 млрд. руб.

Видимо, стоит сообщить и о результатах выполнения программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". В 2004 г. было уничтожено 145 тонн отравляющих веществ (ОВ), а также 6 532 тонны промышленных отходов от детоксикации ОВ. В текущем году планируется ввод в эксплуатацию объектов по уничтожению химоружия в г. Камбарка (Удмуртия), первой очереди объекта по уничтожению химоружия в п. Марадыковский (Кировская обл.), продолжается строительство объектов в г. Щучье (Курганская обл.), п. Леонидовка (Пензенская обл.), г. Почеп (Брянская обл.) и п. Кизнер (Удмуртия). В 2006 г. продолжится строительство семи объектов по уничтожению химоружия, чтобы исполнить международные обязательства России по выполнению "Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении" в части уничтожения к 29 апреля 2007 г. 20% российских запасов ХО.

В рамках реализации ФЦП "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)" в следующем году планируется утилизировать 18 атомных подводных лодок, 82 межконтинентальные баллистические ракеты, 65 баллистических ракет подводных лодок, 1367 танков и бронемашин и 350 тысяч тонн других вооружений. На все это проектом бюджета-2006 выделяется 4 млрд. 433 млн. руб. Цель этой ФЦП, как известно, сокращение на 70% расходов по хранению излишков военного имущества, снижение уровня радиационной, взрыво- и пожароопасности в местах хранения этих вооружений, военной и специальной техники.

Одна важная деталь. Финансирование промышленной утилизации вооружения и военной техники в будущем году будет снижено по сравнению с текущим годом практически на треть (в 2005 г. на утилизацию ВВТ бюджет давал 6,5 млрд. руб.). Напомним, что в текущем году должно быть утилизировано 17 атомных подводных лодок, 111 межконтинентальных баллистических ракет, 58 баллистических ракет подводных лодок, 12 687 танков и бронемашин и 315 тысяч тонн других вооружений.

А вот финансирование ФЦП "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрыво- пожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы" в 2006 г. будет увеличено вдвое и составит 2,4 млрд. руб. Следует сказать, что у этой программы очень конкретная цель - "приведение существующих объектов хранения запасов взрывоопасных элементов вооружения, военной и специальной техники и взрывчатых материалов в соответствие с требованиями действующего законодательства по нормативам хранения и нормам обслуживания". Фактически планируется вывести из городов и населенных пунктов тринадцать объектов хранения. Прогнозируется, что после реализации ФЦП количество возможных чрезвычайных ситуаций в местах хранения сократится с сегодняшних 30 до 3 в год. Это предотвратит экономический ущерб к концу 2015 г. на 80-100 млрд. руб.

К РОДНЫМ БЕРЕГАМ

В следующем году на реализацию ФЦП "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах" выделяется 1 млрд. 151 млн. руб. Эти средства пойдут на создание пунктов базирования кораблей в Геопорту г. Новороссийска и в г. Темрюк. В 2005 г. на выполнение программы отпущен один миллиард рублей: на эти деньги началось строительство пункта базирование кораблей в Геопорту г. Новороссийска и обустройство подразделений береговых войск ЧФ на Черноморском побережье Краснодарского края. Скажем, для береговых войск до конца года планируется построить два штаба, общежитие, казарму, столовую, медпункт, склады и ряд других объектов.

Назовем и цель этой ФЦП: создание береговой инфраструктуры Черноморского флота, обеспечивающей базирование его сил в интересах национальной безопасности России, необходимых условий функционирования корабельных сил, морской авиации и частей береговых войск ЧФ в мирное и военное время. Программа рассчитана на 15 лет и оценена в 8 млрд. 624 млн. руб. То есть, если к 2017 г. нашему флоту придется уйти из Крыма, то на российском берегу его будет ждать необходимая инфраструктура.

В заключение сообщим, что через раздел "Национальная оборона" проект бюджета-2006 готов потратиться и на решение части проблем, определенных такими Федеральными целевыми программами, как "Антитеррор" (2005-2007 гг.) - 40 млн. руб., "Мировой океан" - 55 млн. руб., "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)" - 35 млн. руб.

Виктор МИХАЙЛОВ

Опубликовано в выпуске № 37 (104) за 5 октября 2005 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц