Версия для печати

Методы исключения

Как Шанхайская организация сотрудничества планирует решать афганскую проблему
Истраков Сергей

Эксперты из 15 государств, представители ШОС, ОДКБ, других организаций приняли участие в прошедшей в Москве Международной конференции по Афганистану. Ее работу освещали более ста средств массовой информации. Большой интерес вызвало выступление заместителя начальника Генерального штаба Сергея Истракова. Он рассказал о совместной работе оборонных ведомств стран ШОС по стабилизации обстановки в Афганистане и Центральной Азии. В подготовленной для «ВПК» статье эти вопросы освещены более подробно.

Эксперты из 15 государств, представители ШОС, ОДКБ, других организаций приняли участие в прошедшей в Москве Международной конференции по Афганистану. Ее работу освещали более ста средств массовой информации. Большой интерес вызвало выступление заместителя начальника Генерального штаба Сергея Истракова. Он рассказал о совместной работе оборонных ведомств стран ШОС по стабилизации обстановки в Афганистане и Центральной Азии. В подготовленной для «ВПК» статье эти вопросы освещены более подробно.

Анализируя обстановку в Центральной Азии, стоит перечислить хотя бы основные угрозы региональной и международной безопасности. Это прежде всего рост террористической активности Исламского движения талибов, других радикальных организаций и расширение влияния ИГИЛ на территорию Афганистана, чему сопутствует эффективная пропаганда экстремистской идеологии среди населения, приводящая к пополнению бандформирований. Ситуация характеризуется эскалацией нестабильности и возможностью возникновения в регионе внутренних вооруженных конфликтов. Налицо увеличение объемов наркотрафика из Афганистана в соседние страны, который является экономической и финансовой основой для антиправительственной деятельности экстремистов. К основным угрозам относятся и попытки вмешательства стран Запада во внутренние дела государств Центральной Азии.

Безопасность в Афганистане может быть обеспечена только силами граждан этой страны. Никакое вмешательство извне не решит проблемы

Члены Шанхайской организации сотрудничества прилагают самостоятельные усилия для нейтрализации угроз региональной безопасности, проводя односторонние мероприятия экономического, политического, социального и гуманитарного характера. Но такие попытки не позволяют эффективно противодействовать новым вызовам.

На примере сирийского кризиса хорошо видно, что усилия западной антитеррористической коалиции не приносят результата в борьбе с ИГИЛ именно потому, что цели у участников разные, действия разнонаправленные. В итоге все сводится к демонстрации активной борьбы.

С другой стороны, Сирия служит доказательством того, как могут развиваться события, если коллективные действия предпринимаются своевременно и скоординированно. Применительно к Афганистану первоочередная задача должна быть сформулирована так: как не допустить его использования в качестве инструмента «раскачки» ситуации в странах – участницах ШОС.

Высказанные экспертами мнения можно свести к нескольким положениям. Во-первых, безопасность в Афганистане может быть обеспечена только силами граждан этой страны. Никакое вооруженное вмешательство извне не решит проблемы. Во-вторых, для обеспечения безопасности необходима внешняя помощь, причем она должна носить разноплановый характер – от содействия в экономическом развитии до военно-технического сотрудничества. В-третьих, без перекрытия наркотрафика устранить экстремизм невозможно. Доходы от торговли опиатами создают экономическую базу терроризма, причем не только в Афганистане, но и за его пределами. ШОС представляется универсальным механизмом, который способен скоординировать деятельность всех участников и афганского правительства для решения задач обеспечения безопасности в регионе.

Методы исключения
Фото: Вадим Савицкий

Складывающаяся военно-политическая обстановка и прогноз ее развития показывают, что консолидация усилий в парировании и нейтрализации вызовов и угроз жизненно необходима. Поэтому возможности Шанхайской организации сотрудничества, как никогда, востребованы. Целесообразно проработать эти вопросы по следующим направлениям.

Первое – исключение распространения угрозы терроризма на страны Центрально-Азиатского региона. С этой целью в текущем году успешно осуществлены мероприятия по повышению слаженности действий наших вооруженных сил, укреплению мер доверия и понимания. В частности, в апреле на территории Киргизии проведена совместная тренировка сил специального назначения в условиях горной местности при подготовке военного командно-штабного учения «Мирная миссия». В мае в Таджикистане в непосредственной близости от границы с Афганистаном прошло учение воинских контингентов Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Результаты подтвердили их способность эффективно выполнять поставленные задачи и дать достойный отпор бандформированиям. В сентябре проведено стратегическое командно-штабное учение «Центр-2015», в ходе которого осуществлена проверка способности вооруженных сил членов ОДКБ нейтрализовать попытки проникновения экстремистов в центрально-азиатские республики, а также отражать агрессию крупных террористических группировок. Регулярно выполняются российско-таджикские мероприятия по мониторингу обстановки на границе с Афганистаном.

Второе направление – совершенствование механизма обмена информацией между вооруженными силами государств – членов ШОС по оценке угроз региональной безопасности. В качестве перспективы рассматривается формирование аппарата национальных военных советников при секретариате организации или специальной рабочей группы при совете министров обороны. На данный орган предполагается возложить вопросы взаимодействия как с национальными вооруженными силами, так и с Региональной антитеррористической структурой ШОС, ОДКБ, Антитеррористическим центром СНГ. Через этот аппарат (рабочую группу) будет вестись обмен данными об организациях экстремистов, незаконных вооруженных формированиях, способах и тактике их действий. Кроме того, необходима активизация многостороннего сотрудничества по линии разведывательных служб Министерств обороны с целью усиления контроля за действиями нелегальных организаций. Такие формы сотрудничества, безусловно, представляют взаимный интерес.

Третье направление – обмен опытом подготовки и применения воинских контингентов в антитеррористических операциях, в том числе проводимых под эгидой ООН и других международных организаций, расширение военно-технического сотрудничества между странами ШОС, включая образовательные аспекты.

Следует также отметить необходимость мероприятий, направленных на повышение боевой выучки воинских контингентов государств – членов ШОС в интересах противодействия новым вызовам и угрозам региональной безопасности.

Сегодня, как никогда, необходим анализ военно-политических процессов в зоне ответственности ШОС. Оборонные ведомства обязаны своевременно реагировать на угрозы, исходящие из регионов, особенно военные, в том числе путем демонстрации консолидированных усилий организации. В этих целях спланировано проведение в 2016 году на территории Киргизии совместного антитеррористического учения вооруженных сил «Мирная миссия-2016». Воинские контингенты стран ШОС отработают приемы и способы ведения боевых действий по нейтрализации отрядов террористов и поделятся опытом борьбы с незаконными вооруженными формированиями.

Наряду с экономическими, политическими, социальными мерами государства – члены Шанхайской организации сотрудничества должны активизировать противодействие афганскому наркотрафику. Особую актуальность приобретает реализация инициативы создания на базе Региональной антитеррористической структуры ШОС универсального центра противодействия новым вызовам и угрозам. Важно организовать сотрудничество будущего центра с региональными структурами, в первую очередь с Центром антинаркотических операций ОДКБ.

Необходимо совместными усилиями пресекать каналы наркотрафика, финансирования, поставки вооружения и материальных средств экстремистским организациям, которые действуют в Афганистане.

Еще одним направлением стабилизации обстановки является противодействие идеологии экстремизма. Целенаправленная работа в информационной сфере, разъяснение пагубности подобных взглядов лишит руководство Исламского движения талибов, отрядов ИГИЛ и других террористических организаций поддержки населения и пополнения.

Очень важно поддержать усилия афганских властей по достижению национального примирения в стране. В этих целях необходимо не только активизировать взаимодействие военных ведомств стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, но и использовать политический, экономический, социальный потенциал СНГ и Евразийского экономического союза для улучшения положения населения, укрепления здравоохранения и других сфер жизнедеятельности государства.

Только целенаправленная и консолидированная работа всех стран Центрально-Азиатского региона позволит снизить уровень террористической угрозы, не допустить распространения влияния экстремистских организаций.

Сергей Истраков,
заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-полковник

Опубликовано в выпуске № 40 (606) за 21 октября 2015 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц